17 Апреля 2015

В Законодательном собрании. Выпуск № 6, 2015

сессия

Откликаясь на запросы времени

25 марта 2015 года состоялась очередная 33-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Ее провел руководитель кубанского парламента В.А. Бекетов. В работе пленарного заседания принял участие глава администрации края А.Н. Ткачёв. Было рассмотрено 55 вопросов, касающихся важнейших сфер жизнедеятельности региона. Перед началом сессии состоялось собрание фракции ВПП «Единая Россия» в ЗСК.

Земли – фермерам в безвозмездное пользование

Центральное место на пленарном заседании занял вопрос, связанный с поддержкой сельскохозяйственного производства.

Новые положения Земельного кодекса РФ, вступившие в силу с 1 марта, предусматривают право субъектов РФ и муниципальных образований предоставлять земельные участки, находящиеся в их собственности, в безвозмездное пользование гражданину для осуществления фермерским хозяйством его деятельности на 6 лет, но лишь в тех муниципальных образованиях, которые определены законом субъекта РФ.

В развитие данных положений Земельного кодекса Законодательным Собранием был принят закон, определивший данные муниципалитеты и количество возможных к передаче земельных участков. При определении этих территорий депутаты исходили из задач по возрождению и сохранению малочисленных населенных пунктов, а также вовлечения в оборот для производства сельхозпродукции заброшенных, пустующих земель. Определенные данным документом участки будут передаваться в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и краевым законом о сельских усадьбах.

Документ прокомментировал председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений С.А. Тимченко:

– Остановились мы на 21 муниципальном районе и 1 городском округе, которые включают в себя 44 поселения, определили и конкретное количество земельных участков. Я думаю, этот закон заработает уже в текущем году. Мы сможем включить в оборот свыше 300 гектаров земельных участков внутри населенных пунктов. Соответственно, более 60 семей смогут получить эту землю, построить там дома и заниматься сельхозпроизводством.

Если в течение 5 лет безвозмездного пользования государственным или муниципальным земельным участком гражданин будет использовать его предусмотренным образом, то он сможет впоследствии оформить его в собственность бесплатно.

Налоговики отчитались

Впервые на сессии была заслушана информация руководителя УФНС по Краснодарскому краю А.Н. Семёнова об итогах работы налоговых органов по обеспечению поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края.

Это одна из новых форм взаимодействия Законодательного Собрания и УФНС по Краснодарскому краю.

В своем выступлении руководитель краевой налоговой службы сообщил, что в 2014 году Краснодарский край перечислил в бюджетную систему Российской Федерации более 218 млрд рублей налоговых доходов. В консолидированный бюджет Кубани поступило 169,2 млрд рублей, что превысило уровень 2013 года на 8,7 процента, а в краевой – более 129 млрд рублей, с ростом – 14 процентов.

Он отметил, что по основным налоговым доходам краевого бюджета достигнута положительная динамика по отношению к 2013 году. Это результат интенсивного развития экономики края и ее отраслей.

Вместе с тем годовые назначения консолидированного бюджета по налоговым доходам исполнены на 97,6 процента. Не исполнены бюджетные назначения по налогам на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых и по акцизам на алкогольную продукцию.

Одной из основных причин, повлиявшей на поступление налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, стали снижение темпов и объемов в строительной отрасли после завершения возведения олимпийских объектов, уменьшение числа работающих в ней и заработной платы.

В прошлом году налоговые органы совместно с органами исполнительной власти края и местного самоуправления проводили работу по взысканию недоимки, результат – 9,7 млрд рублей поступило в бюджет. На 1 января 2015 года недоимка в консолидированный бюджет края составила 11,2 млрд рублей. Большая ее часть приходится на предприятия, находящиеся в стадии банкротства, что затрудняет взыскание с них задолженности.

Глава администрации края А.Н. Ткачёв подчеркнул, что налоги – это сердце экономики, от их собираемости зависит выполнение социальных обязательств, взятых на себя краевой властью, поэтому необходимо мобилизовать работу по сбору недоимки, наращивать и искать резервы поступлений доходов в бюджеты.

Отмечая работу налоговых органов, председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов сказал, что в прошлом году доходность бюджета обеспечена с приростом за счет устойчивого развития экономики Кубани, ее диверсифицированности.

– За этим стоит большая работа губернатора, исполнительных органов края и местного самоуправления. Надо делать все, чтобы бюджет края был стабильным и крепким, – отметил Владимир Андреевич.

