Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку
Авторизация
web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати

Выступление председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова на торжественном заседании депутатов Законодательного собрания Краснодарского края 1-5 созывов, посвящённом 20-летию Законодательного собрания Краснодарского края


Уважаемые участники торжественного собрания!

Уважаемые коллеги! Дорогие гости, друзья!

Позвольте мне сердечно приветствовать всех собравшихся. Только что мы посмотрели фильм о двадцатилетнем периоде работы Законодательного Собрания, его истории и основных этапах деятельности. Его содержание убедительно свидетельствует, что 20-летие Законодательного Собрания – важная и значительная веха для всего Краснодарского края, неотделимая от жизни каждого его жителя, от истории всей Кубани.

Поэтому она объединила очень и очень многих. Сейчас в этом зале помимо депутатов текущего пятого созыва присутствуют представители депутатского корпуса прежних лет. Это те, кто в различные периоды разрабатывал законодательную базу социальной сферы и всех отраслей экономики Краснодарского края.

Сегодняшний день знаменателен и для губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачёва, который стоял у самых истоков нашей депутатской деятельности, работы ЗСК, являлся депутатом первого созыва. Опыт депутатской работы в Законодательном Собрании он впоследствии с успехом применял в Государственной Думе Российской Федерации, и продолжает применять на посту главы пятимиллионного края. В этом залог плодотворного сотрудничества Законодательного Собрания и администрации Краснодарского края.

К нам прибыли в этот день наши коллеги из соседних субъектов нашего федерального округа - люди, с которыми мы на протяжении двух десятилетий сообща решали общие для Юга России проблемы, кто всегда готов был помочь нам делом или советом.

Здесь присутствуют представители диаспор многонационального населения Краснодарского края. Депутаты всех созывов тесно взаимодействовали с национальными сообществами. Это помогало всем нам сохранять на Кубани межнациональный мир и согласие даже в самые сложные периоды.

В зале находятся и многочисленные журналисты кубанских средств массовой информации - наши надежные соратники в депутатской работе.

Двадцать лет - это немалый исторический срок. Пройден сложный путь, сделано очень многое. За эти годы депутатами пяти созывов были приняты более 3 тысяч законов и свыше 11 тысяч постановлений, регулирующих правоотношения во всех отраслях экономики и социальной жизни. Сменились четыре созыва, каждый из которых был ознаменован значительными событиями.

И в то же время, кажется, что очень многое было просто вчера. Думаю, эти двадцать лет потому и пролетели так быстро, что они были предельно насыщены делами и работой. Каждый созыв Законодательного Собрания края - это кусочек нашей истории, слепок с тех событий, которые происходили на тот момент в России и на Кубани, и на которые депутаты ЗСК искали и находили соответствующие формы и приёмы законодательного регулирования.

Можно сказать, что история Законодательного Собрания - это история Кубани соответствующих лет в сжатом виде. Сегодня, в день юбилея, мы вспоминаем её основные вехи. Потому что за строчками каждого принятого закона и постановления стоят живые дела, проблемы, волновавшие миллионы кубанцев, труд депутатов и работников органов исполнительной власти, приложивших немалые усилия для их разрешения.

Мне часто приходят на память события осени 1994 года, когда 20 ноября состоялись первые выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. Это было непростое, сложное время. Распад Советского Союза, переход к рыночной модели экономики оказались очень болезненны для всего общества.

Спад производства, инфляция, резкое понижение жизненного уровня самых широких масс населения. И, что было самым для всех практически наших земляков в тот период - каждого давило отсутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне и за будущее своих детей.

Все это порождало смуту и неуверенность, становилось благодатной почвой для политического радикализма и популизма. Появлялись политики, обещавшие все проблемы решить одним махом, быстрым решительным натиском, волевым решением.

Были моменты, когда казалось, что страна может скатиться в хаос и анархию. Желающих раскачать лодку было немало. Но худшего сценария развития событий нам удалось всё-таки избежать – в первую очередь благодаря здравому смыслу и благоразумию наших земляков.

В этих непростых условиях начали работу депутаты первого созыва ЗСК. Им пришлось фактически "с нуля" начинать формирование регионального правового поля, что было очень сложной задачей. Хочу несколько слов сказать о начальном этапе работы ЗСК. В любом созыве есть свои интересные моменты, в каждом принимались значимые для края решения. Но депутаты этого созыва были первыми, а первопроходцам всегда нелегко.

