Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку
Авторизация
web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати

Выступление председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова

на кустовом совещании по обсуждению проекта закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"


Уважаемые участники совещания!

Сегодня нас собрало в этом зале обсуждение проекта закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Уже третий год подряд каждое рассмотрение проекта краевого закона собирает порядка трёх тысяч человек. В этом году будет не меньше. В шести зонах края пройдут слушания, чтобы ещё раз "сверить часы" – выслушать мнение максимально большего числа людей по поводу формирования доходной и расходной частей бюджета. Мы исходим из того, что открытость и общественный контроль в бюджетной сфере - это залог консолидации общества, социальной стабильности. Кстати, именно поэтому с текущего года на всеобщее обсуждение было решено выносить не только проект бюджета, но и вопрос исполнения краевого и консолидированного бюджетов года минувшего.

Все предложения и замечания, поступившие в ходе нашей сегодняшней работы, будут, как и в предыдущие годы, внимательно изучены. Их тщательно проработают депутаты и специалисты аппарата Законодательного Собрания и администрации края, министерства финансов, представители иных, профильных учреждений и ведомств.

И те из них, что заслуживают внимания, несомненно, будут учтены в ходе дальнейшего определения параметров бюджета на 2014 год и на перспективу 2015-2016 гг.

Около месяца назад в Москве состоялся XIV Съезд партии "Единая Россия". Мне довелось участвовать в его работе. Лидер партии, Дмитрий Анатольевич Медведев, в своём выступлении перед делегатами съезда затронул целый ряд значимых вопросов. В числе важнейших он, как премьер-министр, не мог обойти вниманием особенности бюджетной политики на ближайшую перспективу.

Во-первых, он отметил окончательный переход на программный метод реализации бюджета. Это значит, повышается ответственность и вырастает уровень финансовой самостоятельности всех субъектов. Разумеется, далее эти же тенденции должны распространяться на региональный уровень и на уровень муниципальных образований. Бюджет Краснодарского края на 2014 год, с общими параметрами которого нас сегодня ознакомили, также сформирован в программном формате.

Нам всем надо учитывать это обстоятельство. Работа в таком режиме даст вашим территориям новые возможности, но одновременно и потребует от каждого из представителей местного самоуправления полной самоотдачи, высокой финансовой дисциплины и личной ответственности.

Все предыдущие годы на практически каждом совещании, разбирая деятельность органов местной власти, мы так или иначе затрагивали проблему бюджетной дисциплины и вопросы реализации целевых программ. Зачастую помогали решать вопросы участия в них, подсказывали, советовали. Такая же поддержка будет продолжаться и далее, но требования по вхождению муниципалитетов в государственные программы повысятся. Я говорю не только о требованиях со стороны вышестоящих органов. В первую очередь повысится внимание к вашей работе со стороны жителей. А это - самая скрупулёзная и ответственная форма контроля.

Сегодня немало было сказано о содержании и порядке реализации социальных программ. Хочу остановиться на вопросе их результативности и отдачи.

В своей работе мы должны ориентироваться на те цели, которые обозначил Владимир Владимирович Путин, представляя Послание о бюджетной политике в 2014–2016 годах.

"В бюджетной сфере – сказал Президент – мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это – увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей. Для этого необходимо оптимизировать структуру бюджета … чтобы увеличивать долю тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития". На уровне местного самоуправления формой оптимизации бюджетных расходов может стать заключение межмуниципальных соглашений о сотрудничестве в социально-экономической сфере.

В каждом муниципальном образовании действуют программы развития спорта и культуры, есть свои коллективы и команды, добившиеся значительных успехов. И если продуманно организовать межрайонный обмен, совместное проведение мероприятий, то при одних и тех же затратах можно получить заметно большую отдачу. Каждый район будет представлять соседям лучшее, что у него есть, и, в свою очередь, принимать их у себя.

