2 Апреля 2017

В Законодательном собрании. Выпуск № 2, 2017

Изменения законов, необходимые жителям края

25 января состоялась очередная 59-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Вел ее руководитель кубанского парламента В.А. Бекетов. В повестке дня пленарного заседания было более 60 вопросов.

Главное в плане – работа на местах

Одним из первых депутаты приняли план нормотворческой и контрольной деятельности кубанского парламента на текущий год.

Как и прежде, депутаты будут не только принимать нормативные правовые акты, способствующие социально-экономическому развитию региона, но и контролировать реализацию действующего федерального и краевого законодательства. По словам В.А. Бекетова, на контрольную деятельность нужно будет сделать наибольший упор, необходимо изучать правоприменительную практику, проводить анализ действия законов и постановлений, заниматься их разъяснением. И, как подчеркнул Владимир Андреевич, важно привлекать к этой работе членов экспертно-консультативных советов, созданных при профильных комитетах, молодых депутатов. Причем основная контрольная деятельность должна проводиться не в стенах ЗСК, а с выездом в муниципалитеты, с изучением реального положения дел на местах, выявлением пробелов в действующем законодательстве.

Именно такой подход был при разработке изменений в краевые законы. В частности, в статью 8 закона края «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». В кубанский парламент стали приходить письма от граждан с вопросами, почему нормативы заготовки были определены только для капитальных жилых строений, если у людей есть необходимость протапливать бани и отдельно стоящие кухни? На сессии кубанские законодатели устранили этот правовой пробел.


В целях эффективности господдержки

Повышение эффективности государственных расходов на поддержку сельского хозяйства стало главной целью рассмотренных в первом чтении изменений в краевой закон «О развитии сельского хозяйства».

Они устанавливают дополнительные условия предоставления государственной поддержки по направлениям, которые не предусматривают софинансирования с федеральным бюджетом.

Такими условиями законопроект обозначил: обеспечение уровня зарплат наемных работников не ниже среднекраевого по соответствующей отрасли в АПК, превышение сумм уплаченных налогов и иных обязательных платежей в краевой бюджет над суммой предоставленных субсидий, обеспечение роста показателей плодородия сельхозземель к уровню установленных нормативов.

Кроме того, документ устанавливает, что господдержка сельхозтоваропроизводителям будет предоставляться на основании соглашения о предоставлении субсидии между заявителем и краевым минсельхозом, которое, кроме прочего, должно содержать и согласие заявителя на осуществление в отношении него проверок на предмет соблюдения им условий субсидирования. При этом заявитель обязан будет документально подтверждать ряд своих расходов и факты завершения работ, оплаченных с использованием субсидий.

Введение данных условий должно повысить эффективность использования бюджетных средств и улучшить показатели плодородия земель.

Инициативе общественников – зеленый свет

Первое чтение прошла новая редакция краевого закона «Об Общественной палате Краснодарского края».

Принятие нового закона вызвано вступлением в силу с января 2017 года федерального закона, регулирующего общие принципы организации общественных палат в субъектах РФ.

Общественная палата Краснодарского края нового созыва будет состоять из 45 человек, 15 из которых по предложениям некоммерческих организаций будут назначаться главой администрации (губернатором) края, 15 – краевым парламентом, и уже совместно назначенные 30 членов примут решение еще по 15 кандидатурам. К полномочиям палаты отнесено осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти, проведение экспертизы проектов нормативных актов края и правовых актов муниципалитетов, выполнение ряда других функций, связанных с поддержкой гражданских инициатив.

Члены палаты будут иметь возможность присутствовать на пленарных заседаниях Законодательного Собрания края и заседаниях его постоянных комитетов, а также на заседаниях общественных советов при краевых и муниципальных органах власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Общественная палата наделяется правом направлять в эти органы официальные запросы, а должностные лица соответствующих органов обязаны давать палате ответы и предоставлять необходимые документы и материалы.


Аренду без торгов будут корректировать

На сессии в первом чтении рассмотрены изменения в краевой закон «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».

Поправки направлены в том числе и на уточнение круга лиц, имеющих право претендовать на предоставление земли на основании его норм. Проверка реализации закона, проведенная профильным комитетом ЗСК, показала, что на сегодняшний день достаточно высок процент возврата заявлений организаций о предоставлении им земельных участков в аренду без торгов, в том числе и ввиду несоответствия заявленных проектов критериям закона.