В принятом на сессии постановлении УФНС по Краснодарскому краю рекомендован ряд мер по увеличению поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет края. Это, прежде всего, меры по мобилизации налога на доходы физических лиц, взысканию недоимки, контролю за постановкой и снятием с учета недвижимого имущества, земли, транспортных средств, проведению анализа работы предприятий и организаций, в отношении которых проводятся процедуры банкротства.

Новые перспективы МСУ

Системные преобразования организации муниципального управления продолжаются.

Внесены новые изменения в краевой закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Они связаны с последними уточнениями в федеральном законодательстве порядка формирования органов местного самоуправления и их полномочий.

Принятый закон предусматривает, что главы городских округов, муниципальных районов и поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, будут избираться представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Также закрепляется порядок проведения конкурса и порядок формирования конкурсной комиссии: для городских округов муниципальных районов – на паритетных началах губернатором края и муниципальными депутатами; для поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, – на паритетных началах главой района и депутатами соответствующего района.

Избранный таким способом глава муниципального образования, обладая статусом высшего должностного лица, будет возглавлять местную администрацию, осуществлять весь комплекс исполнительно-распорядительских полномочий. Заключение контракта с ним при этом не предусматривается.

Как и прежде, переход к новой системе избрания глав муниципальных образований будет происходить в крае не сразу, а поэтапно, по мере окончания сроков полномочия ранее избранных глав.

Где родился, там и жилье получай

Депутаты выступили с законодательной инициативой по изменению федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Предложения касаются порядка обеспечения жильем этой категории. На начало года в краевом списке значилось почти 3,5 тысячи человек, в том числе 60, прибывших из других субъектов Российской Федерации. В прошлом году право на обеспечение жилыми помещениями реализовали почти две тысячи граждан, из них 13 человек – из других регионов. На обеспечение жильем прибывших на Кубань было потрачено 14,6 млн рублей из краевого бюджета. Нагрузка на бюджет вырастает, но при этом практически невозможно установить, не воспользовались ли эти новые жители края своим правом на обеспечение жилыми помещениями в других регионах. Поэтому краевые законодатели предлагают законодательно закрепить, что в список лиц на получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке включаются те, кто родился, был выявлен или воспитывался на территории субъекта РФ, где предоставляется им жилье.

Более подробно о состоявшихся сессии и собрании фракции ВПП «Единая Россия» в ЗСК читайте на официальном сайте кубанского парламента – www.kubzsk.ru

открытые сессии

Весна – пора подводить итоги

В городах и районах края проходят открытые сессии представительных органов, на которых главы муниципальных образований отчитываются о работе в минувшем году перед депутатами и населением. Такие заседания стали уже традиционными, как и участие в них депутатов Законодательного Собрания края.

Например, в Кущевском районе в работе открытой сессии приняли участие первый заместитель председателя кубанского парламента И.М. Петренко и заместитель председателя ЗСК
Н.П. Гриценко. В зале присутствовали более пятисот человек: депутаты райсовета, главы сельских поселений, руководители предприятий и организаций, представители общественных объединений, руководители органов ТОС. И.М. Петренко, выступая на сессии, отметил вклад сельхозпредприятий района в производство зерна, но обратил внимание на необходимость интенсивного наращивания объемов животноводческой продукции, увеличения производства мяса и молока.

В работе сессии Совета муниципального образования Славянский район участвовали заместитель председателя Законодательного Собрания края В.В. Чернявский и вице-губернатор И.А. Перонко. Виктор Васильевич проинформировал участников сессии о вопросах, которым приоритетное внимание уделяют краевые законодатели, особо остановившись на мерах поддержки аграриев и развитии малого и среднего предпринимательства. В Славянске-на-Кубани за ходом сессии могли наблюдать не только те, кто пришел в зал, но и все желающие жители города – заседание транслировалось на большой экран, установленный на центральной площади города. В населенных пунктах района отчет главы славянцы смогут услышать во время проведения традиционных сходов граждан.

Открытая сессия Совета муниципального образования Отрадненский район проходила в районном Доме культуры, распахнувшем недавно свои двери после капитального ремонта. В ее работе принял участие председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов. Краевую исполнительную власть на открытой сессии представлял первый заместитель директора департамента внутренней политики администрации края А.Д. Черненко.

– Результаты, которых удалось нам достичь, – это итог нашей совместной работы, – с этих слов начал свой отчет глава района А.В. Волненко.

