Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку
Авторизация
web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок

I-й Кубанский Юридический Форум





Вернуться из версии для печати


ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В.А. БЕКЕТОВА НА 67-й ЕССИИ ЗСК

Уважаемые коллеги и гости ЗСК!

Мы собрались в этом зале на последнее в текущем созыве пленарное заседание Законодательного Собрания края. Это самый подходящий момент для того, чтобы оглянуться назад, оценить сделанное за истекшие пять лет.

Уже совсем скоро состоятся выборы нового созыва депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края.

Я уверен, что те, кто получит мандат доверия на предстоящих выборах, продолжат традиции своих предшественников. Среди них одна из наиболее значимых – умение работать в команде. Все эти годы мы трудились одним большим, дружным коллективом единомышленников. Разница в политических пристрастиях не мешала работе. Мы сразу определились, что защита интересов наших избирателей является главной для нас целью.

И если между нами и возникали когда-либо споры и противоречия, то они, в основном, касались лишь способов её достижения.

Говоря о том, что сделано за период созыва, необходимо поблагодарить всех, с кем мы все эти годы работали сообща и в единой связке – это, в первую очередь, губернатора Александра Николаевича Ткачёва, профильные подразделения администрации Краснодарского края, Контрольно-счетную палату и Прокуратуру края, различные органы краевой и федеральной власти.

А также партии и общественные организации, и просто неравнодушных граждан, которые обращались в ЗСК письменно или в устной форме во время выездов депутатов в округа.

Они рассказывали нам о назревших проблемах, требующих законодательного урегулирования, излагали свои взгляды на то, в какой именно форме данный вопрос может найти своё правовое решение. Можно смело сказать, что все мы были коллегами по законотворческой работе. А проделана она немалая.

За 5 лет текущего созыва проведено 66 пленарных заседаний, принято 4689 правовых актов: 1245 законов, 3444 постановления ЗСК.

За этими сухими цифрами стоит очень многое. Постоянно совершенствовалось краевое законодательство - разрабатывались новые законы или вносились, по мере необходимости, изменения в уже действующие.

Предметом самого пристального внимания депутатов было законодательное обеспечение бюджетного процесса. Это естественно, ведь бюджетная политика была, есть и будет основным инструментом реализации всего комплекса государственной социально-экономической политики.

Год от года эта работа становилась все сложнее. Консолидированный бюджет Краснодарского края увеличивался в объёме, появлялись все новые и новые направления финансирования. Для сравнения: в 2008 году доходная часть консолидированного бюджета края составила 140 миллиардов рублей. Плановый показатель текущего года более чем в полтора раза выше – 229,5 миллиардов.

Также не раз менялись требования федерального законодательства к организации бюджетного процесса, что требовало оперативного внесения соответствующих изменений в краевое законодательство.

Депутатам предстоящего созыва нужно учесть данный опыт предшественников, а также искать пути реализации новых подходов, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. В нем Владимир Владимирович Путин потребовал от региональных и муниципальных органов власти, помимо прочего, придерживаться жёсткой финансовой дисциплины и прозрачности в распределении средств.

В частности, он отметил следующее: "…бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.…необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности".

Это очень важное замечание. Каждый налогоплательщик должен иметь представление о том, как и на что именно расходуются средства бюджета. Поэтому в прошлом году проект закона о краевом бюджете был вынесен на всенародное обсуждение. На кустовых совещаниях общественность обсуждала проект бюджета края на 2012-й год и плановый период 2013-го и 2014-го годов. Каждый житель края мог ознакомиться с проектом закона о краевом бюджете и высказать депутатам ЗСК своё мнение.

В ходе парламентских слушаний, которые были организованы по итогам обсуждения бюджета, были проанализированы и подытожены все поступившие предложения. И те, что были признаны обоснованными, нашли своё отражение в бюджете 2012 года, индикативном плане социально-экономического развития края, либо были включены в планы на последующие годы.

Думаю, депутатам следующего созыва необходимо продолжить эту практику общенародного обсуждения, а также распространить её и на вопрос исполнения краевого бюджета.

Хочу отметить, что важным шагом в совершенствовании краевой бюджетной политики и общей системы межбюджетных отношений стало принятие в 2011 году новой редакции краевого закона "О Контрольно-счетной палате Краснодарского края". Кстати, в текущем году она отметила 15-летие своей деятельности. За эти годы Палата стала важным механизмом системы финансово-бюджетного контроля. В тесном взаимодействии с депутатами Законодательного Собрания и подразделениями администрации края её сотрудники отслеживают процессы формирования и исполнения краевого бюджета, выявляя и пресекая нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности края. Это позволяет крепить финансово-хозяйственную дисциплину предприятий и организаций различных форм собственности, улучшать эффективность использования бюджетных ресурсов и государственной собственности края, повышать ответственность исполнителей за результаты деятельности.

