7 Июня 2013

В Законодательном собрании. Выпуск № 7, 2013

У ТОСов — по-настоящему кубанский характер!

На Кубани прошли зональные совещания, посвященные итогам работы территориального общественного самоуправления края в 2012 году и задачам предстоящего периода. Кустовые мероприятия собрали полные залы в Лабинске, Геленджике, Тихорецке, станице Ленинградской. Завершился цикл совещанием в Краснодаре. Безусловно, каждая такая встреча становится ярким, резонансным событием, так как закрепляет хорошую традицию на высоком уровне отмечать успехи многочисленной армии общественников, работающих по месту жительства и приносящих реальную пользу обществу.

В нынешнем году зональные совещания приурочены к новому российскому празднику — Дню местного самоуправления, учрежденному Указом Президента РФ. Так что атмосфера на них самая торжественная, приподнятая. Многие участники отмечали, что такие встречи нельзя назвать казенным словом «мероприятие», настолько неформально, живо и душевно они проходят. ТОСовцы из разных городов и районов с удовольствием общаются друг с другом, делятся успехами и трудностями, искренне радуются, что их работу отметили, с благодарностью отзываются на любое внимание со стороны.

Зональные совещания в Лабинске и Геленджике провел председатель кубанского парламента В. А. Бекетов, в станице Ленинградской и Краснодаре работу возглавил первый заместитель председателя ЗСК И. М. Петренко, в Тихорецке — заместитель председателя ЗСК П. М. Курдюк. В мероприятиях участвовали руководитель департамента внутренней политики краевой администрации В. П. Све-женец, его первый заместитель А. Д. Черненко и заместитель А. В. Пчёльник, главы и руководители представительных органов муниципальных образований, руководители органов ТОС, ветеранских организаций, представители казачества, участковые уполномоченные полиции.

Перед началом совещаний его участники и гости познакомились с тематическими выставками, которые представляют работу органов ТОС во всем многообразии. Руководитель кубанского парламента В. А. Бекетов не только внимательно осмотрел информационные стенды, но и неформально пообщался с представителями общественного самоуправления, с интересом узнал о многих их полезных делах и начинаниях, дал совет действовать активнее, продолжать работу на благо поселений, беречь созданное предыдущими поколениями.

Глава законодательной власти региона и на этот раз не изменил давно заведенному правилу — регулярно встречаться с ТОСовцами лично, заинтересованно обсуждать возникающие у общественников проблемы, находить пути их решения. В. А. Бекетов — убежденный сторонник реформы местного самоуправления и значимой роли в ее реализации самоорганизованных граждан, активистов по месту жительства, которые, не желая жить плохо, не только действуют сами, но и побуждают земляков к созидательной деятельности, обустройству своей жизни. Благодаря их примеру кубанцы стали больше заботиться о своих станицах и хуторах, обращать внимание на их облик. Населенные пункты заметно преображаются, меняется мировоззрение людей, их поступки становятся более осознанными и социально ориентированными. ТОСы — хорошая школа местного самоуправления, важный этап на пути к гражданскому обществу.

Открытый диалог краевой влас-ти с представителями ТОСов ста-новится всё более содержательным и многоформатным. Живой отклик парламентариев вызывают предложения ТОСовцев, высказываемые ими в ходе общественного обсуждения проекта краевого бюджета, открытых сессий представительных органов власти, встреч с избирателями в округах. Депутаты заложили в крае прочную правовую основу для успешного развития ТОСов, внедрения системы стимулов и мер финансовой поддержки. Благодаря активной поддержке краевой влас-ти, заинтересованности в судьбе больших и малых территорий Кубани деятельность ТОСов становится не только заметной, но и высоко оцененной властью.

Многие моменты, связанные сработой общественного самоуправления, нашли свое отражение в выступлениях председателя ЗСК В. А. Бекетова, его заместителей на зональных совещаниях. Владимир Анд-реевич особо отметил качественные изменения в рядах ТОСов. Если раньше их костяк составляли, в основном, пенсионеры, то теперь ощущается приток людей среднего возраста и молодежи, которые видят перед собой перспективы, понимают, что у каждого из них есть шанс изменить к лучшему жизнь в своем городе, станице, поселке.

Председатель ЗСК подчеркнул и такую особенность.

