1 Апреля 2016

В Законодательном собрании. Выпуск № 1, 2016

Эффективная работа вчера, сегодня, завтра

Начало года – традиционное время подведения итогов работы за минувший период и утверждения планов на будущее. В Законодательном Собрании не отступают от заведенного порядка: в это время депутаты анализируют сделанное и намечают те основные направления, на которых предстоит сосредоточить усилия в наступившем году.

В 2015 году все комитеты Законодательного Собрания работали в соответствии с планом нормотворческой и контрольной деятельности. О результатах работы органа власти свидетельствуют цифры и факты. За этот период было проведено 15 пленарных заседаний. Принято 986 правовых актов: 225 законов, 761 постановление. Проведено 455 заседаний комитетов, в том числе 66 выездных, на них рассмотрено 1670 вопросов, состоялось 1014 заседаний рабочих групп.

Значительное внимание уделялось контрольной деятельности. В минувшем году комитетами было организовано 87 проверок соблюдения и исполнения действующего законодательства. Итоги многих из них были заслушаны на сессиях, по ним приняты постановления.

На 41 планерном совещании было рассмотрено 100 вопросов по проблемам исполнения краевого законодательства, эффективности действия ранее принятых нормативных актов. Обсуждение наиболее актуальных и социально значимых проблем проходило на парламентских слушаниях, совещаниях, «круглых столах», конференциях. Всего проведено 275 таких мероприятий.

Депутаты совершенствовали правовое поле не только путем разработки и принятия новых краевых законов. Заметную и важную часть работы занимало развитие федерального законодательства как через институт законодательной инициативы, так и путем направления замечаний и предложений по проектам федеральных законов. Было подготовлено 20 законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов. Также были рассмотрены и подготовлены заключения на 1018 проектов федеральных законов, рассмотрено 409 инициатив субъектов Российской Федерации. Принято 40 обращений в адрес высших органов государственной власти Российской Федерации. И в дальнейшем депутаты будут активно участвовать в совершенствовании федерального законодательства. В планах практически каждого комитета ЗСК есть та или иная законодательная инициатива по внесению изменений в федеральные законы.

Работа депутатов всегда строится во взаимодействии с коллегами и избирателями. На это нацеливает коллег председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов. Тесное сотрудничество с депутатами Государственной Думы и субъектов Российской Федерации в рамках Южно-Российской парламентской ассоциации позволяет сообща рассматривать проекты законов, обсуждать особенности правоприменительной практики текущего федерального законодательства и дискутировать по поводу назревших в нем изменений.

Непосредственный контакт с людьми дает понимание того, что их волнует, на что должна в первую очередь ориентироваться законотворческая работа. Поэтому законодатели постоянно совершенствуют и укрепляют систему обратной связи с населением края. Хорошей возможностью для этого являются открытые сессии представительных органов, в которых депутаты ЗСК регулярно принимают участие и, наряду с населением и депутатами местного органа представительной власти, заслушивают отчеты глав о работе в минувшем году. Также парламентарии регулярно выезжают в округа, встречаются с населением. За 2015 год проведено 573 таких встреч, на которых присутствовали в общей сложности 49 810 избирателей. В ходе встреч поступило 2757 вопросов, из которых решено 2085. На все обращения в установленные законом сроки людям был дан ответ, в случае необходимости – предоставлена правовая консультация. На личных приемах всего в 2015 году приняты 4183 человека, в том числе в избирательных округах – 3816, в комитетах ЗСК – 367. В адрес депутатов за помощь в ремонте и приобретении оборудования для школ, больниц, детских садов, объектов культуры и спорта поступило 65 благодарностей от избирателей.

В 2016 году Законодательное Собрание продолжит работу по совершенствованию законодательной базы, способствующей развитию края и укреплению позиций социальной защищенности жителей Кубани. Целый ряд проблем будет детально изучен в комитетах ЗСК и по каждой депутаты примут законодательное решение. Работа краевого парламента по таким важнейшим направлениям, как бюджетный процесс, сельское хозяйство, промышленность, социальная сфера, развитие малого бизнеса, местное самоуправление будет усилена.