Все эти годы работа с бюджетом велась в двух направлениях. Во-первых, мы стремились формировать бюджет развития, обеспечивающий динамичное развитие основных отраслей экономики края. Во-вторых - не отступали от принципа его социальной направленности.

Каждый год значительные средства в консолидированном бюджете края, порядка 60% расходной его части, предусматривались на обеспечение социальных отраслей. Профильные комитеты постоянно вели работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие систем образования, культуры и спорта, повышение качества медицинского обслуживания, усиление социальной поддержки малоимущих и слабо защищённых слоев населения.

На протяжении всего периода работы текущего созыва в центре внимания депутатов была такая социально значимая отрасль, как образование. Большая работа велась в рамках соответствующего национального проекта. Краевое законодательство оперативно приводилось в соответствие с федеральными нормативными актами, регулирующими те или иные стороны работы отрасли. Ежегодно значительные суммы из краевого бюджета направлялись на обеспечение функционирования и развитие сети образовательных учреждений края: на совершенствование их материально-технической базы, повышение заработной платы учителей и сотрудников.

Депутаты текущего созыва немало времени и сил потратили на то, чтобы создать в школах края комфортную, дружественную ребенку среду пребывания.

С этой целью совершенствовалась система обеспечения учеников горячим питанием, за счет средств краевого и местных бюджетов была организована замена окон, проводилось оснащение школьных мастерских.

Большое внимание было уделено системе профессионального образования в крае. Кубань относится к числу тех регионов, которые наиболее полно сохранили систему подготовки рабочих кадров, но общие для всей страны проблемы проявились и у нас. Развитие реального сектора экономики края выявило нехватку квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий.

Решая эту проблему, мы приняли закон "О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае", который позволит вести подготовку кадров в более тесной увязке со складывающейся в крае экономической ситуацией, запросом работодателей.

Хочу отдельно упомянуть работу по обеспечению прав наименее защищённой части детей Кубани. Тех, у кого судьба неожиданно оборвала детство, детей-сирот. Принятые в четвёртом созыве краевые законы "О патронате в Краснодарском крае", "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" позволили многим воспитанникам детских домов и интернатов обрести новую семью.

А Закон "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" – решать их жилищный вопрос.

Не меньшие усилия депутатов четвёртого созыва были направлены и на профилактику сиротства. Ведь болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Мы видели, что семей, где родители забывают о своей конституционной обязанности заботиться о детях, заниматься их воспитанием, становится больше и больше. Растёт количество детей, являющихся фактически сиротами при живых родителях.

Был разработан и принят закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". К его реализации подключились все: правоохранители, работники бюджетной сферы, казачьи организации, общественность. Депутаты ЗСК, администрация Краснодарского края постоянно держали на контроле ход мероприятий.

Результаты не замедлили сказаться. Статистика органов внутренних дел с первого года действия краевого закона отметила сокращение не только числа правонарушений, совершённых несовершеннолетними, но и количества преступлений, в которых подростки являлись потерпевшими.

На одной из недавних сессий с анализом работы закона выступил Александр Николаевич Ткачёв. Он привел такие данные. За время его применения детская преступность снизилась в крае на 37%. В 2011 году около 10 тысяч родителей были оштрафованы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

И только 600 из них пришлось наказать повторно. Получается, что рецидив составил всего 6%. А 94% оштрафованных родителей взялись за ум, стали хоть чуть внимательней относиться к своим детям.

Однако для обеспечения нравственного и физического здоровья наших детей надо менять ситуацию не только в семье. Депутаты четвертого созыва активно выступили против сложившейся практики реализации подросткам тонизирующих, энергетических напитков, за ужесточение ответственности лиц, продающих подросткам спиртное.

В Государственную Думу был внесен проект федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков" и принят краевой закон "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков".

Но сами по себе запреты мало что решают. Поэтому был принят ряд нормативных актов, ориентированных на развитие в крае массового спорта, создание условий для вовлечения в занятия физической культурой детей и подростков. Это Законы "О физической культуре и спорте в Краснодарском крае" и "О социальной поддержке отдельных категорий работников государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций".

