6 Апреля 2017

Выпуск № 6, 2017

Больше законов для развития экономики

22 марта состоялась очередная, 61-я сессия Законодательного Собрания края. Вел пленарное заседание руководитель краевого парламента В.А. Бекетов. В повестке дня было более 60 вопросов. Значительная часть из них была посвящена проблемам экономики, в частности, сельского хозяйства. Также на сессии были приняты постановления «О докладе Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2016 год» и «Об информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае о своей деятельности в 2016 году».

Работа должна продолжаться

Под постоянным контролем депутатов находятся вопросы экономического развития региона.

Парламентарии рассмотрели выполнение индикативного плана социально-экономического развития края за 2016 год, государственных социально-экономических программ, постановлений об итогах проведения научно-практических конференций по укреплению финансово-экономических основ муниципальных образований.

Проведенный анализ состояния экономики и социальной сферы по итогам 2016 года показал положительную динамику и достаточно высокий уровень выполнения годовых плановых назначений по большинству направлений социально-экономического развития Кубани. Объем валового регионального продукта за прошлый год превысил 2,2 трл рублей, выполнение составило 103 процента.

Председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов отметил, что министерством экономики много сделано для достижения позитивных результатов, но вместе с тем следует предусмотреть ответственность за невыполнение индикативного плана и обратить внимание на выявленные в муниципалитетах точки роста, которые необходимо использовать и развивать.

– Есть точки роста, но они разрознены, задача министерства их объединить, чтобы экономика края заработала. Достигнуты положительные результаты по отдельным направлениям, но надо уже выходить на более высокий уровень, – подчеркнул В.А. Бекетов.


В помощь аграриям

Рост кубанской экономики напрямую зависит от состояния сельского хозяйства – на сессии вновь шла речь о мерах его поддержки.

Первое чтение прошел краевой закон «О системе производства кормов для обеспечения малых форм хозяйствования на территории Краснодарского края».

Этот документ направлен на стимулирование развития на территории края хозяйств малых форм, обеспечение малых сельхозтоваропроизводителей кормами для сельхозживотных и птицы в целях повышения их продуктивности, повышение плодородия сельхозземель.

Законопроект предусматривает господдержку из краевого бюджета сельхозкооперативов, образованных хозяйствами малых форм в АПК, осуществляющих производство кормов.

Большое внимание депутаты уделили вопросу реализации мер по предоставлению земельных участков для закладки садов и виноградников в целях увеличения производства плодов и винограда столовых сортов в малых формах хозяйствования.

В принятом постановлении депутаты отметили, что реализация пилотного проекта, запущенного в крае несколько лет назад, активизировала развитие виноградарства и садоводства в малых хозяйствах отдельных муниципальных образований прибрежной зоны. Поэтому было решено действие этого пилотного проекта расширить и распространить данную практику еще на ряд муниципалитетов. Однако из них удовлетворительной депутаты признали работу только Ейского района, предоставившего за последние несколько лет сельхозтоваропроизводителям на эти цели более 94 гектаров земли. В то время, как, например, в Приморско-Ахтарском и Красноармейском районах не было предоставлено ни одного земельного участка. В документе депутаты отметили и ненадлежащую работу краевого департамента имущественных и земельных отношений по предоставлению земель из краевого фонда перераспределения.


Укрепить учебную базу

На сессии принято постановление, в котором анализируется опыт Курганинского аграрно-технологического техникума по подготовке кадров для сельского хозяйства и спорта.

О работе техникума рассказал его директор П.Ф. Середа. Там обучаются больше тысячи учащихся по десяти профессиям и восьми специальностям. В техникуме используют практико-ориентированные технологии обучения, когда до 70 процентов учебного времени отводится для практических занятий.

– Сложные вопросы легче осваиваются через практику, – говорит П.Ф. Середа.

В 2009 году здесь начали подготовку и по новой профессии – тренер-наездник лошадей – и уже выпустили 160 специалистов, которые успешно трудоустроены. По этой профессии не обучают ни в одном учебном заведении юга России, поэтому в Курганинск едут и из других регионов. Студенты являются победителями и призерами всероссийских и международных соревнований.

Директор техникума отметил, что повышению качества подготовки специалистов будет способствовать открытие на базе техникума ресурсного центра. Для организации его полноценной работы он предложил рассмотреть вопрос передачи техникуму имущественного комплекса спортивной школы по конному спорту № 1, которая находится в Мостовском районе. Тогда у техникума появится оборудованная площадка для подготовки квалифицированных кадров, способных выращивать и тренировать лошадей.