Он обстоятельно проанализировал социально-экономическое состояние района, рассказал о задачах, которые сейчас стоят перед муниципалитетом. Объем валового регионального продукта за год увеличился на 10 процентов и составил 10,3 млрд рублей. Наибольший вклад в экономику района вносят предприятия агропромышленного комплекса. В прошлом году ими было произведено продукции на шесть млрд рублей, уплачено в консолидированный бюджет края 69 млн рублей налоговых и неналоговых платежей. Задача, которую предстоит решать, – увеличение объемов производства. Большое значение для наращивания продукции имеют личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Сейчас на территории района работают 128 КФХ и более 18 тысяч подворий, из них 2 903 – товарных. Они получают ощутимую государственную поддержку. За реализованную продукцию 755 отрадненцам в прошлом году выплатили только субсидий на 9 млн рублей. Еще 1,1 млн рублей составили субсидии на возмещение затрат по процентной ставке по кредитам, полученным на развитие ЛПХ. Глава района рассказал о развитии промышленности и торговли, решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства, вопросов благоустройства. Остроту многих проблем удалось снять благодаря поддержке краевого бюджета – район активно участвует в краевых программах на условиях софинансирования.

– Выражаю искреннюю благодарность всем жителям района, которые своим трудом, неравнодушным отношением к своей малой родине ежедневно вносят свой вклад в развитие и процветание нашего любимого Отрадненского района, – завершил отчет А.В. Волненко. – Многое было сделано, но и предстоит сделать еще немало для улучшения жизни населения, пересмотреть имеющиеся резервы в работе нашего муниципалитета для того, чтобы обозначенные планы осуществились ради благополучия людей, которые живут на благодатной отрадненской земле.

Доклад о деятельности Совета депутатов Отрадненского района представил председатель Совета В.Г. Ширекин. Разработка и принятие нормативных актов, контроль исполнения ранее принятых, рассмотрение обращений граждан – таковы основные направления работы местных депутатов.

– 2015 год будет не менее напряженным, наполненным новыми событиями, требующими от нас, депутатов, ответственного и инициативного подхода к своей деятельности, – сказал В.Г. Ширекин. – Наша общая первоочередная задача – добиться качественных улучшений в жизни людей, делать все от нас зависящее для процветания района, чтобы оправдать доверие избирателей.

То, что за прошедший период в районе проделана серьезная работа, имеются определенные достижения, отметил в своем выступлении и председатель краевого парламента
В.А. Бекетов. Но более подробно председатель ЗСК остановился на вопросах, которые еще предстоит решать. Прежде всего, необходимо продолжать поиск резервов для увеличения доходов консолидированного бюджета края и местных бюджетов, а также провести оптимизацию бюджетных расходов.

– В прошлом году вырос объем собственных доходов бюджета, – отметил В.А. Бекетов. – Пусть не настолько, как хотелось бы, но это обнадеживающий признак. Он свидетельствует, что велась активная работа по поиску источников пополнения бюджета. Эти тенденции необходимо закреплять, потому что все-таки зависимость консолидированного бюджета Отрадненского района от краевых средств продолжает оставаться высокой.

Говоря о поиске источников доходов, председатель ЗСК обратил внимание, что в целом в крае в последние годы удалось добиться определенных успехов в растениеводстве. Эта отрасль все последние годы демонстрирует устойчивый рост, но ситуация в животноводстве вызывает беспокойство. И если ее не переломить, то Кубань может превратиться в импортера мясо-молочной продукции. Председатель ЗСК сказал, что на ближайших сессиях представительных органов местного самоуправления нужно рассмотреть вопросы развития животноводства. Для того чтобы была позитивная динамика, нужно решить ряд вопросов – обеспечить доступность кормов во всех сельских поселениях для развития молочного и мясного скотоводства в малых формах хозяйствования, активизировать информационно-разъяснительную работу с владельцами ЛПХ, КФХ о действующих мерах господдержки развития животноводства в крае, держать на контроле вопросы использования созданных пастбищ.

– Работать на отрадненской земле умеют, – завершил свое выступление В.А. Бекетов. – Хорошие результаты у тех, кто трудится на предприятиях, где нормально работает руководство района, эффективно действует вся система местного самоуправления.

Участники открытой сессии могли задать свои вопросы непосредственно главе района. Они и воспользовались такой возможностью. Спрашивали о качестве воды в районе, освещении улиц. Однако вопросов было не очень много, и это показатель того, что районные власти знают острые проблемы, своевременно стараются их решать. Это результат политики открытости власти, в рамках которой проводятся и открытые сессии.

– Это прекрасная форма, когда можно сверить часы с населением, – сказал первый заместитель директора департамента внутренней политики администрации края А.Д. Черненко. – Для нас, представителей краевой власти, это возможность узнать еще раз, чем живет каждый муниципалитет. Сверить оценки, которые дает население города или района, с оценками, которые дает работе глав муниципальных образований краевая власть.