У законодателей Кубани немало интересных задумок и проектов, которые они собираются последовательно воплощать в жизнь. Многие идеи, инициативы обобщены и включены в проект Плана нормотворческой и контрольной деятельности Законодательного Собрания края на 2016 год, который будет утвержден на сессии. Основу его, как и прежде, составят предложения и пожелания жителей края, высказанные во время встреч депутатов в избирательных округах, письмах и обращениях, поступивших в их адрес, а также он будет ориентирован на решение задач по развитию экономики и социальной сферы края, намеченных органами власти ранее.

Среди приоритетов нормотворческой деятельности – законы и постановления, направленные на развитие агропромышленного комплекса края, совершенствование инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата в крае, регулирование земельных отношений, эффективное управление государственной собственностью. Законодателям предстоит серьезно поработать и над документами социального характера – в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, поддержки отдельных категорий населения.

Депутаты намерены и дальше совершенствовать традиционные парламентские формы работы. Намечено предварительное рассмотрение законопроектов на заседаниях рабочих групп, в комитетах, на конференциях, «круглых столах», парламентских слушаниях, где будут заслушаны и проанализированы различные точки зрения не только депутатов и специалистов, но и представителей широкой общественности, экспертов – членов экспертно-консультативных советов при комитетах ЗСК.

В центре внимания депутатов, как и прежде, будут находиться проблемы дальнейшего устойчивого развития местного самоуправления, укрепления его финансово-экономических основ, повышения эффективности муниципального управления. Сегодня, в условиях строгой бюджетной экономии, органам местного самоуправления необходимо искать источники дополнительных поступлений в местную казну. Такие ресурсы есть в каждом муниципалитете. Это наглядно показала практика проводившихся ранее научно-практических конференций по обеспечению экономических основ местного самоуправления. Они дали неплохие результаты, и парламентарии рассматривают возможность возвращения к этой хорошо себя зарекомендовавшей форме работы. В 2015 году практическую помощь муниципальным образованиям в этом вопросе депутаты ЗСК оказывали, проводя совместные выездные заседания комитетов, посвященные мобилизации собственных доходов на основе развития экономики, в первую очередь малого предпринимательства. Планируется и в наступившем году вести эту работу. В 2016 году под эгидой Законодательного Собрания будет продолжены учеба и повышение квалификации представителей органов местного самоуправления, а также ставшие одной из кубанских традиций краевые конкурсы на лучшие поселения, органы ТОС.

Важнейшим направлением в работе краевого парламента останется контроль исполнения ранее принятых законов и постановлений.


2015 год: цифры и факты

Законодательным Собранием проведено:

– 15 пленарных заседаний (сессий);

– 455 заседаний комитетов, в том числе 66 выездных;

– 275 совещаний, «круглых столов», конференций, парламентских слушаний;

– 87 проверок исполнения действующего законодательства;

– 1014 заседаний рабочих групп;

– 573 встречи депутатов с населением.

Законодательным Собранием принято:

– 986 правовых актов, в том числе 225 краевых законов, 761 постановление ЗСК.

Законодательным Собранием направлено:

– 20 инициатив в Государственную Думу;

– 40 обращений в высшие органы государственной власти.


решения депутатов


На 44-й сессии ЗСК

Капремонт по-новому: первые итоги

На пленарном заседании депутаты обсудили выполнение краевого закона о капитальном ремонте общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Что сделано? Принята региональная программа капремонта, но до сих пор она содержит большое количество недостоверных и неполных данных о включенных домах. Создан Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов с 24 территориальными отделами. На его счетах накапливают средства собственники 18161 дома – более 96 процентов всех домов программы капремонта. Только 642 дома формируют фонды на спецсчетах. Полная абонентская база по собственникам помещений – физическим лицам – до сих пор не сформирована, а по юридическим лицам базы данных вообще отсутствуют. Жильцам около 400 домов в крае вообще ни разу не выставлялись квитанции на оплату взносов. В течение 2013–2015 годов краевому бюджету фонд капремонта уже обошелся в 354 млн рублей.

Как поступают платежи? В целом по краю на 1 декабря собираемость взносов, уплаченных собственниками помещений, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, немногим больше 45 процентов. Наиболее низкие показатели собираемости в Новороссийске, Сочи, Кореновском, Крыловском, Мостовском районах. Региональный оператор начал работу по взысканию задолженности – принято 15 судебных решений о взыскании, разослано 11 тысяч досудебных уведомлений.

