23 Апреля 2015

В Законодательном собрании. Выпуск № 11, 2015

сессия

Под пристальным вниманием власти

10 июня 2015 года состоялась очередная 36-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Пленарное заседание прошло под руководством председателя кубанского парламента В.А. Бекетова. Депутатами было рассмотрено более 50 вопросов повестки дня. Группа депутатов Законодательного Собрания разных созывов награждена медалью «За вклад в развитие законодательства Краснодарского края». На сессии принято постановление «О назначении даты выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края». Выборы главы края назначены на 13 сентября 2015 года. В этот день на Кубани предстоит также избрать глав городских и сельских поселений, депутатов городских округов и 32-х муниципальных районов.

Бюджеты исполнены – вопросы остаются

Наполнение бюджетов всех уровней, поиск дополнительных резервов, эффективное расходование бюджетных средств всегда находились под пристальным вниманием депутатов, что особенно актуально в условиях нынешнего экономического кризиса.

По представлению заместителя главы администрации, министра финансов края И.А. Перонко депутаты внесли изменения в Закон «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

За счет поступления федеральных средств доходная часть бюджета увеличилась на 1,625 млрд рублей. Эти средства будут направлены на реализацию федеральных и краевых целевых программ, в том числе на строительство и ремонт детских садов, субсидии на возмещение затрат на закладку и уход за виноградниками, многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, на выплату пособий при всех видах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также на финансирование выборов главы администрации края, мероприятий по обустройству переселенцев с Украины.

В обсуждении изменений в краевой бюджет принял участие временно исполняющий обязанности главы (губернатора) края В.И. Кондратьев. Он еще раз подчеркнул необходимость неукоснительного исполнения бюджетных назначений и поддержал твердую позицию депутатов ЗСК в подходах к контролю за исполнением главного финансового документа.

Об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2014 год депутатов проинформировал председатель комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике И.П. Артеменко. Он отметил, что итоги исполнения бюджетов за истекший финансовый год в целом характеризуются отрицательной динамикой по налоговым и неналоговым доходам, а также по безвозмездным поступлениям. По всем территориям не выполнены назначения по поступлению налога на доходы физических лиц. Вместе с тем по отдельным видам налогов достигнут рост, но он не перекрыл недопоступления по НДФЛ, что привело к тому, что общий объем доходов местных бюджетов в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на 1,5 млрд рублей и составил 118,04 млрд рублей. Дефицит бюджетов муниципальных образований пришлось компенсировать за счет заемных средств, что увеличило долги муниципалитетов.

По итогам обсуждения принято постановление, в котором органам местного самоуправления рекомендуется принять меры, направленные на обеспечение устойчивого развития своих территорий, социальной стабильности, поиск резервов по доходам местных бюджетов, повышение финансовой самостоятельности и дисциплины при решении вопросов местного значения.

Председатель Законодательного Собрания В.А. Бекетов особо подчеркнул, что надо работать над тем, чтобы доходная часть бюджетов увеличивалась:

– Нужно сделать так, чтобы творчество проявлялось «внизу», в муниципальных образованиях, шло от людей, чтобы там рождались инициативы, которые мы готовы поддержать, если они направлены на развитие экономики и рост доходов.

Государственные программы

С 2014 года краевой бюджет формируется по программно-целевому методу. Более 85 процентов средств краевого бюджета в этом году предусмотрено на реализацию 26 государственных программ.

Орган законодательной власти края наделен полномочиями по контролю за выполнением государственных программ. С 2015 года в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный Кодекс и краевой закон «О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края», а также в соответствии с утвержденным главой администрации края порядком разработки и принятия государственных программ все проекты программ, до утверждения их главой региона, проходят согласование в Законодательном Собрании края.

Депутаты с особым вниманием подходят к рассмотрению проектов этих важных документов. Предварительно они проходят тщательную проработку в комитетах, на заседаниях рабочих групп. Такая процедура принятия и постоянного контроля за ходом выполнения госпрограмм повышает ответственность исполнительной и законодательной властей края и муниципальных образований.

На 36-й сессии депутаты приняли постановления о согласовании нескольких проектов госпрограмм: «Содействие занятости населения», «Социальная поддержка граждан», «Противодействие незаконному обороту наркотиков» и изменений в программу «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований».

Промышленная политика

На сессии был принят Закон «Об основных направлениях промышленной политики в Краснодарском крае».

На недавнем совещании в Армавире шла речь о поддержке промышленных предприятий края, производстве отечественной продукции, которая должна заменить импортные аналоги. Принятие краевого закона должно содействовать реализации поставленных задач. В законе не содержится закрытого перечня мер стимулирования промышленной деятельности, а лишь устанавливаются особенности их применения. Закон дает понятие специального инвестиционного контракта от имени Краснодарского края. Такой контракт не предусматривает вложение бюджетных средств в инвестпроект, а призван создать инвестору максимально благоприятные условия для реализации его проекта. Права собственности на создаваемый объект край не получает, но экономический эффект от участия очевиден – создается добавочный продукт, появляются новые рабочие места, в бюджет поступают налоги от нового бизнеса.