— Я давно заметил: где взаимодействие всех уровней местного самоуправления налажено, где ТОСы и муниципальная власть работают сообща, — там у населения к главе и депутатам обычно мало вопросов. Если они и появляются, у людей есть возможность быстро высказать их через ТОСы, которые представляют их интересы. А местные влас-ти, в свою очередь, могут через них эффективным образом донести до населения свои текущие решения и планы на будущее, — сказал В. А. Бекетов.

Руководитель краевого органа власти дал высокую оценку работе общественников, назвал их неравнодушными к чужим радостям и бедам, нацелил на выполнение задач, которые постоянно ставит жизнь. Таких, как поддержка малого производителя в АПК, содействие занятости населения, профилактика правонарушений, трудовое и нравственное воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни, работа с многодетными семьями, доведение до населения необходимой информации, укрепление межмуниципального партнерства.

О важной миссии общественного самоуправления говорили в своих выступлениях директор департамента внутренней политики краевой администрации В. П. Свеженец, его первый заместитель А. Д. Черненко и заместитель А. В. Пчёльник. Они отметили, что во многом благодаря заслугам ТОСовцев в крае сохраняется политическая стабильность, решаются многие социально значимые вопросы. В одном из выступлений прозвучало: у ТОСов — по-настоящему кубанский характер! Представители краевой исполнительной власти от имени губернатора Кубани А. Н. Тка-чева поздравили виновников торжест-ва, пожелали быть всегда рядом с населением.

Руководители органов ТОС рассказали о практике работы с многодетными семьями, подростками, молодежью, взаимодействии с малыми формами хозяйствования, ТСЖ, участии населения в общественной жизни своей территории. Представители ветеранских организаций, а также уполномоченные полиции поделились опытом сотрудничества с органами ТОС. Из выступлений председателей Советов участники встречи узнали о том, как муниципальные органы власти привлекают ТОСовцев к решению вопросов местного значения.

По итогам зональных совещаний приняты резолюции, в которых работа органов ТОС в 2012 году признана положительной, а также определены задачи на будущее. Учитывая пожелания участников первой встречи, в документ внесены изменения, согласно которым министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, профильному комитету ЗСК, органам местного самоуправления совместно с органами ТОС поручено проводить работу по совершенствованию механизма своевременного оформления и выплате средств государственной поддержки малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе края.

Красной нитью прошла мысль об усилении поддержки ТОС. Органы местного самоуправления должны создавать все условия для их работы, выделять помещения, оснащать всем необходимым.

На самой торжественной ноте прошли церемонии награждения победителей краевого конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления Краснодарского края» в 2012 году. В числе победителей 132 органа ТОС. Они представляют все 37 муниципальных районов и семь городских округов Краснодарского края.

Органы ТОС, занявшие первое, второе и третье места, отмечены дипломами Законодательного Собрания, благодарностями губернатора, а также получат по результатам конкурса трансферты из краевого бюджета по 500 тысяч рублей, 300 тысяч рублей и 200 тысяч рублей соответственно на развитие территориального общественного самоуправления. Руководители органов ТОС-победителей краевого конкурса также премированы. Ежегодно на поощрение территориального общественного самоуправления предусматривается более 46 млн. рублей из краевого бюджета.

Завершая торжественную часть мероприятий, В. А. Бекетов поздравил всех собравшихся с приближающимся праздником — Днем местного самоуправления, который будет отмечаться в России 21 апреля.

— Считаю, что Президент, учреждая его, принял правильное решение, — сказал Владимир Андреевич. — Работа всех, кто так или иначе связан с местным и территориальным общественным самоуправлением, заслуживает того, чтобы общество ее отметило.

Заключительными аккордами совещаний стали праздничные концерты, подготовленные творческими силами муниципальных образований. Мастерство исполнителей, умелый подбор номеров доставили истинную радость зрителям. ТОСовцы получили еще один заслуженный подарок.

Студенты-управленцы учатся у депутатов

В Законодательном Собрании края состоялся учебный ознакомительный семинар для студентов четвертого курса факультета государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета. Руководил его работой председатель кубанского парламента В. А. Бекетов. В нем приняли участие депутаты, начальники управлений Законодательного Собрания, декан факультета В. Г. Кудряков.

