Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку
Анонс событий
21 октября  в 8:55 на канале «Россия 1.Кубань» смотрите программу «Красная, 3».
В выпуске:
– парламентская встреча депутатов с представителями духовенства и казачества;
– участие депутатов в XXIII образовательных Кирилло-мефодиевских чтениях;
– о первом пленарном заседании членов Общественной палаты Краснодарского края третьего созыва;
– репортаж с краснодарского форума, посвященного проблеме трудоустройства молодежи.


21 октября в 10:00 на канале «Кубань 24» смотрите общественно-политическое ток-шоу «Право имею».  
В выпуске: участники программы обсуждают вопросы развития курортов Краснодарского края – проблему повышения уровня сервиса, качество подготовки кадров для данной отрасли  и т.д.





Авторизация

web камера

Фотогалерея

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати

Выступление на открытой сессии совета депутатов муниципального образования Успенский район 22 марта 2013 года

Уважаемые депутаты и жители Успенского района!

В своем докладе Игорь Евгеньевич Акулинин назвал большое количество имен жителей Успенского района. Это работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, учителя и врачи, спортсмены и творческие коллективы, руководители ТОС. Все они добросовестно работают и тем самым прославляют Успенский район, Краснодарский край. Я хотел бы, чтобы мы их поблагодарили за хорошую работу.

Год назад многие из присутствующих сегодня в зале были участниками аналогичной сессии. За истекшее с тех пор время немало событий произошло в жизни нашего района и Краснодарского края. Одно из них - выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва. Их итоги вам известны. С большим перевесом на Кубани в целом, и в нашем округе также, победила партия "Единая Россия".

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за оказанную мне, как кандидату по Восточному избирательному округу, поддержку.

Сегодня мы обсуждаем текущие проблемы Успенского района и пути их решения, а также перспективные направления его развития. Мы заслушали отчет главы о проделанной за год работе, о том, что из намеченного за истекший год сделано, а если и не сделано, то почему.

Действительно, за этот период Успенский район получил немалую поддержку за счет средств краевого бюджета. В развитие района вкладываются немалые средства.

Но сделанное наводит на одну мысль: можно было бы и больше. Как бы мы не улучшали социальную сферу, бытовую инфраструктуру наших населенных пунктов, людям свойственно постоянно стремиться к лучшему. Человек хочет сегодня жить лучше, чем вчера. Это естественно.

Например, сейчас перед нами стоит задача обеспечения доступности для всех без исключения семей обучения в детских дошкольных учреждениях. Проблема очень острая. Не так давно мы рассматривали ее на планерном совещании, заслушали выступление министра образования края по поводу складывающейся ситуации.

Мест в детских садах не хватает уже сейчас, а на фоне того миграционного прироста и роста рождаемости, которые отмечает статистика, потребность в ближайшее время будет только расти. Её нужно закрывать опережающими темпами.

По данным министерства образования и науки Краснодарского края охват услугами дошкольного образования в Успенском районе составил в прошлом году 58% при 68 по краю в целом. К сожалению, это один из самых низких показателей в крае.

Сейчас по программе "Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае" предусмотрено выделение на текущий год из краевого и местного бюджетов 45 миллионов рублей на строительство детского сада. Когда я говорю "из местного бюджета", то это только для того, чтобы вас не обидеть. Потому что участие района получается только символическое. Есть планы, и они обязательно будут выполнены, построить детский сад на 290 мест в селе Успенском. Мы с Джамбулатом Хизировичем обсуждали вопрос возможности приступить в этом году к строительству детского сада на 140 мест в селе Коноково. Зависит все от руководства района: насколько быстро будут готовы площадка, в частности по Коноково, и проектно-сметная документация. Я знаю, что она готова, передана на экспертизу. Если будет сделана – значит в этом году приступим к строительству.

Но это сможет закрыть лишь часть от объёма общей очереди. Притом - сегодняшней очереди. Не исключено, что в предстоящие три года она будет ускоренно расти.

Значит, нужно думать о более быстрых и менее затратных путях решения проблемы. Удовлетворить потребности молодых семей мы можем не только путем строительства новых детсадов. Но и меняя формы работы, например, увеличивая количество групп кратковременного пребывания.

Хороший эффект могло бы дать развитие групп семейного воспитания. Кстати, этот путь хорош еще и тем, что позволит обеспечить занятость неработающим мамам и помочь многодетным семьям.