Особым детям – особое внимание

Депутаты приняли постановление «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».

С информацией по этому вопросу на сессии выступила краевой министр образования и науки Н.А. Наумова. В крае более 17 тысяч детей, имеющих ограничения в состоянии здоровья или психофизическом развитии. Для их социализации 186 зданий образовательных учреждений были приспособлены для обучения в них маломобильных групп населения. В детских садах действуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др., для их родителей – консультативные пункты, где можно получить помощь логопедов, психологов и других специалистов. Для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, работают 58 коррекционных образовательных учреждений. Более 700 детей-инвалидов получают образование в дистанционной форме. Принимаются меры для того, чтобы такие дети могли получить и профессиональное образование. В 13 профессиональных образовательных учреждениях идет обучение по адаптированным программам. На сессии было отмечено, что работа в этом направлении требует совершенствования. В постановлении говорится о необходимости укрепления материально-технической базы учреждения образования для повышения качества обучения детей с ограниченными возможностями, развитии инклюзивного образования, когда дети-инвалиды получают возможность обучаться с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Есть необходимость в развитии специальных групп в детских садах и коррекционных классов в школах.

Здравоохранение – в приоритете

На сессии рассмотрено сразу несколько документов, касающихся положения дел в кубанском здравоохранении.

Были внесены изменения в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и рассмотрено исполнение бюджета ФОМСа за 2014 год. Изменения были внесены и в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в крае на текущий и последующие два года. Депутаты также приняли постановление «О состоянии здоровья населения и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края в 2014 году».

Так как в стране и в крае продолжается реформа всей системы здравоохранения, все эти документы вызвали активное обсуждение законодателей. Депутаты интересовались тем, как обстоят дела в конкретных муниципалитетах с тем или иным медучреждением, как повлияло структурное преобразование и одноканальное финансирование в отрасли на качество и доступность медицинской помощи населению, особенно в сельской местности, как решается кадровая проблема. На все поступившие вопросы региональный министр здравоохранения дал подробные ответы, в которых утверждалось, что сеть медучреждений на Кубани сокращаться не будет, а средства на их финансирование есть, важно ответственно и рачительно их использовать. В постановлении изложены конкретные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию кубанского здравоохранения.

Подробно о сессии и состоявшемся в тот же день собрании фракции ВПП «Единая Россия» в ЗСК читайте на сайте www.kubzsk.ru.


сотрудничество

ЮРПА – голос Юга России

В Адыгее состоялась XXII конференция Южно-Российской парламентской ассоциации. Заседания комитетов, Совета ЮРПА и сама конференция проходили не в столице республики, а в станице Даховской. В работе конференции приняли участие представители всех парламентов Южного Федерального округа, а также Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Делегацию Законодательного Собрания Краснодарского края возглавлял председатель ЗСК В.А. Бекетов.

Приглашение крымским парламентариям

С приветственным словом к участникам обратился глава Республики Адыгея А.К. Тхакушинов. Он отметил, что деятельность Южно-Российской парламентской ассоциации имеет исключительное значение для всего Юга России. Ассоциация вносит весомый вклад в совершенствование законодательства всех регионов Южного федерального округа.

На правах хозяина со вступительным словом обратился председатель ЮРПА, председатель Госсовета – Хасэ Республики Адыгея В.И. Нарожный.

– Наши регионы отличаются друг от друга, имеют своеобразие, но мы являемся частью общей державы. Поэтому успехи округа – это успехи всей России. По большому счету, не важно, кто является автором той или иной инициативы. Главное, что они работают на благо регионов, – сказал В.И. Нарожный.

Повестка дня конференции была чрезвычайно насыщенной – больше сорока вопросов. Два из них председатель ассоциации выделил особо. Первый касается повышения эффективности продвижения законодательных инициатив субъектов на федеральном уровне. Законодатели Юга России обращаются в обе палаты российского парламента с предложением о проведении регулярных совместных семинаров, совещаний с привлечением представителей парламентских ассоциаций, советов законодателей и руководителей региональных парламентов. Это будет способствовать повышению качества законодательных инициатив. Как сказал В.И. Нарожный, «сверить часы» будет полезно и регионалам, и федералам.