В ходе семинара депутаты Законодательного Собрания рассказали студентам об основных проблемах, решением которых занимаются органы местного самоуправления. Заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий А. И. Шустенков рассказал об истории становления муниципальной власти в Краснодарском крае, подробно остановился на вопросах, связанных с реализаций 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Заместитель председателя комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике И. Д. Конограева сделала детальный обзор мероприятий, которые проводило Законодательное Собрание по укреплению экономических основ местного самоуправления. Она отметила, что подавляющее большинство муниципалитетов получают средства из вышестоящих бюджетов. Чтобы сократить финансовую зависимость, перед органами местного самоуправления стоит задача наращивания экономического потенциала. Мобилизация имеющихся ресурсов, анализ ситуации на предприятиях поселений, поддержка малого предпринимательства — это первоочередные мероприятия, которые необходимо реализовать местным органам власти для увеличения доходной части бюджетов. Будущим управленцам в поселениях предстоитсерьёзная работа по стимулированию экономического роста, администрированию налоговых и неналоговых доходов.

В Краснодарском крае почти половина населения проживает в сельской местности и многим студентам — будущим управленцам — предстоит работа в органах власти сельских поселений. Поэтому развитию именно сельских территорий Краснодарского края посвятил своё выступление на семинаре первый заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко. Он отметил, что на органах местного самоуправления лежит вся полнота ответственности за жизнь в поселениях. Одна из основных задач местной власти — решение социальных вопросов. Обеспечение населения пить-евой водой, топливом, содержание и строительство дорог с твердым покрытием, торговое и медицинское обслуживание, сбор и вывоз бытовых отходов и многие другие вопросы являются предметом заботы местной власти. Многие из этих задач решаются на основе программно-целевого метода. Принимаются целевые программы, финансирование которых осуществляется из краевого и местных бюджетов. Но инициатива в решении этих вопросов должна исходить от органов местной власти, которые обязаны досконально знать проблемы своих территорий.

— Человек родился — вы за это отвечаете, ушел из жизни — это тоже ваша забота, и все, что между этими событиями — детский сад, здравоохранение, работа, досуг, условия жизни — за все это вы отвечаете, — так обозначил сферу ответственности руководителей и специалистов органов местного самоуправления председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов. — Сказать человеку, что это не мои вопросы, работник органов местного самоуправления не имеет права. Если он пришел во власть, он должен заниматься всем.

Глава кубанского парламента привел примеры из практики, когда к решению вопросов подключались депутаты. Например, для жителей населенных пунктов, где еще нет газа, важно не просто наличие топлива, а его доступная цена. И просто установить предельную цену на кубометр дров оказалось недостаточно, нужно было контролировать выполнение этого решения. Когда депутаты проанализировали, почему на личных подворьях жители края перестали выращивать птицу, оказалось, что причина в нехватке кормов. Как только организовали пункты по продаже кормов, увеличилось домашнее поголовье.

— Люди хотят работать, им нужно создавать условия, и это задача власти, — подытожил В. А. Бекетов. — Специалисты должны не просто видеть проблемы, но и знать, как их решать.

Далее студенты познакомились с работой трех комитетов ЗСК: по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, имущественных и земельных отношений, образования, науки и делам семьи. Затем при подведении итогов учебного семинара студенты получили возможность задать вопросы. Будущие управленцы интересовались инициативами кубанских парламентариев, направленными в Государственную Думу, спрашивали об особенностях местного самоуправления в сельской местности. Студенты отметили, что этот семинар дает более глубокое понимание проблем, которыми занимается местная власть. Вопросы, с которыми они были знакомы раньше только в теории, в стенах Законодательного Собрания, из уст практиков звучат несколько иначе.

— Руководитель должен понимать, что сложности у него будут всегда, — напутствовал студентов председатель ЗСК В. А. Бекетов. — Работы для управленца — непочатый край, так что ищите себе работу. Быть руководителем — это ответственность.

В Сочи должны расти не только гостиницы, но и огурцы

Всю первую неделю апреля депутаты краевого парламента проводили в Сочи семинары-совещания. Их цель — оказать местной власти содействие в организации работы по развитию малых форм хозяйствования в области сельскохозяйственного производства. У летней столицы России и столицы зимней Олимпиады есть все шансы для того, чтобы кормить своих гостей не турецкими овощами, а собственной экологически безопасной продукцией, считают и депутаты ЗСК, и сами сочинцы. Однако для этого необходимо решить ряд вопросов, причем не только связанных с сельскохозяйственным производством, но и относящихся к проблемам жизнеобеспечения сельских территорий.