Чтобы поставить работу с молодёжью на надежную основу, выстроить её на годы вперед, в текущем созыве был принят краевой закон "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае". Мы не раз обращались к его содержанию, вносили изменения, которых требовала складывающая ситуация.

Ни одно пленарное заседание Законодательного Собрания в текущем созыве не проходило без принятия нормативных правовых актов или рассмотрения какого - либо проблемного вопроса в области здравоохранения и социальной защиты.

Важным направлением работы депутатов текущего созыва была реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". В области здравоохранения был принят ряд значимых для каждого кубанца краевых целевых программ.

Много было сделано депутатами четвертого созыва для совершенствования сельской медицины. Важно, что удалось не только сохранить, но и расширить, переоснастить сеть ФАПов, провести ремонт и реконструкцию поликлиник. Продолжалась подготовка специалистов-врачей для работы на селе в рамках программы "Врачебные кадры для сельского здравоохранения". В текущем созыве данная программа постоянно совершенствовалась. Срок ее действия был продлён до 2020 года, количество набираемых студентов увеличилось, расширилось число категорий обучаемых.

Самое пристальное внимание депутаты ЗСК уделяли вопросам развития местного самоуправления.

Организационные, кадровые вопросы, финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований находились в центре внимания. Была проведена серия зональных научно-практических конференций на тему "Обеспечение экономических основ местного самоуправления". На них мы отрабатывали модели ускоренного развития экономики на территориях сельских поселений, вели поиск дополнительных источников пополнения местных бюджетов.

Итогам выполнения рекомендаций была посвящена вторая волна совещаний, на которых анализировалась эффективность принятых мер.

Большое внимание уделялось развитию территориального общественного самоуправления. В целях распространения положительного опыта их работы, Законодательным Собранием в 2008 году организован конкурс на звание "Лучший орган территориального общественного самоуправления".

Итоги очередного конкурса мы подводили в июне на кустовых совещаниях, посвящённых работе органов ТОС в 2011 году. На этих встречах можно было наглядно понять, что у местного самоуправления на Кубани есть надежная основа. Туда съехались настоящие энтузиасты, люди, готовые делать всё от них зависящее, чтобы их малая Родина становилась с каждым днем всё лучше и краше. Слушая их, я понимал, - мы не зря приняли решение о существенном увеличении призового фонда, в соответствии с которым победители конкурса получат на благоустройство своих территорий за первое, второе и третье место по 500, 300 и 200 тысяч рублей соответственно.

Я уверен, у этих затрат в итоге будет большой воспитательный эффект. Меня в этом убедило письмо председателя ТОСа из села Гусаровского Красногвардейского сельского поселения Отрадненского района, где за счёт денег призового фонда были оперативно начаты работы по благоустройству детской площадки. Это тот результат, который увидят все. Люди приведут туда своих детей, и у всех жителей будет возможность понять простую истину: труд на общее благо даёт свои результаты. И каждый из нас, - и они в том числе - способен своими силами менять жизнь к лучшему.

Немало за период работы текущего созыва было сделано в плане совершенствования законодательной базы в области культурной политики. Целый ряд изменений был внесен в законодательные акты Краснодарского края в области охраны памятников, кинематографии и архивного дела. Важной вехой стало принятие Закона Краснодарского края "О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае".

Одним из главных приоритетов для депутатов четвертого созыва являлись вопросы обеспечения законности, правопорядка и правовой защиты граждан. Профильным комитетом были разработаны законы о внесении изменений в Устав Краснодарского края, в Закон "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края", в краевой Закон "Об административных правонарушениях", и целый ряд других.

В целях защиты закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан был принят Закон "Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае". Важным нормативным правовым актом Краснодарского края, ориентированным на защиту прав и интересов без преувеличения каждого жителя Кубани стал принятый в четвертом созыве закон "О противодействии коррупции в Краснодарском крае".

Главным условием и предпосылкой социально ориентированного бюджета всегда являлось одно: поступательное развитие кубанской экономики. Поэтому вопросы развития её реального сектора постоянно находились в центре внимания депутатов четвертого созыва.

Были приняты законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае", "О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно‑частного партнерства", "О промышленных парках Краснодарского края", "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае".

Большой объем работы был проделан в области совершенствования инвестиционного законодательства. Как следствие - сегодня Кубань входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объёмам привлечённых в экономику средств.