Председатель ЗСК В.А. Бекетов рассказал о своих впечатлениях от учебного заведения:

– Когда я познакомился с этим техникумом три года назад, то обратил внимание, что там есть порядок, внутренняя дисциплина, стремление научить. Спустя три года техникум полностью обеспечен наглядными пособиями, литературой, в том числе по новой специальности. Сделано это все на энтузиазме директора. Красивые слова о создании ресурсного центра надо наполнить содержанием. Его надо оснастить как следует, тогда это будет хорошая учебная база, – отметил В.А. Бекетов, поддержав предложение о передаче техникуму имущества спортивной школы в Мостовском районе.

Депутаты приняли постановление и пожелали руководителю техникума сделать учебное заведение таким, чтобы на него ориентировались и другие.


Итоги конкурсов

Сессия утвердила итоги трех ежегодных краевых конкурсов, учрежденных Законодательным Собранием края.

Два из них относятся к сфере местного самоуправления: на лучший орган ТОС и лучшее поселение по решению вопросов местного значения в 2016 году. Победителей этих конкурсов будут чествовать в апреле. Тосовцев наградят на традиционных зональных совещаниях, которые пройдут в муниципалитетах, а лучшие поселения – на краевых торжествах по случаю Дня местного самоуправления.

Отдельным постановлением утверждены результаты еще одного конкурса – на лучший объект сельского (аграрного) туризма в крае. Свои награды представители этой сферы получат на объединенной ярмарке народных промыслов и агротуризма, которая пройдет в Краснодаре под эгидой ЗСК в мае этого года.


День района в ЗСК

Под звуки «Белоглинского вальса»

Здание краевого парламента вновь превратилось в выставочный центр и творческую площадку одновременно. Еще один муниципалитет Кубани представил свои достижения в Законодательном Собрании края. Собравшиеся смогли не только познакомиться с разнообразной продукцией и содержательной жизнью поселений, но и насладиться звуками впервые исполненного вальса. В центре внимания был Белоглинский район – северо-восточная территория Краснодарского края, расположенная на стыке трех регионов.

Главу МО А.Н. Коклина, председателя Совета Н.П. Букреева и всех участников церемонии открытия Дня муниципального образования в Законодательном Собрании сердечно приветствовали председатель ЗСК В.А. Бекетов, заместитель губернатора Ю.А. Бурлачко, краевые депутаты.

– В первых рядах у нас сегодня люди, преданные Белоглинскому району. Ему есть, что показать в вопросах развития местного самоуправления, органов ТОС. Достигаются хорошие показатели и в экономике, сельском хозяйстве, социальной сфере. Вы знаете, что по итогам презентации мы принимаем постановление, где обобщаем положительную практику работы. Это становится пособием, школой передового опыта для других территорий Кубани, – подчеркнул В.А. Бекетов.

Глава Белоглинского района А.Н. Коклин поблагодарил депутатов за предоставленную возможность рассказать о муниципалитете и людях, живущих здесь. Он дал краткую характеристику территории.

Депутаты ЗСК во главе с В.А. Бекетовым и вице-губернатор Ю.А. Бурлачко подошли буквально к каждой экспозиции, отдавая должное труду и талантам белоглинцев. Руководители предприятий, фермеры и владельцы ЛПХ с удовольствием показывали свою продукцию, делились успехами и планами.

Вторая часть презентации посвящена практике работы органов местного самоуправления по взаимодействию с ТОС. Представленные стенды рассказывают, как власть и общественность работают в одной команде на благо района. Неравнодушные, активные граждане заботятся о порядке, помогают превращать населенные пункты в цветущие хутора и станицы, участвуют в решении насущных вопросов земляков, воспитывают молодежь в духе казачьих, культурных традиций, прививают любовь к малой родине, прославляют своим трудом родную Кубань.

В принятом на сессии постановлении депутаты высоко оценили совместную деятельность органов местного самоуправления Белоглинского района и ТОСов в интересах населения, отметили
удачные формы работы, такие как межрегиональные фестивали ТОС, сотрудничество с коллегами из других муниципалитетов Кубани и субъектов РФ. Сессия рекомендовала распространить положительный опыт Белоглинского района в других территориях края.