Еще одна важная сторона этого вопроса - кадры. Далеко не все молодые специалисты, получив диплом, идут работать в детские сады по специальности. Многих останавливает непростая работа и размер заработка. Если сейчас не начать принимать меры, то может получиться, что в построенных детсадах работать будет некому. Надо думать о возможностях повышения зарплат и улучшения условий труда сотрудников дошкольных образовательных учреждений, а также о том, чтобы за получением соответствующей специальности направлялись только самые мотивированные, те, кто, получив диплом, вернется домой и будет трудиться по специальности.

Мы иногда позволяем себе непростительные вещи. Молодой человек направляется в высшее учебное заведение, зачастую на бюджетную форму обучения, но, получив образование, не работает по специальности. Никто не считает, какие колоссальные затраты понесло государство, подготовив совершенно не нужного специалиста, ведь он не работает по специальности, и от него нет никакой отдачи. По большому счету, это наносит ущерб всему обществу.

Смягчить остроту этой и других социальных проблем мы сможем, если район будет активнее участвовать в краевых целевых программах, изыскивать средства и возможности для софинансирования проектов. Район должен пользоваться этой возможностью.

К сожалению, у многих муниципалитетов участие в краевых целевых программах не отработано до конца. Это вопрос и финансовой, и административной дисциплины.

Ежегодно в краевом бюджете закладываются большие суммы на целевые программы, регулирующие вопросы газификации, водоснабжения, освещения улиц и ремонт дорог, жилищно-коммунального хозяйства - словом, на всемерное улучшение бытовой и социальной инфраструктуры, создание благоприятной для человека окружающей среды. Но эта социальная политика, реализуемая на уровне края, должна быть подкреплена взаимодействием со стороны муниципалитетов.

Зачастую для этого необходимы относительно небольшие средства. В некоторых случаях речь идет от 5 до 10% участия. Если органы муниципальной власти не будут активно изыскивать возможности софинансирования программ, мы не добьемся поставленных целей, на неопределенный срок "зависнет" решение социально значимых вопросов.

Как один из примеров - в прошлом году на разработку правил землепользования и застройки поселений по ведомственной целевой программе "О подготовке градостроительной документации на территории Краснодарского края на 2012-2014 гг." было предусмотрено 50 миллионов рублей. Но около четверти этой суммы так и осталась невостребованной в краевом бюджете из-за того, что ряд муниципальных образований несвоевременно провел конкурсные процедуры для заключения государственного контракта и не подтвердил софинансирование из бюджетов поселений. К сожалению, среди них оказался и Успенский район. И таких примеров достаточно много.

Хочу напомнить, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, и в "Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2018 года" определено, что в предстоящей долгосрочной перспективе программно-целевые механизмы управления станут главным инструментом достижения поставленных целей в сфере социально-экономического развития страны. Их роль и значимость будет только возрастать.

Для полноценной работы в таком режиме необходимо располагать достаточными средствами для осуществления софинансирования программ.

Уважаемые земляки!

Любое поступательное движение, любые изменения к лучшему возможны только на прочной экономической основе. Мы привыкли гордиться социальным бюджетом, тем, что в разные годы 60 и более процентов его расходной части направляется на вопросы социальной сферы. Но разумная социальная политика - это не просто умение распределять средства на социальные программы. Это, в первую очередь, умение формировать бюджет как основу развития.

Чтобы что-то потратить, сперва это "что-то" надо заработать.

В Успенском районе общая экономическая ситуация и перспективы устойчивого наполнения бюджета выглядят неоднозначно.

По ряду причин в прошлом году резко снизились объёмы промышленного производства. Объём привлеченных средств в экономику Успенского района за истекший 2012 год серьёзно снизился по отношению к уровню 2011 года. Это тревожный признак. У Успенского района есть свои возможности, привлекательные для ведения бизнеса.

Депутаты Законодательного Собрания на протяжении многих лет упорно отрабатывали положения краевого инвестиционного законодательства, выстраивая их так, чтобы создать в крае благоприятный инвестиционный климат. Этой нормативной базой надо активно пользоваться.

В особенности, если учесть, что в районе из года в год показатель официально регистрируемой безработицы колеблется на уровне 1,3-1,4 процента от трудоспособного населения. Кстати, у большинства территорий края он существенно ниже. А это порядка 300 жителей района, которым остро нужны рабочие места с нормальной зарплатой или условия для самозанятости.