Это способствовало улучшению макроэкономической ситуации. В крае реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, следствием чего стало увеличение количества рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Как и ранее, в центре внимания депутатов находилась деятельность предприятий АПК - ключевой отрасли Кубани. За годы четвертого созыва принят целый ряд важных законов, регулирующих её функционирование. Таких, как краевой закон "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае", установивший основы государственной политики в области сельскохозяйственного производства.

По мере необходимости оперативно вносились изменения в законы, регулирующие правоотношения в отдельных подотраслях АПК, а также в краевую целевую Программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы".

По-прежнему в центре внимания оставался вопрос контроля производимой в крае продукции. Был разработан и принят закон Краснодарского края "Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Краснодарском крае", а также краевой закон "О хлебе". Считаю, что эта деятельность должна быть продолжена в следующем созыве. Вопрос качества всего ассортимента кубанской пищевой продукции должен находиться на постоянном контроле.

Мы не можем ставить под угрозу здоровье российского и кубанского потребителя, а также их доверие к тому, что произвели кубанские аграрии. Ведь это - наш козырь, одно из наших главных преимуществ в предстоящей, после вступления России в ВТО, нелёгкой конкурентной борьбе с западным сельхозтоваропроизводителем.

Проблема носит комплексный характер. И простого решения у нее быть не может. Нужно будет не только внедрять новые технологии производства, но и отработать систему сертификации, определить каналы сбыта экологически чистой продукции, проделать большую разъяснительную работу.

То есть предстоит менять также и психологию людей, а это, как подсказывает опыт прошлых лет, самое сложное. Потребуются принятие изменений в существующее законодательство – причем не только на краевом, но и на федеральном уровнях.

Депутатами текущего созыва в этом отношении оставлен немалый задел. Проделанную ими работу предстоит продолжить тем, кому 14 октября избиратели вручат свой мандат доверия.

На протяжении всего созыва в центре внимания депутатов постоянно находился сектор малых форм хозяйствования в АПК. Формы и направления его поддержки постоянно совершенствовались. Начиналась эта работа еще в предыдущем созыве, с принятием в 2004 году краевого закона "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края".

Разрабатывая этот нормативный акт, мы стремились создать условия, необходимые для того, чтобы кубанские рынки заполнялись качественной и недорогой сельхозпродукцией, а сельские жители, желающие повысить уровень своего материального достатка, могли реализовать себя в каком-либо направлении агробизнеса.

Я помню, на первом этапе у многих в этом отношении был изрядный скептицизм. Но пессимисты всегда проявляются в любом значимом и масштабном деле. В своё время Пётр Аркадьевич Столыпин не раз слышал упреки в адрес своей аграрной реформы. Некоторые коллеги-депутаты Государственной Думы говорили ему, что русская деревня ленива, спивается и к реформам не готова.

Пётр Аркадьевич отвечал им, что "разумных и сильных" на селе гораздо больше, чем "пьяных и слабых". И призывал депутатов Государственной Думы: "Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России – большинство".

Вот и мы при разработке политики стимулирования малого бизнеса на селе сделали ставку на активных, сильных и умелых, на здоровое ядро нашего кубанского общества.

Прошло совсем немного времени, и всем, включая отъявленных скептиков, стало ясно, что этот выбор был верен. Семейные формы производства начали быстро развиваться, и личные подсобные хозяйства у многих селян превратились из чего-то несущественного, действительно "подсобного", в настоящие мини-фермы. Их владельцы, желая и далее расширять производство, сами поставили вопрос перед органами власти о регистрации их в качестве предпринимателей. На сегодняшний день таковых в крае зарегистрировано уже несколько тысяч человек.

Многочисленные примеры таких успешных, состоявшихся в агробизнесе семей можно встретить в каждом районе. Жизненный путь у каждой из них разный, но в основе каждой лежат трудолюбие и желание построить своим близким лучшую жизнь.

Чтобы все они имели такую возможность, депутаты четвертого созыва постоянно совершенствовали формы поддержки малого предпринимательства в АПК.

Была предоставлена возможность расширения участка, принята краевая целевая программа, позволившая создать тысячи гектаров пастбищ вблизи сельских поселений. Помощь со стороны краевого бюджета была распространена также на такие подотрасли, как овцеводство, птицеводство и кролиководство, овощеводство закрытого грунта, садоводство, виноградарство, овощеводство. Было начато субсидирование строительства теплиц, закладки садов и виноградников.

Политика государственной поддержки малого бизнеса в АПК нашла своё выражение в принятом депутатами этого созыва законе "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края". Возможность создания животноводческих ферм силами отдельных семей была предусмотрена принятым краевым законом "О семейных животноводческих фермах в Краснодарском крае".

