Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку

Авторизация

web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати
Выступление председателя Законодательного Собрания Краснодарского края на заседании "круглого стола" Комитета Государственной Думы по региональной политики и проблемам Севера и Дальнего Востока на тему: "Направления ускоренного развития малого и среднего бизнеса по импортозамещению в российских регионах (на примере агропромышленного комплекса Краснодарского края", г. Краснодар, 23 ноября 2015 года


Уважаемые коллеги!

От имени депутатов Законодательного Собрания края я приветствую всех наших гостей, членов Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, а также участвующих в "круглом столе" представителей субъектов Российской Федерации.

В этом зале нас собрала важная тема ускоренного развития малого и среднего бизнеса в сфере аграрного импортозамещения. Мы расскажем об опыте Краснодарского края и поделимся нашими наработками, планами на перспективу. В свою очередь, регионы, чьи представители находятся на нашей сегодняшней встрече, также добились несомненных успехов в различных секторах сельскохозяйственного производства, и готовы, уверен, поделиться своим опытом.

Сегодняшняя ситуация ставит перед нашей страной, а, значит, и перед каждым из субъектов Российской Федерации важную задачу геополитического порядка. Мы должны выйти на уровень самостоятельного обеспечения основными продуктами питания, и решить тем самым вопрос продовольственной безопасности.

Все необходимое для этого у нас есть: почвенно-климатические условия, значительные объёмы сельхозугодий, достаточное количество грамотных, ответственных и подготовленных специалистов. Органам власти всех уровней нужно работать над созданием правовых и организационных условий, при которых этот потенциал мог бы быть задействован наиболее эффективным образом.

В решении вопроса импортозамещения одним из наиболее значимых инструментов может и должно стать малое и среднее предпринимательство. На примере предыдущего кризиса 2008-2009 годов мы наглядно видели, что этот сектор обладает способностью быстро наращивать объёмы производства, а также создавать новые рабочие места и обеспечивать занятость и самозанятость людей. Сегодня количество субъектов малого и среднего предпринимательства у нас в крае приближается к трёмстам тысячам. В этой сфере трудятся более 35 процентов населения, занятого в экономике Кубани. Это люди и организации, производящие товары и услуги во всех отраслях кубанской экономики.

Органы государственной власти края всегда придавали большое значение развитию малого и среднего предпринимательства. Депутатами ЗСК сформирована дееспособная и отвечающая потребностям его развития нормативно-правовая база. Создана и успешно функционирует система государственной поддержки. Подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на текущий год предусматривает финансирование в объёме 700 млн. рублей.

Вопросы развития малого и среднего бизнеса находятся на постоянном контроле. Депутаты профильных комитетов Законодательного Собрания совместно со специалистами администрации края периодически проводят выездные заседания, в ходе которых рассматриваются различные проблемные вопросы его деятельности. Динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства заложена в индикативный план социально-экономического развития края, выполнение которого на уровне муниципальных образований постоянно контролируется.

Ключевой пункт стратегии развития малого и среднего бизнеса в АПК и, шире, в сельской местности, - это мобильность и оперативность. Меры поддержки должны вырабатываться в кратчайшие сроки, как только в обществе проявляется спрос на те или иные виды товаров и услуг. Например, рост интереса к внутреннему туризму, истории и культуре нашего многонационального Отечества способствует активному развитию таких направлений, как аграрный туризм и народные промыслы. В крае принят закон "О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае", с 2012 года проходит краевая выставка-ярмарка "Кубанские народные промыслы и ремесла". Ежегодно проводится выставка-ярмарка сельского туризма "АгроТУР-2015", в этом бизнесе нашли себя немало кубанских семей.

Специфика Кубани - это агроиндустриальный характер региона. Поэтому особое внимание у нас всегда уделялось вопросам развития малого и среднего бизнеса в АПК. Большую помощь в этом вопросе нам оказал Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве". После его появления в 2003 году, в Краснодарском крае был разработан и принят закон "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края", утверждена соответствующая программа.