Указ Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина "О реформировании представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации" положил начало формированию регионального законодательства - делу принципиально новому, требующему углубленных знаний. Пришлось овладевать техникой правотворчества, серьезно изучать специальную литературу и федеральное законодательство, предметно общаться с учеными и экспертами.

Но, несмотря на все сложности, именно депутаты первого созыва создали правовой фундамент для дальнейшего развития и функционирования экономики края в рыночных условиях.

Нам часто приходилось тогда дискутировать, но сейчас хочу отметить, что споры всегда носили конкретный и конструктивный характер. Каждый депутат первого созыва, какова бы ни была его политическая принадлежность, стремился лишь к одному: эффективно защитить права и интересы кубанских жителей. И разногласия, споры касались лишь одного – как наилучшим образом и в кратчайшие сроки достичь этой цели.

Реформирование экономики и социальной сферы, проводившееся в те годы в нашей стране, во многом шло наугад, методом проб и ошибок. По очень многим вопросам чужой опыт отсутствовал или был неприменим, и принимать решения приходилось опираясь на собственный опыт и интуицию. Это накладывало огромную ответственность, поскольку цена ошибки была велика. Решение многих вопросов давалось очень непросто. Зачастую сессии длились по несколько дней, а одна из них продолжалась с перерывами почти месяц.

Обстановка в стране и крае требовала от законодателей быстрых и эффективных нормотворческих действий прежде всего по защите людей от стихии рынка. Профильные комитеты постоянно вели работу по расширению и совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей расширение форм поддержки малоимущих и наименее защищенных слоев населения, развитие системы образования, культуры и спорта, повышение качества медицинского обслуживания. О социальной ориентированности работы кубанских законодателей говорит тот факт, что самым первым законом первого созыва стал краевой закон "О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае".

Его значимость сложно переоценить. В период массовой приватизации 90-х годов возникла угрожающая тенденция изъятия основных фондов объектов образования, их перепрофилирования и использованию их не по прямому назначению. Закон взял эти учреждения под свою защиту, и кубанские дети получили гарантированную возможность начать или продолжать образование в нормальных условиях.

Традицию приоритетности социальной сферы продолжили депутаты всех последующих созывов. В последующие годы был разработан целый ряд нормативных актов, оказавших большое воздействие на уровень и качество жизни кубанцев. Такие, как базовый закон "Об охране здоровья населения Краснодарского края", на основе которого была в дальнейшем выстроена вся система здравоохранения Кубани; законы "Об охране труда", "Об обеспечении основных гарантий прав ребенка", "О лекарственном обеспечении", "О контроле за качеством продуктов", "О физической культуре и спорте", "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи", "О государственной молодежной политике", "О социальной поддержке многодетных семей " и целый ряд других.

Все эти годы Законодательное Собрание края совместно с высшим органом исполнительной власти делали все для того, чтобы обеспечить кубанцам возможность пользоваться основным правом человека –правом на защиту жизни и здоровья. Депутаты постоянно отслеживали вопросы повышения доступности и качества медицинской помощи, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения и сектора высокотехнологичной медицинской помощи.

Под особым контролем находилось состояние сельской медицины. Нам удалось не только сохранить, но и расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов. В Кубанском государственном медицинском университете была начата целевая подготовка специалистов по программе "Врачебные кадры для сельского здравоохранения".

На протяжении работы всех созывов в центре внимания депутатов находилась такая социально значимая отрасль, как образование. Ежегодно значительные суммы из краевого бюджета направлялись на обеспечение функционирования и развитие сети образовательных учреждений края - на совершенствование их материально-технической базы, повышение заработной платы учителей и сотрудников.

В рамках социальной проблематики одним из важнейших направлений был и остается вопрос защиты прав детей, и в первую очередь тех из них, кто по каким бы то ни было причинам остались без попечения родителей. Кубань сделала ставку на развитие системы приемных семей. Был разработан целый пакет законов, определяющих различные стороны этого процесса.

В вопросах защиты духовного и физического здоровья детей депутаты всех созывов проявляли последовательность и принципиальность. Даже если мы сталкивались с противодействием, но чувствовали себя при этом правыми, мы не отступали, потому что знали: наш главный судья - наш избиратель, и действовать мы должны только в его интересах, даже если кому-то это и не нравится.