Особенно об этом стоит подумать в преддверии зимней Сочинской Олимпиады, до которой осталось уже немного дней. За ней будет следить вся страна, я думаю, каждый будет болеть за нашу сборную. Одним из ее последствий станет всплеск интереса к спорту у всех россиян, и в первую очередь - у молодежи.

Нам важно не упустить этот момент и использовать его в интересах всего общества. Потому что спорт олимпийского уровня, профессиональный спорт высоких достижений - он, конечно же, зрелищен, красив, притягивает внимание. Но такой показатель как здоровье нации определяет именно массовый спорт.

И нам сообща, органам государственной и муниципальной власти вместе с общественностью, надо думать над тем, как пробудить этот интерес у молодёжи, и как удовлетворить его, как активнее вовлекать всё новых и новых людей. Потому что пока особой массовости в занятиях спортом мы не видим.

А также думать о том, как продолжать в не меньших, чем ранее, объёмах, финансирование социально значимых программ, ориентированных на решение тех проблем и вопросов, которые по-прежнему сохраняют особую остроту и актуальность. Таких, например, как нехватка мест в детских дошкольных учреждениях.

Статистика последних лет фиксирует рост рождаемости, и это отрадно. Значит, молодые семьи уверенно стоят на ногах, уверенно смотрят в будущее. Но сложность с устройством ребенка в ясли или детский сад является для многих из них серьёзной проблемой. Поэтому поставлена задача - к 2016 году ликвидировать дефицит мест в детских садах.

Значительные средства предусматриваются также на текущий и капитальный ремонт школ, совершенствование их материально-технической базы. Этот вопрос надо держать на постоянном контроле, и планировать развитие школьной сети с учетом изменений в демографии - потому что через несколько лет поколение тех, для кого мы сейчас расширяем сеть детских садов, пойдёт в первый класс.

Чтобы успешно решить эту и многие другие застарелые проблемы, нам необходимо и далее крепить экономическую основу развития социальной сферы. Мы привыкли гордиться социальной ориентированностью бюджета, и часто об этом говорим. При этом зачастую забываем, что деньги на социальные программы поступают в бюджеты всех уровней от предприятий реального сектора экономики. И расходовать можно лишь то, что ты заработал.

Правда, часто и у обычных людей, и у муниципальных образований возникает соблазн потратить больше, чем имеешь.

Центробанк недавно опубликовал данные - за различного рода кредиты россияне задолжали банкам 9 триллионов рублей, что сопоставимо с годовым доходом федерального бюджета. Вдумайтесь в эти цифры.

В Краснодарском крае на каждого трудоспособного приходится свыше 110 тысяч рублей долга. Некоторые попадают в долговую кабалу от безысходности, попав в тяжелую жизненную ситуацию. Но чаще покупаются на рекламу, в которой "за чемоданом к подруге, за кредитом в банк, чтобы поехать отдыхать". А после и те, и другие выясняют, что за всё надо платить, и платить с большими процентами. И тогда начинаются настоящие трагедии, зачастую подрывающие здоровье людей, разрушающие семьи.

Мы знаем, что большинство кредитов уходит на потребительские цели. Кто решил машину купить, кто-то мебель поменять, при этом они забыли, что сначала эти деньги нужно заработать, а не брать их в долг.

Такая же ситуация складывается зачастую и в муниципальных образованиях, когда темпы роста бюджетных расходов превышают рост собственных доходов. Статистика текущего года такова: в целом ряде муниципальных районов края сумма накопленного муниципального долга в полтора и более раза превышала объём налоговых и неналоговых доходов, поступивших за 8 месяцев текущего года.

Мировой финансовый кризис показал - жизнь в долг опасна. Поэтому основной задачей органов муниципальной и государственной власти должно стать постоянное изыскание резервов для развития экономики на своих территориях.

Здесь мы должны работать рука об руку и обеспечивать такие условия, при которых и для граждан, и для муниципальных образований долговая зависимость перестанет быть непосильной кабалой.

