28 Апреля 2015

В Законодательном собрании. Выпуск № 17, 2015

сессия

Стратегические решения с расчетом на будущее

21 октября состоялась очередная 41-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Ее провел руководитель кубанского парламента В.А. Бекетов. В работе пленарного заседания принял участие глава администрации (губернатор) края В.И. Кондратьев. В повестке дня было более 50 вопросов.

Первым вопросом, рассмотренным на сессии, стало утверждение новой структуры администрации Краснодарского края, которую представил В.И. Кондратьев. Также он озвучил имена своих новых заместителей, которые будут курировать важнейшие направления работы исполнительной власти. Как пояснил Вениамин Иванович, цель изменений – сделать власть более работоспособной и прозрачной. Председатель ЗСК В.А. Бекетов отметил, что на протяжении многих лет законодательная и исполнительная власти края работали в тесном сотрудничестве, всестороннее взаимодействие продолжится и в дальнейшем в интересах жителей Кубани.

На пленарном заседании было уделено внимание и внутрипарламентским кадровым перестановкам. Комитет ЗСК по вопросам здравоохранения возглавила Е.В. Капцова, ранее занимавшая должность заместителя председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма. Изменения произошли и в составе комитета ЗСК по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства – депутатские полномочия заместителя председателя комитета Ю.П. Копачева прекращены в соответствии с п. «в» ст. 6 Закона Краснодарского края от 24 апреля 1995 года № 4-КЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края».

Основа благополучия Кубани

Создание единой системы документов стратегического планирования – ключевая задача обеспечения национальной безопасности страны и регионов. С целью ее выполнения был разработан проект закона «О стратегическом и индикативном планировании в Краснодарском крае».

Он утверждает систему документов стратегического планирования, которая состоит из ряда важных программ, увязанных между собой по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей. Например, появится стратегия социально-экономического развития края на срок до 12 лет и план мероприятий по ее реализации. На основе стратегии будут созданы государственные программы и региональная схема территориального планирования. Также будут разработаны прогнозы социально-экономического развития на долго- и среднесрочный периоды и бюджетный прогноз. Аналогичная система документов стратегического планирования должна появиться у муниципалитетов.

Кроме того, депутаты ЗСК включили в законопроект положение об индикативном планировании как системе перспективных задач социально-экономического развития Краснодарского края, что ранее регламентировалось отдельным законом. Таким образом, при разработке всех документов, мы получим подробную карту развития как в целом экономики Кубани, так и ее отдельных территорий на срок от 1 года до 12 лет.

Председатель краевого парламента В.А. Бекетов отметил важность принимаемого закона, подчеркнув, что на Кубани уже есть положительный опыт разработки и принятия индикативных планов. Однако необходимо усилить контроль и ответственность руководителей за исполнением намеченного, а также больше внимания уделять информированию населения края о том, чего удалось добиться и что еще нужно осуществить в экономическом секторе. Ведь конечная цель данной деятельности – улучшение качества жизни жителей Кубани.

Зеленые зоны – под защиту

Одно из центральных мест на сессии занял вопрос о состоянии зеленых зон в отдельных муниципальных образованиях края.

Сокращение садово-парковых территорий – большая проблема для многих городов и районов Кубани. Отстаивая право жителей на благоприятную окружающую среду, депутаты выступили с инициативой ужесточить контроль в данной сфере. В мае этого года они приняли соответствующее постановление, создали рабочие комиссии, которые с выездом на места внимательно изучили нормативно-правовую базу, проанализировали правомерность действий органов местного самоуправления и всех ответственных структур. Результаты проверки включены в проект постановления ЗСК и стали предметом обсуждения на сессии.

В ходе работы члены комиссий столкнулись с целым рядом нарушений градостроительной деятельности, правил землепользования и застройки. Как отметил выступивший руководитель департамента по архитектуре и градостроительству края Ю.В. Рысин, во многих муниципалитетах новые земельные участки беспрепятственно формируются в границах парков, скверов и используются под застройку или торговлю. По словам председателя ЗСК В.А. Бекетова, нарушения генпланов стали системой, а ведь это – основополагающие документы в развитии территорий, которые созданы для исполнения. С таким негосударственным подходом мириться нельзя. Люди ждут от власти решительных действий. Губернатор Кубани В.И. Кондратьев поддержал депутатов в их стремлении досконально разобраться в проблеме и предложил вернуться к теме, чтобы навести порядок в этих вопросах.

Выявленные в муниципалитетах нарушения и недостатки обобщены в приложениях к постановлению на 330 страницах. Депутаты рекомендовали муниципальным властям обсудить принятое постановление ЗСК на сессиях представительных органов. По предложению профильного комитета этот документ будет направлен в прокуратуру. С приложениями 1 и 2 постановления можно ознакомиться на сайте: www.kubzsk.ru в разделе «Правотворчество».