В состав участников совещаний вошли депутаты комитетов ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, имущест-венных и земельных отношений, по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий, руководство минсельхоза Краснодарского края, представители научного сообщества, депутаты Городского собрания и управления сельского хозяйства Сочи, представители окружных администраций. Возглавил работу семинаров-совещаний первый заместитель председателя ЗСК И. М. Петренко.

Разбившись на две группы (руководители — И. М. Петренко и председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Н. Н. Петропавловский), участники совещаний провели 12 встреч в сельских округах города Сочи с гражданами, которые занимаются малым сельхозпроизводством, предпринимателями, представителями органов местного самоуправления. Всего в этих встречах приняли участие более 1000 человек.

Все это время члены рабочей группы давали разъяснения предпринимателям и гражданам по вопросам действующих мер оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного производства, создания и развития в условиях Сочи личных подсобных и фермерских хозяйств, открытия аграрного предпринимательства. Также во время семинаров распространялись методические рекомендации, включающие в себя как рекомендации по технологиям выращивания, подготовленные ведущими учеными края, так и нормативный материал, касающийся господдержки малых сельхозтоваропроизводителей, обобщенный законодателями.

Разговор с жителями олимпийской столицы о необходимости развития на территории Большого Сочи малого сельхозбизнеса сложился конструктивный. Как отмечают участники семинаров, он сочинцев заинтересовал. На встречах задавалось много вопросов по самым разным темам. Так, например, на встрече в Раздольском округе они касались выделения земельных участков (что очень актуально для Сочи), подведения к ним коммуникаций, в частности, линий водоснабжения, необходимых для полива сельхозкультур. Поднимали граждане и проблемы отсутствия концентрированных кормов для животных, пастбищ для выпаса КРС и сенокосов. На встрече в Барановском округе была затронута тема оформления земли. Кроме того, сочинцы ставили вопросы о проблемах реализации выращенной сельхозпродукции.

С большим интересом участники семинаров отнеслись к выступлениям первого заместителя председателя ЗСК — председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко, председателя комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Н. Н. Петропавловского, заместителя министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края И. А. Дорошева о мерах государственной поддержки малых сельхозтоваропроизводителей. С особым вниманием были выслушаны рекомендации по научному обеспечению сельхозпроизводства депутата ЗСК, генерального директора ЗАО «Сад-Гигант», доктора сельскохозяйственных наук, профессора А. А. Кладя, заведующего кафедрой овощеводства КубГАУ, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, члена экспертно — консультативного совета при аграрном комитете ЗСК Р. А. Гиша.

Подводя итоги семинаров-совещаний, И. М. Петренко резюмировал, что, в целом, проблемы, поднятые сочинцами, можно разделить на два блока: вопросы по системам жизнеобеспечения сельских территорий и производственные. Но решать их нужно параллельно. Чтобы те же теплицы могли нормально работать, без подведения к ним воды, обеспечения возможности их обогрева не обойтись. Но инфраструктурой обязательно займутся после Олимпиады, так как все силы сегодня сконцентрированы именно на ней.

Сейчас в приоритете, конечно, решение земельных вопросов, ведь земля — это экономический базис сельского хозяйства. И проб-лемы, с ней связанные, мешают нормально вести бизнес, кредитоваться, пользоваться мерами государственной поддержки и прочее. Значительная часть земель сельскохозяйственного назначения передана в аренду крупным хозяйствам. Однако зачастую эти хозяйства должным образом деятельность на них не ведут, и земли по-хозяйски не используются.

Много проблем во взаимоотношениях местных жителей с Сочинским национальным парком, который запрещает им не только осуществлять выпас животных, но даже заниматься пчеловодством.

По результатам посещений сельских округов рабочей группой подготовлен план мероприятий по решению проблемных вопросов и созданию условий для развития малых форм хозяйствования в сельских округах.

Необходимо разработать алгоритм решения земельных проблем и последовательно их устранять. В некоторых из них (таких, как споры с Сочинским национальным парком по поводу возможности выпаса там сельхозживотных) помогут разобраться краевые власти. Кроме того, заключили депутаты, необходимо продолжить разработку новой краевой целевой программы пастбищ для КРС.

