Главная Версия для печати Карта сайта
Подписка на рассылку

Авторизация

web камера

Фотогалерея

О бесплатной юридичекой помощи

Отзывы и предложения по краевому законодательству

Закон: шаг за шагом

Портал закупок




Вернуться из версии для печати

23.06.2016 Выступление председателя комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений, члена фракции С.А.Тимченко на Общем собрании Регионального совета руководителей депутатских объединений ВПП "Единая Россия" Краснодарского края


Уважаемые участники общего собрания!

В своем послании Федеральному Собранию в начале декабря месяца прошлого года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу национального уровня, чтобы к 2020 году не только полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием, но и стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, а для этого ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находясь в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Аналогичная картина и в нашем благодатном крае, где в южно-предгорной и Анапа-Таманской природно-климатической зоне не один десяток тысяч гектаров длительное время не обрабатывается по различным причинам.

Чуть лучше положение на остальной территории края, где простаивают сотни гектаров занятых, либо заброшенными многолетними насаждениями, либо низко продуктивными угодьями, это сенокосы и пастбища.

При этом основными причинами ненадлежащего, либо неиспользования земельных участков являются:

- неудовлетворительное финансово-экономической положение сельхозтоваропроизводителей;

- недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв;

- невыполнение органами местного самоуправления поселений на должностном уровне работ по осуществлению муниципального земельного контроля, а также нормы Федерального закона по обеспечению проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков;

- не соблюдение землепользователями требований ст.7 Закона Краснодарского края «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, в настоящее время в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» внесены существенные изменения в части принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неисполь-зовании в соответствии с их целевым назначением или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно внесенных изменений теперь земельный участок принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков в соответствии с их целевым назначением или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Но в своей информации большую часть я хочу посвятить организации работы предшествующей перед процедурой по принудительному изъятию земельного участка, либо прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а именно по осуществлению государственного земельного надзора и земельного контроля с учетом внесенных поправок в пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключивших из планов проверки соблюдения требований земельного законодательства. На июльской сессии Законодательного Собрания Краснодарского края мы подкорректируем и наш краевой закон, но при этом сохраним в обязательном порядке системность организации по проведению муниципального земельного контроля, так как основным механизмом вовлечения в оборот неиспользуемых земель является решение комплекса вопросов, связанных с применением повышенных штрафов за ненадлежащее использование земельных участков, а именно ст.7.6 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что не выполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения в части производства сельскохозяйственной продукции в течение трех лет подряд с урожайностью не менее установленной, а также обязанностей не допускать выращивания озимых культур, сахарной свеклы непрерывно в течении двух лет подряд, и подсолнечника не более одного раза в восемь лет влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей и не более пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей и не более одного миллиона рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

А согласно статьи 7.11 этого краевого закона за сжигание сухой растительности и послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Соответственно, согласно пункта 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Необходимо заметить, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- сохранению почв и их плодородия;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

- сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

При этом надо заметить, что в случае использования земельного участка с нарушением закона возможно не только изъятие земельного участка, но и применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненного таким использованием ущерба.

Коротко остановлюсь на самой процедуре по принудительному изъятию земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, которая подробно изложена в новой редакции статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Во-первых, она может быть инициирована только в случае неустранения выявленных правонарушений в срок установленный предписанием одновременно с назначением административного наказания.

Во-вторых, становится невозможной государственная регистрация перехода, прекращения, ограничения права или обременения на этот земельный участок до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.

В-третьих, орган исполнительной власти края в течение двух месяцев со дня поступления материалов должен обратиться в суд с требованиями об изъятии земельного участка и в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить его продажу с публичных торгов.

При этом средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Завершить свою информацию я хочу внесенными дополнениями в пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которых к государственной собственности Краснодарского края теперь относятся «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

Спасибо за внимание!