Кстати, вакансий, предлагаемых службой занятости района, существенно больше, и они никак не заполняются. Стоит проанализировать, в чем причина. Может, в каких-то из них совсем не подходящие условия. А может, кому-то выгодно работать в теневом секторе, без оформления, и вдобавок к этому еще получать пособие.

В строительной отрасли объем работ, выполненный крупными и средними организациями, вырос за истекший год в 1,5 раза, и это радует.

Даже несмотря на то, что результат этот достигнут в основном индивидуальными застройщиками. В любом случае, это значит, что у наших земляков расширяются источники доходов, появляются свободные средства, и они вкладывают их в повышение уровня и качества своей жизни. Это уже позитив.

В то же время давно назрела потребность в строительстве жилья для работников бюджетной сферы. На прошлой открытой сессии год назад мы обсуждали вопрос о строительстве дома для работников ЦРБ Успенского района, говорили о том, что кадры в медицине стареют, что нужно привлекать молодёжь и выделять жильё, чтобы закреплять специалистов на постоянное жительство в районе.

В сельском хозяйстве сильным ударом для нас стали последствия эпидемии африканской чумы свиней. Затронуто, и очень серьёзно, материальное благополучие многих семей, тех, для которых свиноводство на протяжении многих лет было устойчивым и доходным семейным бизнесом.

Мы не должны оставлять этих людей один на один с их проблемами. Органам краевой и муниципальной власти предстоит много и упорно работать, чтобы найти возможности компенсировать им понесённые потери, помочь найти иную сферу деятельности и начать новое дело.

Краевое законодательство предусматривает предоставление субсидий по возмещению части затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, молодняка кроликов, гусей и индеек, а также по возмещению части затрат на приобретение необходимого технологического оборудования.

Но понятно, что в одночасье переход на птицеводство, другие виды животноводства и аграрного бизнеса осуществить сложно. Это требует особых знаний и навыков, которые ещё предстоит приобретать. О некоторых направлениях люди просто не знают, и в этом им надо помочь.

Положительная тенденция в АПК района – рост производства молока в сельхозорганизациях района. Та работа по ремонту стада, что осуществлялась ранее, теперь даёт свои результаты. Хочется думать, что это не предел, и в этом году получится перекрыть показатели индикативного плана.

Кстати, хочу особо отметить, что в конце прошлого года мы на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края рассматривали исполнение индикативного плана по итогам 2011 года. Успенский район при рассмотрении данного вопроса выглядел вполне достойно, как территория, показавшая положительную динамику экономического развития. В постановлении ЗСК он был отмечен как достигнувший высоких результатов в комплексном выполнении индикативного плана 2011 года.

В ближайшее время мы вернемся к этому вопросу. Запланировано проведение совещаний по рассмотрению выполнения индикативных планов социально-экономического развития муниципальных образований края в 2012 году и решений ранее проводившихся научно-практических конференций по обеспечению экономических основ местного самоуправления. Эту работу мы будем проводить на очень высоком уровне, с участием регионального министерства финансов, министерства экономики, Законодательного Собрания. Проводить будем по группе районов, чтобы по каждому району можно было детально рассмотреть итоги и оценить его работу. Также будем смотреть, как и с какой степенью эффективности были реализованы программы социально-экономического развития, что из ранее намеченного удалось сделать в полной мере, что - не совсем, и по каким причинам. Вопросы исполнения индикативных планов в разрезе муниципальных образований будут проанализированы.

Мы видим, что на территорию края поступают значительные, из года в год растущие, объёмы пищевых и иных товаров. Многие из них вполне можно было бы производить у нас, на месте. Все условия для этого имеются.

А получается, что наш край становится большим рынком сбыта для других субъектов Российской Федерации или, хуже того, для иностранных государств. Своими деньгами кубанские потребители поддерживают их производителей. А наши в то же время простаивают, упускают свою выгоду. Как следствие - не создаются дополнительные рабочие места, бюджеты всех уровней теряют налоговые поступления. Нам надо думать над тем, как сделать так, чтобы потребительский спрос кубанцев и гостей края по максимуму закрывали именно наши крупные, средние и малые предприятия.

Тогда и рынок будет наполнен более качественной продукцией, и в бюджетах всех уровней будет накапливаться больше средств.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на все названные мной позитивные моменты в развитии экономики района, следует сделать вывод: общее её состояние не может пока обеспечить стабильного и полноценного наполнения бюджета.

На прошлогодней встрече уже говорилось, что в бюджете муниципального образования Успенский район в 2011 году безвозмездные поступления из краевого бюджета составили около 70% доходной части.