Как ремонтируются дома? Приступить к капремонту за счет накопленных средств региональный оператор обязан с января 2016 года. Пока он выступал техзаказчиком при проведении капремонта домов в Краснодаре с привлечением средств финансовой поддержки госкорпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местного бюджетов и средств собственников. Этот опыт показал, что региональный оператор качественно и своевременно выполнить свою основную задачу пока не в состоянии.

Депутаты приняли постановление о ходе реализации краевого закона об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, где отмечают, что до настоящего времени в крае не удалось создать эффективную региональную систему капитального ремонта многоквартирных домов. Краевой департамент жилищно-коммунального хозяйства, по мнению депутатов, к выстраиванию работы подошел формально, органы местного самоуправления устранились от участия в организации системы капитального ремонта. Нерациональное управление и размещение территориальных подразделений регионального оператора привело к тому, что штат работников большой, а показатели низкие.

В постановлении рекомендуется оптимизировать структуру краевого фонда капремонта – сократить общую численность, но принять на работу специалистов, имеющих квалификацию и опыт работы в сфере строительства и капитального ремонта. Фонду необходимо обеспечить открытость учета поступающих средств, как этого требует краевой закон – размещать в открытом доступе в сети Интернет информацию по каждому многоквартирному дому: сколько денег начислено, сколько собрано, сколько потрачено на ремонт. Органам местного самоуправления рекомендуется активнее вести разъяснительную работу среди собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе и о возможности в любое время изменить способ формирования фонда. Кроме того, муниципалитетам необходимо провести мониторинг технического состояния домов и по его результатам актуализировать информацию.

В ходе обсуждения этого вопроса депутаты высказывали мнение, что для более эффективной организации работы по капитальному ремонту собственникам помещений в многоквартирных домах целесообразнее переходить на формирование средств на капремонт на спецсчетах домов.

За ценным опытом – к соседям

На сессии депутаты приняли постановление «О реализации органами местного самоуправления соглашений о межмуниципальном сотрудничестве в Краснодарском крае».

В документе отмечено, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создана ассоциация «Совет муниципальных образований Краснодарского края». Органами местного самоуправления для организации взаимодействия муниципальных образований по вопросам местного значения заключено 20 соглашений о межмуниципальном сотрудничестве сопредельных территорий, принимаются положения о порядке участия муниципальных образований в межмуниципальном сотрудничестве, ежегодно разрабатываются и утверждаются совместные планы сотрудничества.

За период действия соглашений было проведено 1355 совместных мероприятий, в которых приняли участие более 753 тысяч человек. Активнее всего развиваются контакты в таких сферах, как образование, культура и искусство, физическая культура и спорт, сельскохозяйственное производство и малое предпринимательство, а также деятельность органов территориального общественного самоуправления и ветеранских организаций.

Наиболее результативным по количеству мероприятий и их участников стало сотрудничество МО Гулькевичский, Новокубанский и Кавказский районы (совместно проведено 202 мероприятия с участием более 70 тысяч человек). Тесные партнерские связи у Ленинградского, Староминского и Каневского районов (111 мероприятий с охватом более 50 тысяч человек), Ейского и Щербиновского районов (71 мероприятие с участием более 54 тысяч человек).

Вместе с тем анализ показал, что территории недостаточно взаимодействуют в сфере организации жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для жилищного строительства, в вопросах здравоохранения, развития курортной сферы, дорожной деятельности. Межмуниципальное сотрудничество практически не затрагивает вопросов местного значения в области планирования местных бюджетов, установления и взимания местных налогов, муниципального жилищного и земельного контроля, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, профилактики межнациональной конфликтности, градостроительной деятельности и других. В постановлении указывается, что вопросы деятельности органов местного самоуправления по межмуниципальному сотрудничеству не рассматривались на заседаниях ассоциации «Совет муниципальных образований Краснодарского края», недостаточно освещаются в средствах массовой информации, не организован обмен опытом между муниципальными образованиями по участию в заседаниях представительных органов.