Патриотическое воспитание

Депутаты рассмотрели несколько контрольных вопросов о ходе выполнения ранее принятых законов и постановлений.

В их числе изучение реализации Закона «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае», конкретно в городе-герое Новороссийске и городах воинской славы Туапсе и Анапе в связи с празднованием 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

В соответствии с утвержденными планами в вышеназванных муниципальных образованиях в 2014 и 2015 годах было проведено около 6350 различных мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения с участием более 1 миллиона человек. В этих муниципалитетах проходили различные военно-патриотические молодежные акции, перезахоронение останков воинов Великой Отечественной войны, автопробеги, единые уроки Победы, митинги, фестивали памяти, встречи с ветеранами и многое другое.

Вся работа направлена на популяризацию знаний об истории России, Кубани и родного города, о его героических защитниках и гражданах, внесших вклад в общее дело Победы и восстановление разрушенного войной социально-производственного комплекса городов и поселков.

Депутаты в принятом постановлении признали деятельность в этих трех городах по реализации краевого закона удовлетворительной и рекомендовали продолжить ее, усовершенствовав, привлекая к различным мероприятиям еще больше молодежи.

Парламентские конкурсы

На сессии наградили победителей детского конкурса рисунков «Дети Кубани берегут энергию».

В этом году конкурс отмечает юбилей – он проводится Законодательным Собранием и администрацией края уже на протяжении 10 лет. Основная задача конкурса – воспитание в детях бережного отношения к энергии и окружающей среде и развитие их творческого потенциала. В этом году на рассмотрение комиссии поступило более 600 работ со всей Кубани. Лучшие определялись в трех возрастных категориях – 7-9 лет, 10-13 и 14-17 лет. Победителями в них соответственно стали Алиса Братко (Славянск-на-Кубани), Ольга Бабакова и Марина Ратова (Краснодар). Из рук председателя ЗСК В.А. Бекетова и губернатора Кубани В.И. Кондратьева юные художницы получили благодарственные письма, дипломы и графические планшеты. В рамках конкурса также была номинация «Самая активная школа» – ее определили по количеству присланных творческих работ. Победителем стала гимназия Белореченска, от учеников которой поступило 36 рисунков.

Также депутаты приняли постановление «Об итогах краевого конкурса «Призвание» на звание «Лучший участковый уполномоченный полиции в Краснодарском крае» в 2014 году. Депутаты, работая в своих округах, не раз уточняли у жителей, насколько необходим подобный конкурс. В ответ люди признаются, что неизменно испытывают чувство гордости за своих участковых, несущих стражу на машинах с надписью «Победитель краевого конкурса «Призвание». Именно такие автомобили получают финалисты конкурса. В этом году в краевом парламенте ими наградят еще шестерых отличившихся стражей порядка.

Фото С. Андреева.

подготовка кадров

Разговор с будущими профессионалами

В Законодательном Собрании состоялась встреча председателя кубанского парламента В.А. Бекетова со студентами факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, которые обучаются по направлению «Государственное и муниципальное управление». Встречи с будущими управленцами стали традиционными для краевых законодателей. На этот раз в большом зале Законодательного Собрания собрались студенты разных курсов.

«Коллеги» – с такого обращения председатель кубанского парламента начал разговор и подчеркнул, что будет говорить со студентами как с профессионалами, которые осознанно выбрали работу управленца. Это не было классической лекцией, ни по форме – студенты задавали вопросы, высказывали свои идеи, ни по продолжительности – общение длилось гораздо дольше обычной академической пары.

– Когда был принят 131-й закон… Не спрашиваю, знаете ли вы, что это за закон, уверен, что знаете, – еще не раз в ходе общения Владимир Андреевич подчеркнул, что говорит не просто со студентами, а с людьми знающими.

Рассказал председатель ЗСК о становлении местного самоуправления на Кубани, развитии экономики края на основании индикативных планов, создании Совета молодых депутатов и организации практики для студентов-управленцев. В своем выступлении он остановился на самых главных вопросах, которые приходилось решать краевому парламенту за его более чем двадцатилетнюю историю. Значительная веха в деятельности Законодательного Собрания нескольких созывов – создание нормативной базы по развитию личных подсобных хозяйств. Но недостаточно просто принять закон, его положения, идею, замысел нужно донести до людей.

– Чтобы закон начал работать, люди должны его знать, – отметил В.А. Бекетов. – Принимая любой закон, нужно делать так, чтобы он был доведен до сознания людей.

Это сложная и долговременная работа. Так было не только с развитием ЛПХ, но и со становлением местного самоуправления. Сегодня по этим направлениям Кубань добилась успехов, но начиналось все очень непросто. Об этом и рассказал руководитель кубанского парламента. Он подчеркнул, что будет говорить не столько о достижениях края, сколько о вопросах, которые еще предстоит решать.