Так было при принятии краевого закона, который больше известен как "детский закон". Вы помните, сперва он подвергся критике со стороны ряда некоторых СМИ и правозащитников, которые увидели в его положениях нарушение прав ребенка. Но очень скоро всем - в том числе и критикам закона стало ясно, что его реализация позволила выстроить постоянно действующую систему защиты детей и подростков.

И мы видим, что эта система работает: снизилась статистика детской преступности, уменьшилось количество ситуаций, в которых несовершеннолетние являлись жертвами преступлений и несчастных случаев. Таких результатов удалось добиться потому, что в реализации закона объединились все: органы государственной и муниципальной власти, полиция, педагоги, общественность, казачество, ТОСовцы.

Такая же судьба была и у краевого закона "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков". Он был разработан вследствие многочисленных обращений родителей и медиков, обеспокоенных ущербом для здоровья, который приносят так называемые "энергетики". При этом мы затронули, и весьма серьёзно, интересы крупных производителей этих напитков. Началась кампания в СМИ, последовала целая серия судебных разбирательств. Но в них, в конечном счете, Верховный арбитражный суд принял наши доводы.

Хочу отметить, что в обоих этих случаях наше регулирование данных вопросов привлекло внимание коллег в Госдуме и регионах. И аналогичные нормы вскоре появились и в федеральном законодательстве, и в правовом поле ряда субъектов Российской Федерации.

Значительное внимание депутаты всех созывов уделяли вопросам межнациональных отношений, сохранения мира, межнационального согласия на Кубани и на всем Северном Кавказе. Были периоды, когда ситуация в этом отношении складывалась совсем непростая. Тем не менее, удалось сохранить стабильность и не допустить развития событий по негативному сценарию. В этом большая заслуга не только депутатов, но и органов исполнительной власти всех уровней, а также руководителей и членов национальных общин, проявивших в кризисные моменты выдержку и благоразумие.

Сказалось также и то, что в этих сложных и деликатных вопросах парламентарии субъектов нашего федерального округа работали сообща. Мы всегда готовы были помочь соседям, и знали, что в любой момент сами можем рассчитывать на их поддержку.

Пример такого взаимодействия – опыт совместной работы с нашими адыгейскими коллегами. В конце 90-х годов у нас - и в Краснодарском крае, и в Республике Адыгея, -сложилась непростая ситуация. Неконтролируемые миграционные процессы могли поставить под угрозу стабильность в каждом из наших субъектов, и даже шире - на всем Северном Кавказе.

Депутаты Законодательного Собрания края и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея совместно разработали и представили в Государственную Думу законодательную инициативу – проект федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Многие его положения в дальнейшем легли в основу меняющегося российского миграционного законодательства.

Эта совместная работа над проектом федерального закона обогатила нас опытом коллегиальной деятельности и показала всю перспективность совместных усилий в целях совершенствования регионального и федерального законодательства. Поэтому состоявшееся вскоре объединение парламентариев в рамках Южно-Российской Парламентской Ассоциации было встречено нами как закономерное и политически продуманное решение.

Северный Кавказ - наш общий дом, а это значит, что и проблемы у нас общие. И мы сообща прилагали все усилия, чтобы в этом доме царили мир и взаимопонимание.

В конце 90-х годов обострилась социально-политическая ситуация в одной из соседних республик и возникло острое противостояние двух политических сил, представляющих две основные национальные группы населения.

Возникла реальная угроза конфликта, в который могли оказаться втянутыми и соседние народы. Звучали призывы в адрес казачьих и черкесских организаций прийти на помощь противоборствующим сторонам.

Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея провели экстренную совместную внеочередную сессию, на которую был вынесен только один вопрос – возможные пути сохранения мира и стабильности у наших соседей. Мы приняли совместное обращение в адрес Президента Российской Федерации, в котором призвали безотлагательно принять действенные меры по нормализации обстановки и недопущению дальнейшего разрастания конфликта.

В конечном счёте, напряженность была снята, и сегодня у наших соседей царит мир и спокойствие.

Основа межнациональной стабильности лежит в сфере культуры, которая способна как объединять народы, так и разъединять их. В 2009 году на территории Краснодарского края планировались съёмки художественного фильма "Марьяна", сюжет которого основывался на событиях периода Кавказской войны. Ознакомившись со сценарием, депутаты увидели, что он построен на крайне тенденциозной трактовке событий той поры.