Комментируя ситуацию, председатель комитета по вопросам имущественных и земельных отношений С.А. Тимченко отметил, что практика применения закона выявила ряд недостатков. В частности, принимался документ в первую очередь для поддержки сельхозтоваропроизводителей, но те не вписываются в его отдельные критерии, в связи с чем получают отказы. Воспользоваться же льготными нормами смогли в основном торговые организации в крупных населенных пунктах, которые в поддержке не нуждаются.

В связи с этим на сессии рассматривались изменения в закон, направленные на уточнение статуса земельных участков, которые могут быть предоставлены, введение нормы об обязательном заключении соглашения о реализации масштабного инвестпроекта или размещения объекта соцкультбыта, установление перечня видов деятельности, необходимых для соответствия критериям закона об отнесении к таким проектам и объектам.

Для тех, кому за 35

Депутаты краевого парламента приняли обращение к Председателю Правительства России Д.А. Медведеву о необходимости внесения изменений в федеральную программу «Жилище».

Речь идет о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Краснодарский край участвует в ее реализации с 2015 года. За это время более 2 тысяч молодых семей получили господдержку на приобретение или строительство жилья. К молодым относятся семьи, где каждый из супругов не старше 35 лет. Если на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты кто-то перешагнул этот возрастной рубеж, то семья исключается из программы.

Но многие молодые семьи ждут получения выплат по несколько лет, и порой исключаются из списка так и не дождавшись господдержки. По этой причине в крае ежегодно исключается около 50 семей. Депутаты просят главу правительства изменить правила программы, чтобы молодые семьи, уже включенные в список участников, не исключались из него до получения ими социальных выплат, даже если им исполнилось 35 лет.

Депутаты внесли изменения в отдельные законодательные акты Краснодарского края, касающиеся выборов главы, законодательных и представительных органов власти региона. Изменения коснулись и структуры высшего исполнительного органа государственной власти края. В администрации региона появился департамент по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края. Кроме этого, на сессии рассмотрели изменения еще в целый ряд краевых законов, согласовали изменения в 10 госпрограмм, решали и другие вопросы.

официальная хроника


Общественная палата края будет расширена

Состоялось пленарное заседание Общественной палаты Краснодарского края, на котором были подведены итоги работы в минувшем году, определены основные направления на 2017 год. В заседании участвовали глава администрации края В.И. Кондратьев, председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов и депутаты краевого парламента.

О работе палаты края в 2016 году рассказала секретарь Общественной палаты Краснодарского края Л.В. Попова. Она выделила основные направления работы, привела примеры конкретных инициатив и акций, проведенных членами палаты совместно с партнерами.

Глава администрации края В.И. Кондратьев отметил, что Общественная палата должна стимулировать активность жителей края.

– Надо вовлечь само общество в процессы контроля над происходящим, над самой жизнью, – подчеркнул губернатор, – убедить каждого члена общества в том, что он может влиять на жизнь вокруг себя. Нужна система, чтобы каждый голос, который звучит, не оставался незамеченным Общественной палатой. Если проблема не решилась, назвать фамилию руководителя или ведомство, по чьей вине это произошло. Тогда будет и результативность, и престиж Общественной палаты возрастет.

Председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов отметил некоторые инициативы, реализуемые членами палаты и ее партнерами. Кроме того, он высказал предложение об усилении взаимодействия палаты и органов власти.

– Обсудите с членами палаты, какие вопросы в 2017 году вы хотели бы проконтролировать, – сказал В.А. Бекетов. – Мы вместе с администрацией края могли бы организовать семинары, на которых специалисты администрации и Законодательного Собрания разъяснили бы законодательство по тому или иному вопросу, чтобы люди были вооружены знаниями. Затем можно будет сформировать бригады по проверке насущных проблем с участием депутатского корпуса, представителей администрации края. Мы все заинтересованы в том, чтобы была серьезная отдача от работы, чтобы эффективность была высокой.

На заседании председатель ЗСК В.А. Бекетов рассказал и о том, что сейчас готовится новый краевой закон об Общественной палате Краснодарского края, в соответствии с которым численность палаты будет увеличена.

На 59-й сессии данный законопроект был рассмотрен в первом чтении.


Повышать доверие граждан к МВД

Председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов принял участие в расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Краснодарскому краю. На коллегии обсудили итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел края за 2016 год, результаты выполнения директив министра внутренних дел России и задачи на 2017 год.

