Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку
Авторизация
web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок

I-й Кубанский Юридический Форум





Вернуться из версии для печати


Выступление председателя Законодательного Собрания края В.А. Бекетова на на зональных парламентских слушаниях по обсуждению итогов исполнения закона  Краснодарского края "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"


Уважаемые участники парламентских слушаний!

Несколько лет назад мы начали практику проведения парламентских слушаний по проекту бюджета на следующий год. Эти мероприятия проходят у нас в широком формате, каждый раз в них принимают участие более 3 тысяч человек.

В прошлом году Губернатор края Александр Николаевич Ткачев внес предложение проводить их и перед рассмотрением в Законодательном Собрании итогов исполнения бюджета края за истекший год. Хочу отметить, что парламентские слушания по исполнению бюджета на Кубани проходят впервые. Я думаю, и среди всех субъектов Российской Федерации мы не найдем подобного примера.

Сегодняшнее мероприятие - завершающее. В городах Армавире и Туапсе, Павловском и Щербиновском районах слушания уже прошли.

Это новая для всех нас форма работы, но она уже наглядно продемонстрировала свою значимость. Мы видели высокую заинтересованность всех участвующих. Каждый раз поступало немало комментариев и замечаний по поводу различных сторон бюджетного процесса, предложения по их совершенствованию. Все они будут внимательно изучены и учтены в дальнейшей работе.

Такая активность показывает, что нам удалось добиться нашей главной задачи. Организуя слушания в столь широком формате, представляя итоги исполнения бюджета всем жителям края, мы стремимся тем самым обеспечить полную прозрачность бюджетного процесса. Чтобы каждый житель и налогоплательщик края видел не только как формируется краевой бюджет, но и как он исполняется.

Этот принцип бюджетной открытости должен распространиться на все уровни власти. Для вас, председатели городских и районных Советов, депутаты всех уровней это должно быть сигналом, что исполнение своих бюджетов вы должны также рассматривать публично. Вы точно также должны продемонстрировать своим землякам: власть ни от кого ничего не прячет и готова дать обществу полную информацию о каждом расходованном рубле.

На прошлой неделе Владимир Владимирович Путин в ходе совещания с членами Правительства и руководством обеих палат Федерального Собрания сообщил о подписании им Послания о бюджетной политике в 2014–16 годах. Раскрывая его основные положения, он подчеркнул: "Мы должны обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности бюджетной политики. Нужно… в доступной и понятной людям форме показать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата".

Сегодня мы выслушали подробную и развёрнутую оценку исполнения бюджетных назначений краевого и консолидированного бюджетов 2012 года.

Всё услышанное нами подводит к одной мысли: совершенствование бюджетного процесса должно оставаться главной задачей органов государственной и муниципальной власти Краснодарского края. Этого требует от нас сама логика развития края, такие задачи перед нами ставит Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и Правительство, этого ждут от нас наши земляки.

Сегодня процесс наполнения краевого бюджета стабилен. Причина этого - состояние кубанской экономики, которая демонстрирует процесс достаточно успешного роста. Не так давно Российская газета опубликовала итоги социально-экономического развития в 2012 году.

В ряду субъектов Российской Федерации Краснодарский край занимает достойное место. Индекс промышленного производства вырос, в сравнении с 2011 годом, на 4%. Инвестиции в основной капитал составили порядка 780 миллиардов рублей и более 1 миллиарда долларов США. Базовые отрасли экономики работали стабильно. Снизился объём регистрируемой безработицы, выросла среднемесячная начисленная номинальная заработная плата.

На 17% увеличились объёмы жилищного строительства. Это радует, потому что за этой цифрой - новый, гораздо более красивый облик наших городов и станиц, это новое качество жизни людей. Но бурное строительство порождает и свои проблемы, не будем об этом забывать. Отдельные объекты строятся с технологическими нарушениями, некоторые возводятся без разрешительной документации, самовольно.

С такими явлениями надо вести жёсткую борьбу. Если для этого потребуется работа по внесению изменений в краевое или федеральное законодательство - обращайтесь в Законодательное Собрание края. Вы можете рассчитывать на поддержку со стороны депутатов ЗСК.