На протяжении всех последующих лет, исходя из складывающейся рыночной конъюнктуры, формы и методы государственной поддержки сектора малого предпринимательства в АПК постоянно совершенствовались и дополнялись новыми. В частности, реализовывались мероприятия по расширению и выделению земельных участков, создавались культурные пастбища вблизи населенных пунктов, субсидировалось производство мясо-молочной продукции. В дальнейшем помощь со стороны краевого бюджета была распространена на такие подотрасли, как овцеводство, овощеводство защищенного грунта, садоводство, виноградарство. Сегодня в крае субсидируется строительство теплиц, закладка садов и виноградников, уходные работы на них, приобретение молодняка сельхозживотных.

Субсидирование части затрат при строительстве теплиц для выращивания овощных культур в защищенном грунте позволило представителям малых форм хозяйствования построить с 2010 года в населенных пунктах края теплиц общей площадью более 400 гектаров. Нам удалось расширить на наших рынках долю отечественной овощной продукцию, хотя до полного вытеснения импорта еще далеко.

Меры господдержки создали благоприятные возможности для малого и среднего бизнеса в АПК. Сегодня наш малый сельхозпроизводитель занял достойное место на продовольственном рынке Кубани и России. Плодоовощная продукция, произведенная у нас в малых формах хозяйствования, поставляется далеко за пределы региона. На краевой продовольственный рынок этот сектор поставляет более четверти производимого мяса, свыше трети молока, около половины яиц, подавляющую часть картофеля.

Благодаря мерам господдержки, десятки тысяч кубанских семей смогли организовать семейный бизнес, приносящий достойный доход. Начав с личных подсобных хозяйств, некоторые из них вышли на уровень мини-ферм, осваивая новые технологии и расширяя производство. В поисках более перспективных направлений и форм агробизнеса эти люди начали покидать организационно-правовую форму личных подсобных хозяйств и стали регистрировать предпринимательскую деятельность. За последние годы 4,5 тысячи хозяйств перешли из категории ЛПХ в разряд предпринимателей. Они развивают производство, открывают для своих земляков новые рабочие места и налоговыми платежами пополняют бюджеты всех уровней.

Значимость сектора малого предпринимательства в АПК наглядно видна благодаря ежегодно проходящей в Краснодарском крае Агропромышленной выставке "Кубанская ярмарка". Она организована всего пять лет назад, но успела завоевать большую популярность и известность среди жителей края. Каждой осенью в краевом центре от каждого муниципального образования края привозят свою продукцию самые лучшие, наиболее экономически успешные представители малых форм хозяйствования. Каждое проведение краевой ярмарки становится красочным, зрелищным мероприятием. Хочу особо отметить, агропромышленная выставка - это вовсе не рекламная акция, не самоотчет о достижениях и успехах. Хотя и похвалиться, если есть чем, я считаю, в общем-то, не грешно. Самое главное - для наших малых производителей это ценная возможность продемонстрировать свою продукцию не только покупателям, но и потенциальным деловым партнерам, чтобы обговорить возможности совместных контрактов по реализации или переработке. Режим ярмарки дает такую возможность.

Мы стремились сделать эту ярмарку небольшим аналогом "Зеленой недели" в Берлине, местом сбора малых производителей. Очень хотелось бы, чтобы присутствующие регионы тоже приняли в ней участие. Как я уже сказал, она становится очень хорошей школой для дальнейшего развития малого предпринимательства, потому что каждый из участников учится друг у друга, никто ни от кого свои профессиональные секреты не срывает.

Уважаемые коллеги!

Поддержка малого и среднего предпринимательства в АПК всегда была одним из приоритетов органов государственной власти Кубани. В крае действует подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" в рамках общей программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

В прошлом году на поддержку малых форм хозяйствования в АПК из средств краевого бюджета было израсходовано 560 млн.рублей. В ходе предстоящего принятия бюджета 2016 года депутаты намерены сделать всё возможное, чтобы эти объемы, несмотря на напряженную ситуацию, как минимум, не уменьшились, а вообще мы планируем довести эту цифру до 1 миллиарда.

Мы намерены и далее продолжать оказывать всю возможную финансовую, организационную и информационную поддержку представителям малого и среднего бизнеса, поскольку сегодня перед нашим АПК стоит ряд серьезных проблем. И задача всех ветвей и уровней власти - помочь нашим аграриям преодолеть эти вызовы, которые представляют угрозу для всех уровней предпринимательства, от крупных агрохолдингов до семейных форм хозяйствования.