 Добиться этого мы можем, стимулируя развитие малого и среднего бизнеса, повышая уровень благосостояния жителей края. Учитывая специфику Кубани, речь идет прежде всего о предпринимательстве в сфере АПК. На протяжении многих лет органы власти края активно поддерживают малое предпринимательство в АПК.

Сегодня мы видим результаты. Десятки тысяч семей получили возможность работать на рынок. Несколько тысяч человек, начав с работы в своем личном подсобном хозяйстве, впоследствии перерегистрировались, стали предпринимателями.

Многие из представителей малых форм хозяйствования вышли на уровень высокого мастерства, по уровню рентабельности производства способны соперничать с намного более крупными хозяйствами.

Всё это воочию мог видеть каждый на недавней Агропромышленной выставке "Кубанская ярмарка−2013". От каждого муниципального образования края там были представлены самые успешные представители малых форм хозяйствования в АПК.

В ходе работы ярмарки были подведены итоги конкурса на звание "Лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" в 2012 году. По Анапо -Таманской природно-климатической зоне победителями стали Новониколаевское и Куйбышевское сельские поселения Калининского района, занявшие первое и второе места соответственно и Старонижестеблиевское сельское поселение Красноармейского района (третье место).

 Всем нам нужно ориентироваться на их опыт, изучать его и использовать в своей работе. Некоторым это особо необходимо.

На заседании краевой комиссии по подведению итогов краевого конкурса было отмечено, что большинство муниципальных образований хотя и не победили, но представили достойные результаты. Однако есть и те, кто подошёл к делу формально.

Работа отдельных органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере развития сельскохозяйственного производства путем поддержки малых форм хозяйствования не может быть признана удовлетворительной.

Так, администрация города-курорта Сочи, ежегодно для участия в краевом конкурсе выдвигает только Верхнелооский сельский округ. Остальные 11 сочинских сельских округов в конкурсе не принимали участие. А ведь в Сочи насчитывается около 22 тысяч ЛПХ.

Давайте не будем забывать, что у черноморского и азовского побережья кроме прибрежной полосы есть ещё и село. Это десятки тысяч семей, для которых проблема занятости очень актуальна. Но и прибрежная полоса тоже будет чувствовать себя значительно комфортнее, если будет работать село, и местная продукция будет поступать на прибрежную полосу с него, а не с того берега.

В апреле текущего года депутаты ЗСК и администрация края провели целый ряд встреч вместе с депутатами сельских поселений в сельских округах города Сочи с гражданами, которые занимаются малым сельхозпроизводством и представителями органов местного самоуправления. Основной целью было оказать местной власти содействие в организации работы по развитию малых форм хозяйствования.

Будем надеяться, это даст свои плоды уже на следующий год, при очередном проведении итогов конкурса "Лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования" за 2013-й год.

Органам местного самоуправления надо активно работать в этом отношении, поскольку помощь малому сельхозтоваропроизводителю Кубани сегодня весьма необходима, он сталкивается в своей деятельности с достаточно серьёзными проблемами.

Многие из них высветила наша "Кубанская ярмарка". На 14-й октябрьской сессии Законодательного Собрания края мы их рассмотрели и приняли постановление по этому вопросу.

Было решено продолжить поддержку ряда приоритетных направлений малых форм хозяйствования. Также были определены основные причины, сдерживающие активность малого бизнеса на селе. Это и дефицит качественной малой сельхозтехники, и нехватка земель на отдельных территориях, и отсутствие возможностей сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.

Сейчас уже понятно - если эти вопросы не будут решены, дальнейшее наращивание государственной помощи сектору малого предпринимательства будет малоэффективно.

В принятом на 14-й сессии постановлении органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано создать на территории района оптовый сельскохозяйственный продовольственный рынок, совместно с Крайпотребсоюзом организовать сеть заготовительных пунктов и контор, активизировать разъяснительную работу с представителями малых форм хозяйствования по поводу преимуществ работы в рамках кооперативов и ассоциаций.