Еще один вопрос, и с него началось рассмотрение повестки дня, – приглашение присоединиться к работе в Южно-Российской парламентской ассоциации парламентам Крымского федерального округа. Оно будет направлено в Государственный Совет Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя. В нем говорится, что совместная работа парламентариев будет способствовать развитию правового государства, демократии, российского парламентаризма и федерализма, а также укреплению и развитию уважительного отношения к национальным интересам, сохранению этнической, культурной и языковой самобытности и традиций народов, проживающих в наших регионах.

Инициативы кубанских законодателей

Четверть вопросов повестки дня конференции были предложены кубанскими депутатами. Все инициативы и обращения были поддержаны коллегами из других субъектов. Семь из двенадцати вопросов, включенных в повестку дня по предложению депутатов Законодательного Собрания Кубани, касались различных аспектов жилищно-коммунальной политики. На конференции их представила заместитель председателя комитета ЮРПА по вопросам промышленного развития, заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства С.А. Хобленко.

Кубанские депутаты обобщили опыт реализации законодательства по вопросам капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и разработали предложения по его совершенствованию. Депутаты предлагают внести изменения в Жилищный кодекс РФ. Во-первых, дополнить статьей, которая будет регулировать порядок замены одного владельца специального счета другим. Во-вторых, краевые парламентарии считают целесообразным принимать решения по капремонту (способ формирования, размер взноса и пр.) простым большинством голосов от общего числа участников собрания собственников помещений, а не двумя третями, как сейчас. Третья инициатива касается судьбы так называемых «блочных домов», где квартиры под одной крышей, но у каждой свой выход на участок. Считать ли их многоквартирными? Кубанские депутаты предлагают наделить правом отвечать на этот вопрос субъекты Федерации.

Еще одна законодательная инициатива связана с ответственностью собственников за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Сейчас в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только для должностных и юридических лиц, которые отвечают за содержание дома. Предлагается установить штраф и для граждан – собственников помещений. По мнению депутатов ЗСК, штраф следует налагать и на тех собственников, которые уклоняются от установки приборов учета потребляемых ресурсов. Это еще одна инициатива. Сейчас для тех, кто не спешит устанавливать счетчики, применяются повышающие коэффициенты. С начала этого года – 1,1. К 2017 году он будет 1,6, но такое значение коэффициента и темпы роста пока не очень стимулируют граждан устанавливать приборы учета. Поэтому депутаты обращаются к председателю Правительства России Д.А. Медведеву с предложением увеличить размер повышающего коэффициента или дать такое право регионам. Второе обращение в адрес премьер-министра касается методики расчета тарифов на услуги водоснабжения. Недавно она была изменена, и теперь организации, оказывающие услуги водоснабжения, могут включать в тариф все неучтенные расходы и потери. Депутаты ЗСК считают, что это несправедливо по отношению к потребителям и просят главу правительства инициировать изменение методики, чтобы водоснабжающие организации не могли без достаточного обоснования включать в тариф потери.

Причиной появления еще одной законодательной инициативы наших парламентариев стала тревожная ситуация с племенным животноводством и производством элитных семян. Депутаты считают очень важным сохранить племенные и семеноводческие хозяйства. Для этого предлагается внести изменения в федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О племенном животноводстве» и «О семеноводстве». Суть изменений – перепрофилирование организаций по племенному животноводству и по производству элитных семян возможно только правовым актом правительства России. До принятия такого документа эти вопросы должны регулироваться законом субъекта.

Предложения наших соседей

Депутаты Волгоградской областной Думы на рассмотрение конференции представили свои законодательные инициативы, связанные с установлением ответственности за нарушение правил пользования маломерными судами. Нарушения самые разные – управление судном без документов, нарушение правил эксплуатации судов, правил плавания. Волгоградцы предлагают установить административную и уголовную ответственность судоводителей за эти нарушения, если в результате был причинен вред здоровью граждан.

Волгоградцы предложили коллегам по ЮФО поддержать их обращение к Правительству России, в котором они обращают внимание на проблемы, возникшие после того, как Минтранс обязал оборудовать некоторые категории автомобилей тахографами – приборами для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей. Купить и установить тахограф стоит около 50–60 тысяч рублей. Депутаты Волгоградской облдумы считают, что в таких приборах нет необходимости на автомобилях, которые работают на сельхозпредприятиях – у этого транспорта другие цели, а в период уборки урожая водители трудятся и больше восьми часов (такова продолжительность работы автомобиля, оборудованного тахографом). Нет необходимости устанавливать их и на школьные автобусы, которые и так уже оборудованы системой ГЛОНАСС.

Еще одно обращение к Правительству принято по инициативе депутатов Думы Астраханской области. Они обращают внимание на проблему обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство для многодетных семей, инженерными сетями. Свободных участков с сетями в муниципалитетах нет, как и денег на их обустройство. Поэтому законодатели просят Правительство рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета для строительства на условиях софинансирования инженерной инфраструктуры.