В частности, напряженное положение складывается в животноводстве. За последние годы на Кубани произошла серия вспышек африканской чумы свиней, что значительно сократило поголовье и нанесло сильный урон малому и среднему бизнесу в АПК. О масштабах этого явления говорят следующие цифры. О масштабах этого явления говорят следующие цифры. 10 лет назад, в 2005 году, на Кубани насчитывалось около 1 млн. 150 тысяч голов свиней, из которых более 250 тысяч выращивались представителями малых форм хозяйствования. По данным на конец сентября текущего года, поголовье составило 424 тысячи, из них в малых формах хозяйствования 5,5 тысяч.

Сейчас, решая вопросы импортозамещения, нам предстоит не только наращивать производство мяса свинины и говядины. Необходимо работать и по другим направлениям, стимулируя развитие других подотраслей. Уже есть хороший задел по менее традиционным для Кубани направлениям, таким как кролиководство. Не так давно депутаты комитета провели серию выездов в муниципальные образования края с целью изучения перспектив кролиководства в крае. Наш анализ показывает, что у населения есть устойчивый спрос на диетическое мясо кролика. Уровень цен достаточно высок, чтобы обеспечивать достойную рентабельность. Мы рассчитываем, что при оказании мер господдержки здесь могут найти свою устойчивую бизнес-нишу многие субъекты малого и среднего бизнеса. И такие меры уже действуют. На сегодняшний день кубанские кролиководы могут рассчитывать на возмещение из краевого бюджета части затрат на приобретение молодняка и племенного поголовья кроликоматок в размере 400 рублей за одну голову, но не более 50% от фактически понесенных затрат. Также за счет краевого бюджета проводится субсидирование процентной ставки по кредитам на приобретение соответствующего оборудования для кролиководческих хозяйств, выделяются гранты на создание семейных ферм.

Вторая проблема - это сложность в вопросах реализации продукции. В той или иной мере её испытывают все субъекты агробизнеса, но в наибольшей мере она остра для малых форм хозяйствования, которым сложно выходить на рынок с небольшими объемами продукции, не всегда соответствующей требованиям сетевой торговли. Кроме того, в их объемах производства весьма незначительна доля переработанной продукции. Это существенно снижает уровень доходности хозяйств.

Сейчас мы намерены решать вопрос включения в общую торговую массу их продукции путем создания логистических центров. Соответствующие планы по созданию таких центров в Краснодарском крае сегодня разрабатываются нашим Минсельхозом.

Я не могу не сказать в присутствии моих коллег-депутатов следующее. 8 лет мы потратили на продвижение законопроекта "Об оптовых сельскохозяйственных рынках". Мы не смогли пройти через Государственную Думу, под разными предлогами нам его возвращали. Сегодня мы видим, что время потеряно. За 8 лет можно было бы наработать опыт и сегодня все это очень успешно бы функционировало. Вы сами знаете, при встречах с теми, кто производит сельхозпродукцию, первый вопрос, который они поднимают - это ее реализация.

Решение задачи сбыта требует объединенных усилий малых и средних сельхозтоваропроизводителей. У нас принят краевой закон "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае". Он создаёт условия для объединения товаропроизводителей в целях совместного производства, повышения эффективности сбыта произведенной сельхозпродукции, и организации переработки. Объединение в рамках кооперативов - это самый эффективный для представителей малых форм хозяйствования путь защиты своих интересов.

Ещё одной из проблем малого и среднего бизнеса является подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации, информационное обеспечение по целому кругу направлений. Практика показывает необходимость повышения правовой и финансово-экономической компетентности наших предпринимателей. Отсутствие соответствующих знаний вполне может привести их к серьезным финансовым потерям или даже к полному банкротству.

Также им необходимо и периодическое получение знаний по поводу новых технологий, приёмов и методов хозяйствования, постоянно обновляющегося ассортимента сортов растений и пород животных. Поэтому одним из направлений господдержки малых форм хозяйствования в АПК стало финансирование за счёт краевого бюджета обучения граждан методам и способам повышения доходности их хозяйств, выпуск учебной, справочной и просветительской литературы.