Историческая правда была принесена в жертву ради возможности создать российскую версию голливудского боевика. Многие детали сюжета могли вызвать рост межнациональной напряженности и разжигание межэтнической розни, тем более, что в преддверии Олимпиады противники России старались разыграть межнациональную карту. Депутаты Законодательного Собрания приняли обращение к Министру культуры, в котором настаивали на принятии мер по запрету производства и распространения фильма. Мы считали и продолжаем считать, что искусство должно нести в мир добро, и никакими идеями свободы творчества не может быть оправдана попытка сеять рознь, разрушать сложившиеся мир и добрососедство между народами. Нашу позицию в этом вопросе твердо поддержали и наши коллеги, депутаты Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Только так, слушая и слыша друг друга, можно строить взаимопонимание с ближайшими соседями.

Большое внимание депутаты всех созывов уделяли развитию спорта - как профессионального, так и массового. Наибольшее внимание при этом уделялось развитию детско-юношеского спорта, поскольку заложенная в самое раннее время любовь к нему - это здоровый образ жизни человека в дальнейшем.

Великим праздником спортивного духа для всей России, для любителей спорта всего мира стала Сочинская Олимпиада. Между тем моментом, когда в Гватемале прозвучало имя города, удостоенного чести принять 22-е Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, и днем торжественного их открытия пролегли несколько лет напряженной, кропотливой работы.

В создании олимпийского Сочи принимала участие вся страна. Представители депутатского корпуса по праву могут гордиться тем, что в Олимпиаде, ставшей событием мирового значения, есть и частица нашего вклада. Депутаты формировали соответствующую нормативную базу, держали на контроле вопросы отведения земель под олимпийские стройки и процессы строительства. Но основанная тяжесть подготовки Олимпиады лежала на плечах администрации Краснодарского края и органов местного самоуправления. По решению губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева тысячи жителей Кубани ежедневно трудились над благоустройством города, на строительстве объектов инфраструктуры, целого ряда олимпийских объектов, а затем и трассы Формулы-1.

Сегодня в Сочи руководство Формулы-1 вручает приз нашей стране за высокую организацию соревнований Гран-При автогонок "Формула-1". Давайте, порадуемся этому событию и поблагодарим губернатора, его команду, глав местного самоуправления, сделавших возможным это событие. (Аплодисменты.)

У каждого из нас в душе свежи воспоминания о тех самых "жарких и зимних" днях Олимпиады, которые объединили всю Россию, вселили в душу каждого из нас чувство законной гордости за российский спорт, подняли престиж нашей страны. Игры стали наглядной демонстрацией всему миру возможностей России, представили её как одну из ведущих спортивных держав.

Мы радовались каждому дню яростных и бескомпромиссных соревнований. И с грустью смотрели финальную процедуру закрытия. Теперь нам надо сделать все возможное, чтобы в России и на Кубани не угас олимпийский дух, чтобы даже завершившись, наша Олимпиада осталась бы с нами.

Сегодня перед нами стоит задача - использовать тот интерес к спорту, который породила Олимпиада, поддержать его, чтобы спорт мог прийти в каждую семью, в каждый дом. Потому что массовый спорт - это вопрос здоровья нации, а, следовательно, и – её будущего.

В центре пристального внимания депутатов была отрасль культуры. Велось совершенствование законодательной базы, из бюджета Краснодарского края выделялись средства на содержание и ремонты клубов, библиотек, других учреждений. Поддержка оказывалась коллективам и организациям, представляющим как народную, так и профессиональную культуру.

Особое внимание в крае всегда уделялось патриотическому воспитанию. Депутаты утвердили целый ряд краевых целевых программ, был принят краевой закон "О патриотическом и духовно-нравственном воспитании".

Социальная ориентированность законотворческого процесса – характерная черта деятельности депутатов всех созывов. Залогом этому является та надежная экономическая основа, на которой строится социальная политика Краснодарского края. Депутаты всех созывов придавали большое значение формированию правового поля, позволяющего создать максимально благоприятные условия для работы всех отраслей и секторов кубанской экономики, для пополнения бюджета.