В работе коллегии приняли участие руководители подразделений ГУВД края, началь­ники территориальных органов МВД, их заместители, помощники по работе с личным составом, заместители начальников полиции, представители взаимодействующих структур, руководство Краснодарского края.

По основным вопросам с докладом выступил начальник краевого Главка В.Н. Виневский. Перед коллегией также выступили губернатор края В.И. Кондратьев и председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов.

Губернатор отметил тесное сотрудничество полицейских с органами власти Кубани и обратил особое внимание на выполнение такой важной задачи, как обеспечение безопасности на региональных дорогах. Глава кубанского парламента поблагодарил полицейских за работу и отметил, что доверие граждан к МВД с каждым годом растет. Об этом депутаты узнают непосредственно от населения во время встреч с избирателями в округах, подведения итогов краевого конкурса, учрежденного ЗСК, на звание лучшего участкового уполномоченного полиции.

– Вместе с тем, – призвал председатель Законодательного Собрания сотрудников полиции, – на достигнутом останавливаться нельзя. Нужно и дальше работать на благо населения края, повышая уровень доверия к органам внутренних дел.

Особо отличившимся сотрудникам В.А. Бекетов вручил Почетные грамоты Законодательного Собрания Краснодарского края.

в комитетах ЗСК


Депутаты изучили работу Крымской ЦРБ

Комитет кубанского парламента по вопросам здравоохранения под руководством Е.В. Капцовой продолжает мониторинг технического состояния и деятельности медицинских учреждений в муниципальных образованиях края. По поручению председателя Законодательного Собрания края В.А. Бекетова в Крымском районе депутаты изучили работу Центральной районной больницы и ее подразделений.

В выездном заседании комитета приняли участие представители регионального министерства здравоохранения, местных органов власти, руководители Крымской ЦРБ и ее структурных подразделений, молодые депутаты профильного комитета Совета молодых депутатов края, а также представители общественности района.

В ходе мероприятия его участники посетили взрослую и детскую поликлиники, хирургическое отделение ЦРБ и реанимационное, которое было отремонтировано в прошлом году на сумму порядка 5 миллионов рублей. Также осмотрели педиатрическое и акушерско-физиологическое отделения, тоже нуждающиеся в ремонте.

По итогам осмотра лечебных учреждений, обсуждения увиденного комитетом было рекомендовано руководству Крымской ЦРБ в самое ближайшее время подготовить соответствующую проектно-сметную документацию для приведения в порядок двух детских отделений и подать заявку в региональное министерство здравоохранения. Этот вопрос будет стоять на контроле краевых законодателей.

Кроме этого, отдельное внимание депутаты уделили вопросу доступности качественной медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов муниципального образования. Выяснилось, что в муниципальном образовании этой проблеме уделяется внимание и в определенных хуторах и поселках уже построены офисы врачей общей практики, но необходимо строительство еще трех в п. Саук-Дере, х. Адагум и в одном из микрорайонов Крымска.

Изучение работы медучреждений в муниципалитетах края профильным комитетом ЗСК будет продолжено.


Краткосрочные планы по капитальному ремонту

В комитете по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства прошло совещание по вопросу планируемого объема проведения капитального ремонта многоквартирных домов в городе Краснодаре в 2017 году. Его провела заместитель председателя комитета С.А. Хобленко.

Сейчас, в соответствии с приказом краевого министерства ТЭК и ЖКХ, максимальный размер средств, которые могут быть израсходованы на оплату работ по капитальному ремонту в текущем году по каждому муниципальному образованию, определяется исходя из объема средств, собранных от оплаты взносов в этом муниципальном образовании по состоянию на 11 января предыдущего года. Это предусмотрено порядком формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. В результате денежные средства, которые поступили в течение всего прошедшего года, фактически не учитываются при составлении планов текущего года, а значит не могут быть использованы на проведение капитального ремонта.

Фонд капремонта доводит до глав муниципальных образований информацию об уровне собираемости взносов на капитальный ремонт по каждому многоквартирному дому, предварительные списки домов на проведение капитального ремонта в текущем плановом периоде. Муниципальные образования обследуют дома из этого предварительного списка. Дома расставляют в порядке приоритетности на проведение капитального ремонта с учетом данных о состоянии конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования. Однако депутаты муниципальных образований не получают этой информации из Фонда капремонта и, следовательно, не могут влиять на ситуацию.