С целью распространения опыта эффективных управленческих решений на местах, был учреждён ежегодный конкурс на звание "Лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края".

Активно велась учеба малых предпринимателей. Был разработан и принят закон Краснодарского края "О создании и деятельности базовых школ в сфере малого предпринимательства по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Краснодарского края".

Он позволяет существенно расширить возможности ознакомления сельских жителей с передовыми технологиями, поскольку учебный процесс будет организован на базе хозяйств владельцев ЛПХ, КФХ или индивидуальных предпринимателей, добившихся значимых результатов в своем направлении. То есть мы на новой основе возвращаемся к старому, но в своё время хорошо себя зарекомендовавшему принципу "научился сам - научи другого".

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются владельцы товарных ЛПХ, предприниматели, фермеры - это сбыт произведенной продукции. Депутатами четвертого созыва был разработан проект федерального Закона "Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках".

В 2008 году мы внесли его в Государственную Думу. К сожалению, несмотря на ожидаемую высокую социально-экономическую эффективность, целый ряд положительных заключений и поддержку всеми субъектами, ознакомившимися с его содержанием, до настоящего времени Закон на федеральном уровне так и не принят.

Задачи по его продвижению в Государственной Думе придется решать новому созыву депутатов Законодательного Собрания края

Важным и знаковым событием в жизни края стала прошедшая в прошлом году "Кубанская ярмарка". Мероприятие вызвало такой интерес у краснодарцев и гостей города, что в отдельные дни даже Краснодарский ипподром не мог вместить всех желающих.

В отличие от всех иных ярмарок, у нее не только торговое назначение. Мы хотели, чтобы это был и центр общения, в рамках которого участники смогут поучиться на примере других, повысить свою квалификацию, обменяться опытом. Поэтому в павильонах были развёрнуты мастер-классы лучших в своём деле практиков. Учёные проводили круглые столы, обучающие семинары и читали лекции.

Уже совсем скоро открытие Кубанской ярмарки текущего года. Думаю, она будет намного представительнее предыдущей. В числе участников мы увидим много новых лиц.

Ещё один важный закон, принятый в текущем созыве - "О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края". Его принятие вызвало огромный всплеск энтузиазма не только в крае, но и по всей России. На сайт Законодательного Собрания поступило такое количество комментариев и откликов, какого не имел ни один из ранее принимавшихся нами законов. Причем сообщения приходили не только из самых дальних уголков России, но и стран СНГ.

Кто-то был готов создавать свою усадьбу прямо сейчас, кто-то предварительно просил указать места, где предполагается выделять землю. Мне чем-то это напомнило намного более раннюю эпоху, тот энтузиазм, с которым люди ехали поднимать целину.

Такой энтузиазм нужно оправдать. Тем более что Закон"О сельских усадьбах " - это работа на будущее, на перспективу.

Не так давно ФАО, продовольственная сельскохозяйственная организация при ООН, опубликовала прогноз: к 2050 году человечество может столкнуться с острой нехваткой пищи. Население Земли к этому времени вырастет до девяти миллиардов человек. И тогда, чтобы обеспечить всех жителей Земли пищей, нужно будет производить на 70% больше продовольствия, чем сейчас.

Приметы обострения продовольственной ситуации в мире видны уже сегодня. Голодают десятки миллионов людей, в то время как растут цены на мировом рынке продовольствия. При этом, по оценкам экспертов до четверти сельхозплощадей планеты предельно истощены. И нам надо уже сейчас думать, как с наибольшей эффективностью использовать те уникальные природно-климатические условия, которые мы имеем. Без всякого преувеличения, это ресурс мировой значимости.

Сегодня налицо отток трудоспособного населения из сельской местности в города. У нас в крае около полутора сотен населенных пунктов, которые по различным причинам покинуло большинство прежних жителей. И ещё несколько сотен таких, где жизнь еле теплится.

Мы рассчитываем - закон "О сельских усадьбах " сможет возродить их, сперва замедлить, а после и прекратить отток населения с отдаленных сельских территорий, позволит поднять заброшенные земли. По ходу его реализации, я уверен, практика будет выявлять отдельные шероховатости и недочёты. Думаю, не преувеличу, если скажу, что закон "О сельских усадьбах " должен стать предметом неустанной работы депутатов следующего созыва.

Помимо очень коротко перечисленных мной направлений законотворческой деятельности работа депутатов текущего созыва включала и целый ряд иных направлений.