На конференции было принято несколько обращений от имени ЮРПА в адрес Государственной Думы. В одном из них южнороссийские парламентарии говорят о необходимости принятия федерального закона о патриотическом воспитании граждан страны. В другом обращении депутаты просят рассмотреть возможность корректировки федерального законодательства о легковом такси. Депутаты считают, что необходимо законодательно закрепить понятие диспетчерских служб и установить для них ответственность за передачу заказов водителям, у которых нет разрешения на перевозку пассажиров. Нуждаются в уточнении требования к автомобилям, которые используются в качестве такси. В частности, фонарь и знак такси не могут быть съемными или временными.

В обращении к руководителям обеих палат российского парламента В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкину говорится о необходимости совершенствования механизма реализации принимаемых федеральных законов. Случается, что законы приняты, но их невозможно исполнить, так как нет подзаконных актов, которые должны разработать федеральные органы исполнительной власти. Парламентарии просят председателей Совета Федерации и Государственной Думы в законах прописывать четкие сроки принятия подзаконных актов или до их принятия позволить действовать региональным нормативным правовым актам в этой сфере.

Итоги конференции

На конференции отметили активную и плодотворную деятельность в ЮРПА и большой вклад в развитие и укрепление межрегиональных и межпарламентских связей представителей нескольких парламентов. В числе тех, кто получил почетные грамоты ЮРПА, – председатель комитета ЗСК по физической культуре, спорту и делам молодежи, председатель Совета молодых законодателей при ЮРПА Д.В. Ламейкин, первый заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Д.М. Козаченко, начальник информационно-аналитического управления ЗСК Л.В. Зорина.

Председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов, отвечая на вопросы журналистов по итогам конференции, отметил, что ассоциация выполняет задачи, которые ставились перед ней при создании. Кроме того, межпарламентское сотрудничество в рамках ассоциации принимает новые формы. В частности, руководители парламентов договорились о том, что по наиболее злободневным вопросам будут готовить совместные письма в адрес федеральных органов. Один из первых вопросов, на который обратят внимание главы парламентов, связан с импортозамещением. Будет подготовлено письмо в Правительство России о необходимости разработки федеральной программы, где должны быть указаны объемы производства того или иного вида продовольствия для каждого субъекта федерации. Кроме того, главы законодательных органов ЮФО изучат вопрос изменения форм поддержки сельхозтоваропроизводителей. Нужно переходить от субсидий к бюджетным кредитам, считают парламентарии.

В завершении конференции Республика Адыгея передала свои полномочия по председательству в Южно-Российской парламентской ассоциации Республике Калмыкия. Председатель Госсовета – Хасэ Республики Адыгея В.И. Нарожный вручил флаг ЮРПА главе Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия А.В. Козачко. Следующая конференция ассоциации пройдет осенью в Калмыкии.


строкой постановления

Правосудие – в достойных условиях

На 35-й сессии Законодательного Собрания края было принято постановление «О реализации Закона Краснодарского края «О мировых судьях Краснодарского края». Этот документ стал результатом большой работы, проведенной кубанским парламентом совместно с Краснодарским краевым судом и краевым Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Об этой работе мы попросили рассказать заместителя председателя ЗСК, председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан П.М. Курдюка.

– В мае 2015 года исполнилось ровно 15 лет с момента создания института мировых судей в Краснодарском крае.

Следует сказать, что это очень важный институт в системе правосудия, но кроме того, это еще и очень сложный и большой механизм. В крае образовано 270 судебных участков мировых судей.

На протяжении года мы выезжали в города и районы края и анализировали, как там размещаются судьи, их помощники и секретари, в каких условиях они отправляют правосудие. На первый взгляд может показаться, что это исключительно хозяйственный вопрос, но на самом деле от того, как и в каких условиях вершится правосудие именем Российской Федерации, зависит отношение граждан к правоохранительной системе, к государству в целом.

В соответствии с законом финансирование расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, включая денежное содержание их аппаратов, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Ежегодно на это выделяется порядка 400 млн рублей, в том числе 140 млн – на материально-техническое обеспечение.

Органы местного самоуправления совместно с управлением Судебного департамента принимали меры, направленные на выделение помещений для размещения мировых судей и их аппаратов. По состоянию на начало мая текущего года 197 участков мировых судей размещены в помещениях, находящихся в муниципальной собственности. В основном, на основе договоров безвозмездного пользования и лишь 16 – на основе договоров аренды. Безвозмездно в зданиях федеральных судов общей юрисдикции размещаются 20 судебных участков, 2 – в помещениях краевого управления минюста, 51 – в помещениях, принадлежащих коммерческим организациям.