Учеба владельцев ЛПХ, фермеров, предпринимателей была начата и продолжается по сей день на базе нескольких учебных заведений края, таких, как Кубанский государственный аграрный университет, Краснодарский региональный институт агробизнеса, Брюховецкий аграрный колледж. Сегодня средства на проведение обучающих семинаров и краткосрочных курсов повышения квалификации на базе лучших учебных заведений края выделяются в рамках подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края". Ежегодно такое обучение проходит от 1100 до 1150 человек.

Информационная поддержка осуществляется и иными путями. Периодически важные материалы, разъяснения нормативно-правовых актов, материалы об опыте работы лучших предпринимателей публикуются в издаваемом ЗСК Приложении к районным и городским газетам.

Подключили мы и общественную организацию "Знание". Лекторы этой организации – преподаватели аграрного университета – выезжали в сельские поселения с лекциями о новинках в развитии отраслей сельского хозяйства, опыте работы в различных направлениях.

Уважаемые коллеги!

В сегодняшней не самой благоприятной финансово-экономической ситуации в стране и мире, требования к эффективности использования бюджетных средств должны быть повышены. В частности, необходимо поставить вопрос об эффективности осуществляемого субсидирования. Нам уже приходилось сталкиваться с примерами, когда люди, получившие субсидию на строительство теплиц, через год-другой по различным причинам сворачивали свою деятельность. Расходуя бюджетные средства на субсидирование какого-либо направления, мы должны быть уверены, что они гарантировано принесут отдачу, дадут экономический и социальный результат. Вероятно, для этого стоит внимательнее подходить к определению условий субсидирования и требовать у претендента гарантий того, что деятельность по соответствующему профилю будет продолжаться на протяжении какого-то обозримого промежутка времени.

В условиях жесткой экономии бюджетных средств стоит внимательнее отнестись к нефинансовым формам поддержки малого и среднего предпринимательства. Таким, например, как внеконкурсное предоставление в аренду земельных участков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются особо значимыми для экономики края видами деятельности. В Краснодарском крае принят закон о предоставлении в аренду без торгов земельных участков ряду субъектов, которые будут заниматься по направлениям, которые признаны приоритетными: животноводством, производством для него кормовой базы, а также выращиванием винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод, организацией питомников.

Считаю также, что вопрос об эффективности мер господдержки должен быть поднят на всех уровнях, в том числе и федеральном. В 2014 году депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края направили обращение в адрес премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева. В нем мы указывали, что система мер государственной поддержки должна быть более гибкой и должна предоставлять больше полномочий субъектам в поддержке сельскохозяйственного производства, учитывая их региональную специфику.

В Краснодарском крае несвязанная поддержка в отрасли растениеводства и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур не оказывает ожидаемого стимулирующего воздействия. Меж тем, средства на эти цели расходуются значительные. Всего на указанные виды господдержки в 2014 году было выделено свыше полутора миллиардов рублей.

300-350 рублей на гектар, которые человек получает - он не видит в общем объёме. Своей поддержкой по страхованию сельхозкультур мы поддерживаем, в первую очередь, страховые компании - на это нельзя закрывать глаза.

Мы рассматривали этот вопрос на заседании Южно-Российской Парламентской Ассоциации. В своем обращении в адрес Правительства мы обосновывали, что если эти деньги, полтора миллиарда рублей в размерах Кубани, отдать под 0,1% в качестве бюджетного кредита на развитие садоводства, виноградарства либо еще какой-то важной отрасли, согласованной с Министерством сельского хозяйства РФ, то это даст заметный экономический эффект. Мы бы гарантированно имели дополнительные площади садов и виноградников или развитие животноводства, возврат денег в бюджет для повторного финансирования тех, кто развивается. При сегодняшней схеме мы отдаем деньги и не видим результативности их использования, государство ничего от этого не получает. Мы пока не получили ответа на наше обращение, но рассчитываем на него. И будем благодарны вашему комитету, если вы поддержите эту модель.

Я считаю, что нам необходимо объединять усилия в решении стоящих перед нами вопросов. Сообща мы сможем быстрее справиться с проблемами, которые сегодня возникают перед агропромышленным комплексом и вообще в перед экономикой наших субъектов и России в целом.

Благодарю за внимание!