Депутаты рекомендовали органам местного самоуправления усилить работу по проведению мероприятий в рамках реализации соглашений о межмуниципальном сотрудничестве по обмену опытом. Особенно по вопросам развития сельскохозяйственного производства, созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства и обеспечению импортозамещения малыми формами хозяйствования, индикативного планирования, разработке программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Законодатели предложили организовать подписание ежегодных совместных планов главами и руководителями представительных органов муниципальных образований с наиболее полным перечнем вопросов местного значения, а также наладить системный мониторинг реализации органами местного самоуправления соглашений о межмуниципальном сотрудничестве.

Принятое постановление «О реализации органами местного самоуправления соглашений о межмуниципальном сотрудничестве в Краснодарском крае» прокомментировал председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Н.Н. Петропавловский.

– Еще в 2013 году мы увидели, что муниципалитеты слишком замкнулись на себе, что явилось тормозом их движения вперед. Многие не знали, чем живут соседи, какие у них успехи или проблемы в экономике, благоустройстве территории. Председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов предложил тогда территориям заключить соглашения о межмуниципальном сотрудничестве. Начали совместную работу с администрацией края. Города и районы объединились по двое–трое и добровольно взяли на себя определенные обязательства, например, обмениваться специалистами в области медицины, образования, культуры и спорта, то есть охватить весь спектр вопросов местного значения. Стоит сказать, что аналогичной практики не было на тот момент ни в одном российском регионе. Как и в случае с ТОСами и «детским» законом. Но, уверен, наш опыт получит массовое распространение. Это необходимо для цивилизованного развития общества. Вспомните, механизмы обмена опытом были в Советском Союзе очень богатые: партийные, комсомольские, но какое-то время они были потеряны, а новые только начали создаваться. Конечно, есть современные ресурсы. Но какими бы безграничными возможностями ни обладала всемирная сеть, через Интернет руку товарищу не пожмешь, в глаза ему не посмотришь.

На этапе подготовки документа наш комитет проанализировал двухлетнюю практику реализации соглашений о межмуниципальном сотрудничестве. В постановлении мы обозначили: кто оказался в лидерах, а кто – в отстающих. И, надо сказать, это не оставило никого равнодушным. Разумеется, не всем понравилось, зато стало мощным рычагом воздействия. Я очень уважаю руководителей Сочи и Анапы, но когда они узнали, что оказались в отстающих, замам, отвечающим за это, пришлось отвечать перед руководителями. Проблема не в отсутствии инструментария, который влияет на ситуацию, а в том, чтобы, научить им пользоваться.

Мы настоятельно рекомендовали муниципалитетам на своем сайте, а он есть в каждом городе или районе, создать раздел, где размещать планы и примеры межмуниципального сотрудничества. Мы также предложили городам и районам ежегодно четырехсторонним соглашением (глава и председатель совета одного муниципалитета подписывают планы межмуниципального сотрудничества на год с коллегами из другого муниципалитета) определять направления взаимодействия. Этот документ предполагает возложить ответственность на всех подписантов. Он, может, выглядит бюрократично, зато дисциплинирует. Каждый, кто зайдет на сайт, увидит план мероприятий и захочет поучаствовать в них. К примеру, садовод из другого района отправится за опытом в Белоречку, чтобы научиться выращивать самую вкусную клубнику, тем более, что сейчас тема обмена опытом по выращиванию сельхозкультур актуальна.

И еще, мы хотим привлечь внимание и расширить межмуниципальное сотрудничество, чтобы оно заключалось не только в укреплении культурных, спортивных связей, но чтобы муниципалитеты использовали весь спектр вопросов местного значения: от благоустройства территории до экологии и газификации. Например, когда мы выезжали в города и районы, в некоторых видели современные остановочные павильоны и не могли не порадоваться за коллег. Казалось, будто приехали в другой субъект. А в иных – разбитые дороги, тротуары… Межмуниципальное сотрудничество помогает совместно поднимать и обсуждать и эти вопросы. И еще, во-первых, избежать ошибок, которые допустили соседние территории, и, во-вторых, использовать чужой опыт, применив его к местным условиям.


на контроле


Поддержку – местным здравницам

Вопросы развития лечебных возможностей курортов депутаты держат на постоянном контроле, делая все возможное, чтобы они расширялись. В 2013 году принято постановление ЗСК «Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края», ежегодно анализируется его исполнение с посещением ведущих учреждений отрасли.