Также надо решать и другую проблему - как создать социально справедливый механизм доступа к уже построенным квадратным метрам.

Чтобы квартиры в новостройках приобретались не дельцами для последующей перепродажи, а теми, кто действительно нуждается в улучшении жилищных условий.

Данные статистики свидетельствуют о наличии значительных объёмов платежеспособного спроса у населения: растет оборот розничной торговли, увеличиваются объёмы оказания платных услуг населению. Все это говорит о том, что на Кубани постепенно увеличивается численность среднего класса, растет благосостояние жителей.

Но самый надежный показатель здорового состояния общества - это, на мой взгляд, данные о рождаемости. За 2012 год родилось более 69 тысяч детей, что на пять тысяч превышает уровень 2011 года. Для одного года - рост весьма значительный.

На мой взгляд, это свидетельство того, что в сегодняшней ситуации молодые семьи не боятся будущего, спокойно планируют свою жизнь на долгие годы вперед и уверены, что у них не будет проблем с тем, чтобы дать качественное образование рожденным детям, обеспечить им достойное будущее.

Данные статистики хорошие, но не нужно забывать о существующих проблемах. Они есть, и их немало.

Во-первых, это сохраняющаяся неравномерность экономического развития территорий. Она слишком высока, и это создает немало проблем как в повседневной жизни людей, так и в вопросах наполнения местных и краевого бюджетов.

Считал и считаю, что на Кубани стыдно жить бедно. У нас много возможностей для развития экономики, создания новых производств, привлечения инвестиций, развития малого бизнеса. Нужно их использовать.

Ещё одна проблема сегодняшнего дня - это последствия вспышек африканской чумы свиней в различных районах края. Наш АПК понес большие потери. В апреле текущего года, по данным Крайстата, поголовье свиней в хозяйствах всех категорий сократилось до 300 тысяч голов.

Борьба с эпидемией тяжким грузом легла на бюджет 2012 года. Значительные средства расходовались на проведение защитных мероприятий, на компенсационные выплаты в рамках соответствующей краевой целевой программы.

Нам предстоит найти решение проблемы - как в кратчайшие сроки ликвидировать эти и иные негативные последствия. А одновременно - как закрепить, расширить и упрочить на будущее все позитивные моменты в экономике края.

Потому что без обеспечения стабильного экономического роста мы не добьёмся главной нашей цели

Мы привыкли гордиться социальной ориентированностью бюджета Кубани. И в сегодняшних выступлениях эта его особенность не раз обоснованно подчеркивалось. Но при этом она не должна становиться самоцелью. Нужно помнить и о другом.

Мы шли к созданию социально ориентированного бюджета многие годы, наращивая объёмы различных форм социальной поддержки. Это был непростой процесс.

И, безусловно, мы не будем отступать от достигнутого. Все взятые на себя обязательства органы государственной власти Краснодарского края будут выполнять. Но усиление социальной составляющей возможно только лишь на основе здоровой экономики. Не заработав предварительно, ничего и не потратишь, если только не жить в долг.

Поэтому мы не должны забывать и о том, что бюджет Краснодарского края должен являться бюджетом развития. И эту его сторону необходимо усиливать. Бюджетный процесс обязан обеспечивать финансовую составляющую развития экономики. Распределение средств по краевым целевым программам в производственной сфере должно быть ориентировано на то, чтобы придавать импульс развития соответствующим отраслям.

Мы постоянно обращаемся к этому вопросу и контролируем ход исполнения краевых и ведомственных целевых программ. Так, на майской сессии депутаты рассмотрели вопрос их реализации в 2012 году. Результаты выполнения программ были признаны удовлетворительными. Вместе с тем, была отмечена необходимость повышения уровня эффективности некоторых из них.

По ряду программ предусмотренные в краевом бюджете средства были освоены не полностью. Такая ситуация повторяется в той или иной мере из года в год.