строкой документа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 22 марта 2017 года № 3048-П
«О ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края об итогах проведения научно-практических конференций на тему «Укрепление финансово-экономических основ местного самоуправления» в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, город Горячий Ключ, Абинский, Динской, Калининский, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский районы»


(Публикуется в изложении)

В течение 2016 года в муниципальных образованиях Краснодарского края был проведен ряд выездных научно-практических конференций, посвященных укреплению финансово-экономических основ местного самоуправления.

По их итогам были приняты резолюции и постановления ЗСК. Эти документы содержали конкретные рекомендации по организации работы, цель которой – повысить уровень жизни населения, помочь в решении проблемы занятости, обеспечить эффективность экономики каждого муниципального образования.

В текущем году выполнение данных рекомендаций анализировали межведомственные рабочие группы под руководством депутатов Законодательного Собрания края. Эти группы специально для этого выезжали в Анапу, Горячий Ключ, Абинский, Динской, Калининский, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский районы. Результаты анализа стали предметом пристального рассмотрения краевым парламентом.

На пленарном заседании Законодательного Собрания края 22 марта 2017 года депутаты обсудили ход выполнения данных органам местного самоуправления рекомендаций. Контрольный документ по итогам проделанной работы публикуем в сегодняшнем выпуске в изложении.

Анализ работы по выполнению поставленных задач свидетельствует о повышении качества проводимых мероприятий, достижении определенных результатов и необходимости продолжения и усиления данной работы, – говорится в принятом на 61 сессии постановлении краевого парламента.

В рассматриваемых муниципальных образованиях вопросы организации стратегического планирования в целом оказались решены на необходимом уровне. Мониторинг документов стратегического планирования осуществляется регулярно, а его итоги рассматриваются представительными органами муниципалитетов.

Индикативные планы развития формируются в установленные сроки, проходят процедуру публичных слушаний и обнародования, их исполнение контролируется. Вместе с тем по отдельным направлениям выполнение плановых заданий обеспечено на недостаточном уровне, что требует повышения качества планирования и усиления контроля.

Экономика в разрезе

Так, план по объемам отгрузки промышленной продукции крупными и средними предприятиями за 2016 год в Калининском районе выполнен только на 27,9 процента, в Красноармейском районе — на 72,6 процента, в Северском районе — на 72,9 процента.

Низкий уровень выполнения плановых заданий по объему транспортных услуг в 2016 году сложился в Горячем Ключе, Крымском и Славянском районах, по вводу в эксплуатацию жилья – в Динском, Красноармейском, Приморско-Ахтарском и Темрюкском.

В Горячем Ключе, Крымском, Приморско-Ахтарском, Славянском районах по крупным и средним организациям не выполнен план по показателю «фонд оплаты труда» (в пределах 10 процентов).

При общей для края и большинства муниципалитетов тенденции снижения численности зарегистрированных безработных в Анапе, Калининском, Приморско-Ахтарском, Северском районах наблюдается ее рост.

Большинством рассматриваемых муниципалитетов по прибыли прибыльных крупных и средних предприятий план существенно перевыполнен (невыполнение наблюдается лишь в Горячем Ключе, Динском, Красноармейском и Славянском районах).

Несмотря на различный удельный вес производства сельхозпродукции в общем объеме валовой продукции рассматриваемых муниципалитетов (от 1,8 процента в Горячем Ключе до 56 процентов в Калининском районе), отдельные показатели АПК имеют общие для всех территорий тенденции развития.

Практически везде выполняются плановые показатели по производству растениеводческой продукции. Положительную динамику имеет производство зерновых колосовых и зернобобовых культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодов и ягод, винограда. По производству овощей хозяйствами всех категорий план выполнен везде, кроме Калининского и Славянского районов, а лидирует в регионе Динской район, на долю которого приходится 14,5 процента общекраевого валового сбора.

В Горячем Ключе в минувшем году построен и начал функционировать тепличный комплекс по круглогодичному выращиванию овощей в защищенном грунте площадью 6000 кв. метров. В этом году планируется введение в действие еще одного. В Калининском районе построен и начал функционировать тепличный комплекс площадью 20000 кв. метров.

В производстве сахарной свеклы значительная динамика отмечена в Калининском, Динском, Приморско-Ахтарском, Красноармейском районах. Производство плодов и ягод существенно увеличилось в Славянском, Абинском, Крымском, Темрюкском районах.