В центре внимания законодателей находится и ОАО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» как одна из известных, эффективно работающих и перспективных здравниц в крае данного профиля. На одном из планерных совещаний в ЗСК руководитель краевого парламента В.А. Бекетов поручил комитетам изучить сложившуюся ситуацию в бальнеолечебницах и санаторно-курортных организациях с бальнеологическими отделениями как в крупных населенных пунктах, так и в сельской местности. Таковых у нас в крае 15. Нужно сделать все возможное, чтобы эти учреждения не только сохраняли свой лечебный профиль, но и укрепляли потенциал, развивались, чтобы как можно больше детей и взрослых получали здесь оздоровление. Бальнеотуризм может стать дополнительной точкой роста для экономики кубанских городов и районов, с его помощью здравницы будут привлекательными и в период межсезонного спада потока отдыхающих, то есть круглогодично. Это направление санаторно-курортного комплекса края, по мнению руководителя парламента, требует более пристального внимания и тщательной проработки.

Выполняя поставленную задачу, парламентарии провели совместное выездное заседание в Краснодарской бальнеолечебнице. В работе участвовали депутаты комитетов Законодательного Собрания: по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма (председатель – А.В. Джеус, заместитель председателя – Ю.С. Алешкевич, член комитета – Р.Г. Горелов); по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности (председатель – А.В. Булдин, секретарь – А.С. Сигидин); по вопросам здравоохранения (председатель – Е.В. Капцова); министр социального развития и семейной политики края Н.А. Губриева, министр курортов и туризма края Е.В. Куделя, заместитель министра здравоохранения края С.Н. Стриханов, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования края Л.Ю. Морозова, представители муниципальных органов власти, служб и ведомств, молодые депутаты.

В Краснодарской бальнеолечебнице депутаты начали работу с осмотра ее территории, питьевого бювета, источников минеральной воды, лечебной базы. Генеральный директор ОАО, главный врач А.В. Гонтмахер рассказал о сегодняшнем дне учреждения, ответил на целый ряд вопросов. Разговор продолжился на совещании. Участники встречи обсудили вопросы организации бальнеолечения, возможности и перспективы проведения оздоровления детей за счет краевого и федерального бюджетов, реабилитации жителей Краснодарского края.

По итогам заседания принято решение, в котором депутаты нацеливают органы власти усилить поддержку местных здравниц, оказывать содействие в развитии их инфраструктуры, материально-технической базы. Органам местного самоуправления муниципальных образований края, где функционируют бальнеолечебницы или санаторно-курортные учреждения с бальнеологическими отделениями, рекомендовано разработать план по развитию бальнеолечения и оздоровления на их территориях.

Особое внимание депутаты обратили на подготовку кадров. Профильному министерству предложено организовать обучение и повышение квалификации медицинских работников по организации и проведению инфотуров для врачей медицинских организаций, направляющих граждан в бальнеолечебницы, а также для представителей турорганизаций с целью продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала в период межсезонья. Депутаты считают целесообразным проводить учебу медицинских кадров на базе ОАО «ЦВМР «Краснодарская бальнеолечебница» и других учреждений аналогичного профиля. Сами здравницы должны вести широкую разъяснительную кампанию по информированию населения о преимуществах оздоровления в бальнеолечебницах, создавать необходимые условия для пациентов, стремиться к развитию, повышать качество своих услуг.

Депутаты продолжат контролировать, как выполняется постановление ЗСК «Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края».


в защиту будущего


Бороться за здоровье молодежи

Сегодня много говорится о борьбе за физическое и нравственное здоровье российской молодежи. Кто-то борется за него трибунными речами, кто-то – конкретными действиями. Действительность же оказывается такова, что даже конкретных действий зачастую оказывается недостаточно, потому что борьба за юные души выстроена как грамотная позиционная атака, когда давление создается на всех направлениях. Вчерашнюю победу нельзя просто записать себе в актив и, списав «в дело», вздохнуть свободно. Достигнутые результаты приходится отстаивать вновь и вновь.