Считаю, что положение, при котором деньги не "работают" - просто не нормально. Это значит - где-то замедлилось решение важных для людей вопросов, чего они, быть может, ждали долгие годы. Причины такого явления достаточно известны. Это низкое качество подготовки проектно-сметной документации, поздние сроки проведения конкурсных процедур для заключения контрактов, несоблюдение обязательств подрядчиками и поставщиками, и ряд других.

В конечном счете, все упирается в вопрос исполнительской дисциплины и профессионализма. Во многих случаях таких ситуаций можно было бы избежать.

Закон о краевом бюджете принимается в первом чтении в ноябре месяце. В окончательном чтении он несколько меняет свои параметры, но не значительно. При нормально организованном планировании это позволяет заранее решить вопросы об участии в программе, найти возможных исполнителей и обговорить с ними условия. Словом, провести полный цикл подготовительных работ с тем, чтобы уже в первом квартале в муниципальном образовании началась реализация программных мероприятий.

В соответствии с бюджетным законодательством мы отслеживаем результативность финансируемых из краевого бюджета программ. Однако эту работу стоит совершенствовать, поскольку практика реализации выявляет время от времени организационные несовершенства.

Например, уже достаточно долго ведется поддержка овощеводства закрытого грунта. За счет средств краевого бюджета представителям малых форм хозяйствования выплачиваются субсидии на строительство теплиц в размере 300 рублей за квадратный метр.

В программу не был заложен критерий нижнего размера. В результате господдержку получают как предприниматели, построившие теплицы на тысячи квадратных метров, так и те, у кого они составляют всего лишь несколько десятков. Понятно, что в последнем случае человек делал ее только лишь для потребностей семьи, на рынок он работать не будет.

Кроме того, субсидия выдается по факту завершенного строительства, без привязки к результату. Мы выдаем деньги сразу, еще до того, как в этой теплице хозяин вырастит первый урожай.

И уже были такие случаи: человек построил теплицу, получает субсидию, работает год-два, а после бросил. Его ничто не держит в этом бизнесе, ведь все затраты ему краевой бюджет погасил.

Получается, что программа не в полной мере выполняет свою основную задачу стимулирования производства, увеличения численности товарных хозяйств, наполнения нашего рынка овощной продукцией.

Нужно уходить от уравниловки в виде начислений субсидий любому заявителю за квадратный метр строения. Формы помощи должны быть ориентированы на развитие отрасли. Нужно подумать, как при оказании господдержки учесть дополнительные показатели: размер теплиц, их качество, используемые материалы и прогнозируемый срок службы, использование систем капельного орошения, количество созданных новых рабочих мест в поселении.

И, может быть, увязывать размеры господдержки с теми результатами, которых предприниматель добьётся на первом этапе работы или уже добился.

На февральской сессии текущего года было принято постановление "Об эффективности мер государственной поддержки производства овощей в защищенном грунте в Краснодарском крае".

В нем было предложено органам местного самоуправления обратить внимание на необходимость усиления контроля за организацией исполнения переданных госполномочий и рекомендуется осуществлять мониторинг использования теплиц в малых формах хозяйствования в соответствии с целевым назначением полученных субсидий.

Давайте каждый в пределах своих полномочий сообща будем совершенствовать работу по исполнению этой и других краевых целевых программ. Здесь нам предстоит немалая совместная работа, и нельзя оставаться сторонними наблюдателями, нужно вникнуть в ситуацию и искать пути решения.

У овощеводства на территориях, близких к Краснодару, большие перспективы. Краевой центр - огромный рынок сбыта, и нам надо активно формировать его, создавать благоприятные условия для всех - и потребителей, и производителей сельхозпродукции.

Недавно "Российская газета" опубликовала информацию: эксперты просчитали, что к 2050 году численность населения в мире возрастет до 9 миллиардов человек. И чтобы их прокормить, необходимо будет на 70% увеличить нынешние объёмы производства продовольствия. Что касается нас - объёмы надо, как минимум, удваивать. В ближайшей перспективе стоимость продовольствия будет только расти, и оно будет востребовано не менее, чем сегодня энергоносители.

Мы не должны упускать момент, нам необходимо работать над созданием соответствующих производств на территории Краснодарского края, чтобы обеспечить благоприятные перспективы будущим поколениям.