Данные истекшего 2012 года - уже 77,6%. А доля собственных налоговых и неналоговых доходов снизилась с прошлогодних 30% до 22,4%. Поступления от налога на прибыль организаций в бюджете муниципального района в 2012 году снизились почти в 3 раза в сравнении с предыдущим годом. Более чем на 30% выросли объёмы недоимок в поселениях.

Игорь Евгеньевич в своем выступлении сослался на объективные причины, в частности, особенности хозяйственной деятельности крупных предприятий, чьи платежи являются основой бюджета района.

Но статистика показывает, что на протяжении трех последних лет налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет с территории Успенского района ежегодно снижались по отношению к предыдущему году.

То есть это - тенденция. Год от года поступления из краевого бюджета растут, а собственные доходы падают.

Нам нельзя настраиваться постоянно жить в кредит - это не только не разумно, но и опасно. Если вы думаете, что я сгущаю краски - вспомните телерепортажи из Греции. Там тоже исходили из самых лучших побуждений. Хотели каждый год улучшать жизнь людей, наращивать социальные расходы, даже если это не подтверждалось уровнем реальных доходов.

А когда государство оказалось на грани дефолта, и выяснилось, что единственный выход состоит в урезании бюджета, то оказалось, что люди уже привыкли к комфортной жизни. И на улицы выплеснулось массовое недовольство.

77% безвозмездных поступлений в бюджет - это очень высокий уровень зависимости. Если называть вещи своими именами - на три четверти район живёт за счет краевого бюджета, то есть за счет средств, заработанных другими. Так долго тянуться не может. Приказом регионального Министерства финансов Успенский район включен в число муниципалитетов первой группы, в которых доля межбюджетных трансфертов превышает 70% объема собственных доходов.

В отношении таких районов 136-я статья Бюджетного кодекса предусматривает особый режим ограничений в осуществлении ими расходных обязательств в отношении собственных полномочий, а также контроля за их бюджетной деятельностью.

Эта ситуация складывалась не один год, и выбираться из нее предстоит также долго. Но начинать нужно. Иначе следующим поколениям достанется непосильный объём долгов и отсутствие перспектив.

Поэтому поиск резервов развития и дополнительных доходных источников для пополнения бюджета района должен будет оставаться и далее главным приоритетом деятельности и депутатов Совета, и администрации муниципального образования.

Главным и приоритетным направлением развития экономики района будет оставаться малое предпринимательство. Сегодня этот сектор обладает скорее социальной значимостью. Его вклад в пополнение бюджета района невелик. Но со временем роль малого бизнеса в наполнении муниципальных бюджетов может существенно измениться.

Но это со временем, а сейчас ситуация иная. Игорь Евгеньевич в своем выступлении говорил, что если мы будем развивать этот сектор экономики, то пополним бюджет. На мой взгляд, задача этого сектора экономики накормить прежде всего себя, обеспечить себе достойную жизнь. Давайте реально посмотрим на вещи. Сегодня владельцы ЛПХ много денег заплатили в бюджет? Практически ничего не заплатили. А те, кто хорошо работает, чувствуют себя комфортно. Это первый этап. Второй наступит, когда они осознают, что им нужно развиваться, создавать полноценные предприятия.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Владимирович Путин обозначил задачу - сделать органы муниципальной власти в полной мере финансово состоятельными. Это значит - каждый муниципалитет должен иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Государство будет создавать условия для развития благоприятной экономической среды, последовательного расширения налогооблагаемой базы и наращивания поступлений в местные бюджеты.

С этой целью, как заявил Владимир Владимирович Путин, в качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана часть налогов от малого бизнеса. Таким образом, помогая малому предпринимательству сегодня, мы закладываем на будущее перспективы бюджетной стабильности.

Наиболее перспективное в наших условиях направление массового развития малого бизнеса - это малое предпринимательство в сфере АПК. Этот сектор кубанской экономики находится в центре внимания органов власти края. На протяжении многих лет мы постоянно совершенствовали меры его поддержки за счет средств краевого бюджета.

Всё это дало возможность десяткам тысяч кубанцев основать семейный бизнес, начать активно работать на рынок. Несколько тысяч семей, начав работу в рамках личного подсобного хозяйства, смогли расширить производство, выйти на новые рубежи и зарегистрировали свою деятельность в качестве предпринимательской. По Успенскому району такую регистрацию осуществили 155 человек.