На сегодняшний день депутаты Законодательного Собрания края продолжают бороться за сохранение установленных запрета и ограничений на продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков. Едва одержав победу на поле правосудия, выдержав волну критики производителей «энергетиков» в СМИ, теперь парламентарии вступают в поединок с лоббистами, которые пытаются «протащить» интересы производителей «энергетиков» через федеральные органы исполнительной власти.

Подробнее рассказать о складывающейся ситуации и работе краевого парламента по недопущению практики широкой беспрепятственной торговли «энергетиками» мы попросили начальника правового управления Законодательного Собрания края А.Е. Горбаня.

В январе 2009 года в Краснодарском крае были впервые установлены ограничения на розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.

После вступления в силу изменений федерального законодательства, предусматривающих расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области алкогольного регулирования, Законом Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» были установлены полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков и ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков, не допускающие розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.

То, что производители и распространители этих «нездоровых» напитков будут недовольны нашим Законом, мы предвидели. Но то, что орган государственной власти – Федеральная антимонопольная служба – будет лоббировать интересы транснациональных корпораций, было для нас неожиданно.

Именно ФАС России обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующими статей 5 и 6 Закона № 2497-КЗ как не соответствующих Федеральному закону «О защите конкуренции» и Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По мнению ФАС России, установленные краевым законом ограничения привели к ограничению конкуренции на рынках розничной продажи алкогольных напитков и розничной продажи безалкогольных напитков на территории Краснодарского края.

Этот судебный процесс стал крайне резонансным. В частности, наши казаки не могли остаться равнодушными в вопросах защиты здоровья и нравственности подрастающего поколения и пришли в суд, чтобы активно поддержать краевой закон и озвучить мнение народа.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 1 июля 2013 года в удовлетворении заявленных ФАС России требований было отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения Закона Краснодарского края соответствуют нормам федерального законодательства. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил выводы суда первой инстанции и своим постановлением оставил без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также не нашла оснований для его пересмотра.

Следует отметить, что нашему примеру последовало большинство субъектов Российской Федерации. Подобные ограничения установлены более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Только по этому видно, что это не локальная проблема, это не перегибы отдельных региональных законодательных органов, как кому-то, возможно, хочется это представить, это проблема, которую вслед за Краснодарским краем подняли массово по всей России.

Но не так давно нам стало известно, что ФАС России продолжает бороться с установленными ограничениями. Мы не исключаем, что ФАС, лоббируя интересы производителей «энергетиков», будет предпринимать попытки изменения федерального законодательства с целью отмены полномочий субъектов Российской Федерации по установлению ограничений.

Так, ФАС России готовит доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями о пресечении установления законодательного запрета на введение «противоречащих федеральному законодательству дополнительных требований к ввозимой на территорию субъекта Российской Федерации алкогольной продукции, запретов на продажу отдельных видов алкогольной продукции в субъектах Российской Федерации» якобы в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного обращения товаров.

Депутаты Законодательного Собрания края в свою очередь заручились поддержкой казачества, национально-культурных объединений Кубани и на ноябрьской сессии краевого парламента приняли обращение к председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву с тем, чтобы он поддержал позицию субъектов Российской Федерации и не допустил изменения действующего законодательства.

Полагаем, что за нами правота не только юридическая, подкрепленная судебными решениями, но и нравственная, мощная, общественная поддержка. А самое главное, уже и молодежь начинает серьезнее относиться к своему здоровью и делать выводы не из яркой рекламы, а из трезвой (во всех смыслах) оценки ситуации.

Данный вопрос остается на контроле у депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, которые считают важнейшей задачей борьбу за физическое и нравственное здоровье населения, в том числе молодежи.


навстречу XI общему собранию СМД


Молодежь региона объединяет усилия

Молодые депутаты Кубани совместно с департаментом молодежной политики Краснодарского края будут реализовывать ряд общественных проектов. Такое решение было принято на очередном заседании Бюро президиума Совета молодых депутатов Кубани (СМД). Вел заседание председатель регионального Совета молодых депутатов, председатель комитета Законодательного Собрания края по физической культуре, спорту и делам молодежи Д.В. Ламейкин.