Отдельным направлением работы депутатов четвертого созыва являлось активное участие в федеральном законодательном процессе. В Государственную Думу была направлена 31 законодательная инициатива, подготовлено 3241 заключение по проектам федеральных законов, рассмотрены 1263 инициативы субъектов Российской Федерации.

Активно налаживались рабочие контакты с органами представительной власти из других субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Польза от такого взаимодействия законодателей не вызывает сомнений. Оно позволяет нам учиться друг у друга, внедрять те передовые идеи, которые наработаны нашими коллегами.

В первую очередь это касается рабочего общения с нашими ближайшими соседями, с которыми у нас не только общие границы и один федеральный округ, но и общий набор проблем. Важным инструментом консолидации интересов субъектов Южного федерального округа стала Южно-Российская Парламентская ассоциация. Две последние из Конференций ЮРПА, 15-я и 16-я, прошли у нас, на территории Краснодарского края. Общение с коллегами в ходе их работы дало возможность глубже и с различных сторон увидеть предмет обсуждения, найти новые подходы в законодательном регулировании многих вопросов.

Важной формой работы депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва оставалась деятельность комитетов. За созыв проведено 1207 ихзаседаний, в том числе 168 выездных, на них рассмотрено 5645 вопросов.

Обсуждение наиболее актуальных и социально-значимых проблем проходило на парламентских слушаниях, совещаниях, "круглых столах", конференциях. Всего проведено 986 таких мероприятий.

Значительное внимание уделялось контрольной деятельности. На пленарных заседаниях принимались постановления ЗСК о ходе реализации краевых законов, вырабатывались рекомендации эффективного правоприменения в различных сферах экономики или общественной жизни. Было проведено 224 проверки исполнения действующего законодательства.

С целью дальнейшего совершенствования этой работы был принят Закон Краснодарского края "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Краснодарского края". Мы рассчитываем, что он позволит вывести работу по контролю за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов Краснодарского края на новый уровень, сделает её более планомерной и масштабной.

Но лучше всего "коэффициент полезного действия" закона виден при обсуждении его эффективности с теми, на кого он непосредственно направлен, кто в повседневной работе и жизни на себе проверяет его сильные и слабые стороны.

В течение всего созыва депутаты систематически выезжали в округа для проведения встреч с избирателями, на которых рассказывали о текущей и предстоящей законотворческой деятельности, а также выслушивали различные предложения. Наиболее существенные из них потом брались на заметку, становились предметом обсуждения на заседаниях комитетов и планёрных совещаниях. Во многих случаях рассмотренные проблемы легли в основу новых нормативных правовых актов или стали поводом для корректировки статей действующих законов.

Всего за текущий созыв таких встреч с населением было проведено 6178. В них приняли участие порядка 410 тысяч человек.

За текущий созыв в избирательных округах депутатами Законодательного Собрания края принято с обращениями по различным вопросамоколо 17,5 тысяч человек.

Кроме того, за период созыва в адрес ЗСК поступило более десяти тысяч письменных обращенийграждан. На личном приёме в ЗСК депутатами было принято свыше двух с половиной тысяч человек. На каждое обращение в определенные законом сроки заявитель получал аргументированный ответ.

Тесное взаимодействие с избирателями позволяло нам внимательно отслеживать ситуацию в крае, своевременно определять болевые точки и искать пути эффективного решения возникающих проблем.

Тем самым мы совершенствовали систему обратной связи между депутатами и жителями края, и это позволяло оперативно получать информацию об общественном мнении, о явлениях и событиях общественной и экономической жизни, требующих законодательного регулирования.

Уважаемые коллеги и гости Законодательного Собрания края!

В завершение своего выступления хочу сказать, что депутатами текущего созыва проделана большая законотворческая работа по самым разным направлениям социальной и экономической сфер. И это принесло свои плоды. Мы видим, что за прошедшие пять лет в крае существенно изменилась социально-экономическая ситуация. Наблюдается положительная динамика практически во всех базовых секторах экономики, растет уровень и качество жизни наших земляков.

Я уверен, тем, кто придёт в этот зал по итогам октябрьских выборов, удастся продолжить лучшие традиции своих предшественников. Наши избиратели рассчитывают, что новый состав ЗСК закрепит всё лучшее из того, что уже сделано, и сможет двигаться дальше, продолжая совершенствовать законодательство, способствующее развитию края и укрепляющее позиции социальной защищённости всех жителей Кубани.

Благодарю за внимание!