В настоящее время Краснодарский край занимает лидирующие позиции по многим социально-экономическим показателям. Но так было далеко не всегда. Выйти на эти рубежи удалось благодаря упорному и самоотверженному труду всех кубанцев, органов власти всех уровней, которые неуклонно преследовали цель экономического развития Краснодарского края и повышения уровня жизни его населения.

Депутаты Законодательного Собрания и специалисты администрации Краснодарского края постоянно работали над повышением инвестиционной привлекательности Кубани. Постоянно совершенствовалось инвестиционное законодательство. И эта целенаправленная работа дала ожидаемые результаты. В крае появились новые производства, повысились налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создано большое количество высокооплачиваемых рабочих мест.

Вслушайтесь в цифры. Сейчас уже мало кто помнит, что в 1995 году иностранные инвесторы вложили в экономику края менее 27 миллионов долларов. К 2005 году объём их вложений достиг полумиллиарда, а к 2013 году - перевалил за миллиард.

Лицом экономики Кубани стал ежегодный сочинский форум. Он начинал свою деятельность достаточно скромно, но сейчас у него всероссийская известность и высокая в мировом предпринимательском сообществе. В этом году на нем Краснодарский край заключил 310 соглашений на общую сумму свыше 300 миллиардов рублей. Эти деньги поступят в реальный сектор экономики - строительство и промышленность, ТЭК, сельское хозяйство, рекреационную сферу.

Особое внимание всегда уделялось положению дел в АПК - базовой отрасли экономики Кубани.

Вы помните 90-е годы на селе: развал, тяжелый производственный кризис. Многие предприятия оказались на грани банкротства, а некоторые и перешагнули её. В тот период депутаты формировали соответствующую нормативно-правовую базу, занимались экономическим оздоровлением неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий края, разрабатывали чрезвычайные меры по улучшению положения в АПК Краснодарского края.

Со временем положение стало меняться к лучшему. Изменение общей экономической ситуации в стране, напряженный труд наших аграриев, постоянный контроль за ситуацией со стороны депутатов ЗСК и специалистов администрации края позволили постепенно улучшить состояние дел в отрасли.

Сегодня агропромышленный комплекс Краснодарского края является одной из основ продовольственной безопасности России. Важной его составляющей является сектор малых форм хозяйствования. Его становление происходило у нас на глазах. Мы начинали с поддержки личных подсобных хозяйств, желая дать возможность заработка тем, кто хочет и готов решать свои проблемы собственными силами. Не всё шло просто и гладко, сельские жители не сразу поверили, что предлагаемая им со стороны краевого бюджета помощь - это всерьез и надолго. Я помню, как депутатам приходилось выезжать в свои округа, проводить встречи и убеждать людей.

Но дело постепенно пошло. Год от года совершенствовались формы поддержки: выделялись и расширялись земельные участки, велось создание культурных пастбищ вблизи населенных пунктов, субсидировалось производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Процесс оказания мер господдержки, степень их эффективности мы постоянно держали на контроле и в случае необходимости расширяли их перечень, вводя новые.

Результаты этой политики налицо. Сегодня малый сельхозтоваропроизводитель края занял достойное место на продовольственном рынке Кубани и России. В этом легко убедиться - достаточно посетить нашу сельскохозяйственную выставку "Кубанская ярмарка". Там наглядно видишь, сколько умелых, увлеченных своим делом людей у нас на Кубани. Надо только создать им условия заниматься своим делом.

Уважаемые коллеги и гости! Уже говорил, и еще раз хочу подчеркнуть - все те успехи и достижения, которыми по праву гордится депутатский корпус Законодательного Собрания, это плод не только нашей деятельности, а итог напряжённой коллегиальной работы.

И поэтому, сегодня от имени депутатов всех созывов хочу выразить нашу общую благодарность тем, с кем мы все эти годы работали рука об руку. Тем, кто сегодня вправе сказать: 20-летие ЗСК - это и наш праздник тоже.

В первую очередь - губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачёву за активное сотрудничество и всемерную поддержку нашей законотворческой деятельности.

Неоценимую помощь мы получали от наших коллег-депутатов. Мы сверяли направления работы, делились друг с другом идеями и наработками, сообща вырабатывали предложения по изменению федерального законодательства.