Накануне Совету исполнилось 10 лет, поэтому встреча началась с подведения итогов работы молодых депутатов. В настоящее время Совет насчитывает в своих рядах порядка 1 700 депутатов младше 35 лет. За 2015 год молодые депутаты смогли активизировать работу по одному из важнейших своих направлений – взаимодействию с избирателями. Серьезное внимание уделяется нормотворческой деятельности и анализу соблюдения норм действующего законодательства на местах. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это направление является для членов СМД первоочередным: молодые депутаты показали свою эффективность в подготовке и праздновании 70-летия Великой Победы, заботе о людях старшего поколения, работе по укреплению исторической памяти среди детей, подростков и молодежи. Тесное взаимодействие с департаментом молодежной политики Краснодарского края, проведение научно-практических конференций и других дискуссионных площадок, различных творческих и интеллектуальных соревнований — это помогает членам СМД в работе по повышению гражданской активности молодых жителей Кубани. Опыт краевого Совета молодых депутатов востребован сегодня в других регионах, которые в нынешнем году специально приглашали к себе членов кубанского СМД, чтобы они могли поделиться с коллегами своими наработками. Наиболее инициативных членов Совета на заседании наградили благодарностями.

Также было отмечено, что после выборов в сентябре прошлого и текущего года состав Совета обновился практически на 90%. Поэтому работу по повышению профессиональных навыков молодых депутатов необходимо продолжить: цикл образовательных мероприятий запланирован на 2016 год.

Участвовавший во встрече заместитель руководителя департамента молодежной политики Краснодарского края А.В. Кузин рассказал о многих социальных проектах, которые пройдут при поддержке и участии молодых депутатов Кубани. Это «Арт-Кубань», «Прорыв», «Кубанская лига дебатов», молодежный форум «Регион 93» и ряд других проектов, касающихся развития массового спорта, творчества, духовно-нравственного и патриотического воспитания, предпринимательства, образования. Молодые депутаты приняли решение включиться в их реализацию: на заседании были определены кураторы по каждому проекту. В то же время у Совета молодых депутатов есть ряд своих начинаний, работа над которыми будет проводиться в будущем году – это творческая акция «Арт-передвижники», мониторинг состояния памятников военной истории, организация открытых уроков в школах и встреч с молодежью по различным тематикам и др.

По словам председателя Совета молодых депутатов Д.В. Ламейкина, именно на работу по вовлечению активной молодежи в общественную жизнь городов и районов Краснодарского края планируется сделать основной упор. С этой целью на заседании было принято решение о формировании школы молодых помощников членов СМД. Подобная практика взаимодействия молодых депутатов со школьниками уже есть в Абинском районе: ребят привлекают к участию в различных социально значимых акциях. У самых активных есть возможность получить статус молодого помощника депутата на общественных началах.

Более подробно итоги своей деятельности и планы на будущее молодые депутаты обсудят на Общем собрании Совета, запланированном на февраль 2016 года.


уникальные объекты края


Кущевский центр ремесел – культурное достояние Кубани

На 44-й сессии парламента было принято постановление «Об отнесении к особо ценным объектам культурного достояния Краснодарского края в области традиционной народной культуры».

К таковым депутаты отнесли обособленное структурное подразделение «Районный центр ремесел» муниципального учреждения культуры «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» муниципального образования Кущевский район.

С работой Центра ремесел непосредственно в районе сначала ознакомились депутаты профильного комитета под руководством Т.П. Хлоповой во время выездного заседания комитета по рассмотрению реализации в муниципалитете государственных социальных программ. А все депутаты Законодательного Собрания и приглашенные в день сессии могли полюбоваться изделиями мастеров-ремесленников в здании кубанского парламента на выставке работ этого творческого объединения.

– Это уже десятое решение Законодательного Собрания края по отнесению очередного учреждения культуры к особо ценным объектам культурного достояния Краснодарского края в области традиционной народной культуры, – рассказала на открытии выставки Т.П. Хлопова. – Но если раньше это были отдельные коллективы, то сейчас речь идет об уникальном объединении 62 мастеров по различным направлениям народного творчества. Его особенность в том, что мастера сами умеют делать своими руками произведения действительно подлинно народного творчества: шитье, ткачество, керамика, работа с природным камнем. Они организовали на базе своего учреждения поисково-исследовательскую работу мастеров-старожилов, обладающих этим искусством. Вторая особенность в том, что они проводят большую работу по распространению накопленного бесценного опыта, участвуют во многих конкурсах, фестивалях как российского, так и международного уровней. Они накапливают знания, обобщают опыт и передают это всем, кто хочет заниматься народным творчеством. Получив этот статус, они смогут еще больше привлекать к себе внимание и получать и методическую, и финансовую поддержку как со стороны краевых, так и муниципальных властей. Постановление будет выполнять самую главную задачу – сохранить, развивать и передавать это наследие традиционной культуры Кубани подрастающему поколению.