На совещании было решено поставить перед министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края вопрос о необходимости пересмотреть порядок формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта с тем, чтобы максимально использовать поступившие на капитальный ремонт средства. Кроме того, необходимо вовлечь в процессы по составлению краткосрочных планов по капитальному ремонту, контролю за их выполнением местных депутатов.

на контроле


Внимание вопросам газификации

На планерном совещании в Законодательном Собрании депутаты заслушали информацию о ходе газификации населенных пунктов Краснодарского края в 2016 году. С ней выступили министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края А.М. Волошин и исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края С.Ю. Орленко.

Парламентарии уделяют большое внимание вопросу газификации края, понимая его важность для кубанцев. Профильные комитеты ЗСК держат под постоянным контролем ход реализации программы газификации региона, для этого создан специальный реестр населенных пунктов.

По информации докладчиков, объем работ по газификации в прошлом году по сравнению с 2015-м вырос.

С 2014 года мероприятия по газификации в Краснодарском крае реализуются в рамках подпрограммы «Газификация Краснодарского края государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса». По результатам 2016 года из 30 объектов (в 21 муниципальном образовании края) в полном объеме завершено строительство на 22 объектах, остальные 8 будут завершены переходящим строительством в 2017–2018 годах.

Строительство уличных газораспределительных сетей в сельской местности в 2016 году осуществлялось в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий». Реализация мероприятий программы в 2016 году осуществлялась в 30 сельских поселениях края, расположенных на территориях 23 муниципальных районов. В 2016 году в программу было включено 33 объекта.

Депутаты отметили, что программа газификации Кубани выполняется, но есть определенные недоработки, которые в этом году должны быть устранены. Особое внимание должно быть уделено прибрежной зоне края, которая пока еще остается наименее газифицированной в сравнении с другими частями региона.

местное самоуправление


От Кубани до Поморья

ТОСы Краснодарского края делятся опытом и расширяют сотрудничество

В конце минувшего года в Архангельске прошла межрегиональная конференция «От общественного самоуправления к межмуниципальному сотрудничеству». В мероприятии принял участие председатель комитета кубанского парламента по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий А.И. Шустенков.

Живой интерес участников конференции вызвал опыт Белоглинского района Краснодарского края. Жители окраинной части Кубани удачно используют свое местоположение на стыке трех регионов: Дона, Кубани и Ставрополья. Они наладили регулярные контакты с прилегающими территориями, ведь общность забот и интересов связывают людей долгие годы. Лидером в этом направлении является Новопавловское сельское поселение, а с инициативой выступили местные тосовцы. Все лучшее, что есть у соседей, они стараются перенять, применить их положительный опыт на практике. Для регулярных встреч, неформального общения организовали творческую площадку – межрегиональный фестиваль ТОС. Территориальное общественное самоуправление на селе активно и значимо для населения. Практика работы местных ТОСов обобщается, изучается. Благодаря позиции администрации, содействию депутатов ЗСК работа с общественниками не стоит на месте, продвигается.

Ориентир изначально задали краевые парламентарии. В Законодательном Собрании края придают большое значение межмуниципальному сотрудничеству, считая его механизмом развития, позволяющим согласовывать интересы, объединять усилия, координировать действия муниципальных образований, территориальных органов общественного самоуправления для решения вопросов местного значения.

Кубанский парламент делает в этом отношении немало. Большой эффект дают научно-практические конференции по укреплению финансово-экономических основ муниципальных образований, которые способствуют развитию связей между территориями, нацеливают на обмен опытом в самых разных сферах. Уже несколько лет пять комитетов ЗСК под руководством заместителя председателя парламента П.М. Курдюка выезжают в муниципальные образования края, чтобы изучить, как территории выполняют «майские указы» Президента РФ. Такие встречи всегда проходят с участием соседних муниципальных образований края. По зональному принципу организовываются ежегодные краевые совещания по итогам работы ТОС и другие мероприятия ЗСК.

Хорошие начинания, родившиеся на местах, всячески приветствуются краевой властью. Интересные формы работы всегда поддерживаются. Такие, как, например, фестивали территориального общественного самоуправления в Белоглинском районе. Сначала это были события местного масштаба. В 2009 году на территории Новопавловского поселения впервые был проведен межрегиональный фестиваль ТОС, где состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между ТОСами Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей. В 2010 году к содружеству присоединились ТОСы Республики Калмыкия. Круг участников этих фестивалей постоянно расширяется. Очень важно то, что этот опыт в первую очередь получил распространение в нашем крае. Фестивали ТОС проводятся теперь в каждом районе. Они стали своеобразным смотром достижений местного самоуправления.