В постановлении ЗСК отмечается, что за прошлый год успешное выполнение плана по производству молока обеспечено в большинстве анализируемых территорий, за исключением Темрюкского района. Наметилась тенденция увеличения производства молока за счет увеличения надоев.

При этом наблюдается негативная ситуация, связанная с выполнением плана по поголовью крупного рогатого скота (далее — КРС) в Горячем Ключе, Абинском, Динском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском и Темрюкском районах. Отмечен рост поголовья овец и коз, птицы. Положительная динамика по увеличению поголовья сельхозживотных отмечается в хозяйствах малых форм, особенно в хозяйствах субъектов малого предпринимательства. Так, в Крымском районе в малых хозяйствах поголовье коров возросло на 4,5 процента, овец и коз — на 54 процента.

В итоге годовой план по производству мяса выполнен везде, кроме Горячего Ключа и Темрюкского района. В птицеводческих хозяйствах возросло производство яиц (в частности, в хозяйствах Красноармейского района на 65 процентов).

Благодаря работе, проведенной местными властями, в большинстве рассматриваемых муниципальных образований наметилась тенденция роста улова рыбы. Активизировалась работа по увеличению рыбопродуктивности рыбоводных участков и повышению ответственности их арендаторов.

Рост производства в АПК повлек за собой рост реальной заработной платы в отрасли с темпом 10—15 процентов и доходов консолидированного бюджета края.

Однако в контрольном постановлении краевого парламента отмечается, что не все рекомендации, данные по итогам проведенных конференций, были учтены муниципалитетами. В целях дальнейшего развития сельхозпроизводства органам власти вышеуказанных территорий депутаты рекомендовали активизировать работу и учесть рекомендации, данные в резолюциях при выявлении резервов в экономике каждого муниципалитета. Особое внимание органов местного самоуправления обращается на обеспечение населения молоком, мясом, свежими овощами и плодами, необходимость поддержания сельхозтоваропроизводителями, занимающимися обработкой земель, почвенного плодородия за счет внесения достаточного количества органических удобрений и соблюдения правил севооборота.


АКЦЕНТ

Для увеличения производства мясо-молочной продукции в муниципальных образованиях требовалось регулярно проводить работу по наращиванию поголовья КРС в хозяйствах края и оказывать всяческое содействие владельцам личных подсобных хозяйств, желающим заниматься животноводством. Однако выполнить рекомендации и добиться результатов удалось не везде. Дальнейшее развитие сельхозпроизводства в малых хозяйствах невозможно без эффективно функционирующей системы сбыта, организация которой должна стать приоритетной задачей местных органов власти, – подчеркивают депутаты в документе.

Также необходимо продолжить работу по объединению производителей в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, разъяснять экономические и организационные преимущества, которые дает совместная работа по организации производства, хранению и сбыту товарной продукции.

Санаторно-курортный и туристский комплекс в структуре базовых отраслей экономики рассматриваемых муниципальных образований в настоящее время имеет существенное значение лишь в городе курорте Анапа, где итоги работы предприятий этой отрасли положительны. В 2016 году введено в эксплуатацию 8 объектов туристской инфраструктуры, количество отдыхающих выросло на 15 процентов в сравнении с показателем 2015 года, в том числе организованных отдыхающих — на 20 процентов. Средняя заполняемость объектов увеличилась с 45 до 51 процента, а доходы крупных и средних предприятий комплекса – на 22,7 процента.

Положительные результаты принесла работа администрации Анапы, направленная на обеспечение высокого качества предоставляемых услуг, повышение их конкурентоспособности и привлекательности для туристов. Классифицировались средства размещения, велась работа по развитию объектов туристского показа, сельского (аграрного) туризма, в том числе его винодельческого кластера, увеличению протяженности пляжных территорий. При этом в работе с Министерством обороны РФ и другими собственниками нефункционирующих средств размещения по вопросу их реконструкции, капитального ремонта и возобновления деятельности результатов добиться не удалось.

На научно-практических конференциях отмечалось недостаточное использование потенциала санаторно-курортного и туристского комплекса Абинского, Северского, Темрюкского районов, Горячего Ключа. Были выработаны конкретные рекомендации, большинство из которых активно реализуется наряду с другими мероприятиями по повышению привлекательности территорий для туристов. Выполнялись мероприятия по развитию аграрного туризма, недопущению стихийного использования туристских объектов, разработке туристско экскурсионных маршрутов. В данных территориях по итогам 2016 года зафиксирована положительная динамика по количеству отдыхающих, доходам крупных и средних предприятий комплекса. При этом работа по классификации объектов средств размещения в муниципальных образованиях не закончена.