Как рассказала руководитель Центра Т.Н. Воробьёва, знакомя с мастерами и демонстрируя их изделия на выставке, сообщество кущевских ремесленников было основано в 2011 году и его основной задачей как раз-таки и является сохранение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел Кубани.

В центре осуществляется деятельность по шести направлениям: ткачество, лоскутное шитье, традиционная кубанская вышивка, художественная обработка природного материала (плетение из трав, соломки, рогоза, создание аппликаций и фитогобеленов), художественная обработка дерева (резьба по дереву, изготовление кубанской утвари). Все это можно было увидеть на выставке и восхититься искусной работой настоящих энтузиастов и профессионалов своего дела. Никого не могли оставить равнодушными умело вышитые рушники или домотканные дорожки, кухонная утварь, настоящие произведения искусства из камней или цветов.

В составе Центра ремесел работают три творческих объединения: народное творческое объединение мастеров декоративно-прикладного искусства и ремесел «Родники души», образцовая детская студия «Возрождение», творческое объединение «Преодоление» (для людей с ограниченными возможностями здоровья). В них стремятся как юные жители района, так и взрослые.

С 2011 по 2015 годы было проведено двенадцать фольклорных экспедиций в Кущевском районе, в Воронежской, Псковской и Вологодской областях по поиску мастеров-носителей традиционной народной культуры. В экспедициях были найдены поистине уникальные мастера, владеющие исчезающими техниками и методиками изготовления прекрасных вещей из подручного материала.

Мастера Центра ремесел являются постоянными участниками выставок, фестивалей, ярмарок, смотров краевого, межрегионального, всероссийского и международного уровней. В частности, они приняли участие в 6 международных, 3 всероссийских, 29 краевых фестивалях и конкурсах. Среди них ежегодное участие в фестивалях, конкурсах и выставках, проводимых в выставочном комплексе «Атамань»: ярмарка «Кубань мастеровая», краевые фестивали «Легенды Тамани» и «Живое ремесло», краевой фестиваль-конкурс народной игрушки «Кубанские потешки» и другие.

Помимо этого, в Центре ремесел на постоянной основе проводятся краевые обучающие семинары и мастер-классы для мастеров декоративно-прикладного искусства Кубани. За пять лет состоялось более 200 учебных мероприятий, в которых приняли участие около полутора тысяч человек.

Поэтому отнесение к особо ценным объектам культурного достояния Краснодарского края в области традиционной народной культуры этого творческого объединения позволит применять к нему особые меры охраны и поддержки. Они, в свою очередь, будут способствовать сохранению и передаче подрастающему поколению всего многообразия культурного и исторического опыта наших предков, так как центр ремесел обладает необходимым творческим потенциалом и материально-технической базой, которые позволяют ему изучать, сохранять и развивать традиционную культуру Кубани.

При обсуждении данного постановления на сессии заместитель председателя комитета по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества В.П. Громов обратил внимание, что мастера Кущевского Центра ремесел проводили фольклорные экспедиции, помимо своего района, еще и в других регионах страны, и поинтересовался, насколько это было необходимо, не стоило ли ограничиться пределами родного края. Председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов на это сказал, что это правильный подход, культуру родного края надо пропагандировать и за его пределами, а также изучать чужой опыт, делиться своим. Помимо этого, Владимир Андреевич предложил проводить выставки-ярмарки изделий народных промыслов на побережье, в местах пребывания большого количества туристов и гостей края. Ведь всем известно, как высоко во всем мире ценятся изделия, сделанные своими руками. Потому что мастер в каждое вкладывает частичку своей души, и каждое творение поистине уникально и неповторимо, чем разительно отличается пусть и от идеально, но выполненной роботом вещи.