– Когда получите диплом, вам тоже нужно будет этим заниматься, – подчеркнул В.А. Бекетов. – Вы должны разбираться во всех сферах, понимать, в каком направлении двигаться. Но знать все тонкости того или иного дела невозможно, поэтому рядом нужны люди знающие и понимающие.

В числе вопросов, которые предстоит решать, увеличение производства животноводческой продукции, возрождение отечественного семеноводства, трудоустройство, обеспечение доступности жилья.

Говорил председатель ЗСК и о вопросах большой политики, о ситуации на Украине и Ближнем Востоке, положении России на международной арене. Он подчеркнул, что для управленца любого уровня очень важно сохранять мир и спокойствие на своей территории, хранить межнациональное и межконфессиональное согласие. Именно с этих позиций и нужно оценивать работу управленца.

– Если удалось все сохранить, можешь себе поставить три балла, если хочешь получить оценку выше, значит, нужно прирастить,– сказал В.А. Бекетов. – Если отступил, на положительную оценку рассчитывать не можешь.

Впрочем, в жизни люди будут оценивать не по пятибалльной системе, помнить об этом нужно уже в начале карьеры.

– Когда вы, закончив свою начальствующую работу, будете проходить по улице, важно, чтобы люди от вас не шарахались, – напутствовал Владимир Андреевич, – чтобы, присев на лавочку, не оказались в одиночестве, а нашелся человек, который захотел бы присесть рядом и сказать доброе слово.

Студенты задали главе кубанского парламента самые разные вопросы. Спрашивали о том, почему на нашу страну оказывается международное давление, почему растут цены. Интересовались мнением о возрождении студенческих строительных отрядов и проведении фестивалей национальных культур. Председатель ЗСК сказал, что готов поддержать любые рациональные предложения, и поделился идеей, которая родилась в результате общения законодателей с представителями национальных диаспор.

– В крае неплохо развит спорт, мы хотим предложить диаспорам выставлять свои призы на соревнованиях, и чтобы спортивному состязанию предшествовали национальные фестивали, – рассказал о замысле Владимир Андреевич. – Когда говорю, что мы должны жить в мире и согласии, это не простые слова. Мы должны понимать, что ни один раздор не может привести к хорошему результату.

Спрашивали студенты и о том, как глава кубанского парламента достиг нынешнего уровня во власти.

– Жизненный путь, как и карьерный рост, никогда не бывает простым, но никогда не стремился занимать какие-то руководящие должности, – ответил В.А. Бекетов и рассказал об основных этапах своего сорокалетнего управленческого пути от секретаря комсомольской организации в колхозе до руководителя регионального парламента.

Студентам было интересно узнать о том, как решаются вопросы импортозамещения, как семья главы парламента относится к его занятости на работе. Интересовались будущие управленцы и тем, какая у главы краевого парламента мечта.

– Хочу, чтобы Краснодарский край был процветающим, – ответил председатель ЗСК. – Добиться этого можно через труд. Людей, которые хотят и могут трудиться, надо поддерживать. Помогать им советом, создавать условия, чтобы каждый работал. Через это будет расти уровень жизни, увеличиваться заработок. Мечта одна – процветающий край и жители, довольные своей судьбой.

Студенты поблагодарили председателя ЗСК В.А. Бекетова за интересный разговор, а глава парламента отметил взвешенные, продуманные вопросы студентов и высказал пожелание своим будущим коллегам.

– Ваши вопросы подчеркивают, что жизнь вы понимаете, – отметил В.А. Бекетов. – Необходимо, чтобы вы осознали: вы выбрали профессию, которая позволяет влиять на эти процессы и делать жизнь для людей комфортной. Я увидел у вас заинтересованность, убежден, вы будете хорошими специалистами.

образовательный форум

Наш вектор – больше практики

Депутаты краевого парламента во главе с первым заместителем председателя ЗСК И.М. Петренко приняли участие в работе XIV краевого образовательного форума «Создай себя сам», который прошел в Краснодаре.

Форум собрал ведущие высшие и среднеспециальные учебные заведения, учреждения начального профессионального образования и даже некоторые общеобразовательные школы. На площадках форума они представляли свои лучшие достижения, демонстрировали тренажеры и технику, применяемую в обучении студентов, технологии производства, проводили профессиональные конкурсы.

Депутатов ЗСК в первую очередь интересовали экспозиции колледжей и профессиональных училищ, выпускающих специалистов рабочих профессий, поэтому сначала они подошли к площадкам Славянского электротехнического техникума, где ознакомились с учебной сельскохозяйственной и дорожной техникой, на которой оттачивают свое мастерство его студенты. Следует сказать, что ребята в грязь лицом не ударили и продемонстрировали, что умеют управлять тракторами и грейдерами на пять с плюсом.