Также глубокую признательность хочу выразить всем органам государственной власти Краснодарского края, организациям и учреждениям, использовавшим право законодательной инициативы по вопросам своей компетенции: прокурору Краснодарского края Леониду Геннадьевичу Коржинеку, председателю краевого суда Александру Дмитриевичу Чернову, председателю краевого арбитражного суда Владимиру Александровичу Белову, председателю Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов Олимпиаде Михайловне Чумаковой, начальнику Главного управления внутренних дел Владимиру Николаевичу Виневскому, председателю Торгово-промышленной палаты Юрию Николаевичу Ткаченко и председателю избирательной комиссии Краснодарского края Юрию Александровичу Бурлачко. Внесенные ими законопроекты способствовали совершенствованию правового поля Краснодарского края. Спасибо им за участие.

Надежной поддержкой в работе депутатов Законодательного Собрания всегда были представители органов муниципальной власти. Их опыт непосредственной деятельности на местах очень часто ложился основой в разрабатываемые нормативные правовые акты. На их плечах лежала высокая ответственность конкретной реализации краевого и федерального законодательства.

Несколько слов хочу сказать от имени всех коллег-депутатов в адрес тех, кто оказывает нам существенную помощь в текущей работе - это помощники депутатов и сотрудники аппарата ЗСК. Объективность, внимательное отношение, добросовестное выполнение служебных обязанностей по обеспечению деятельности комитетов, каждого депутата – именно этими принципами руководствуются в работе и неукоснительно соблюдают работники аппарата Собрания. С удовлетворением могу сказать, что сегодня депутатский корпус и аппарат Законодательного Собрания представляют собой единое целое.

Слова благодарности хочу сказать в адрес представителей средств массовой информации. Ваш профессионализм всегда был большой поддержкой в нашей работе. Государственная власть может быть по-настоящему эффективной только тогда, когда ее действия в возможно короткие сроки становятся известными и понятными обществу.

Также хочу выразить благодарность тем представителям гражданского общества - партиям, общественным движениям и организациям, - которые тесно взаимодействовали по направлениям своей деятельности с профильными комитетами, общались с депутатами и вносили предложения по совершенствованию законодательства.

Опираясь на помощь и поддержку всех вас, всех кубанских избирателей, депутаты Законодательного Собрания края всех созывов успешно решали свою основную задачу - защиту прав, свобод и интересов пятимиллионного населения Краснодарского края.

Сегодня можно без преувеличений констатировать: за 20 лет своей работы Законодательное Собрание состоялось как эффективно действующий высший орган представительной власти. А его депутатский корпус накопил богатый опыт и выработал целый ряд традиций, позволяющих успешно решать встающие перед нашим обществом задачи. И эти традиции, нормы организации работы передаются от одного созыва к другому.

Первой из них я бы назвал то, что на протяжении всех 20 лет депутаты Законодательного Собрания и высший орган исполнительной власти работали в режиме конструктивного, предельно делового взаимодействия. Мы с самого начала определили для себя, что у нас общие цели, что мы -единомышленники. И такой стиль работы идет на благо дела, на благо всей Кубани.

Второй традицией работы депутатов Законодательного Собрания является тесная связь с избирателями, политика всемерной открытости.

С самого начала своей деятельности мы решили: у нас есть одна партия, партия жителей Краснодарского края, и её интересы мы должны отстаивать. И наши избиратели должны быть нашими коллегами в законотворческой работе, подсказывая нам назревшие проблемы и направления, требующие правового регулирования.

Поэтому с целью укрепления эффективной обратной связи депутаты регулярно выезжают в округа, где проводят встречи в коллективах или по месту жительства. Только за прошлый 2013-й год их было проведено более полутора тысяч.

Решение целого ряда особо значимых для каждого жителя края вопросов, таких, как проект закона о бюджете Краснодарского края и отчет об его исполнении, мы выносим на всенародное обсуждение.

При каждом комитете Законодательного Собрания созданы и действуют экспертно-консультационные советы, в состав которых входят лучшие отраслевые специалисты. Создание таких советов - действенный способ повысить качество разрабатываемых нормативных актов.

Реализуя политику открытости, мы стараемся держать в курсе текущей работы все население края.

В эфир выходят телепрограммы, в которых освещаются последние изменения в краевом законодательстве и ход выполнения уже принятых законов. Дважды в месяц массовым тиражом издаётся информационное приложение к районным и городским газетам "В Законодательном Собрании Краснодарского края", в котором мы доводим до населения содержание принятых нормативных актов и знакомим с планами работы ЗСК на перспективу.