Обо всем этом шел заинтересованный разговор на конференции в Архангельске. Положительным опытом в развитии межмуниципального сотрудничества поделились кубанцы. На пленарном заседании А.И. Шустенков рассказал о том, как формировалась законодательная база по вопросам организации ТОСов на Кубани, какие формы деятельности применяют, какую поддержку получают от власти органы ТОС.

Полезной и интересной оказалась информация, озвученная и другими членами нашей делегации. Заместитель главы Белоглинского района А.Н. Панчехин остановился на вопросах межмуниципального сотрудничества в рамках развития ТОС. Глава Новопавловского сельского поселения этого района Л.А. Склярова познакомила собравшихся с удачными формами работы общественников, в том числе с вошедшими в традицию межрегиональными фестивалями ТОС. Она рассказала также об активном участии тосовцев в делах поселения и о краевой поддержке движения. Не менее содержательными, чем выступления, были и ответы кубанцев на многочисленные вопросы коллег. Причем звучали эти вопросы не только на заседании, но и в ходе всей рабочей поездки.

Программа гостям была предложена довольно обширная. Кубанцы имели возможность ознакомиться с практической работой своих коллег, сравнить подходы к решению проблем. Конечно, между Кубанью и Поморьем существует много различий, обусловленных географическим положением, климатом, сложившимися традициями. Однако в понимании задач местного самоуправления обнаружилось практически полное совпадение и единство взглядов. Просто пути достижения поставленных целей могут быть разные.

В Краснодарском крае основным инструментом реализации приоритетных задач стали муниципальные программы, более 200 из них имеют отношение к организации деятельности ТОС. В их реализацию вкладывается более 150 миллионов рублей. А в Архангельской области пошли по системе грантов. Прежде чем получить средства на реализацию какого-либо проекта, его тщательно прорабатывают, обосновывают и представляют на конкурс. Если объект необходим и важен, то на него выделяются средства, которые затем уже осваиваются.

Кстати, масштабы объектов бывают совсем не велики. Скажем, грант может быть выделен на то, чтобы вырыть в деревне колодец, или на обустройство деревянных тротуаров. Для приезжих это экзотика, а для многих северян – привычные условия жизни. И в этих вопросах местное самоуправление играет значимую роль. Если на Кубани в течение дня любой сельский житель может съездить в райцентр и вернуться, то в Поморье это удастся далеко не каждому. Площадь Приморского района, где в декабре побывали кубанцы, составляет 42 тысячи квадратных километров.

Специфика жизни в поселениях региона такова, что многое может и должно решаться на месте. Руководители и актив общественного самоуправления в Поморье не боятся браться за дело под свою личную ответственность. Их самостоятельность, готовность к выполнению поставленных задач вызывают уважение. При всей разности подходов на Кубани и в Архангельской области ТОСы являются большими помощниками в решении самых насущных проблем, волнующих население.

Одним из ключевых событий конференции стало торжественное подписание соглашений о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам местного самоуправления. Документы скрепили подписями глава МО Кехотское Холмогорского района Н.А. Уткина и глава Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Л.А. Склярова. Дружить кубанцы и северяне будут не только поселениями, но и районами. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам местного самоуправления заключено между Белоглинским районом Краснодарского края и Приморским районом Архангельской области.

комментарии

Председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий А.И. Шустенков:

– Межрегиональная конференция в Архангельске стала не только значимой площадкой обмена опытом, но и открыла новые возможности для дальнейшего развития органов ТОС Кубани и Поморья. Она наглядно продемонстрировала, что межмуниципальное сотрудничество не ограничивается территорией субъекта РФ или его частью. Межмуниципальные связи могут выходить на качественно новый уровень, носить межтерриториальный и межрегиональный характер.

Такие контакты имеют несомненную практическую пользу. Коллег из Архангельской области очень заинтересовала, например, организация взаимодействия между городами и районами Кубани. Для того чтобы оно было более продуктивным, велось на регулярной основе, председатель ЗСК Владимир Андреевич Бекетов еще в 2012 году предложил заключать соглашения о межмуниципальном сотрудничестве. И такие документы органами местного самоуправления соседних территорий были подписаны. Благодаря поддержке депутатов процесс межмуниципального партнерства получил в крае развитие.