В целом, развитие потенциала санаторно-курортного и туристского комплекса, повышение его роли в экономике и формировании бюджетов муниципальных образований требуют дальнейшей системной работы.


Бизнес и финансы

В сфере инвестиционного развития территорий выполнено подавляющее большинство поручений резолюций и постановлений ЗСК. Работу по привлечению инвестиций в экономику рассматриваемых муниципалитетов в целом депутаты признали удовлетворительной. По объему инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям значительных результатов добились Темрюкский район (более 53 миллиардов рублей) и Северский район (более 15 с половиной миллиардов рублей), низкий объем зафиксирован в Приморско-Ахтарском (211 миллионов) и Калининском (250 миллионов рублей) районах. По темпу роста инвестиций к уровню 2015 года лучшие показатели достигнуты в Темрюкском районе (в 3 раза), низкие результаты сложились в Абинском и Калининском районах.

Большинство поручений выполнено и в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Проведена работа по передаче объектов муниципальной собственности в аренду предпринимателям, повышению их информированности о действующих мерах господдержки, развитию народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.

В целом по итогам 2016 года наиболее высоких темпов роста по показателю количества субъектов малого и среднего предпринимательства добились в Анапе, Северском и Красноармейском районах. Уменьшение отмечено в Абинском и Крымском районах. По темпам роста численности населения, занятого в этой сфере, лучшие результаты показывают Темрюкский (рост на 2,7 процента) и Красноармейский (рост на 2,2 процента) районы. Снижение по данному показателю наблюдается в Абинском, Крымском и Славянском районах.

В 2016 году господдержка предпринимателям, занятым в приоритетных отраслях, оказывалась в форме субсидирования приобретения основных средств, в том числе по лизингу и в кредит. Однако в результате несогласованности действий краевого департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства и органов местного самоуправления не в полной мере были освоены направляемые на господдержку средства краевого и федерального бюджетов в Анапе, Северском, Приморско-Ахтарском и Славянском районах.

Во всех территориях проведена работа и достигнуты положительные результаты по погашению задолженности по зарплате перед работниками банкротных предприятий. В результате за 2016 год общая сумма задолженности в рассматриваемых муниципальных образованиях сокращена почти на треть. При этом депутаты обратили внимание на необходимость усиления работы в данном направлении в Анапе и Динском районе.

Кроме того, органами местного самоуправления приняты достаточно активные меры по привлечению инвесторов для приобретения и использования реализуемого в рамках банкротных процедур имущества организаций. Вместе с тем в Славянском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском районах существенные результаты пока не достигнуты.

В сфере занятости населения органами местного самоуправления совместно с центрами занятости и налоговыми органами проведена работа по снижению напряженности на рынке труда, организация и качество которой, однако, требуют усиления принимаемых мер.

Так, в территориях края создаются новые рабочие места в рамках реализации инвестиционных проектов, а также освоения полученных субсидий. Но органами местного самоуправления не проводится иная работа по оказанию содействия в развитии хозяйствующих субъектов и созданию новых рабочих мест.

В Абинском районе недостаточно хорошо организована работа по выявлению неоформленных трудовых отношений и выплат «серых» зарплат. Во всех территориях трудовая инспекция и отделения Территориального фонда обязательного медицинского страхования не участвуют в проводимой работе.

В сфере закупок товаров (работ, услуг) эффективное расходование бюджетных средств и содействие развитию товаропроизводителей продолжают оставаться серьезным резервом при организации закупок продуктов питания для нужд учреждений образования и здравоохранения.

Рекомендации по созданию и использованию реестров товаропроизводителей, усилению ведомственного контроля и заключению максимального числа контрактов с товаропроизводителями при организации закупок продуктов питания для муниципальных нужд выполнены на недостаточном
уровне.

Темп роста налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края является основным показателем эффективности выполненных органами местного самоуправления рекомендаций по наполняемости бюджетов. По итогам 2016 года из 11 муниципальных образований положительная динамика по этому показателю не обеспечена только Славянским районом (темп роста 97,5 процента).

По остальным муниципалитетам рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составил от 100,2 процента в Крымском районе до 140,4 процента в Темрюкском районе.