Знаниями блеснули студенты Брюховецкого аграрного и Каневского аграрно-технологического колледжей, Темрюкского профессионального училища.

Примечательно, что практически вся эта учебная техника приобретена для ресурсных центров за счет средств краевого бюджета. Для краевых властей принципиально важно было поставить в учебные заведения именно самые современные образцы, уже сегодня использующиеся в передовых хозяйствах края, чтобы подготовленные специалисты были востребованы экономикой, и их не приходилось переучивать. Эту задачу во многом удалось решить.

Но сегодня депутаты ЗСК в диалоге с директорами колледжей и профессиональных училищ, руководителями сельхозпредприятий думают о дальнейших шагах. В частности, был поднят вопрос о необходимости перекрестных стажировок студентов разных учебных заведений в целях изучения нюансов работы на технике разных производителей, более глубокого изучения возможностей, которые открывают перед механизатором, оператором комбайна использование навигационных систем.

Внимательно осмотрели депутаты и экспозиции главных вузов края: технологического, аграрного, классического, медицинского университетов, которые представили высокотехнологичное учебное оборудование, свои наукоемкие разработки, многие из которых удивили гостей выставки.

Обошли депутаты и стенды профессиональных училищ края, выпускающих специалистов в области строительства, металло- и деревообработки, управления специализированным транспортом, автосервиса. В частности, интерес вызвали стенды Тихорецкого индустриального техникума, Краснодарского машиностроительного колледжа. Не совсем обычной для нашего края была презентация разработок в области робототехники Краснодарского колледжа электронного приборостроения и Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа. То, что умеют ребята, – программировать, создавать прототипы и детали по ним, – конечно, впечатляет, но законодатели рекомендовали больше внимания обращать на практическую применимость полученных знаний, налаживать более плотные связи с компаниями, чтобы студент и четко представлял потребности рынка, и мог лучше ориентироваться в вопросе выбора места будущей работы.

И в завершение удивили завтрашние работники общепита – студенты Краснодарского торгово-экономического колледжа: они разработали новое антикризисное импортозамещающее блюдо – роллы из местных продуктов. Дегустаторы остались весьма довольны, отметив великолепный вкус и особый колорит кулинарного изобретения.

Творчество, выдумка, интерес к делу, стремление к совершенствованию мастерства – это те слова, которые лучше всего характеризуют атмосферу, царившую в выставочном павильоне, заполненном в этот день студентами.

Результатами выставки депутаты остались довольны. Они отметили, что за последние 5–10 лет ситуация в сфере начального и среднего профобразования существенно улучшилась и в плане насыщения учебных заведений достойной учебной техникой, и в плане методик обучения. Вектор дальнейшего движения – это практика, максимальная нацеленность на практическое применение знаний, навыков, разработок. Отдельное направление работы – это привлечение и к учебному процессу, и к подобным мероприятиям работодателей, которые бы могли осовременивать учебные курсы и способствовать внедрению в обучение большего числа прикладных дисциплин.

научно-практическая конференция

Энергию слов – в энергию дел

В Краснодаре по инициативе краевого департамента молодежной политики и при поддержке Законодательного Собрания состоялась региональная научно-практическая конференция «Патриотизм российской молодежи: традиции и современность». На мероприятие собрались более тысячи человек со всего края.

В работе конференции приняли участие заместитель председателя краевого парламента, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В.В. Чернявский, заместитель главы администрации (губернатора) края А.А. Минькова, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи С.В. Чуев, а также ветераны, депутаты, специалисты по работе с молодежью из сельских поселений и городских округов края, представители духовенства, научного сообщества и ряда общественных организаций, студенчество.

Основная цель конференции – совместно выработать главные направления в работе по патриотическому воспитанию молодежи.

– Сегодня мы все вместе должны осознать, что нам нужны не просто общие слова о патриотизме, а конкретные дела. Также необходимо расширять и представление о том, что такое на самом деле патриотизм. Это не только готовность по первому призыву защищать Родину, хотя это первоочередное и крайне важное дело, но и умение на бытовом уровне уважительно относиться к своей стране, начиная со своей семьи, соседей, дома и улицы – патриотизм начинается с этого, – сказала А.А. Минькова.

На пленарной сессии конференции прозвучали доклады, рассматривающие разные аспекты патриотической работы, были приведены исторические примеры. О том, что делается в этом направлении законодателями, рассказал В.В. Чернявский. Он отметил, что на федеральном и краевом уровнях сегодня приняты подробные концепции патриотического воспитания, в Краснодарском крае действует закон о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, ряд целевых госпрограмм края помогает реализовывать эту работу.