Руководитель кубанского парламента считает, что здесь недопустим формальный подход, важны индикаторы в оценке результативности муниципалитетов. Чем плотнее будут взаимодействовать города и районы, больше делиться опытом и совместно искать решения наиболее острых проблем, скажем, в системе образования или здравоохранения, тем скорее они справятся с трудностями. Например, в одной школе дети ухаживают за посаженными ими плодовыми деревьями, заложили сад. Есть чему поучиться. В другой школе учитель физкультуры использует какую-то необычную методику выполнения упражнений в спортзале, полезных для здоровья детей, тоже можно взять на вооружение и так далее. Наиболее интересные идеи должны перениматься и использоваться. Содержание тех же зданий школ в хорошем состоянии, сохранность имущества – это тоже целое направление деятельности.

Убежден, что для межмуниципального сотрудничества есть все условия, а главное – поле деятельности большое. Нужно муниципалитетам больше и чаще общаться друг с другом, проводить совместные конференции и семинары, особенно в области экономики, обмениваться мнениями, тогда результаты будут, к тому же такое межмуниципальное сотрудничество придаст дополнительный импульс в развитии городов и районов.

Кубанский опыт межмуниципального сотрудничества очень востребован. Это показала не только конференция в Архангельске. Недавно к нам приезжала делегация из Калужской области. На встрече с коллегами мы обсудили законодательное обеспечение местного самоуправления, поделились опытом своей работы в законотворческой и практической деятельности по организации ТОС, межмуниципального сотрудничества. Это был полезный разговор для обеих сторон.

Глава Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Л.А. Склярова:

– Заключение соглашений о сотрудничестве дает нам новый импульс в развитии территориального общественного самоуправления. Регулярными стали визиты делегаций от районов, в ходе которых идет знакомство с жизнью муниципальных образований, обобщение положительного опыта, проводятся межрегиональные фестивали и турниры. На территории нашего поселения проведено несколько семинаров-совещаний по обмену опытом работы ТОС. Сначала в Новопавловку приезжали коллеги из Ростовской области, Ставропольского края, потом к ним прибавились гости из Волгоградской области, Калмыкии. А в 2015 году здесь побывали представители Архангельской области и Пермского края. География сотрудничества расширяется, и это наполняет нашу работу новым содержанием.

Побывав в Архангельской области, мы заинтересовалась, к примеру, проведенным там форумом отцов. Мероприятие получилось резонансным, действенным. Ведь, как правило, за воспитание детей спрашивают чаще всего с матерей. А тут состоялся во всех смыслах мужской разговор. Мы намерены в перспективе провести подобный форум у себя. А летом северяне приедут к нам, в Новопавловку, на очередной фестиваль. Наверняка и гостям, и хозяевам снова будет чему поучиться друг у друга.

опыт


Земля любит работящих

В финале «Кубанской агропромышленной ярмарки-2016» награды получили представители органов местного самоуправления, успешно решающие на своих территориях важнейший вопрос местного значения – развитие ЛПХ. Одним из победителей краевого конкурса на звание «Лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края» стало Новодеревянковское сельское поселение Каневского района. Оно признано лучшим в группе неоднократных победителей данного конкурса.

Алексану Карапетовичу Сукиасяну 75 лет. Тепличным хозяйством он занимается с 1983 года. Пристрастился к работе на земле, к выращиванию овощей и зелени еще тогда, когда жил в Армении. В 1987 году с семьей переехал в станицу Новодеревянковскую, да так и прикипел к этим людям, что живут здесь, к земле, ставшей ему и его семье родной. Когда еще при советской власти трудился в местном ЖКО, сам соорудил небольшую тепличку для выращивания гвоздик. Старшее поколение помнит, что достать свежие гвоздики в холодное время года было практически невозможно, а он сумел-таки наладить их выращивание собственной инициативой и старанием. И детей своих воспитывал в труде. Когда пришло время решать вопросы трудоустройства самим, недолго колебалась семья Сукиасяна: на собственные сбережения построили первую свою теплицу. И она не подвела: одарила семью не только свежими овощами и огородной приправой, но и принесла прибыль.