Уважаемые участники совещания!

Достаточно часто можно услышать высказывания о том, что полноценному участию в краевых целевых программах препятствует отсутствие собственных средств в муниципальном образовании.

Однако бесплатно ничего не бывает. Финансирование мероприятий целевых программ строится на принципе соучастия. В некоторых случаях мы существенно снижаем планку софинансирования. Но бесконечно уменьшать ее нельзя.

Хочу сказать, что в практике государственного и муниципального управления действует одно правило, то же самое, что и в обыденной жизни: планов как потратить деньги всегда больше, чем самих денег. Так устроен человек, каждому из нас постоянно хочется жить лучше.

Поэтому нужно постоянно работать над увеличением доходной части бюджетов: улучшать качество администрирования налогов, контролировать использование муниципального имущества, следить за своевременным вовлечением в налогообложение движимого и недвижимого имущества, а также создавать на своей территории благоприятный инвестиционный климат и условия для ведения бизнеса.

Специалисты Контрольно-счётной палаты, проанализировав данные прошлого года, выявили неиспользованные возможности увеличения доходной части консолидированного бюджета края на сумму 611 миллионов рублей. Такие резервы имеются в каждом муниципалитете, надо уметь их вовремя обнаружить и использовать.

Мы держим на постоянном контроле вопросы обеспечения экономических основ местного самоуправления. Так, на майской сессии был рассмотрен вопрос мобилизации собственных доходов в муниципальных образованиях северо-западной зоны в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края. Проявившиеся там тенденции характерны для очень многих городов и районов Кубани, поэтому я остановлюсь на них подробнее.

Первое, что надо отметить - проблема высокой зависимости многих муниципальных бюджетов от поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Несмотря на рост собственных доходов, эта зависимость продолжает оставаться чрезмерно высокой.

Рост расходов местных бюджетов влечет за собой и увеличение долговой нагрузки. Муниципальные образования все чаще прибегают к использованию заемных средств для обеспечения своих расходных обязательств. Такая ситуация свидетельствует о недостаточной работе органов местной власти по поиску резервов пополнения доходной части своих бюджетов, о просчётах в планировании при составлении индикативного плана развития территории, а также об отсутствии комплексных и целенаправленных действий по развитию местной экономики.

Анализ показал, что далеко не все возможности были использованы. По разным причинам замедлялась реализация инвестиционных проектов. А это явно упущенные или отложенные во времени поступления в бюджеты всех уровней. Также не до конца использован такой резерв стимулирования муниципальной экономики, как развитие малого бизнеса.

О необходимости поддержки данного сектора на всех уровнях власти мы говорим постоянно. Из краевого бюджета его представителям оказывается существенная помощь и поддержка. Уже много лет действует краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае". Большие усилия органы власти Краснодарского края прилагают для развития малого предпринимательства в АПК. На его развитие ориентированы несколько краевых целевых программ. В текущем году общие затраты на поддержку данного сектора могут достичь одного миллиарда.

Набор мер поддержки малого предпринимательства в АПК мы постоянно совершенствуем. Но эти действия органов краевой власти должны быть подкреплены соответствующей работой на муниципальном уровне.

Только действуя сообща, мы сможем обеспечить малому предпринимательству оптимальные условия работы, а, значит, и перспективы его дальнейшего роста.

Уважаемые друзья и коллеги!

Сегодня мы обсудили итоги исполнения краевого и консолидированного бюджета за истекший 2012-й год. Считаю, что представленный отчёт позволяет признать данную работу удовлетворительной.

Прозвучавшая сегодня на слушаниях информация найдет своё отражение в прессе, будет представлена всем жителям края. В этом - наша принципиальная позиция.

Каждый из наших избирателей, каждый налогоплательщик имеет право видеть, куда направляются бюджетные средства, на какие цели планируется расходовать средства и к какому результату привело уже проведённое финансирование тех или иных программ и направлений.

Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении доклада. Ваши предложения по улучшению эффективности использования бюджетных средств обязательно будут учтены при принятии закона об исполнении бюджета за 2012 год.
Благодарю за участие!
Спасибо за внимание!