– Хотелось бы, чтобы на этой конференции прозвучали новые идеи и инициативы относительно того, как в современных условиях выстраивать патриотическую работу. В крае многое сделано в данном направлении, и мы видим положительные результаты. Примером можно считать отношение кубанской молодежи к службе в армии, – сегодня ребята считают это своим почетным долгом, – отметил В.В. Чернявский.

После пленарной сессии работа конференции продолжилась в тематических секциях, в рамках которых прошли дискуссии по конкретным направлениям патриотического воспитания. Активное участие в них приняли депутаты кубанского парламента: В.В. Чернявский, А.В. Булдин, В.П. Громов, А.В. Гусак, Н.Г. Денисов, А.С. Сигидин, Е.Д. Шендрик.

Роль кино в сохранении исторической правды

Участники одной из тематических секций перед началом разговора посмотрели документальный фильм «Битва за Новороссийск» из цикла «Чистая победа». Перед собравшимися выступил автор фильма, краснодарский режиссер В.Г. Тимощенко. Присутствующие поделились впечатлением от фильма, говорили о роли современного российского художественного и документального кино в сохранении исторической правды, формировании гражданственности и патриотизма. Автор фильма показал сражение за Новороссийск через лица, через характеры людей, которые в ней принимали участие. В фильме сегодняшние боевые офицеры говорят о своем видении военной обстановки 1943 года под Новороссийском. В результате участники секции согласились с тем, что получился новый взгляд на события, которые стали обрастать мифами и легендами.

Заместитель председателя комитета ЗСК по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества В.П. Громов отметил, что вопросы патриотического воспитания определяют самосознание нашей молодежи. Читает нынешняя молодежь не очень много, но кино не может никого оставить равнодушным. Фильмы заставляют думать, вспоминать о вкладе родственников в победу, искать их фотографии, узнавать историю. Он пожелал молодежи смотреть фильмы, больше читать и размышлять.

Участники секции обсуждали и книгу В.Р. Мединского «Война. Мифы СССР. 1939–1945». Было высказано предложение, чтобы эта книга была в каждой школьной и районной библиотеке.

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…

«Истоки культурного наследия и ценности Кубани – как региональный фактор патриотического воспитания молодежи» – так была обозначена тема секции, в которой приняли участие депутаты краевого парламента А.В. Булдин и А.С. Сигидин. В дискуссии, состоявшейся в Литературной гостиной библиотеки им. А.С. Пушкина, также выступили студенты и преподаватели из разных городов и районов Кубани.

– Работу по патриотическому воспитанию молодежи необходимо выводить на новый уровень, от слов переходить к конкретным делам. Любовь к Родине должна быть деятельной, – сказал председатель комитета ЗСК А.В. Булдин, открывая работу секции.

Далее в докладах выступающих были рассмотрены примеры конкретной работы, направленной на воспитание патриотизма: школьные уроки, на которых детям рассказывают о традиционных кубанских ремеслах и показывают предметы из старинного казачьего обихода, туристические походы и экскурсии по памятным историческим местам края. Краснодарцы поделились опытом проведения экскурсий по городским улицам с рассказом об истории их переименования. Большое обсуждение вызвал вопрос о качестве работы кубанских этномузеев и о том, насколько достоверно они воспроизводят казачий быт. Участники секции сошлись во мнении, что богатейшее культурно-историческое наследие Кубани – это первооснова в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Воспитывать на исторических примерах

Что такое патриотизм? Дань моде или историческая необходимость? На эту тему рассуждали участники еще одной секции конференции. Разговор был направлен на формирование актуальной повестки у координаторов по работе с молодежью военно-патриотического направления муниципальных образований края.

Докладчики с сожалением констатировали, что у юных граждан зачастую отсутствуют понимание и твердая позиция в отношении патриотизма, в молодежной среде нередко происходят искажение этого термина и подмена понятий.

Присутствующие поддержали мысль о том, что воспитывать молодежь нужно на исторических примерах. Очень важен и личный пример окружающих. Не менее значимы духовно-нравственные ценности, отношение к этому в семье, дань традициям. Участвующий в дискуссии депутат ЗСК А.В. Гусак уверен: нельзя замыкаться только на классических формах воспитания, нужно активнее внедрять современные технологии, новые способы коммуникаций. Это поможет быстрее достучаться до юных сердец.

Собравшиеся пришли к выводу, что истинный патриотизм не подвержен веяниям моды. Это – потребность души, нравственный принцип, социальное чувство, способное не разъединять, а объединять народы. Он призван дать мощный импульс оздоровлению общества.

К патриотизму – с младых ногтей

В работе секции «Патриотическое воспитание как основная часть сис-темы государственной молодежной политики» принимали участие специалисты по работе с молодежью администраций городов и районов края, педагоги и учащиеся школ, колледжей, вузов, их профессорско-преподавательский состав. Подавляющее число докладчиков составляли школьники и студенты. На достаточно серьезном, взрослом уровне они обсуждали то, как грамотно выстроить патриотическое воспитание, рассказывали об опыте своих учебных заведений, исторических и патриотических клубов, школьных музеев, проводимых там мероприятиях.