АКЦЕНТ

В постановлении депутаты обращают внимание муниципальных властей на недостаточный уровень взаимодействия с федеральными структурами: налоговой службой, службой судебных приставов. В том числе и поэтому рекомендованный уровень собираемости местных налогов и транспортного налога (95 процентов) не достигнут ни в одном муниципальном образовании края. Из рассматриваемых территорий не достигнуто среднекраевое значение по собираемости данных налогов (85,8 процента) в Горячем Ключе, в Абинском, Динском и Крымском районах.

План снижения задолженности прошлых лет по арендной плате за землю не менее чем на 50 процентов по итогам 2016 года за счет эффективной претензионно-исковой работы перевыполнен в Горячем Ключе, в Славянском, Красноармейском, Абинском районах. Остальным муниципалитетам, где этот уровень не достигнут, рекомендовано повысить результативность принимаемых мер взыскания.

В части работы с просроченной кредиторской задолженностью в Горячем Ключе, несмотря на предпринятые меры по ее сокращению, сумма задолженности остается высокой, в Славянском районе она погашена только наполовину, остаток планируется погасить в этом году, в Динском сокращена до низкого уровня. А вот Анапа, Абинский, Калининский, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Темрюкский районы полностью погасили задолженность.

В результате предпринятых муниципальными образованиями мер по снижению долговой нагрузки на местные бюджеты муниципальный долг сократился в Динском, Калининском, Красноармейском, Северском, Темрюкском районах. При этом высокий уровень долговой нагрузки сохраняется в Горячем Ключе, Славянском, Красноармейском районах.

Достигнутые показатели стали результатом большой работы, проделанной совместно органами муниципальной и государственной власти в прошлом году. Рассмотрев результаты проведенного анализа, депутаты разработали конкретные рекомендации по тем аспектам, где поставленные задачи исполняются с «пробуксовкой», и закрепили их в контрольном постановлении.


выездные заседания

Роль музеев и памятников в патриотическом воспитании

По распоряжению председателя Законодательного Собрания края В.А. Бекетова рабочая группа комитета кубанского парламента по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества под руководством Е.Д. Шендрика проводит цикл выездных мероприятий в муниципальных образованиях края по изучению нескольких направлений в деятельности краевых образовательных учреждений и казачества.

Депутаты и представители профильных региональных министерств и департаментов, Кубанского войскового казачьего общества и члены Совета молодых депутатов края на местах рассматривают вопросы состояния музейного дела и роли музеев в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о предпринимаемых мерах по поддержанию в надлежащем виде объектов военной истории, закрепленных за общеобразовательными учреждениями, а также изучают ход выполнения постановления ЗСК «Об организации деятельности казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на территории Краснодарского края».

Члены рабочей группы посещают местные музеи и музейные комнаты в школах, осматривают воинские захоронения и мемориалы, бывают в казачьих штабах, общаются с их посетителями, педагогами, сотрудниками и казаками. По итогам полученной информации будут подготовлены соответствующие постановления кубанского парламента.

Законодатели уже побывали в Северском, Темрюкском, Апшеронском, Щербиновском и Ленинградском районах, Горячем Ключе. Впереди посещение объектов еще в девяти муниципальных районах и городских округах.


Мнение

Е.Д. Шендрик, председатель комитета ЗСК по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества:

– Мы увидели, что в районах много делают для развития музейного дела, сохранения памятников, обеспечения казачьих обществ помещениями под штабы и всем необходимым для реализации уставных задач. Что-то решается более оперативно, что-то с затруднениями, но жизнь не стоит на месте. Уверен, что со временем все вопросы будут решены положительно. Но нужно помнить, что под лежачий камень – вода не течет. Поэтому в своих постановлениях, которые подготовим по итогам этих выездных мероприятий, постараемся учесть весь положительный опыт, имеющийся в муниципалитетах, отразим и проблемные моменты, над которыми предстоит еще поработать, и предложим свои рекомендации для улучшения положения дел там, где это необходимо.


Отдыхать, так в Кучугурах

Депутаты считают развитие пляжных территорий важным фактором привлечения туристов и рекомендуют муниципалитетам эффективнее использовать этот ресурс

Комитет Законодательного Собрания по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма продолжает изучение возможностей расширения и обустройства прибрежных рекреационных зон в муниципальных образованиях края. Рабочие группы ЗСК побывали в Темрюкском, Приморско-Ахтарском, Щербиновском и Ейском районах, Анапе, Геленджике. В этих территориях есть все предпосылки для дальнейшего продвижения туристской отрасли. Рост данной сферы напрямую связан с развитием каждого муниципалитета.