Третьей важной особенностью работы депутатов Законодательного Собрания я считаю традицию преемственности. Депутатский корпус никогда не обновлялся полностью, и это, я считаю, сильная сторона Законодательного Собрания. Кто-то из депутатов, отработав свой срок полномочий, возвращался к прежней деятельности. Другие продолжали трудиться, передавая свои знания и опыт тем, кто начинал делать первые шаги на стезе законотворчества. Тем самым мы закладывали традиции депутатской работы, а впервые избранные депутаты могли ориентироваться на старших товарищей и быстрее входили в режим депутатской деятельности.

Вот и в нынешнем составе депутатского корпуса трудятся депутаты, проработавшие на ниве законотворчества все пять созывов.

Это Петр Михайлович Курдюк, Анатолий Доминикович Башинский, Елена Васильевна Капцова. Еще несколько человек –Иван Петрович Артёменко, Александр Анатольевич Кладь, Олег Владимирович Михайлов, Николай Иванович Осадчий, Сергей Александрович Тимченко, Светлана Александровна Хобленко и Александр Савельевич Яровенко проработали в ЗСК четыре созыва.

Ещё одна традиция депутатского корпуса - это тесное парламентское взаимодействие с нашими коллегами. Не раз мы могли убедиться, насколько полезен бывает обмен опытом, взаимное обогащение идеями, совместные действия по продвижению инициатив и внесения в федеральное законодательство.

В различные годы был заключен ряд соглашений о межпарламентском сотрудничестве с высшими органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

Кубанские депутаты активно участвуют в парламентских слушаниях, совещаниях, научных конференциях, проводимых обеими палатами Федерального Собрания. В свою очередь комитеты Совета Федерации и Государственной Думы на базе Законодательного Собрания края часто проводят свои выездные парламентские слушания и иные мероприятия.

Неотъемлемым элементом общей парламентской системы Российской Федерации стала Южно-Российская парламентская ассоциация, которая сегодня является важной переговорной площадкой для обмена мнениями и опытом парламентариев округа, для их взаимодействия и координации работы, консолидированного выдвижения законодательных инициатив. Кстати, за 20 лет работы Законодательным Собранием внесено в Государственную Думу 224 проекта федеральных законов. Некоторые из них были приняты.

Среди тех законодательных инициатив, разработкой которых могут по праву гордиться парламентарии соответствующих созывов, такие федеральные законы, как "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Его принятие позволило продлить на два года сроки регистрации земельных паев, что защитило земельные права сотен тысяч сельских жителей на Кубани и десятков миллионов - в Российской Федерации.

Достойна упоминания и инициатива Законодательного Собрания края по внесению изменений в Налоговый кодекс в части, позволившая расширить численность организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого сельскохозяйственного налога.

А также осуществлённое по инициативе кубанских законодателей внесение изменений в федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О государственной службе российского казачества". Это позволило определить и законодательно закрепить статус действующих в России казачьих обществ.

Важнейшим принципом, которого последовательно придерживались депутаты всех созывов, была ставка на молодые кадры. Мы прекрасно отдавали себе отчет, что именно молодежь с такими присущими ей качествами, как напор, активность, умение искать и находить нестандартные решения, должна принимать самое прямое и непосредственное участие в строительстве того будущего, в котором ей самой предстоит жить.

Желание усилить представительство молодых во власти было реализовано через создание Совета молодых депутатов. Совет стал сегодня той школой, где пришедшая в политическую жизнь края молодежь обретает необходимые ей организационные и управленческие навыки. Здесь более опытные депутаты оказывают методическую помощь молодым, учат их более эффективно реализовывать предоставляемые законом полномочия и принимать обоснованные управленческие решения.

Его рамки постоянно расширяются. Всего в Совете на сегодняшний день 1700 человек. Они продолжат и далее, мы в этом убеждены, принципы работы своих предшественников.

Уважаемые друзья и коллеги! Любой разговор об уже сделанном – это одновременно и определенная оценка предстоящих перспектив. Жизнь устроена так, что она постоянно ставит перед нами все новые и новые задачи. Стоит взять один рубеж, а на горизонте перед тобой маячат новые, еще более ответственные цели.

Общественно-политическая жизнь предыдущего периода была богата на важные, резонансные события, которые будут определять содержание нашей работы надолго вперёд.