Так, например, ученица школы № 2 ст. Каневской Анастасия Древаль рассказала о школьном музее и патриотическом клубе, студентка Сочинского торгово-технологического техникума Виктория Зорина – об историко-археологических экспедициях, а руководитель общественного объединения «Поиск» из Гулькевичей Элла Яковунник – о патриотической квест-игре, которую «Поиск» проводит по историческим местам, воспитывая в ребятах интерес одновременно и к военно-прикладным дисциплинам (картографии, навигации, ориентировании), и к истории.

Главным показателем результативности патриотической работы с молодежью педагоги считают стремление ребят к самоорганизации и в дальнейшем – самостоятельному проведению подобных игр, соревнований, поисковой и музейной работе. А с этим, как оказалось, в крае все в порядке. Многие из членов школьных патриотических клубов в последующем связывают свою жизнь с армией и достойно представляют своих земляков в тех частях, где проходят военную службу.

По итогам дискуссий авторы наиболее интересных докладов были приглашены на экскурсию в Краснодарское президентское кадетское училище его начальником Г.Ф. Барковским, а ведущий секции председатель комитета ЗСК Н.Г. Денисов предложил направить в краевое министерство образования и науки рекомендации о развитии практики создания именных школ и разработки Кодекса ученика-патриота.

Настоящие Герои рядом

Уникальная возможность встретиться с Героями Отечества, совершившими настоящий подвиг уже в наши дни, была у участников секции «Герои Отечества – пример патриотизма: от Александра Невского до наших дней». Вел ее Герой России, председатель комитета ЗСК по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Е.Д. Шендрик, получивший Золотую Звезду за успешное выполнение боевых задач по наведению конституционного порядка в кавказском регионе. Активно общался с приглашенной на конференцию молодежью и легендарный командир вертолетной эскадрильи, делавший практически невозможное в реальной боевой обстановке, кавалер трех орденов Мужества, Герой России С.В. Палагин.

Они сами стали наглядными примерами того, что во все времена есть место подвигу. О чем в своих докладах ярко и с большим энтузиазмом рассказывали кубанские школьники, чьи работы были отобраны для участия в финальной части региональной конференции. С большим интересом на секции слушали юных докладчиков. Кубанские школьники в своих рассказах знакомили с военной историей родного края, своих станиц и хуторов, своих семей, в которых были защитники Отечества. Ребята провели настоящую исследовательскую работу, собрали материал о своих героях-земляках, которого не найдешь в Интернете.

Также в работе секции участвовали руководители военно-патриотических клубов и организаций, говорившие о необходимости проведения обязательного ЕГЭ по истории и отечественной литературе. Много говорилось о том, что необходимо во всех образовательных учреждениях проводить встречи с ветеранами боевых действий и рассказывать молодежи, что настоящие Герои рядом, они среди нас, и это обычные люди, а не «сверхчеловеки», просто сделавшие в определенный момент свой нравственный выбор, готовые на самопожертвование ради спасения окружающих, своей страны. Конкретным предложением в итоговую резолюцию конференции от участников данной секции стало пожелание продолжить создание соответствующих фильмов телекомпанией «Звезда Кубани» с целью дальнейшей популяризации героического наследия России и Кубани как эффективного инструмента в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

***

Завершилась конференция пленарной сессией, на которой участники обсудили результаты работы секций и приняли итоговую резолюцию. Прощаясь с участниками мероприятия, В.В. Чернявский подчеркнул, что на встрече был намечен обширный план деятельности, высказано много хороших полезных идей и «теперь главное: переводить энергию слов – в энергию дел!»

профессиональное образование

Ресурсные центры. Что дальше?

Рабочая группа Законодательного Собрания посетила Лабинский аграрный техникум с целью изучения мер, направленных на совершенствование системы профессионального образования. Возглавлял ее заместитель председателя Законодательного Собрания – председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В.В. Чернявский. В состав рабочей группы кроме депутатов кубанского парламента входили представители двух краевых министерств – образования и науки, а также сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, эксперты, молодые депутаты, представители работодателей и органов местного самоуправления муниципального образования Лабинский район.

Лабинский аграрный техникум – это одно из старейших учебных заведений Кубани, в следующем году ему исполнится 85 лет. В 2011 году на базе техникума был создан ресурсный центр по подготовке специалистов и рабочих кадров для отрасли животноводства. Сегодня здесь готовят специалистов более чем по десяти специальностям как сельскохозяйственного профиля, так и связанных с компьютерным и бухгалтерским обеспечением агропредприятий. Перед рабочей группой стояла задача изучить опыт техникума, наработки коллектива по реализации идеи ресурсных центров. На примере техникума предстоит обобщить вопросы и проблемы, возникающие в ходе модернизации профессионального образования. Об этом в начале работы сказал В.В. Чернявский и напомнил участникам о пути, который проделали за последние годы учреждения среднего профессионального образования.