В выездных мероприятиях участвовали заместитель председателя профильного комитета ЗСК Ю.С. Алешкевич, член комитета Ф.Е. Янишогло, специалисты министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, департамента по архитектуре и градостроительству края, члены СМД Кубани.

С состоянием дел в Темрюкском районе их познакомили глава МО Ф.В. Бабенков, его заместитель А.С. Харчев, председатель Совета МО А.И. Шерстнев, главы поселений.

Береговая линия Азовского и Черного морей в черте Темрюкского района – одна из самых внушительных, ее общая протяженность 220 километров, из них около 200 км – это песчано-ракушечные пляжи. Однако даже при наличии столь ценных природных ресурсов муниципалитет испытывает дефицит пляжных территорий. Во многих местах ширина прибрежной полосы составляет менее 20 метров, ряд участков у моря ограничен высоким обрывом. Но, несмотря на это, пляжи поселков Пересыпь, Кучугуры, станицы Голубицкой и других населенных пунктов в сезон постоянно загружены и принимают отдыхающих что называется в массовом порядке. Людей привлекает прежде всего теплое море, а также недорогой курортный сервис, возможность совместить купания с посещением грязевых вулканов, живописных лиманов с рыбалкой или объектов сельского туризма, где есть чем впечатлиться. Ежегодно приток туристов в район увеличивается на 10–15 процентов, и самым востребованным видом является именно пляжный семейный отдых с размещением в автокемпингах. Поэтому для муниципалитета увеличение количества удобных обустроенных мест у воды, расширение площади пляжей, освоение новых рекреационных зон – животрепещущие вопросы, от решения которых зависит дальнейшее успешное развитие курортной сферы района.

Депутаты детально ознакомились с местным пляжным хозяйством, побывали в черноморской и азовской частях побережья, провели несколько рабочих совещаний.

Одна из типичных проблем – повсеместный размыв и интенсивное наступление моря на сушу, оползневые процессы. По информации некоторых глав поселений, вода «съедает» берег до 5 метров в год. К примеру, на центральном пляже в Веселовке, который депутаты осмотрели в первый день своей поездки, именно по этой причине затруднительно построить набережную, создать дополнительные удобства и комфорт для отдыхающих. Хотя море в этих местах удивительно чистое, есть соответствующая инфраструктура, гостиницы и базы отдыха, и туристы, предпочитающие отдых на Черном море, охотно едут в Веселовку. Байкеры со всей России собираются здесь на свой традиционный фестиваль.

Обсуждая с местными властями вопрос негативного воздействия вод на прибрежную территорию, заместитель председателя комитета ЗСК Ю.С. Алешкевич порекомендовала им действовать активнее, не затягивать с подготовкой проекта берегоукрепления:

– Нагрузка на пляжную полосу просто колоссальная – только в прошлом году здесь побывали 300 тысяч человек. Необходимо провести проектно-изыскательские работы по инженерной защите Азовского побережья в поселке Веселовка с целью укрепления и увеличения «тела» пляжа. Иначе через несколько лет мы можем потерять туристов.

Необходимость защиты берега от оползневых явлений остро назрела и в поселке Сенной, а также в ряде других территорий. Эту проблему депутатам охарактеризовали как одну из самых наболевших. И речь идет не только о потере устойчивости участков пляжей. Активизация негативных процессов может привести к разрушению жилых домов, инфраструктуры, возникновению чрезвычайных ситуаций и в целом представляет серьезную угрозу безопасности населения.

Не случайно парламентарии и специалисты краевых ведомств во время поездки по району старались донести до муниципальных властей мысль о том, что развивать курорт нужно в первую очередь с точки зрения безопасности, а пляжи рассматривать не просто как зону рекреации, но и защиты территории от стихийных бедствий. Одним из решений этого вопроса, по мнению членов комитета ЗСК, может стать участие района в краевых и федеральных государственных программах. Необходимо активнее привлекать средства на развитие из бюджетов других уровней.

В ходе выездного заседания неоднократно поднимался вопрос отсутствия права собственности, иных прав на пользование пляжных территорий у органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Несовершенство водного и земельного законодательства препятствует разработке инвестиционных проектов по развитию пляжей, создает трудности в их реализации.

