Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку

Авторизация

web камера

Фотогалерея

О состоянии зеленых зон

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати

Выступление председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова на научно-практической конференции "Антикризисные уроки Н.И. Кондратенко и современное развитие Кубани"


Уважаемые товарищи!

1995-96 годы – пожалуй, самые сложные в новейшей истории России: скудные бюджеты, отсутствие внятной экономической политики, оскорбительное отношение к армии, силовым структурам вообще и людям в погонах. И на этом фоне бесконечная череда выборов. Выборы губернатора Кубани, из-за низкой явки, в первом туре не состоялись. Было два основных претендента, оба кубанцы – действующий губернатор, назначенный Президентом Ельциным Б.Н.- Николай Дмитриевич Егоров и Николай Игнатович Кондратенко. В первом туре Н.Д. Егоров отстал от Н.И. Кондратенко более чем на 20%. Нужен был второй тур выборов. К чести Николая Дмитриевича, он, оценив обстановку, не проявил активности во втором туре. Это свидетельствует о том, что оба кандидата думали прежде всего о людях, о судьбе края, но не о своей должности. Кубанцы сделали свой выбор.

Николай Игнатович Кондратенко встал у руля края в нелёгкий для всего нашего общества момент. Это было время глубокого экономического кризиса и спада производства, период дезорганизации экономики и растущей социальной напряженности. Переход от одной модели народного хозяйства к другой привел к разрушению всей ранее существовавшей системы хозяйственных связей. Краевой бюджет не имел стабильного наполнения, и средств в нем постоянно не хватало – зачастую даже на самое необходимое. О состоянии дел, о состоянии бюджетной обеспеченности свидетельствует само название действовавшего на тот момент органа – Временная чрезвычайная комиссия администрации края по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.

Предприятия реального сектора пытались выжить в условиях взаимных неплатежей, практической недоступности кредитных ресурсов и скачков цен на сырье и комплектующие. На многих из них привычны стали многомесячные задержки с выплатой заработной платы. Некоторые остановились вовсе, наметилась реальная угроза массовой безработицы. Жизненный уровень значительной части жителей края, в первую очередь работников бюджетной сферы, резко сократился.

В этих условиях было очень тяжело выстраивать продуманную, долгосрочную политику. Тем более, что её понимание отсутствовало на федеральном уровне. Реформирование экономики и социальной сферы шло, как говорится, методом проб и ошибок. При этом вторых было явно больше, чем первых.

Я хорошо помню это время. Мы все, работавшие в те годы в органах государственной и муниципальной власти, видели, что старая система сломана, а новая еще не появилась. Но оставалась надежда минимизировать потери, стабилизировать ситуацию и не дать ей дойти до того необратимого рубежа, за которым начинаются социальные или межнациональные потрясения.

В конечном счете, это удалось. Сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что Кубань избежала очень многих угроз, прошла 90-е годы более успешно, чем другие субъекты Российской Федерации. Несмотря на все потери, в крае удалось сохранить базовые отрасли экономики, управляемость социальных процессов, а также межнациональный мир и согласие. Хотя желающих раскачать лодку, разыгрывая социальную или межнациональную карту, было предостаточно.

Однако Кубань избежала и голодных бунтов, и массовых протестных акций, и межнациональных конфликтов.За это сегодня мы все должны быть признательны в том числе и членам команды Николая Игнатовича Кондратенко. А также представителям и руководителям всех национальных диаспор Краснодарского края.

И, конечно же, нашим ближайшим соседям в Республике Адыгея. Очень многое для сохранения добрососедских отношений делали в те годы наши коллеги, депутаты парламента Республики Адыгея и лично президент Республики Адыгея Аслан Алиевич Джаримов. Тесное взаимодействие позволяло нашим субъектам выстраивать взаимно согласованную политику в сфере экономики и социальной сферы. А это способствовало расширению прямых связей между хозяйствующими субъектами, районами и городами наших регионов с учетом единого сложившегося экономического пространства.

Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и Адыгэ-Хасэ работали в тесном контакте и взаимодействии, советовались друг с другом и делились опытом, сообща решали общие проблемы. Мы подготовили и внесли в Государственную Думу совместную законодательную инициативу – проект федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Хотя он не был принят, но дальнейшее развитие федерального законодательства в этой сфере пошло именно по вектору тех идей, которые мы заложили в нашем законопроекте.

Такие добрые отношения с нашими ближайшими соседями - это большое богатство. Николай Игнатович многое делал для его сохранения, ту же линию проводили и будут проводить его последователи.