Оказание мер господдержки не прекращалось в самые сложные периоды, даже когда до Кубани дошла волна мирового финансового кризиса. Многие тогда спрашивали – не заставит ли это сократить помощь малому бизнесу в АПК?

Мы не пошли на этот шаг тогда, тем более, не пойдём на него и сегодня. Краевой бюджет текущего года предусматривает выделение 659 миллионов рублей на мероприятия целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2013-2015 годы".

Но этой цифрой помощь малому бизнесу в АПК не ограничивается. Её реальные объёмы намного выше, поскольку малые предприниматели могут получить поддержку и в рамках нескольких других действующих целевых программ.

Например, поддержки начинающих фермеров, создания семейных животноводческих ферм или развития садоводства и столового виноградарства.

На многих предыдущих встречах и мероприятиях я повторял, и повторю сейчас: малый бизнес в АПК - стратегическое направление развития экономики Успенского района.

Будущее зависит от того, насколько умело и эффективно мы сумеем распорядиться его возможностями. Об этом мы говорили и на научно практической конференции, посвящённой обеспечению экономических основ местного самоуправления Коноковского сельского поселения Успенского района. Это было в 2008 году. Тогда я впервые услышал, что в Коноковском сельском поселении содержится 12 тысяч голов птицы. Я задал вопрос: земляки, а что происходит? 6 тысяч населения держит 12 тысяч голов птицы. Меня очень радует, что за прошлый год в Успенском районе уже было выращено более 200 тысяч голов птицы. Это не предел. Я уверен, что будут работать и дальше в этом направлении.

За те 5 лет, что прошли с тех пор, менялся не только наш район, но и весь мир. А также состояние российского и мирового рынков. На наших глазах начался и продолжает происходить стремительный рост цен на продукцию сельского хозяйства.

При этом всё показывает, что это не кратковременный скачок, а тенденция на десятилетия вперед. Эксперты говорят, что на смену мировому финансовому кризису идет продовольственный. Не так давно ООН опубликовала прогноз, в котором говорится, что к 2050 году человечество может столкнуться с острой нехваткой пищи.

Население Земли к этому времени вырастет до девяти миллиардов человек, и, чтобы обеспечить всех ее жителей, нужно будет производить на 70% больше продовольствия, чем сейчас.

Учитывая эти тенденции, можно предположить, что достаточно скоро для России с ее огромными пространствами, наличием на ее территории более 50% мировых запасов плодородных земель, сельскохозяйственное производство и торговля сельхозпродукцией станет таким же стратегически значимым источником пополнения бюджета, как сегодня - экспорт энергоносителей.

У Краснодарского края есть и дополнительные преимущества. Например, предстоящая Олимпиада, до которой осталось уже меньше года. На прошлой неделе я с группой депутатов ЗСК выезжал в Сочи. Мы осматривали олимпийские объекты, знакомились с ходом строительства.

То, что уже построено, впечатляет. Стадионы, лыжные трассы, объекты инфраструктуры – все это создано с применением самых новейших технологий. Я смотрел на них и думал, что для нашей молодежи не только спортивные выступления на этих объектах, а даже просто поездка сюда были бы сильным стимулом для здорового образа жизни, занятий спортом. Олимпиада пройдет, а объекты останутся. И дети из кубанских степных станиц, которые раньше горные лыжи видели только по телевизору, смогут осваивать трассы на Красной поляне.

И из других регионов люди тоже потянутся на эти склоны. Олимпиада увеличит количество отдыхающих на Кубани, а это скажется не только на Сочи, но и всем крае. Будет увеличиваться поступление налогов в краевой бюджет, будет только расти спрос на продукты питания.

Таковы перспективы развития АПК России в целом и нашего района в частности. Но не надо думать, что всё придет само собой.

Планка перед нами стоит высокая.

Выступая на расширенном заседании Правительства, посвященном обсуждению Основных направления деятельности Правительства на период до 2018 года, Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что российское сельское хозяйство может и должно стать конкурентоспособным. Он заявил, что Правительство обязуется помогать российским сельхозтоваропроизводителям наращивать конкурентный потенциал в условиях вступления в ВТО.

"У нас есть амбициозные планы – сказал Дмитрий Анатольевич - стать одной из ведущих мировых аграрных держав, вернее говоря, вернуть этот статус нашей экономике".

Мы понимаем, что просто так нам этот статус уступать никто не будет. Россия вошла в ВТО, наш рынок становится частью общемирового. И наш товаропроизводитель столкнется с конкуренцией западных своих коллег.