В 9 муниципалитетах (Армавире, Новороссийске, Красноармейском, Крыловском, Лабинском, Павловском, Староминском, Тбилисском и Тихорецком районах) судебные участки обеспечены обустроенными помещениями достаточной площади, где имеются и залы судебных заседаний, и помещения для архивов и охраны, и прочие необходимые для осуществления правосудия условия.

Вместе с тем в ходе проверки выяснилось, что в большей части муниципальных образований края не в полной степени реализованы требования по созданию надлежащих условий для эффективной работы. Почти 60 процентов всех судебных участков мировых судей расположены в малоприспособленных и ветхих помещениях малой площади. Там мировые судьи вместе с аппаратами, как правило, ютятся в одном–двух тесных кабинетах общей площадью 35–65 метров. Особенно сложно судам работать при рассмотрении уголовных дел, когда в кабинете судьи порой находятся 8–10 участников процесса, в том числе подсудимый, содержащийся под стражей. Отсутствуют зал судебных заседаний, совещательные комнаты, помещения для конвоя и подсудимых, архивов и охраны.

В некоторых муниципалитетах помещения не только не отвечают инженерно-техническим нормативам, но и требуют безотлагательного текущего и капитального ремонта.

Причинами такой ситуации являются несколько факторов. Во-первых, слишком большие суммы на материально-техническое обеспечение уходят на оплату аренды помещений. Во-вторых, небольшой штат службы в управлении Судебного департамента, занимающейся материально-техническим обеспечением, низкие зарплаты и большая текучесть ее кадров не позволяют охватить весь объем работы.

Но это проблемы, которых хватает везде и всегда. Главное, что ситуация не стоит на месте, а есть перемены к лучшему. Так, с января этого года органы местного самоуправления Сочи, Абинского, Новопокровского, Кущевского, Кореновского, Новокубанского, Брюховецкого районов уже передали либо приняли решение о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности для размещения судебных участков общей площадью свыше 1 тысячи квадратных метров. Кроме того, мы получили заверения глав Анапы, Геленджика, Белоглинского, Приморско-Ахтарского, Северского, Тимашевского, Туапсинского и Усть-Лабинского районов в том, что они в этом году выделят в безвозмездное пользование муниципальные помещения, отвечающие нормативам и доступные для населения.

На 35-й сессии ЗСК мы с депутатами рассмотрели эту ситуацию и приняли постановление, где, конечно, отметили положительную работу в одних муниципальных образованиях, недостаточную – в других. Высказали ряд рекомендаций. В частности, наш профильный комитет по бюджету вместе с Минфином и управлением Судебного департамента рассмотрит вопрос о возможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, в том числе на ремонт помещений, оплату аренды, охрану и противопожарную безопасность.

Министерству ГО, ЧС и региональной безопасности края совместно с Минфином и управлением Судебного департамента мы предложили разработать проект госпрограммы, направленной на поэтапное укрепление материально-технического обеспечения мировых судей и их аппаратов, разработать типовые нормативы такого обеспечения, единые нормативы площадей соответствующих помещений, порядок их предоставления.

Муниципальным властям мы рекомендовали рассмотреть возможность выделения муниципальных помещений для судебных участков, а в уже выделенных помещениях провести текущий и капитальный ремонт.

Необходимые предложения по улучшению обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов мы направили и управлению Судебного департамента.

Важно, что имеющиеся сложности постепенно преодолеваются, и думаю, что наших мировых судей мы в скором времени надлежащими помещениями полностью обеспечим. Так что правосудие именем Российской Федерации в Краснодарском крае будет вершиться в достойных условиях.

в зоне особого внимания

Новый защитник прав детей

На очередной июньской сессии Законодательного Собрания депутаты тайным голосованием избрали Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае. Им стала Т.Ф. Ковалёва, которая прежде работала первым заместителем министра социального развития и семейной политики Краснодарского края, а впоследствии – заместителем Уполномоченного по правам ребенка.

Также на пленарном заседании был утвержден доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае о деятельности за 2014 год. С этим документом все желающие могли познакомиться еще до вынесения на сессию, текст доклада был размещен в сети Интернет. В Законодательном Собрании состоялись парламентские слушания по докладу. Их провел заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В.В. Чернявский. В слушаниях приняли участие депутаты ЗСК, представители судебных и правоохранительных органов, краевых министерств и ведомств, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае, члены экспертно-консультативных советов при комитетах ЗСК, уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях, молодые депутаты, представители общественности и средств массовой информации.

На слушаниях доклад представила начальник организационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного Н.Г. Кубраченко. Она отметила, что в крае наблюдаются позитивные тенденции – отмечается рост рождаемости, сокращается число детей-сирот и детей без попечения родителей. Но подчеркнула, что в докладе сделан акцент на проблемах, над которыми еще предстоит работать. В нем содержится анализ обращений, поступающих к Уполномоченному. Такие обращения – это индикатор процессов, протекающих в обществе. В прошлом году было много обращений, касающихся проблем, которые возникают у беженцев из зоны конфликта в Украине. Достаточно много обращений связано с вопросами обеспеченности детей местами в детских дошкольных учреждениях. В докладе содержится информация о различных направлениях работы Уполномоченного.