Шаг за шагом семья накапливала опыт ведения личного подсобного хозяйства. Но все-таки своих денег на расширение производства не хватало. Как-то при разговоре с главой поселения А.С. Рокотянским Алексан Карапетович узнал о возможности субсидирования личных подсобных хозяйств.

– Не стал откладывать в долгий ящик, оформил необходимые документы, – рассказывает он. – Через некоторое время пришел положительный ответ на получение субсидии. Первая денежная выплата составила 120 тысяч рублей. На нее мы построили вторую теплицу, а третью соорудили после получения субсидии в 58 тысяч. Как тут не поблагодарить власть за такое подспорье в труде? Сегодня наш тепличный комплекс составляет 900 квадратных метров.

И Сукиасян показывает свое добротное хозяйство. Вот стоят стаканчики с землей, в которых посеяны семена, и уже начала проклевываться рассада. Мы обошли и те теплицы, где буквально до Нового года еще росли помидоры. Их убрали недавно: надо же подготовить почву для новой посадки.

– Кто помогает вам? – спрашиваю Алексана Карапетовича.

– В теплицах трудимся всей семьей, – продолжает мой собеседник, – с утра и до позднего вечера, каждый день без выходных и праздников. Иначе не получается успеха. Зимой топим дровами. Уже начинается посадочная пора, поэтому в теплицах должна быть соответствующей температура. Выращенную продукцию с удовольствием покупают земляки, знают, что она не только вкусная, но и экологически чистая. Иногда заказывают для праздничного стола, юбилея или просто какого-то торжества. В общем, не залеживается товар, уходит сразу. И нам очень приятно так работать.

Сегодня Новодеревянковское поселение занимает второе место в районе после Каневской по получению субсидий. 20 процентов всех средств, которые поступают из краевого бюджета на развитие личных подсобных хозяйств района, идут в Новодеревянковское сельское поселение.

Только в нынешнем году 73 жителям Новодеревянковской и поселения на развитие личных подсобных хозяйств предоставлено 3 миллиона 275 тысяч 53 рубля субсидий из краевого бюджета. В том числе 1 миллион 734 тысячи 388 рублей – за реализованное молоко, более 239 тысяч – за мясо, около 800 тысяч – на приобретение крупного рогатого скота, около 500 тысяч – на строительство теплиц, 26,5 тысячи – на приобретение индеек. Кроме этого, каждый владелец личного подсобного хозяйства дополнительно имеет по 2 рубля за литр надоенного и сданного молока, 5 рублей – за килограмм мяса в живом весе. Как отметил заведующий сектором по работе с малыми формами хозяйствования управления сельского хозяйства района Д.П. Дубовой, с владельцами личных подсобных хозяйств этого поселения работать очень легко. Они с удовольствием осваивают новые формы хозяйствования, не стесняются приезжать в районный центр, звонить, интересоваться всеми нюансами работы, получения прибыли и так далее. Здесь, как ни в каком другом поселении, намечена тенденция соревновательности друг с другом, большой ответственности за выбранное дело, получения хороших результатов и основательности в ведении документации и самого развития хозяйства. Отсюда и результат.

Так, владелец личного подсобного хозяйства Моисеенко за сданное молоко в 2015–2016 годах получил от государства 216 тысяч рублей, ЛПХ Кучерова – 151 тысячу, ЛПХ Салий – 150 тысяч. Это хорошие средства, которые можно направлять для того, чтобы поправить свой семейный бюджет, и дальше развивать хозяйство, приобретать животных, корма и так далее.

Факты эти нельзя назвать просто случайностью. Здесь уже много лет работники поселенческой администрации ведут большую разъяснительную работу по занятости населения именно в этом направлении. Сам глава поселения А.С. Рокотянский 12 лет трудился на своем личном подворье. Сначала вместе с отцом С.А. Рокотянским, потом самостоятельно.

На себе испытав все нюансы сотрудничества с официальными структурами, возможности получения помощи от государства, сбыта выращенной продукции, глава поселения всячески помогает всем желающим трудиться. Ведь согласитесь, непросто отважиться приобрести на субсидированные деньги домашний скот и вести хозяйство так, чтобы оно давало прибыль и удовлетворяло все потребности семьи.

Для жителей Новодеревянковского сельского поселения это особенно актуально. Удаленность от центра препятствует эффективному решению проблемы занятости населения. Здесь, на месте, найти работу непросто. Поэтому индивидуальная деятельность – это то, чем с удовольствием можно заниматься. Отсюда и такое большое количество владельцев личных подсобных хозяйств.