В обсуждении отчета главы приняли участие депутаты районного Совета. Все выступившие отметили позитивные тенденции в экономике района, положительную динамику в решении вопросов благоустройства, сокращение очереди в детские дошкольные учреждения.

– Мы понимаем, что являемся не только свидетелями, но и участниками позитивных изменений, которые происходят на наших глазах во всех сферах жизнедеятельности района, – сказала депутат районного Совета Л.Г. Сущенко. – Предлагаю работу главы и администрации признать удовлетворительной и пожелать дальнейшей плодотворной работы, новых идей. Мы говорим о положительных результатах, хотя официальная оценка удовлетворительная.

Протокольное «признать работу удовлетворительной» смущало многих участников слушаний, потому что перемены, которые они видят в районе, по их мнению, заслуживают более высокой отметки, чем школьная «тройка». С отрадненцами согласился и председатель ЗСК В.А. Бекетов, нарушив протокольную систему оценок.

– Давайте администрации района поставим четыре балла за их работу, – сказал В.А. Бекетов. – Почему не пять? Чтобы у районной власти была возможность заработать пятерку еще в следующем сроке полномочий. В докладах и выступлениях поставлены задачи, вы видите, над чем нужно работать, что нужно сделать, чтобы земля отрадненская еще лучше развивалась, процветала, чтобы народ всегда достойно жил на этой территории. Так что вместе нам есть над чем трудиться.

В завершении сессии председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов и первый заместитель директора департамента внутренней политики администрации края А.Д. Черненко вручили ветеранам Великой Отечественной войны юбилейные медали к 70-летию Великой Победы.

на заметку СМИ

Внимание: журналистские конкурсы!

Уважаемые журналисты краевых, городских и районных СМИ!

Приглашаем вас принять участие в творческих конкурсах, учрежденных Законодательным Собранием Краснодарского края.

В «Ежегодном конкурсе городских и районных средств массовой информации по освещению работы предприятий реального сектора экономики, деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае и органов государственной власти Краснодарского края» могут принять участие редакции и журналисты всех городских и районных газет, теле- и радиокомпаний.

Краевой конкурс молодых журналистов Краснодарского края «Добро руками молодых» учрежден для журналистов краевых, городских и районных газет, теле- и радиокомпаний, интернет-изданий, кинохроникальных программ в возрасте до 35 лет, которые систематически освещают деятельность организаций, общественных объединений, в том числе молодежных, а также отдельных граждан по созданию условий и осуществлению мероприятий, направленных на:

- воспитание молодого поколения Краснодарского края в духе патриотизма и гражданственности;

- становление личности молодого человека, формирование его духовно-нравственных, волевых и физических качеств;

- развитие и укрепление семейных традиций;

- поддержку позитивных творческих инициатив молодежи;

- подготовку и проведение социально значимых акций, культурно-массовых и иных молодежных мероприятий.

Впервые в этом году конкурс «Добро руками молодых» будет проводиться и для интернет-изданий, зарегистрированных в качестве СМИ.

Обращаем ваше внимание на то, что заявки на участие в конкурсе с приложенными конкурсными материалами должны быть оформлены в соответствии с требованиями Положений о конкурсах, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края www.kubzsk.ru в разделе «Деятельность», подраздел «Конкурсы».

Срок представления конкурсных материалов – до 15 апреля 2015 года.

Уважаемые журналисты! Жюри конкурсов ждет ваши новые интересные работы.

парламентские слушания

Капремонт: уточняем нюансы

На очередной сессии депутаты Законодательного Собрания приняли пакет документов, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Этот пакет включает в себя пять инициатив по изменению федерального законодательства и законопроект о внесении изменений в краевой закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края». До вынесения этих документов на сессию в краевом парламенте состоялись парламентские слушания. Провел их председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов.

Кроме депутатов, в слушаниях приняли участие первый заместитель главы администрации края Д.Х. Хатуов, заместитель главы администрации края В.П. Свеженец, руководители муниципальных образований и местные депутаты, члены экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. С докладом выступил председатель комитета Н.Г. Денисов. Он сказал о том, что первые месяцы работы по сбору платежей на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выявили необходимость совершенствования законодательства. Обобщив правоприменительную практику, в комитете ЗСК подготовили изменения в краевой закон, а также пять инициатив по совершенствованию федерального законодательства. Н.Г. Денисов представил участникам слушаний эти законопроекты.