Серьезными факторами, сдерживающими развитие животноводства, являются отсутствие в Сочи пунктов по продаже кормов, а также достаточного количества убойных цехов (впрочем, эти проблемы в равной степени характерны и для других муниципалитетов края). Не обеспечен малым сельхозтоваропроизводителям упрощенный доступ на рынки. Высказывали сочинцы пожелания насчет улучшения качества оказания ветеринарных услуг.

Выводы по итогам и рекомендации сочинским властям напрашивались сами. Необходимо направить усилия на создание в Сочи точек по продаже грубых и концентрированных кормов, организовать передвижной убойный пункт, улучшить качество ветеринарного обслуживания. Депутаты ЗСК готовы оказать им в этом необходимую помощь, чтобы малый сельхозбизнес в Сочи заработал на полную мощность.

«Не ввергайте себя в болезнь!»

В последние годы на Кубани многое делается для медицинской профилактики. Проводится большая просветительская работа. То, что болезнь легче предупредить, чем потом лечить, это прописная истина, известная с древнейших времен. О том, какая конкретно профилактическая работа ведется в крае, о позиции депутатского корпуса в этом вопросе нам рассказал председатель профильного комитета ЗСК, до недавнего времени возглавлявший ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2 «, а ныне исполняющий обязанности министра здравоохранения Кубани, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Г. А. Пенжоян.

— Григорий Артемович, что, на Ваш взгляд, является приоритетным в деле медицинской профилактики?

— Сразу скажу, что здесь важное место занимает просветительство. Вот сейчас у православных верующих время Великого Поста. Так вот хочется, чтобы пост соблюдался не только в еде, но и средствами массовой информации. Если взять цент-

ральное телевидение, то у нас есть несколько передач, посвященных теме здоровья. К примеру, программа Елены Малышевой популярная, важная и нужная, с научной точки зрения выверенная, хорошо, что она была и есть. Но в других передачах понятие рейтинга «перехлестывает» содержание. Я имею в виду программу Геннадия Малахова, который никакого отношения к медицине не имеет, а его сомнительные рецепты и методы «лечения» (о чем я могу судить как врач), периодически звучащие с экрана телевизора, слушают миллионы. Так вот медицинской профилактикой должны заниматься профессионалы, знающие свое дело. У нас в крае именно так и происходит. Несколько лет назад губернатор нацелил все кубанское медицинское сообщество в своей деятельности во главу угла поставить профилактическую работу. Здесь речь идет и об активном сотрудничестве со средствами массовой информации, и с пациентами, и с представителями других сфер нашей жизни. Мы должны все делать, чтобы люди знали, что для них хорошо, а что плохо. Как себя правильно вести, чтобы избежать заболевания.

Приведу простой пример. Сейчас по телевидению активно обсуждаются простудные заболевания, в частности, грипп. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сказал, что в среднем по стране уже перешли эпидемиологический порог заболеваемости гриппом, а в крае цифры значительно ниже. Причина предельно простая — активная позиция в медицинской профилактике, прошедшая прививочная кампания. Мы все могли видеть, как нашему региональному министру здравоохранения под объективами телекамер краевых телекомпаний делали прививку. Это было предпринято, чтобы за собой повести, показать: прививайтесь, и даже если вы заболеете, грипп пройдет в более легкой форме. Также все мы должны проверять уровень глюкозы в крови, холестерина, контролировать артериальное давление, массу тела. Необходимо вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек.

— Какие конкретно профилактические мероприятия проводятся в крае?

— Вообще в профилактике заболеваний нет предела совершенству. На сегодняшний день у нас успешно реализуются пять профилактических проектов, объединенных общей стратегией «Будьте здоровы!». Все они направлены на формирование у жителей края навыков здорового образа жизни. Самый массовый из них «Дни здоровья на Кубани». За последние 4 года проведено 227 «Дней здоровья». Они уже не раз проходили в каждом муниципальном образовании края. В праздниках «Дни здоровья» приняли участие более 2,8 млн. человек, то есть каждый второй житель нашего края! Более половины из них (1,5 млн.) прошли медицинские обследования и консультации. Из обследованных более чем у 374 тысяч кубанцев выявлены различные отклонения в состоянии здоровья.

О задачах проекта «Здоровая Кубань: медицинские учреждения, свободные от табачного дыма» название говорит само за себя. С целью приближения специализированной врачебной помощи жителям села с 2010 года используются выездные бригадные формы — проекты «Кардиодесант — отряд сердечного назначения. 5 миллионов здоровых сердец» и «Онкопатруль». В мае 2012 года стартовал новый проект — «Кубань вне зависимости». Основная цель данной акции — формирование у населения региона мотивации на ведение здорового образа жизни, на отказ от вредных привычек.