Многие рисуют эту перспективу черными красками. Думаю, это чересчур. Если хочешь и умеешь работать, то такое противостояние не страшно. Оно даже необходимо, чтобы побеждал лучший.

Но к конкурентной борьбе нужно готовиться – уже сейчас думать, как производить больше и лучше. Качество – наш ответ на конкуренцию со стороны прекрасно подготовленного к условиям мирового рынка, обладающего огромным опытом западного фермера.

Сегодня все больше и больше людей понимают ценность здорового образа жизни, хотят жить не болея, сохранить здоровье на годы вперед. Они понимают, что для этого на их столе должны быть овощи, не перекормленные удобрениями, гербицидами и пестицидами, мясо, выращенное без применения ускорителей роста. И они готовы платить за такую продукцию более высокую цену.

Тенденция такова: в России, вслед за всем остальным миром, становится востребованным органическое земледелие. Мы видим, как покупатели ходят по рынкам, и спрашивают именно местную, кубанскую продукцию. По их мнению, она лучше и качественнее. Такое их отношение - это наш козырь.

Сегодня сектор органической продукции на Кубани не просто мал, можно сказать, он ничтожен. Именно поэтому те, кто сегодня сделают на него ставку, не прогадают - в ближайшей перспективе у них не будет конкуренции.

Развитие органического земледелия - это перспектива на годы вперед, но для ее реализации предстоит сделать очень многое на всех уровнях власти. Нужно будет не только внедрять новые технологии производства, но и отработать систему сертификации, определить особые каналы сбыта экологически чистой продукции, проделать большую разъяснительную работу. Потребуются принятие изменений в существующее законодательство – причем не только в краевое, но и федеральное законодательство.

В предстоящей перспективе нам предстоит не только осваивать новые направления, но и пересматривать отношение к прежним. За последние годы мы установили немало мер поддержки нашему малому товаропроизводителю. А вот над разработкой мер контроля работали значительно меньше. Думаю, в ближайшее время нам предстоит исправлять как на краевом, так и на муниципальном уровнях допущенные ранее недоработки.

В развитие свиноводства в крае годами вкладывались огромные средства и усилия. Но при этом мы не уделили должного внимания тому, чтобы развитие поголовья параллельно сопровождалось усилением контроля со стороны ветеринарной службы. А также, чтобы с населением велась соответствующая работа, активно разъяснялась необходимость строжайшего соблюдения ветеринарно-санитарных норм и требований.

Сейчас уже не установить, как и откуда полыхнула эпидемия африканской чумы. Недаром в народе говорят, что счастье - оно всеобщее, а у беды всегда есть конкретные виновники. Один недосмотрел, другой халатно отнесся к своим обязанностям, третий решил, что не для него инструкции писаны.

И как следствие - вирус АЧС вырвался на свободу.

Порядок нам надо наводить не только в свиноводстве, но и в других отраслях, чтобы предотвратить не только крупные беды, но и нецелевое или малоэффективное использование природных ресурсов и бюджетных средств.

В прошлом году начали поступать жалобы и сообщения от жителей различных поселений Отрадненского района по поводу нерационального использования земель, нарушения условий договоров аренды.

Для их проверки была создана специальная комиссия. Проделанная ею работа позволила выявить значительные не используемые площади земель сельскохозяйственного назначения. А также то, что ряд собственников и пользователей не выполняют своих обязанностей по обеспечению плодородия земель, нарушают рациональные севообороты и не соблюдают технологии выращивания сельхозкультур.

Всё это приводит к снижению урожайности. Вследствие нерационального землепользования хозяйства района теряют часть дохода, и, соответственно, уменьшаются поступления в бюджет.

Были выявлены также факты нарушения условий договоров аренды земельных долей. Под предлогом экономических сложностей отдельные арендаторы своим односторонним решением снижали размеры натуроплат. Меры были приняты незамедлительно. Пайщикам одного из хозяйств была оказана помощь в подаче иска в суд. Решением суда договор аренды земельных паев был расторгнут и земли были переданы в аренду новому арендатору. С другими нарушителями вопрос удалось урегулировать в досудебном порядке.

Думаю, многие из этих проблемных вопросов могут вскрыться, при детальном изучении, и у нас в районе. Но такие проверки надо планировать, как это предусмотрели отрадненцы, на постоянной основе.