В тот сложный период экономических и социальных реформ команде губернатора приходилось работать в режиме "ручного управления", изобретая на ходу все новые, антикризисные приемы управления экономическими процессами. Хочу заметить, что говоря о команде, я имею в виду не только администрацию края и ее сотрудников. Но всех, кто ставил благо Кубани выше собственных интересов и амбиций, и был готов работать на ее развитие. Таковых было немало, и в этом одна из характерных черт Николая Игнатовича как руководителя. Он умел увлекать людей за собой, подбирать единомышленников и ставить перед всеми одну стратегическую цель: спасение кубанской экономики и защита интересов жителей края.

В те непростые годы депутаты Законодательного Собрания края и сотрудники администрации края осуществляли поддержку отечественных товаропроизводителей, выполняли планы мероприятий, направленных на защиту потребителей и развитие конкуренции на товарных рынках. Через такую форму, как размещение регионального заказа, была организована поддержка предприятий реального сектора экономики. Был создан региональный продовольственный фонд, деятельность которого позволяла, с одной стороны, получать от предприятий АПК произведенную ими продукцию и тем самым контролировать ситуацию и уровень цен на продовольственном рынке. А с другой - обеспечивать кредитными ресурсами наших аграриев.

Опыт антикризисного управления того периода был использован и позже, в ходе кризиса 2008-2009 годов. Многие его моменты могут найти применение и сегодня.

Об антикризисной работе Николая Игнатовича Кондратенко можно говорить много. В первую очередь хочу отметить, как именно она осуществлялась. Николаю Игнатовичу всегда было присуще особое, скрупулезное и предельно добросовестное отношение к порученному делу. Он прошел долгую школу хозяйственной и партийной работы, такой жизненный путь, на котором вырабатываются глубочайшие профессионализм и ответственность за порученное дело.

Эти качества в полной мере проявлялись в его стиле работы, для которого были характерны умение правильно расставлять приоритеты, подбирать грамотных специалистов, на которых можно опереться, и, конечно же, личное участие в решении сложных вопросов. При этом он выслушивал всех, но конечную ответственность брал на себя.

Свою позицию он всегда отстаивал с предельной бескомпромиссностью. В этом отношении он был неудобной фигурой для многих. Вы знаете, сколько резких, критических, а порой и оскорбительных высказываний в его адрес звучали из уст политиков и средств массовой информации определенного толка.

Я помню выступления Николая Игнатовича - яркие, эмоциональные и по-настоящему берущие за душу. В них все экономические вопросы приобретали человеческое измерение. Он думал и говорил в первую очередь не об экономических показателях, а о том, что стоит за этими цифрами - о человеке труда. И в этом один из главных его уроков. Считаю, новое поколение управленцев должно его усвоить и руководствоваться им в своей работе.

Именно поэтому во всяком деле ему хотелось опереться на поддержку земляков. Он много выступал перед людьми - и через средства массовой информации, и на встречах в коллективах, чтобы донести до каждого суть той политики, которая проводится в крае.

Николай Игнатович как никто, пожалуй, понимал, что власть по-настоящему легитимна только тогда, когда народ видит в ней не управленцев, не начальство, а равноправных партнеров, которые советуются с ним, к которым можно прийти со своей проблемой или высказать свое мнение.

Этой линии развернутого диалога с жителями края в законотворческой работе депутаты ЗСК придерживаются постоянно. Каждый из нас регулярно выезжает в свой округ и проводит там встречи с избирателями. На них мы рассказываем о том, какие законы были приняты в последнее время, и что именно обусловило необходимость их разработки. Каждая такая встреча превращается в публичное обсуждение наиболее злободневных вопросов округа или всей Кубани. После этого на планерных совещаниях мы делимся полученной информацией. И достаточно часто высказывания наших земляков находят свое продолжение в нашем плане нормотворческой работы.

Постоянной практикой стало вынесение на широкое обсуждение особо значимых законов - таких, как закон о проекте бюджета на предстоящий год и отчет об исполнении бюджета за предыдущий год.

Такая же система диалога с населением строится и на муниципальном уровне - в форме открытых сессий, совместных отчётов перед населением глав, депутатов Советов и руководителей органов ТОС. Это позволяет наглядно оценить степень эффективности отдельных нормативных актов - увидеть, какие краевые законы работают в полной мере, какие нет, почему.

Хочу отметить, что сегодняшняя непростая ситуация повышает планку требований к действующему законодательству. Недостаточно чётко прописанные в краевом законодательстве моменты должны оперативно выявляться и в кратчайшие сроки находить свое оптимальное правовое регулирование. По этой причине на январской сессии, при обсуждении плана нормотворческой и контрольной деятельности на текущий год, мы пришли к выводу, что депутатам ЗСК необходимо более активно контролировать реализацию действующего федерального и краевого законодательства. Нужно изучать правоприменительную практику, проводить анализ действия законов и постановлений, заниматься их разъяснением. В ближайшей перспективе эта работа будет усилена.