Помимо всего этого, с каждым годом на Кубани увеличивается количество Центров здоровья, действующих на базе медицинских учреждений. Сегодня работают 13 таких центров для взрослых и 4 — для детей в 14 муниципальных образованиях края, также уже год функционирует автофургон «Мобильный центр здоровья». Он может работать автономно, в любом месте, будь то населенный пункт или чистое поле. Внутри машины — настоящий медицинский кабинет, оснащенный современным оборудованием для экспресс-диагностики состояния здоровья.

Вы видите, сколько у нас делается в этом направлении. Причем, данные проекты получили признание на федеральном уровне. Сегодня строгий контроль со всех сторон, как мы проводим профилактические мероприятия.

— Как известно, лучшая пропаганда и агитация — собственный пример. А в вашем лечебном учреждении как обстоит дело с отказом от вредных привычек?

— Прежде всего, проводим разъяснительную работу. Мы стараемся материально поощрять тех сотрудников, кто бросил курить, выплачиваем премии из внебюджетного фонда, конечно. Говорим о вреде курения пациентам. Не укладывается в голове ситуация, когда пациенты пульмонологического отделения стоят и курят. Возникает вопрос, а зачем их вообще лечить? А картины курящих на ступеньках роддома беременных женщин меня, как врача акушера-гинеколога, возмущают до глубины души. Хочется их спросить: вы желаете своему ребенку заниматься тем же, чем сами занимаетесь? Поэтому все профилактические мероприятия должны быть жесткими. Одними уговорами привить людям культуру вести здоровый образ жизни у нас не получится. Жить по принципу: государство, дай мне то, это, выплати пособие по инвалидности, не пойдет. Одно дело, когда подорвали здоровье по независящим от вас причинам, здесь государство, конечно, должно всячески помогать. А если вы сами ввергли себя в болезнь? Если сегодня посчитать, сколько мы тратим на лечение курящих, алкоголиков, наркоманов, это даже не миллионы, а миллиарды. Пусть лучше эти средства идут на поддержку людей, заботящихся о своем здоровье. Поэтому всячески поддерживаю все профилактические проекты.

— Как вы считаете, оправданны ли разговоры о том, что медицинская страховка для людей, которые не хотят избавляться от вредных привычек, должна стоить дороже, чем для тех, кто ведет здоровый образ жизни?

— Эта тема обсуждается. Страховка должна быть дифференцированной, а сегодня она у всех нас одинаковая, обезличенная. Вот очередной пример: человек честно работает, платит налоги, получая «белую» зарплату, а кто-то официально оформляет только пятую часть своего заработка, а страховка у всех одинаковая, это честно? Затем возьмем человека, который честно платит все налоги, а также занимается спортом, следит за своим здоровьем, крайне редко обращается в медучреждения, платит столько же, сколько курящий, пьющий, с избыточной массой тела, малоподвижный, т. е. человек, подверженный куче рисков. Считаю, такой подход в корне неправильным. На мой взгляд, переход на дифференцированную систему оплаты медицинской страховки также будет стимулировать людей думать о собственном здоровье, о его сохранении. Но, безусловно, должен быть переходный период. Это вопрос, сложный с точки зрения реализации. Мы должны понимать, что тех, кто сейчас уже на пенсии, ни в коей мере нельзя обделять какими-либо видами помощи, а вот работающей части населения нужно серьезно задуматься о своем будущем.

— Григорий Артемович, как руководитель одного из ведущих медицинских учреждений Кубани Вы видите сегодня необходимость принятия каких-либо законодательных решений, которые способствовали бы совершенствованию просветительской работы, профилактике заболеваний?

— На данном этапе я считаю правовое поле, необходимое для этой деятельности, вполне достаточным и жизнеспособным. Ведь культура бытия, поведения человека в обществе формируется, прежде всего, в семье. На одной из встреч с избирателями мне стали говорить, что родителей в школе ругают за курение детей, а где государство и т. д.? Я поинтересовался: эти дети ходят в школу вашего микрорайона? Значит, это наши дети, наша совместная деятельность. Стал спрашивать: ваш ребенок курит? Нет. А вы и муж курите? Да. Вот вам дурной пример налицо. У нас в семье никто не курит: ни я, ни супруга. А с детьми в свое время был серьезный разговор. Я сказал, что буду даже давать деньги на хорошие сигареты, но они должны знать, что курить вредно. И мои дети не курят. Тупо что-то запрещать, это бессмысленно, нужно все разъяснять. Лучший метод убеждения — собственный пример.