Депутаты предлагают внести несколько поправок в Жилищный кодекс РФ. Одна из них касается так называемых домов блокированной застройки. Это дома, где нет помещений общего пользования, а квартиры имеют самостоятельные выходы непосредственно на земельный участок, прилегающий к дому. Наши депутаты разработали законодательную инициативу, суть которой в том, чтобы субъекты РФ самостоятельно могли принимать решение о том, каким образом включать в региональную программу дома блочной застройки. Еще одна законодательная инициатива связана с необходимым кворумом собраний собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопросов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса, выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на этом счете. Сейчас ЖК РФ требует, чтобы решения принимались двумя третями голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. Но, как правило, на собрания не приходит и половина владельцев квартир. Поэтому депутаты предлагают снизить порог до простого большинства – 50 процентов плюс один голос от числа тех, кто принимает участие в собрании. Третье предложение по изменению ЖК РФ связано с заменой владельца специального счета. В случае ненадлежащего исполнения им обязанностей такое право у собственников есть. Депутаты предлагают дополнить ЖК РФ статьей, которая регулирует порядок такой замены.

Две инициативы касаются поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предлагается предусмотреть административную ответственность для тех собственников помещений в многоквартирных домах, которые не установили приборы учета. Вторая инициатива устанавливает ответственность граждан за нарушение требований к содержанию жилых помещений, правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Сейчас есть ответственность за нарушение требований законодательства к управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в отношении должностных и юридических лиц управляющих компаний. Хотя бремя содержания квартиры и общего имущества в многоквартирном доме несет собственник.

Разработали депутаты и поправки в краевой закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. Например, предлагается сократить срок перехода при изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Если собственники решили уйти от регионального оператора на спецсчет, то сейчас этот срок перехода растягивается на два года. В законопроекте предлагается ограничить его тремя месяцами. Другое предложение касается зачета стоимости работ по капитальному ремонту. Если эти работы были оплачены без использования бюджетных средств либо средств регионального оператора, то сумма может быть учтена в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Статью, которая регламентирует этот вопрос, предлагается изложить в новой редакции и более четко прописать условия такого зачета. Еще одна поправка регламентирует использование процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счетах регионального оператора. Эти средства можно направлять исключительно на оплату услуг и работ по капремонту.

С содокладами выступили руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства края А.М. Волошин и депутат Законодательного Собрания, генеральный директор некоммерческой организации, которая является региональным оператором по капитальному ремонту многоквартирных домов – «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», А.Ю. Штовхань. Сегодня собираемость платежей на капитальный ремонт варьируется от 7 до 50 процентов в разных муниципальных образованиях. Как отметил руководитель регионального оператора, невысокая собираемость связана с тем, что, несмотря на проведенную разъяснительную работу, многие люди не сразу разобрались в сути нововведений. У собственников есть некоторая настороженность относительно сохранности средств, опасения по поводу их расходования. А.Ю. Штовхань отметил, что больше половины домов нуждаются в капитальном ремонте в первый пятилетний срок, и собственники традиционно надеются на помощь государства в этом вопросе.

Председатель ЗСК В.А. Бекетов отметил, что надо вести более широкую разъяснительную работу. Закон о новом порядке финансирования капитального ремонта для того и принимался, чтобы люди почувствовали свою ответственность за содержание собственного имущества. Поэтому собственники квартир должны понять, что в вопросах капитального ремонта своих домов можно рассчитывать только на собственные средства, тратить на это бюджетные средства непозволительно. Владельцы индивидуальных домов, которые, как и собственники квартиры, являются налогоплательщиками, денег из бюджета на ремонт своего жилища не получают.

В обсуждении законодательных инициатив и предложений по изменению краевого закона приняли участие заместители глав Новороссийска и Краснодара М.В. Бабий и Е.А. Первышов, глава Каневского сельского поселения В.Б. Репин, член экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, директор Ассоциации жилищных организаций Новороссийска Л.Н. Юрьева. Они поддержали законопроекты, подготовленные в комитете, и высказали несколько дополнительных предложений. В частности, было отмечено, что сейчас не установлен срок, в течение которого можно обращаться в суд по взысканию долга с неплательщиков за капитальный ремонт. Прозвучало предложение выработать четкие критерии определения очередности проведения капитального ремонта для того, чтобы в этом вопросе исключить субъективизм. Названа была еще одна из причин, по которой люди неохотно платят взносы на капитальный ремонт, – весьма высокая комиссия банков. И региональному оператору предложено проработать с банками вопрос по ее снижению. Председатель ЗСК В.А. Бекетов предложил обсудить возможность дифференциации размеров платежей в зависимости от состояния многоквартирного дома – при большем износе и оплата может быть выше.