– Ситуация в профтехе десять лет назад и сегодня совершенно разная, – отметил Виктор Васильевич. – Мы разработали краевую нормативную базу и пошли по пути создания ресурсных центров, нужно было выбрать точки роста, те учебные заведения, которые станут опорными для подготовки кадров. Сегодня это современные образовательные учреждения, где можно учиться на серьезной базе.

Подходя к этому вопросу, законодатели учитывали опыт как зарубежный, так и наших учебных заведений. Для более качественной подготовки необходим практико-ориентированный подход, а также включение в процесс профессиональной подготовки работодателей. Интересен, в частности, опыт Брюховецкого аграрного колледжа, где есть и учебная база, и производственное предприятие, на котором учащиеся практически осваивают все циклы сельскохозяйственного производства.

В каком направлении двигаться дальше, какой опыт по подготовке кадров следует широко распространять, а где нужна некоторая корректировка? В поиске ответов на эти вопросы участники рабочей группы и отправились в различные подразделения техникума. Лаборатории, учебно-производственные подразделения показывал гостям директор Лабинского аграрного техникума Н.А. Гречанный. Ресурсный центр по животноводству располагает современными лабораториями для проведения зоотехнических манипуляций, определения качества кормов, изучения и получения навыков в области животноводства. В аудиториях участники рабочей группы общались с учащимися, спрашивали о том, где они проходят практику, знают ли, где будут работать после получения диплома.

В одной из лабораторий В.В. Чернявский, услышав, что двое ребят параллельно с обучением уже работают по профилю, признался, что нечасто слышит такой ответ. Пока подавляющее большинство даже на выпускных курсах очень смутно представляют, куда они пойдут после техникума, лишь немногие задумываются о том, чтобы начать свое дело. Решению этой проблемы необходимо уделить серьезное внимание. Познакомились участники рабочей группы с деятельностью четырех учебно-производственных подразделений. В учебной фирме «Полиграфыч» студенты выполняют работы по изготовлению брошюр, рабочих тетрадей, сборников методических материалов, производят ремонт компьютерной техники. Заказы получают как от родного техникума, других учреждений профтеха, администрации района, так и от жителей города. Ветеринарная клиника «Белый клык» позволяет знакомиться с правилами амбулаторного приема больных животных, с документацией, учащиеся помогают специалистам вести прием больных животных, готовят лекарственные растворы, ассистируют во время проведения операций. В учебной фирме «Птичий дом» студенты проходят производственную практику, овладевают навыками профессии ветеринарного врача и оператора по уходу и выращиванию сельскохозяйственной птицы. Ребята участвуют в основных технологических процессах, помогают в лечении животных.

Работа на учебном птичнике, где выращивают бройлеров и кур-несушек, позволяет учащимся овладеть навыками работы с птицей. Сейчас это учебно-производственное подразделение реализует бройлеров в живом весе. Первый заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Д.М. Козаченко предложил организовать полный цикл производства, а для этого необходимо открыть убойный цех. Это позволит учащимся, в том числе, получить навыки организации собственного дела по выращиванию птицы. Пока же планы на будущую жизнь у студентов иные. В ветеринарной клинике и на птичнике они признались, что, возможно, и хотели бы открыть впоследствии собственную фирму, но это скорее будет ветеринарная лечебница. Владельцами собственного малого сельскохозяйственного бизнеса или ветеринарами на сельхозпредприятиях они себя не видят.

– Не нужно вбивать в голову студентам мысль, что завтра все они придут на готовое производство, – предостерег В.В. Чернявский. – Возможно, он откроет свое дело, как индивидуальный предприниматель, а значит должен уметь рассчитывать структуру производства, составить бизнес-план, иметь юридические знания.

При посещении учебного птичника начальник управления животноводства и государственного племенного надзора краевого минсельхоза А.В. Сергиенко обратил внимание на то, что сейчас учреждения среднего профобразования готовят ветеринаров без знаний по зоотехнии. Руководители образовательных учреждений заметили, что таков запрос от работодателей. В.В. Чернявский порекомендовал привлекать к составлению учебных планов специалистов предприятий, сотрудников отраслевых министерств, которые знают производство, потребности отрасли в целом, а не только отдельного предприятия.