Участники слушаний задали вопросы как по содержанию самого доклада, так и в целом по работе Уполномоченного. Первый заместитель председателя ЗСК И.М. Петренко обратил внимание на недостаточное участие Уполномоченного в реализации краевого «детского» закона. Его поддержал В.В. Чернявский, который отметил, что «детский» закон в первую очередь призван повысить ответственность родителей за воспитание, обратить внимание на вопросы занятости и безопасности детей.

– Суть закона не в том, чтобы поймать ребенка после 22 часов, а понять, почему он вышел на улицу, почему он не окружен заботой, – подчеркнул В.В. Чернявский.

Многие участники слушаний включились в обсуждение доклада. Председатель Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Л.И. Цей пригласила Уполномоченного к активному сотрудничеству с учительским профсоюзом. Предложения по доработке доклада высказал Уполномоченный по правам человека в крае С.В. Мышак. Он подчеркнул, что доклад информативен, в нем содержатся различные точки зрения на поднимаемые вопросы.

Итог обсуждению подвел В.В. Чернявский. Он сказал, что доклад стал конкретнее, в нем появилось много примеров. Информация представлена более наглядно в виде таблиц. В качестве пожеланий было высказано предложение, чтобы варианты решения проблем имели конкретного адресата.

Внимательно за ходом обсуждения следила Т.Ф. Ковалёва.

– Анализ доклада позволяет сделать вывод, что и сам институт Уполномоченного, и система взаимодействия с разными структурами действуют, позволяют получить результаты, которые будут востребованы, – сказала Татьяна Федоровна. В качестве направлений работы она отметила необходимость уходить от кабинетного стиля, рассматривать вопросы с выездом на место, с привлечением компетентных органов. Следует вводить новые формы работы, не отказываясь от того, что было прежде и хорошо себя зарекомендовало.


анонс события

Ярмарка народных умельцев

4 июля, с 10 часов, на Соборной площади краевого центра начнет свою работу третья выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла».

В ее открытии примут участие депутаты Законодательного Собрания края, представители краевых министерств и ведомств, более 200 лучших мастеров и ремесленников из разных муниципальных образований. Свои изделия представят мастера гончарного дела и лозоплетения, лоскутного шитья и художественной росписи, кузнецы, резчики по дереву, вышивальщицы, ткачихи, шорники и представители иных видов народного творчества.

Традиция ежегодной демонстрации кубанскими умельцами своих талантов на региональной выставочной площадке заложена краевыми парламентариями. Ярмарка учреждена в 2013 году Законодательным Собранием как одно из направлений государственной политики края по реализации принятого ранее краевого закона «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае». Благодаря этому на Кубани созданы условия для возрождения и сохранения местных традиций, обычаев и культурного наследия. Жители и гости края имеют уникальную возможность знакомиться с творчеством увлеченных кубанцев, посещать мастер-классы по исконно кубанским ремеслам, приобретать изделия ручной работы, сувениры с местной символикой, а народные умельцы могут на постоянной основе перенимать лучший опыт друг друга, развиваться, совершенствовать свое дело, стремиться к новым высотам в творчестве.

В программе мероприятий – концертные номера, выступления лучших самодеятельных коллективов Кубани. Торжественным финалом ярмарки станет награждение ее участников по основным номинациям.

Приглашаем всех желающих посетить выставку-ярмарку!


исполнение закона

Труд – это созидание и стабильность

Депутаты кубанского парламента не понаслышке знают, чем и как живут земляки. Бывая в избирательных округах на встречах с гражданами, законодатели не раз слышали вопросы по поводу трудоустройства. Поэтому по инициативе председателя Законодательного Собрания края В.А. Бекетова депутаты профильного комитета ЗСК вплотную занялись изучением исполнения федерального и краевого законодательства в этой сфере, выяснением того, что еще необходимо сделать для облегчения поиска места работы. Особенно всех интересовало, почему не могут «встретиться» всегда имеющиеся (по данным служб занятости) практически в каждом муниципалитете различные вакансии и люди, ищущие работу.

Базовым в этой сфере является федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», разработаны и действуют другие правовые нормативные документы, в том числе региональные, важнейшими из которых являются государственная программа края «Содействие занятости населения» и Закон «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае». Кстати, на прошедшей июньской сессии депутаты рассмотрели ход исполнения данного закона в 2014 году и приняли соответствующее постановление с конкретными рекомендациями по улучшению ситуации с трудоустройством определенных категорий граждан. Жизнь показала: есть люди, которые больше других испытывают сложности в поиске работы, и им необходима дополнительная помощь государства в виде конкретных квот. Речь идет, в первую очередь, об инвалидах, лицах, освободившихся из мест лишения свободы, многодетных матерях и молодых людях, впервые ищущих работу.