На парламентских слушаниях выступил первый заместитель главы администрации края Д.Х. Хатуов. Он отметил, что губернатор края поручил осуществлять кураторство за работой регионального оператора своему заместителю В.П. Свеженцу. В ближайшее время будет проведен аудит фонда, внесены поправки в регламент его работы – начиная от фондов оплаты труда и заканчивая выделением средств на разъяснительную работу. Обращаясь к главам муниципальных образований, он призвал изучить вопрос по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов муниципальными предприятиями – они должны предложить конкурентные цены и качество.

Завершая парламентские слушания, председатель ЗСК В.А. Бекетов отметил, что вопрос организации проведения капитального ремонта будет на постоянном контроле депутатов.

консультация юриста

Земельный контроль будет усилен

В феврале 2015 года на пленарном заседании Законодательного Собрания был принят Закон Краснодарского края от 4 марта 2015 года № 3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» (далее – Закон), регламентирующий вопросы, связанные с проведением муниципального земельного контроля.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами органов муниципального земельного контроля, которые должны быть уполномочены органами местного самоуправления на осуществление земельного контроля на соответствующей территории. В связи с этим органам местного самоуправления следует определить лиц из сос-тава муниципальных служащих, которые будут являться уполномоченными должностными лицами в сфере муниципального земельного контроля.

Закон устанавливает, что муниципальный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с ежегодными планами, либо внеплановых проверок, а также посредством административного обследования объектов земельных отношений.

Плановые проверки предусматривают ежегодную разработку органом местного самоуправления проекта плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (из расчета не менее пяти процентов от количества участников земельных отношений), участки которых расположены в границах соответствующего муниципального образования. Ежегодные проекты плана проведения проверок согласовываются органами местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль». Ежегодные планы проверок утверждаются представительными органами соответствующих муниципальных образований и размещаются органами местного самоуправления на официальных сайтах в сети «Интернет».

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Внеплановая проверка должна быть согласована с районным подразделением прокуратуры Краснодарского края.

По результатам проверки составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю либо иному уполномоченному лицу.

В случае обнаружения в процессе проведения проверок признаков состава административного правонарушения в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Правовое управление
Законодательного Собрания
Краснодарского края
Тел. для справок:
268-45-66, 268-40-75

заботы комитета

Кубанская земля будет работать эффективно

С началом весны вступил в силу ряд новых норм земельного законодательства, касающихся предоставления без торгов земельных участков организациям, создателям сельских усадеб и гражданам, имеющим трех и более детей. Нововведения комментирует председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений С.А. Тимченко.

Кому аренда без торгов?

– С 1 марта вступил в силу ряд изменений в Земельный кодекс РФ, которые регулируют вопросы предоставления государственных и муниципальных земельных участков в аренду без торгов. Поэтому на февральской сессии ЗСК мы в плане реализации этих новых положений приняли ряд краевых законов с тем, чтобы они также начали действовать с этого же времени и в крае могли без промедления реализовывать «земельные» права наших граждан и организаций.

Начнем с того, что поправки в Земельный кодекс существенно расширили возможности предоставления земельных участков отдельных категорий в аренду без торгов. Среди ряда прочих случаев для предоставления без торгов Земельный кодекс выделяет участки под масштабные инвестиционные проекты, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. За региональным парламентом была закреплена обязанность законодательно установить критерии отнесения проектов и объектов к этим категориям. Мы посмотрели, какие критерии определило для себя Правительство РФ, которое устанавливало их для предоставления федеральных земель, взяли их за основу, но добавили к ним и критерии, учитывающие специфику нашего региона.

В итоге наш закон, естественно, отразил аграрную направленность экономики Кубани, возникшие потребности в импортозамещении сельхозпродукции. В частности, мы предусмотрели такой критерий для отнесения проекта к масштабно инвестиционному, как использование испрашиваемого земельного участка для развития животноводства, выращивания кормовых культур или для производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод. При этом необходимо соблюдать объемы производства, установленные данным законом, и нормы плодородия почв.

На каких условиях?

Если организация собирается заниматься животноводством, она должна выращивать, как минимум, 20 условных голов на 100 гектарах арендной земли. Условной единицей считается дойная корова. Для других животных есть порядок перерасчета, т.е. можно учесть каждую курицу, поросенка, ягненка. Мы в нашем законе установили усредненное количество условных единиц. Хочешь расширяться – пиши заявление, бери дополнительные площади и занимайся животноводством.

Что касается кормопроизводства, у нас также определено, что арендатор должен выращивать не менее 7 центнеров кормовых единиц на 1 гектар. Это тоже щадящая норма в пределах краевой урожайности. Соблюдай севооборот, и все. Можно выращивать корма хоть для собственных животных, хоть на продажу.