Все, что создано в рамках ресурсного центра по развитию животноводства – самого последнего технологического уровня. Но участники рабочей группы побывали и на отделении механизации, посетили учебно-производственное подразделение – станцию техобслуживания автомобилей. На отделении механизации готовят трактористов-машинистов, слесарей и здесь оборудование далеко не самое современное. На учебной СТО учащиеся получают навыки работы с автомобильной техникой, правда, им доверяют далеко не всякую работу. Что же касается сельскохозяйственной техники, то современных агрегатов у училища нет. «Ростсельмаш» помог создать учебный кабинет, оснастил его мультимедийным комплексом, но все равно это не заменит практической работы на современных комбайнах и тракторах.

Об этих и других проблемах современного профессионально-технического образования говорили за «круглым столом» уже после знакомства с техникумом.

Заместитель председателя ЗСК В.В. Чернявский отметил, что сегодня лабораторий, даже самых современных, мало, нужен опыт работы в хозяйствах.

– Сегодня государство дало деньги на ресурсные центры, но мы должны понять, это делается для придания импульса, как первый важный шаг, – сказал В.В. Чернявский. – Через пять–десять лет и эта база устареет, поэтому нужно ее постоянно совершенствовать.

Здесь два дополняющих друг друга пути. Во-первых, надо идти на производство, договариваться на взаимовыгодных условиях о стажировках учащихся на базе предприятий. Во-вторых, техникум должен сам совершенствовать собственную базу, постоянно развивая ее, в том числе и через создание учебно-производственных предприятий, где бы студенты и стажировались, и зарабатывали.

– Не надо тратить деньги и создавать с нуля что-то свое новое, потому что пройдет пять-семь лет и оно уже устареет, – поддержал тему о перспективах системы профессиональной подготовки Д.М. Козаченко. – Нужно договариваться с предприятиями, чтобы ребята стажировались там, где потом будут работать, и получали деньги за свою работу.

Большой интерес вызвало выступление генерального директора агрофирмы «Прогресс» А.В. Неженца. Он рассказал о том, каких работников ждут на производстве и какое место работодатель отводит себе в системе подготовки кадров.

– Нужно, чтобы совпадало представление родителей и учащихся о будущей профессии, было понимание, чем они будут заниматься, – сказал А.В. Неженец. – Нам нужен классный механизатор, но ментально учащиеся не готовы к тому, что они будут механизаторами. Не очень престижная профессия. Хорошие учащиеся, а нам нужны лучшие, механизаторами быть не хотят. Мы дали объявление в газету – нам нужно 15 механизаторов. Никого по объявлению не нашли. Мы начали работу с детьми наших сотрудников. Собрали данные о том, как они учатся, беседуем с родителями. Делаем им предложение – сын по направлению от предприятия учится в техникуме, мы платим стипендию, на время практики закрепляем наставника и обучаем на хорошей технике. Потом мы ему обеспечим работу. Готовы решать вопрос с жильем.

Такими, по словам В.В. Чернявского, должны быть идеальные отношения образовательного учреждения и работодателя. Сейчас агрофирма «Прогресс» договорилась с техникумом, чтобы на практику к ним присылали учащихся из населенных пунктов, где живут их сотрудники, а значит, сформирован авторитет предприятия.

Хороший специалист – товар штучный и подходить к его подготовке, по мнению хозяина «Прогресса», нужно индивидуально. Эту точку зрения поддержала и заместитель главы администрации Лабинского района Т.С. Гриднева.

– Для себя делаю вывод: профориентация – это не оптовый процесс, – сказала Т.С. Гриднева. – Нужны дети, которые здесь останутся, нужна предметная профориентационная работа.

Продолжил тему выбора профессии заместитель краевого министра образования и науки К.А. Федоренко. По его мнению, детей нужно водить на производство, а не в техникумы. Замминистра сказал и о будущем ресурсных центров. Их база, по его мнению, сейчас используется не полностью. Можно проходить лицензирование лабораторных услуг и выполнять заказы предприятий и населения, зарабатывать. При этом, подчеркнул К.А. Федоренко, нельзя учебно-производственным подразделениям ставить задачи по получению прибыли. Главное – обучение и воспитание.

Система профессионального образования за последние годы качественно изменилась. Это отметили все участники рабочей группы. Но время, технологии, бизнес-процессы не стоят на месте, поэтому и система образования должна двигаться дальше.

– Мы пришли к выводу, что нам нужно проводить не только дни открытых дверей для абитуриентов, но и для работодателей, показывать им, на какой базе мы сегодня готовим кадры, а работодатель нам подскажет, где нужно совершенствоваться, будет понимать, где можно готовить кадры, – сказал В.В. Чернявский.

Только так, во взаимодействии с работодателями, с отраслевыми министерствами, со всеми, кто заинтересован в подготовке квалифицированных рабочих, должны строить свою работу техникумы и колледжи. Опыт Лабинского аграрного техникума будет обобщен, и на его примере разработаны рекомендации по дальнейшему развитию профессионального образования.