Совместными усилиями мы должны в кратчайшие сроки создать на Кубани эффективно работающую систему инфраструктурной поддержки малого сельхозтоваропроизводителя, в рамках которой он получит, при необходимости, помощь в наделении его землёй, приобретении малогабаритной сельхозтехники, покупке кормов и забое скота и птицы, консультациях ветеринара. А также сможет реализовывать произведенную им продукцию на заготпункте или оптовом сельскохозяйственном рынке.

Если такая система поддержки будет налажена - это даст серьёзный импульс развитию муниципальной экономики, повысит уровень и качество жизни на селе, откроет перспективы новых доходных источников для местных бюджетов. Поэтому ситуация с выполнением данного постановления будет находиться на постоянном контроле.

Одновременно мы будем продолжать работу и по другим, перспективным для края направлениям. Принятые ранее решения сейчас находятся в стадии реализации.

В прошлом году был принят краевой закон "О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края". Не так быстро как хотелось бы, но процесс идёт. На днях краевая комиссия провела отбор участников ведомственной целевой программы "Организация сельских усадеб в малых сельских населённых пунктах на 2013-2015 годы". На конкурсной основе 13 человек были признаны победителями. Это немного, но это первый шаг. В дальнейшем число претендентов будет расти. Вы слышали в докладе Сергея Васильевича, что на эти цели предусмотрено 230 миллионов рублей.

Несколько лет назад мы приняли решение о приоритетности развития виноградарства в крае. Чтобы люди могли успешно заниматься этим видом бизнеса, было решено обучать этому непростому делу, требующему специальных знаний.

Недавно в Динском профессиональном училище №63 состоялся выпуск первой группы, прошедшей обучение по курсу "Инновационные технологии в виноградарстве". В числе выпускников - фермеры и предприниматели из разных районов Краснодарского края. В этом училище открыт центр профессиональной квалификации в области виноградарства и цветоводства, и он ждёт своих слушателей.

Черноморское побережье и Таманский полуостров - лучшие в России земли для выращивания винограда. Но одних природных условий недостаточно. Чтобы был достойный результат, к этой прекрасной земле должны быть приложены и умелые, квалифицированные руки. Давайте помнить об этом и вести обучение ваших земляков, тех, кто изъявит желание совершенствовать свои навыки, на базе профучилища станицы Динской. Хочу отметить, что много сделано положительного. Посмотрите, какие сегодня виноградники есть в Темрюкском и Крымском районах. Это образец. Они могут стать стимулом для развития виноградарства на всей территории края. И нам со временем не нужно будет его завозить.

Хочу отметить, что в проекте краевого закона "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" вопросу господдержки АПК уделено значительное внимание.

По программе "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" предусматривается выделение более 560 миллионов рублей.

Уважаемые участники встречи!

Обсуждение краевого бюджета на 2014-й и на плановый период 2015 и 2016 годов проходит свои первые этапы.

Заметно, что с каждым годом интерес к обсуждению краевого бюджета растет, и это естественно. Это тема, которая затрагивает интересы каждого.

Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что бюджет страны и края принимаются в непростой ситуации. Мы с вами являемся свидетелями того, как Президент Российской Федерации неоднократно поднимает вопросы принятия бюджета и совершенствования бюджетной политики, оптимизации расходов, стимулирования экономического роста.

Если мы научимся так работать, то и в дальнейшем бюджет будет строиться на принципах взаимопонимания, для решения тех проблем, которые есть на территории края.

Нам будет, чем финансировать приоритетные направления, развивать и экономику, и социальную сферу. Но нужно научиться работать на конечный результат. Я уверен, мы сможем это сделать. И задачи, которые поставлены бюджетом на предстоящий период нам по плечу и мы их с честью выполним.

Спасибо!