Мы рассуждаем так. Будут корма, соответственно, будет развиваться животноводство. Ведь давно подмечено, как только в каком-то населенном пункте открывается пункт продажи кормов, сразу в личных подсобных и фермерских хозяйствах увеличивается поголовье скота и птицы, потому что их стабильно обеспечивают кормами.

Если организация (юридическое лицо) хочет заниматься этими видами сельхозпроизводства на таких условиях, у нее есть возможность получить земельный участок без торгов. Организация обращается в орган местного самоуправления на уровне поселения о выделении ей земельного участка без торгов по соответствующим основаниям. Далее муниципалитет, изучив это заявление, готовит обращение в администрацию края. На основании заявок из муниципалитетов готовится распоряжение губернатора. Будет тройная ответственность: юрлица, муниципалитета и администрации края.

Но, обращаю внимание, что и Земельный кодекс, и наш закон распространяют этот порядок только на юридических лиц (организации). Под эту категорию подпадают и фермерские хозяйства (КФХ), имеющие статус юридического лица, а у нас из всех КФХ юрлиц примерно половина. Если же у него статус КФХ как индивидуального предпринимателя без образования юрлица, он под эту норму не подпадает. Но оформить юрлицо ему никто не запрещает. Три–пять дней требуется на регистрацию, и получай земельный участок без торгов в аренду. При этом, если организация нормально занимается более трех лет этим направлением, по прошествии этого срока земельный участок можно выкупить по льготной цене.

О каких площадях идет речь?

Что касается площадей, то для организаций практически ограничений по площади нет. Для фермерских хозяйств мы действительно нашим краевым законом «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» установили предельный размер – 200 гектаров. Но это касается только земельных участков, где фермер будет заниматься плодоводством, овощеводством, виноградарством, картофелеводством, ягодами. А если он будет заниматься животноводством, мы эту площадь не ограничиваем, но она, конечно, зависит от размеров его фермы. Больше голов – больше участок. Кстати, для фермерского хозяйства, даже не являющегося юридическим лицом, мы предельный размер земель, которые могут предоставляться ему из государственной и муниципальной собственности, не ограничиваем.

А контроль?

– Очевидно, что принятые изменения в земельном законодательстве направлены на упрощение доступа субъектов агробизнеса к земельным ресурсам. Нет ли опасений, что в связи с этим обострится проблема неэффективного использования земли?

– Я хочу сказать, что, кроме тех поправок, о которых я уже рассказал, в Земельный кодекс внесены еще поправки, которые позволяют региональному законодателю утвердить порядок осуществления муниципального земельного контроля.

В целях ужесточения контроля мы приняли норму о том, что муниципальный земельный контроль будет осуществляться в каждом поселении ежегодно не менее чем на 5 процентах всех земельных участков этого поселения.

Что касается эффективности хозяйствования на землях сельхозназначения, то тут есть объективный критерий. Нашим краевым законом о плодородии определены параметры урожайности по разным культурам.

И еще один момент – нашу инициативу поддержали, и с 1 марта вступила в силу федеральная норма об исчислении административного штрафа за нарушение земельного законодательства в части неиспользования или неэффективного использования земли от кадастровой стоимости земельного участка. То есть штрафы за эти нарушения теперь станут гораздо более ощутимыми.

Соответственно, так или иначе мы добьемся эффективного использования земли. Если нет, будем изымать эту землю через суд и предоставлять тому, кто сможет ее использовать.

Мы прекрасно понимаем, что если эффективно использовать имеющиеся в крае земли, вполне можно прокормить не только жителей Кубани, но и отдыхающих.

Кроме сельхозземель

Федеральным и краевым законодательством сегодня предусмотрено предоставление участков без торгов не только из земель сельхозназначения. Без торгов мы теперь будем предоставлять также земли под масштабные инвестиционные проекты, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Критерии отнесения проектов и объектов к этим категориям мы также закрепили законом.

В частности, например, для того, чтобы проект был признан масштабным инвестиционным, он должен предусматривать строительство объекта, размещение которого позволит значительно увеличить количество рабочих мест в данном муниципальном образовании или значительно увеличить ежегодные поступления налогов, зачисляемых в бюджет муниципального образования. Конкретное количество рабочих мест или требуемый объем налоговых поступлений зависит от численности жителей соответствующего поселения.

Ну, например, возьмем небольшое поселение (до 5 тыс. человек). Если туда придет предприниматель и скажет, что хочет там организовывать производство, на котором, скажем, будет создано не менее 10 рабочих мест, или заявит, что в муниципальный бюджет от его деятельности будет ежегодно поступать не менее 200 тыс. рублей, то этот предприниматель уже имеет право на то, чтобы получить землю в аренду без торгов.