Сам глава поселения отмечает этот факт как положительное решение проблем и по занятости населения, и по возможности получения средств к существованию.

– Главное – не лениться, – рассказывает А.С. Рокотянский. – Сферы деятельности могут быть разные. Кто-то имеет участок в 50 гектаров земли и начинает выращивать на этом участке овощи, фрукты, кто-то занимается молочным и мясным производством. И от этого имеет доход. Важно создать условия для развития личных подсобных хозяйств во всех направлениях, убеждать людей, что они смогут, помогать во всей цепочке их трудовой деятельности. Я и работники администрации об этом говорим на каждой встрече с населением, помогаем преодолеть некоторые пороги непонимания со стороны приемщиков молока и мяса. Считаю, очень важную роль в субсидировании сыграла политика краевых властей. Мы без проблем получаем средства на создание условий для работы владельцев личных подсобных хозяйств. Цифра в более чем три миллиона рублей говорит сама за себя. А успешное хозяйство влечет за собой положительную динамику взаимоотношений в поселении. У владельцев ЛПХ дети ходят в школу, есть возможность для поступлений в вузы и так далее. Эта взаимосвязь создает целый комплекс положительных взаимоотношений и трудовой деятельности.

Валентина Байдак,
корреспондент газеты
«Каневские зори».

консультирует юрист


Заготовка дров для граждан станет доступнее

Государственной услугой по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд ежегодно в крае пользуются около 13 тысяч граждан из 44 муниципальных районов. Закон Краснодарского края «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (далее – краевой Закон) призван упростить порядок получения древесины и дать возможность гражданам заготавливать древесину на льготных условиях.

Краевым Законом предусмотрены следующие способы подачи гражданами заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений: непосредственно в министерство природных ресурсов Краснодарского края, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, через Единый портал государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем анализ ситуации в части доступности для граждан оказания данного вида государственной услуги показывает, что в отдаленных от районных центров сельских населенных пунктах (например – Белореченского, Отрадненского, Мостовского районов) данная услуга не отвечает критериям доступности для населения. В большинстве случаев заготовку древесины для собственных нужд осуществляют граждане пожилого возраста, не обладающие навыками владения компьютерной техникой, либо проживающие в местности, не охваченной информационно-телекоммуникационными сетями, либо граждане, проживающие в населенных пунктах, отдаленных от многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг на значительное расстояние.

В целях упрощения порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений 24 ноября 2016 года депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края внесены поправки в краевой Закон, которые предусматривают для граждан возможность подачи заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд через местную администрацию поселения. На основании заявления договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданином заключает министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Необходимо отметить, что в июле 2016 года депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края в краевой Закон также были внесены изменения, предусматривающие упрощение процедуры заготовки древесины: теперь граждане самостоятельно вправе выполнять работы не только по заготовке валежа, бурелома и ветровала, но и лесных насаждений. Кроме того, были исключены ранее установленные краевым Законом требования для граждан к соответствующим средствам технологического оснащения и профессиональным навыкам для выполнения работ по заготовке древесины.

Учитывая социальную значимость обеспечения населения Краснодарского края твердым топливом, принимая во внимание потребность населения в древесине, нормативы заготовки для собственных нужд граждан в краевом Законе сохранены на прежнем уровне: для строительства жилых домов – до 50 куб. метров один раз на семью; для ремонта или реконструкции жилых домов – до 25 куб. метров один раз в 10 лет; для строительства и ремонта хозяйственных построек – до 20 куб. метров один раз в 10 лет; для отопления жилых домов (при отсутствии центрального отопления и сетевого газа), а также теплиц в личных подсобных хозяйствах – не менее 0,15 куб. метра, но не более 0,3 куб. метра на 1 кв. метр общей площади жилого дома, теплицы.

Вместе с тем на пленарном заседании 25 января 2017 года депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края приняты поправки в краевой Закон, которые предусматривают право граждан заготавливать древесину на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в пределах нормативов, установленных краевым Законом, для отопления отдельно стоящих на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворных построек – отапливаемых бань и кухонь.

В соответствии с краевым Законом для граждан, не имеющих возможности самостоятельно осуществлять заготовку древесины для отопления жилых домов, органы местного самоуправления поселений и городских округов организуют заключение договоров с поставщиками твердого топлива на поставку древесины для отопления жилых домов населению.