Парламентарии обсудили с местными властями возможности урегулирования возникающих на практике моментов и внесли свои предложения по решению накопившихся проблем. Необходимо инициировать вопрос о преимущественном заключении договора водопользования с правообладателями пляжных территорий без проведения аукционов, что позволит эффективно использовать рекреационные ресурсы курортов края и обеспечить безопасный отдых граждан. Депутаты готовы поддержать инициативу органов местного самоуправления и оказать содействие в продвижении ее на федеральный уровень.

Несмотря на имеющиеся сложности, муниципальным властям удается выстраивать долговременные конструктивные отношения с арендаторами, привлекать бизнес для обустройства пляжей, благодаря чему они постепенно меняются в лучшую сторону, приобретают цивилизованный вид и современную инфраструктуру, повышается качество курортных услуг.

Отзывы об отдыхе на пляжах Темрюкского района в целом хорошие. Многие из них неплохо обустроены, оснащены всем необходимым, в сезон здесь обеспечено дежурство спасателей, постоянно ведется уборка территории. Например, предприниматель Н.В. Узунова на протяжении ряда лет шефствует над пляжем «Штурвал» в поселке Сенной. Хозяйство хлопотное, затратное, но для людей хочется сделать хорошо, многие приезжают не один год, привозят с собой детей, внуков, рассказывает Наталья Владимировна. Однако закрепленный за ней участок интенсивно размывается и приходится снова и снова привозить и подсыпать песок, чтобы не сокращалась ширина пляжа. Уже сейчас Узунова в заботах о предстоящем сезоне. У нее самая чистая в округе территория, где созданы две зоны отдыха, рядом с пляжем установлена детская игровая площадка, есть своя небольшая уютная гостиница с умеренными ценами. Для отдыхающих организовывают праздники и развлечения. В планах предпринимателя – дальнейшее благоустройство территории, закладка собственного парка.

Расположенный в поселке Пересыпь на берегу Азовского моря туристский комплекс «Посейдон» – больше, чем просто пляж. Благодаря стараниям предпринимателя П.Г. Фенеровой территория в два гектара отсыпана свежим песком, оборудована всем необходимым для комфортного отдыха и досуга. Помимо традиционных пляжных услуг есть и целый набор дополнительных. К примеру, здесь можно принять грязевые ванны или посетить винный дегустационный зал. Для ребят тоже много интересного и познавательного: океанариум, детский городок с аттракционами. Для удобства гостей – автокемпинг, кафе с летней террасой, строится своя гостиница. Комплексный билет в туркомплекс стоит 500 рублей в день. «Посейдон» только за прошлый летний сезон принял 40 тысяч туристов, в пиковые дни здесь отдыхает по 1,5 тысячи человек.

По итогам обсуждения председатель Совета МО Темрюкский район А.И. Шерстнев отметил:

– Состоявшееся выездное заседание рабочей группы станет определенным толчком для развития курортной сферы района. Мы непременно вернемся к вопросу пляжных территорий, уделив ему самое серьезное внимание. Наша главная задача сегодня – войти в федеральную программу по берегоукреплению, потому что размыв пляжных территорий и оползневые процессы создают серьезную угрозу и подрывают привлекательность курортов нашего района.

В планах парламентариев – посещение других приморских городов и районов края. Выводы и рекомендации будут отражены в готовящемся к рассмотрению на сессии проекте постановления ЗСК «О развитии пляжных территорий Краснодарского края». Усиление внимания к этим вопросам, по мнению депутатов, позволит провести предстоящий пляжный сезон на высоком уровне и организовать его так, чтобы он был интересным, комфортным и безопасным для отдыхающих.


Мнение

Ю.С. Алешкевич, заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма:

– Побывав в Темрюкском районе, мы убедились в его огромном потенциале. Курорты – одна из составляющих дальнейшего процветания муниципалитета. Сразу два моря – Черное и Азовское, развитие пляжного отдыха, винодельческого направления, различных видов агротуризма дает массу возможностей, которые упускать ни в коем случае нельзя. Муниципальным властям необходимо разработать пошаговый план развития пляжных территорий и строго ему следовать. Заниматься этими вопросами надо более продуманно, системно, ведь пляжи – основной атрибут любого курорта, его украшение и лицо. А препятствующие этому проблемы мы будем обязательно помогать решать.