Уважаемые друзья и коллеги!

Здесь из присутствующих в зале немало тех, кто имеет личный опыт и просто общения, и совместной работы с Николаем Игнатовичем. Многое из того, что было в то время начато или только задумано, в дальнейшем получило свое развитие в краевой нормативно-правовой базе, в деятельности органов государственной власти края.

В центре внимания Николая Игнатовича всегда были вопросы АПК и жизнь кубанского села. Их интересы он отстаивал на всех уровнях. Резко, не пытаясь подбирать формулировки, он – один из очень немногих в те годы политиков – выступал за изменение отношения государства к селу. Уже тогда он говорил о продовольственной безопасности, о том, что страна, которая кормится за счет мирового рынка, неизбежно слабеет и экономически и социально.

В те годы на наших глазах угасала жизнь во многих населенных пунктах края - там, где разорились или свернули свою деятельность сельхозпредпрития. Их жители разуверились в будущем. Кто мог – уезжал искать лучшей жизни в других местах, кто-то оставался и перебивался случайными заработками и огородом.

Этот тяжелый опыт середины и конца 90-х годов определил впоследствии наш выбор, способствовал появлении. Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", и в крае была начата планомерная работа по развитию сектора малого предпринимательства в АПК. Благодаря программам господдержки очень многие кубанские семьи смогли начать работать на рынок, получили дополнительную или новую форму занятости. Для тех, кто сумел хорошо поставить дело, это зачастую становилось и стало основным занятием, превратилось в семейный бизнес.

Но и остальные направления малого предпринимательства мы не упускали из виду. На Кубани малый бизнес всегда был достаточно активен – ещё с самых первых шагов кооперативного движения советского периода. Сейчас мы видим, что в кубанское предпринимательство пришел целый слой активных, работящих и предприимчивых людей. Для их работы сформирована нормативно-правовая база, создана и функционирует система государственной поддержки.

Помощь этому сектору будет и далее осуществляться по всем направлениям. Опыт работы в условиях кризиса 2008 года, а также реалии 90-х годов показали, что малый бизнес придаёт экономике устойчивость. Он позволяет быстро наращивать объёмы производства, а также создавать новые рабочие места, предоставляя возможности для обеспечения занятости и самозанятости людей, тем самым обеспечивая социальную стабильность.

Мы делаем все возможное, чтобы устанавливался взаимовыгодный диалог малого бизнеса и местной власти. Динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям заложена в индикативный план социально-экономического развития Краснодарского края, выполнение которого постоянно контролируется.

Несколько лет назад депутаты Законодательного Собрания края во взаимодействии со специалистами администрации Краснодарского края провели серию научно-практических конференций, посвященных обеспечению экономических основ местного самоуправления. Мы организовывали их по кустовому принципу, собирали представителей нескольких районов, и, на примере отдельного поселения отрабатывали вопросы формирования местного бюджета, поиска дополнительных источников поступлений в бюджеты всех уровней, администрирования расходов. Одним из ключевых моментов в ходе конференций становилось обсуждение перспектив развития экономики территории, условий для более активного развития малого и среднего предпринимательства.

По завершении цикла конференций, через какое-то время мы проанализировали их последствия. И увидели, что степень эффективности была достаточно высока: во многих поселениях для предпринимателей были созданы новые, более комфортные условия, благодаря которым повышались их производительность, доходность, появлялись новые рабочие места и увеличились поступления в бюджет.

Поэтому, упреждая возможные риски кризисного периода, сегодня Законодательным Собранием и администрацией края готовится серия таких конференций в муниципальных образованиях Краснодарского края.

Уважаемые друзья и коллеги!

В завершение своего выступления хочу сказать следующее. Такие люди как Николай Игнатович Кондратенко появляются в тяжелые периоды отечественной истории, чтобы принять на себя тот груз, который не под силу прочим. Ему удалось сделать очень многое, и мы должны взять лучшее из опыта того времени и учитывать его в текущей работе.

Разумеется, нынешняя ситуация несколько иная. У нас есть сегодня целый ряд преимуществ, которых не было в распоряжении Николая Игнатовича. В их числе - сильное государство, продуманная стратегия развития, социальная стабильность и кредит доверия наших избирателей.

Уверен, если мы сможем соединить их с чувством личной ответственности каждого за порученное дело и накопленным опытом антикризисного управления - мы с успехом сможем противостоять всем сегодняшним вызовам.

Благодарю за внимание!