То есть мы и для неаграрного бизнеса открываем двери. После принятия нашего закона мы предложили муниципалитетам, чтобы они формировали участки и предлагали их предпринимателям.

Критерием же для признания за проектами социально-культурного или коммунально-бытового значения является их включенность в государственные или муниципальные программы.

Логика этих изменений такова. Новые технологии высвобождают рабочие места. Мы должны дать людям возможность работать.

Что думает о законе бизнес?

Эти нововведения нравятся тем, кто занят реальным производством. Ведь если говорить о торгах, то уже появился отдельный вид бизнеса – участие в торгах. На этом зарабатывают фиктивные участники торгов, шантажируя реальных претендентов. По этой причине в том числе и удорожание сельхозпродукции идет – ведь расходы, которые сельхозтоваропроизводитель понес во время торгов (либо на то, чтобы перебить цену фиктивного участника, либо на выплату ему отступного), он заложит в себестоимость товара.

Новый порядок для многодетных

– Предусмотрены ли законом какие-то новшества в части предоставления земель гражданам, имеющим трех и более детей?

– Для справки скажу, что уже свыше 5 тысяч земельных участков гражданам этой категории мы за минувшие годы предоставили. На настоящий момент этот закон затрагивает интересы свыше 18 тысяч жителей края. Так вот с 1 марта действует новый порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Изменения связаны, во-первых, с корректировкой федеральных норм, во-вторых, с целью упрощения процедуры.

В плане уполномоченных органов. Если раньше этим вопросом занимались районы, то с 1 марта им будут заниматься поселения и городские округа.

В плане порядка. Теперь для получения земельного участка гражданин должен быть включен в список, который будут формировать и вести власти поселений и городских округов. Это сделано почему? По старому порядку муниципалитеты предоставляли участки по мере их формирования. Люди по три года ждали эти участки, а их не было. Это не правильно.

Сейчас мы в законе предусмотрели, что муниципалитет после включения гражданина в список должен максимум в течение полугода сформировать участок, поставить его на кадастровый учет и предложить гражданам, т.е. внести в список участков, предлагаемых гражданам, имеющих трех и более детей. Теперь это обязанность муниципалитета. В этом вопросе мы подход к обязанностям муниципалитетов ужесточили и к концу года в порядке контроля заслушаем вопрос об исполнении этого закона.

Еще я очень доволен тем, что предметом рассмотрения краевого политсовета «Единой России» стал вопрос о том, чтобы активнее изымать через суд неиспользуемые участки и за счет этого пополнять списки участков для граждан, имеющих трех и более детей. А если и это не решит проблему, то закладывать деньги в бюджет и выкупать их для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. Но этим семьям надо дать возможность решить свой жилищный вопрос. Будем надеяться, что нам удастся эту инициативу обратить в правовую норму.

О безвозмездном пользовании

В связи с появлением в Земельном кодексе такого титула (права) как безвозмездное пользование мы также вносим ряд поправок в наши краевые законы.

Уже приняты поправки в краевой закон о сельских усадьбах. Если раньше земельные участки под сельские усадьбы предоставлялись только в аренду, то теперь наш закон позволяет предоставлять их и в безвозмездное пользование без торгов по заключению конкурсной комиссии. С одной стороны, мы будем сохранять население в этих отдаленных населенных пунктах, с другой, стимулировать граждан заниматься сельхозпроизводством.

Параллельно с этим новые нормы федерального законодательства дают нам возможность решать кадровый вопрос на селе путем предоставления в безвозмездное пользование земельных участков на срок до 6 лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства тем специалистам, которые в данный момент востребованы в соответствующих муниципальных образованиях и работают там.

Поэтому сейчас муниципалитетам нужно определить перечень специальностей, в которых они нуждаются. А затем уже на уровне закона мы утвердим и список муниципалитетов, и перечень специальностей, в которых они нуждаются. В этих муниципалитетах работникам по этим специальностям будет разрешено предоставлять землю в безвозмездное пользование.

На практике это будет работать так. Если муниципалитет нуждается в учителе или медработнике, он приглашает этих специалистов и на основании нашего закона предоставляет им земельные участки в безвозмездное пользование, чтобы они могли построить там дом. Затем уже, после постройки дома, они смогут получить этот земельный участок в собственность бесплатно.

До этого мы не находили возможность, как можно без торгов предоставлять им землю. Решить их жилищный вопрос было очень сложно. Сейчас базовая федеральная норма вступила в силу, и, я думаю, что в ближайшее время мы конкретизируем механизм ее работы нашим краевым законом.