Одно из них - возвращение Республики Крым в состав Российской Федерации. Этот акт исторической справедливости был с радостью встречен россиянами. Тем самым, как сказал в своем Послании Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, "Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость."

Уверен, для обоих наших субъектов, Кубани и Крыма, соседство в рамках Российской Федерации обещает новые перспективы социально-экономического развития и новые формы сотрудничества с крымскими коллегами.

Эта работа уже начата и активно продвигается вперед. На мартовской сессии текущего года принято постановление "О взаимодействии между Государственным Советом Республики Крым и Законодательным Собранием Краснодарского края", утвержден план работы по организации взаимодействия между Государственным Советом Республики Крым и Законодательным Собранием Краснодарского края. В Крыму побывали и провели встречи с нашими коллегами представители ряда комитетов Законодательного Собрания. Делегация крымских парламентариев также побывала в Краснодарском крае. Эти встречи принесли понимание: у нас есть чему учиться друг у друга, обе стороны обладают востребованным опытом и наработками.

Другим важнейшим направлением работы будет новый виток реформы местного самоуправления. Для депутатов всех созывов вопросы деятельности муниципальных образований всегда находились в центре внимания. И сегодня мы видим результат всего того, что было сделано. Муниципальной реформе удалось решить главную задачу: разбудить активность и инициативу людей, дать им возможность понять, что именно они - хозяева своей судьбы и той земли, на которой они живут, и которую они могут сделать лучше. Тем не менее, проблем в этой области осталось немало.

Достижение финансовой самостоятельности муниципалитетов - наша стратегическая цель. В этом отношении депутатами всех созывов уже сделано очень многое. Велась большая работа по совершенствованию муниципального законодательства в плане уточнения объемов полномочий и их соответствия имеющейся финансово-ресурсной базе. Постоянно совершенствовались инвестиционное законодательство и нормативно-правовая база предпринимательства, в особенности малого бизнеса. Проводились организационные мероприятия, направленные на повышение сбалансированности бюджетов, увеличение налогооблагаемой базы и собираемости доходов. Такие например, как зональные научно практические конференции по теме "Обеспечение экономических основ местного самоуправления", выездные заседания комитетов с целью изучения вопросов финансового обеспечения полномочий сельских поселений, а также многое другое.

Все эти меры дали свои результаты, и мы видим, как в муниципалитетах края год от года оживляется деловой климат, пополняется доходная база местных бюджетов. Депутатам пятого и последующих созывов предстоит продолжать эту работу.

Еще одна стратегическое направление работы на перспективу - поставленная Президентом задача импортозамещения и надёжного обеспечения продовольственной безопасности России. В своем Послании Федеральному Собранию он подчеркнул, что "разумное импортозамещение – это наш долгосрочный приоритет независимо от внешних обстоятельств".

Мы уже много лет поддерживали иностранного фермера, закупая не только экзотическую сельхозпродукцию, но и ту, для производства которой у нас есть все условия. События этого года показали, что продовольственная зависимость - вещь достаточно опасная.

Нам многое предстоит сделать в области животноводства. Неблагоприятная эпизоотическая ситуация прошлых лет сильно уменьшили поголовье. Теперь перед нами стоит задача не только нарастить его, но и выйти при этом на мировые показатели производственных затрат и рентабельности.

Большие перспективы в насыщении российского рынка отечественной садоводческой продукцией имеются у представителей малых форм хозяйствования в АПК.

В рамках действующей системы мер господдержки большая помощь оказывается при закладке ими садов и виноградников, благодаря чему их площади растут год от года.

Для решения названных мной стратегических задач уже делается и будет сделано все необходимое.

Подведя итоги и определив задачи на будущее, можно с полным основанием сказать: за истекшие годы депутаты Законодательного Собрания всех созывов создали надежную правовую базу эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития региона, реализации гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией страны. Законодательная ветвь власти края стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.

Все это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

Завершить своё выступление хочу словами Владимира Владимировича Путина, которые при оглашении Послания Федеральному Собранию произвели большое впечатление на всех присутствующих.

"Мы вместе – сказал Президент – прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплочённой нации, по-настоящему суверенному и сильному государству…в них наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъём, и жизненную стойкость, и патриотизм. А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы принять любой вызов времени и победить".

А сейчас еще раз от всей души поздравляю вас всех с 20-летием Законодательного Собрания Краснодарского края.

Спасибо за внимание!