В комитете по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями под руководством Т.П. Хлоповой на заседании подвели определенные итоги работы по изучению ситуации вообще на рынке труда Кубани. Определили ряд первостепенных мер по содействию трудоустройству безработных граждан, состоящих на учете в краевых органах труда и занятости населения. В работе заседания приняли участие депутаты комитета, члены экспертно-консультативного совета при комитете, представители госинспекции труда и краевого департамента труда и занятости населения.

Татьяна Павловна подробно рассказала о том, как проходили выездные мероприятия и к каким выводам пришли их участники. Комитет совместно с краевым департаментом труда и занятости населения согласно разработанному графику выездов в прошлом и текущем годах побывал в Кавказском, Тбилисском, Тихорецком, Тимашевском, Щербиновском, Гулькевичском и Калининском районах, в городе-герое Новороссийске. В выездах также участвовали члены Совета молодых депутатов профильного комитета и руководители центров занятости населения почти 30 городских округов и муниципальных районов края.

В работе выездных заседаний, помимо депутатов комитета, принимали участие члены экспертно-консультативного совета при комитете, актив и депутаты профильного комитета Совета молодых депутатов Кубани, руководство краевого департамента труда и занятости населения и центров занятости, главы администраций муниципальных образований и председатели районных Советов депутатов, главы сельских и внутригородских поселений муниципалитетов.

Участники выездов в городах и районах посещали центры занятости населения, знакомились с их деятельностью, общались как с посетителями, так и специалистами. Отдельно изучали материалы и порядок ведения личных дел безработных граждан и граждан, ищущих работу, перечень предложенных им услуг, соблюдение требований законодательства. Было отмечено, что в центрах занятости они соблюдаются: должным образом оформляются информационные залы, специалисты предлагают безработным возможные варианты трудоустройства, заявленные работодателями, а также профобучение, рассказывают об организации самозанятости, общественных и временных работах, занимаются профилактикой получения пособия по безработице обманным путем.

Самое важное, что во время этих выездов непосредственно на рабочих местах происходили встречи с руководителями и работниками предприятий и организаций, получившими направления в центрах занятости. В частности, депутаты посетили ООО «Кубанские консервы» и ОАО «Тепличный комплекс «Прогресс» (Тимашевский район), ОАО «Племзавод «Дружба» (Калининский район), СПК (колхоз) «Знамя Ленина» (Щербиновский район), ИП Спигин А.В. (Гулькевичский район), ООО «Дом Здоровья» (Щербиновский район), ООО «Пульс» (Гулькевичский район), ЗАО «Птицефабрика Новороссийск».

Показательным и положительным примером того, как один человек, активно ищущий работу, инициативный и предприимчивый, может помочь не только себе, но и создать рабочие места для других, стало начинание индивидуального предпринимателя А.В. Спигина из Гулькевичского района. Александр Валентинович, обратившись в центр занятости, при помощи механизмов, предложенных государством, организовал свое дело. Он создал собственный сервис по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и еще начал торговать автозапчастями. На организацию деятельности ему была выплачена единовременная финансовая помощь в размере 58800 рублей. Уже спустя два месяца индивидуальный предприниматель принял на работу продавца по направлению центра занятости. На организацию этого рабочего места дополнительно получил еще 58800 рублей. В настоящее время численность работников ИП Спигин А.В. составляет 5 человек. Этот малый бизнес успешно развивается уже почти три года.

Яркой иллюстрацией добросовестного отношения к исполнению требований законодательства о квотировании рабочих мест и социальной ответственности бизнеса стала деятельность ЗАО «Птицефабрика Новороссийск» в ст. Натухаевской. Среднесписочная численность работников на предприятии составила 294 человека. Поэтому была установлена квота для приема на работу лиц, испытывающих трудности в ее поиске, в количестве шести человек, фактически работают – девять (освободившиеся из мест лишения свободы). Установленная квота для инвалидов – три человека, фактически работают – десять.

При посещении предприятий депутаты общались с руководителями и работниками, обсуждали перспективы развития организаций, создания и сохранения рабочих мест, условия работы и размер оплаты труда. Как показала практика, работодателям и службам занятости необходимо более тесное взаимодействие. Кадровым службам предприятий нужно оперативно сообщать о высвобождающихся и вакантных рабочих местах, причем четко определяя, какой специальности и профиля деятельность, а службам занятости оперативно реагировать на эту информацию.