Они постановили проводить регулярно, не реже 1-го раза в полугодие, мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения. И на его основе готовить материалы по землепользователям, нарушающим земельное законодательство для последующей передачи их в контролирующие органы c целью принятия соответствующих мер.

Ещё об одном направлении поддержки малого предпринимательства в АПК хочу сказать особо. На этой неделе прошло планерное совещание, посвященное механизмам реализации краевого закона "О сельских усадьбах в малых населенных пунктах Краснодарского края". Принимая его, мы рассчитывали придать новую жизнь заброшенным поселкам и хуторам, привлечь туда новых жителей и дать им возможность на новом месте строить жизнь с нуля, заниматься производством сельскохозяйственной продукции всерьез и основательно.

Мне было приятно услышать в докладе Игоря Евгеньевича, что сегодня эта работа проводится на территории трех населенных пунктов Успенского района. Пока только один из них предусматривался в краевой программе ― это хутор Державный. Но, я думаю, мы найдем возможность поддержать и другие два, если будет внесено предложение. Развивать населенные пункты, вдохнуть в них новую жизнь ― это обязанность, если мы хотим сохранить территорию для себя, наших детей и для будущих поколений. Если думать о благополучии хотя бы на 100 лет вперед, значит уже сегодня нужно хорошо работать.

Уважаемые коллеги!

Практика поддержки малого бизнеса в АПК показывает, что эта политика должна быть точечной, адресной, и ее размеры должны быть жёстко увязаны с итоговым результатом. А параллельно с оказанием помощи должно идти и изучение степени её эффективности. Это позволит в любой момент, в зависимости от обстоятельств, изменить меры поддержки, перенаправить финансы на другие, более перспективные, цели.

Например, уже достаточно долго ведется поддержка овощеводства закрытого грунта. Средства в это направление вкладываются немалые. Достаточно сказать, что из примерно полутора миллиардов, направленных за последние 3 года на помощь малым формам хозяйствования, без малого треть составило возмещение затрат при строительстве теплиц. Тем более стоит разобраться с их реальным расходованием.

На февральской сессии мы приняли постановление "Об эффективности мер государственной поддержки производства овощей в защищенном грунте в Краснодарском крае".

В нем предложено органам местного самоуправления муниципальных районов обратить внимание на необходимость усиления контроля за организацией исполнения переданных государственных полномочий и рекомендуется осуществлять мониторинг использования теплиц в малых формах хозяйствования в соответствии с целевым назначением полученных ими субсидий.

А также - организовать на территории своего муниципального образования оптовые сельскохозяйственные продовольственные рынки и пункты по сбору и реализации овощной продукции, произведенной в малых формах хозяйствования.

Мы пока не добились принятия закона об оптовых рынках на федеральном уровне. Но губернатором принято решение о создании таких рынков. Есть поручение вице-губернатору Николаю Владимировичу Бутурлакину, он лично занимается этим вопросом. Я думаю, что вы тоже должны быть готовы к тому, чтобы включиться в эту работу.

Помимо овощеводства защищенного грунта есть еще одно важное направление, в развитие которого на краевом уровне вкладываются большие усилия и немалые объёмы средств из краевого бюджета. Это садоводство и виноградарство.

Имеются расчеты агрономов и экономистов, показывающие высокую рентабельность этих видов малого бизнеса в кубанских условиях. И самое главное - практический опыт, подтверждающий эти выкладки, примеры людей, которые уже не первый год успешно этим занимаются.

Но в условиях Успенского района развитие садоводства и виноградарства в малых формах хозяйствования не получило, хотя поддержка их в крае осуществляется.

Конечно, эти направления специфичны и сложны. Требуются навыки, высокая квалификация. Оборот средств довольно медленный - заложенный сад и виноградник первые плоды начнут давать лишь на 3-й год. Но эти сложности впоследствии окупаются.

Я не буду подробно останавливаться на этой работе. У нас есть плодовый совхоз. Мне приятно, что он уже производит более пяти тысяч тонн плодов. Это хорошо. Но нужно помнить, что когда-то он производил 11 тысяч тонн. Также мы должны помнить, что Россия в год потребляет 10 миллионов тонн плодов, а собственное производство составляет 2 миллиона тонн. Все остальное завозится. Если в Мичуринском растет великолепный сад, значит, такой же может расти на территории любого сельского поселения Успенского района. Точно также и виноград. Я, когда увидел замечательный виноград столовых сортов в Новопокровском районе, удивился, это ведь север края. А потом подумал, чему удивляться, это для нас Новопокровский район север, а для Ростова-на-Дону это юг. А из Ростовской области мы завозим саженцы винограда. Успенский же район еще южнее Новопокровского. Поэтому подумайте над виноградарством.