После таких встреч в администрациях муниципальных образований состоялись «круглые столы», где участники выездных заседаний рассматривали ситуацию на рынке труда муниципалитета, обсуждали механизмы взаимодействия всех заинтересованных сторон для более продуктивной реализации мер по содействию трудоустройству безработных граждан, искали пути решения вопросов, возникающих в ходе обсуждения.

Вообще, по словам Т.П. Хлоповой, после предметного изучения состояния дел на местах, эта важнейшая, многогранная социально значимая проблема высветила множество аспектов как экономического, так и гуманитарного характера. По результатам проведения совместных выездных мероприятий участники итогового заседания сделали определенные выводы и рекомендации.

Рефреном на заседании звучало, что ситуация на рынке труда – это зеркало экономики. Поэтому она находится всегда в движении, показатели по безработице каждый год и каждый месяц разные. На них влияют различные факторы: от положения дел в мировой экономике и региональной специфики до сезонности. Руководитель краевого департамента труда и занятости населения И.В. Мелких привел следующие цифры: по состоянию на 1 апреля нынешнего года официальный статус безработного в крае имели более 20 тысяч человек, все они получали и получают пособия из бюджетных средств. И в то же время на указанную дату предприятия и организации Кубани заявили свыше 38 тысячи вакансий.

На заседании подробно останавливались на причинах, почему так происходит. Анализ показывает, что основными причинами незанятости граждан края являются: несоответствие спроса и предложения на рынке труда по профессионально–квалификационному и территориальному признакам. Речь идет о том, что почти 70 процентов имеющихся вакансий – это рабочие специальности, а среди ищущих работу таких меньшинство (дипломированного, но безработного экономиста никто не имеет права заставить занять вакансию дворника). Также, как правило, вакансий больше в крупных населенных пунктах, а безработных – в сельской местности. Предлагаемый работодателем низкий уровень оплаты труда (в пределах прожиточного минимума – девять–десять тысяч рублей) тоже не привлекает людей, а это по 36 процентам заявленных вакансий. Еще тормозит дело проблема транспортной доступности, бывает, что в некоторых населенных пунктах вообще нет практически никаких вакансий, но они есть в соседних, в которых не развито транспортное сообщение. По статистике, «малопривлекательными» для работодателей также являются инвалиды, одинокие и многодетные родители, женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет, лица предпенсионного и пенсионного возраста и другие.

Все участники заседания сошлись во мнении, что пути решения названных проблем отражены в государственных программах министерств и ведомств края и должны выполняться с учетом необходимости комплексного развития территорий. Следует реализовывать инвестиционные проекты, внедрять новые технологии, в том числе по импортозамещению, поддерживать предпринимательскую инициативу граждан, создавать новые рабочие места и т.д. Одновременно необходимо развивать учреждения среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров, лицензировать программы дополнительного профессионального образования. Важно расширять сеть общественного транспорта для обеспечения транспортной доступности имеющихся рабочих мест.

Помимо этого, депутаты обратили внимание на необходимость изживать в обществе иждивенческие настроения по принципу: «У меня диплом о высшем образовании, поэтому лучше буду получать пособие по безработице, чем займу рабочую вакансию»… Здесь на первый план вышла тема просвещения людей и воспитания в обществе уважительного отношения к человеку труда, пропаганда того, что, приходя в центры занятости, главной целью должен быть поиск работы, а не получение пособия по безработице.

В заключении обстоятельного обсуждения Т.П. Хлопова подчеркнула, что ситуация на рынке труда стабильна и под контролем соответствующих служб. Это депутаты увидели на местах. У многих глав муниципальных образований она в числе наиболее приоритетных, а это вселяет надежду на то, что ситуация будет улучшаться. Самое главное, что отметили все депутаты, принимавшие участие в изучении вопросов занятости населения, то, что необходим индивидуальный подход к каждому ищущему работу.

Были разработаны и приняты рекомендации всем заинтересованным государственным и муниципальным службам и ведомствам по повышению эффективности предлагаемой и гарантированной государством помощи кубанцам в поиске работы и применению для этого всех механизмов, предоставленных законодательством. В то же время здесь увидели точки приложения сил и для профсоюзов (не должны быть такие зарплаты, из-за которых люди не хотят занимать имеющиеся вакансии), представителей общественных организаций инвалидов (нужно разъяснять людям с ограниченными возможностями здоровья, что обращение в центры занятости – это реальный шанс найти специально оборудованное рабочее место), а также для объединений работодателей и других общественных организаций (ведь все руководители предприятий и организаций заинтересованы в качественном подборе персонала, стабильной и успешной деятельности компании, а для этого стоит заключать коллективные договоры и следовать им).

Депутаты Законодательного Собрания края в свою очередь всегда открыты для обсуждения любых злободневных проблем, готовы к диалогу и принятию необходимых законодательных решений.