Мы для того, чтобы развивать малое производство в АПК, заключили договор с обществом "Знание". Мы хотим, чтобы в города и районы края выезжали специально подготовленные группы. В их состав войдут лекторы общества, ученые, специализирующиеся в той или иной отрасли, предприниматели. Эта работа будет осуществляться за счет средств краевого бюджета.

В некоторых муниципальных образованиях края такие лекции уже прошли. И мы видим, что они достаточно эффективны. В рамках одного занятия слушатели получают и правовую информацию, и знания о новых технологиях, а также могут выслушать рассказ практика, который уже давно предметно занимается данным видом бизнеса.

За муниципальной властью остаётся организационный вопрос, к которому надо подойти основательно. Связывайтесь с ЗСК и руководством общества "Знание", узнавайте, какие лекции они могут вам предложить, согласовывайте время и тематику, оповещайте жителей. Будем надеяться, что эти выступления заинтересуют наших земляков, на них придут те, кто готов попробовать себя в новом деле.

Хотя жизнь показывает, что формировать подобные умения и навыки нужно намного раньше, в детстве. Я считаю, что правильно сделали, когда заложили в школе № 2 сад, а в школе № 4 теплицу. Главное, чтобы вы это не забросили. Мне понравилось, что ученик восьмого класса после этого настоял, чтобы дома его родители тоже поставили теплицу. Нас с вами приучали работать в коллективе, сегодня другая ситуация, поэтому мы должны поддерживать молодежь в ее стремлении работать самостоятельно, создавать благополучие своими руками.

Я хочу подчеркнуть – совершенствование форм поддержки малого предпринимательства в АПК будет идти и по многим другим направлениям. Если у вас имеются свои соображения по этому поводу - вносите их. Создать по-настоящему эффективную систему господдержки мы сможем, только если все вместе будем ее активно и быстро совершенствовать в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Уважаемые земляки!

Завершая своё выступление, хочу остановиться еще на одном моменте. С этого года в нашем календаре появился новый "красный день". Указом Президента Российской Федерации установлен День местного самоуправления, который будет отмечаться ежегодно 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. На 6-й сессии мы приняли Постановление "О праздновании Дня местного самоуправления в Краснодарском крае". Создан оргкомитет, принят план торжественных мероприятий. Такие же планы должны быть приняты в каждом муниципальном образовании.

Президент принял правильное решение. Местное самоуправление - это фундамент, на котором строится огромная пирамида государственной машины и экономической системы. Здесь решается огромное количество вопросов, именно здесь трудятся социально активные и думающие о будущем люди.

И их деятельность заслуживает того, чтобы общество ее отметило и пропагандировало. Этот день станет праздником для всех работников органов муниципальной власти, а также многих десятков тысяч людей, так или иначе вовлеченных в деятельность ТОСов.

До этой даты остался месяц. Надо успеть продумать программу. Хотелось бы, чтоб в этот день, кроме обязательных концертов, смотров‑конкурсов и собраний были запланированы и мероприятия отчетного порядка. Думаю, будет правильно, если эта дата станет не только праздником.

Но ещё и днём, когда власть будет рассказывать людям о сделанном, и советоваться с ними, что и как планировать на будущее.

Потому что в такой совместной работе и есть смысл местного самоуправления. Только вовлекая в процесс творческого созидания всех наших земляков, мы сможем добиться успехов.

Об этом хорошо сказал Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послании. Он подчеркнул: "главное в том, что все мы: страна, общество, граждане, – умеем преодолевать трудности, решать масштабные проблемы. Нам предстоит большая работа… И здесь требуется вклад каждого, требуется уже сегодня, а не завтра. Если мы будем работать достойно, с отдачей, с полной отдачей сил, то мы обязательно добьемся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи".

В своем выступлении я высказал несколько критических моментов в адрес работы администрации района, депутатского корпуса, на мой взгляд, это то, над чем предстоит работать. Но объективно нужно сказать, что за 2012 год уровень работы власти в районе стал лучше, выше. Мы видим положительные моменты, которые нужно совершенствовать, развивать. Исходя из этого, я тоже присоединяюсь к выступающим, и считаю, что вполне возможно признать работу удовлетворительной.

Благодарю за внимание!