Скажу одно, еще задолго до соответствующих федеральных законов на Кубани ввели диспансеризацию населения, периодические медосмотры. И сегодня уже отчетливо видны плоды активной профилактической работы. Подтверждение этому — пациентки нашей клиники. За последние годы к нам стали меньше попадать больные с запущенными формами. Ведь очень важно обнаружить болячку как можно раньше, тогда и лечить ее проще, и экономия бюджетных средств получается, и в нашем обществе живут полноценной жизнью больше здоровых и счастливых людей.

Безопасность — дело дорогое, но необходимое

На еженедельном совещании депутаты Законодательного Собрания заслушали информацию о проведении мероприятий по защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. О том, как осуществлялась эта деятельность на Кубани в 2012 году, подробно рассказал министр гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Б. Т. Глебов.

Основой сил постоянной готовности в нашем регионе является Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-СПАС». В её структуре 13 аварийно-спасательных отрядов с численностью 599 сотрудников, а в арсенале — 128 единиц автомобильной техники, 40 плавсредств, водолазное снаряжение, специнструмент. Расходы краевого бюджета на содержание и развитие данной службы в прошлом году составили без малого 350 млн. рублей.

Также в муниципальных образованиях края созданы, аттестованы и содержатся за счет местных бюджетов 31 профессиональное аварийно-спасательное формирование общей численностью 1052 человека, имеющих соответствующую технику и оснащение. В 2012 году было проведено более 14 тысяч спасательных операций, спасено 8149 человек, причем большинство при ДТП, на воде и в горах.

Государственная противопожарная служба края включает 32 пожарные части общей численностью 620 человек личного состава. В ноябре прошлого года создали пожарную часть в ст. Шкуринской Кущевского района. Дело это затратное. По данным министра, на создание одной пожарной части, её оснащение, содержание и выплату зарплат сотрудникам необходимо в среднем 20 млн. рублей. А если учесть, что в идеале каждое муниципальное образование должно иметь такое формирование, то их в крае нужно еще более 300. То есть получаются весьма внушительные цифры.

Тем не менее председатель Законодательного Собрания В. А. Бекетов подчеркнул, что безопасность людей важнее и число пожарных частей должно вырасти. Помимо этого необходимо возродить практику создания в населенных пунктах так называемых санитарных дружин, в которые должны входить специально обученные сотрудники и общественники из разных организаций. Возрождение таких дружин, по мнению депутатов, было бы полезно и оправданно.

Особое внимание законодатели уделили вопросам мониторинга чрезвычайных ситуаций и оповещения населения о приближающихся стихийных бедствиях, и о том, какие уроки извлекли соответствующие службы из крымской трагедии. По словам Б. Т. Глебова, созданы и действуют 44 единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) в муниципальных районах и городских округах. В проблемных зонах подтоплений установлены 150 автоматических датчиков, следящих за уровнем воды, также на 262 постах за этим следят закрепленные на этих участках специалисты. В рамках ведомственной целевой программы будет совершенствоваться система оповещения с помощью электросирен, общее количество которых составит уже в этом году более 2 тысяч. Общий объем финансирования по программе более 370 млн. рублей.

На совещании были озвучены и другие значительные суммы бюджетных средств, которые идут на содержание спасательных служб, закупку оборудования и спецтехники, а также на ликвидацию последствий различных происшествий с привлечением существенных ресурсов. Но одна цифра стояла особняком — это 11 миллиардов бюджетных средств, направленных на выплаты и предоставление нового жилья пострадавшим при летних наводнениях на Кубани. Поэтому итогом совещания стали конкретные предложения по улучшению работы региональных спасательных служб, а также мнение, что безопасность — дело дорогое, но совершенно необходимое, потому что нет ничего дороже человеческой жизни.

Когда в товарищах согласье есть…

ТОС Унароковского сельского поселения Мостовского района по итогам 2011 года стал победителем краевого конкурса на лучший территориальный орган самоуправления. Чем же примечательна его деятельность?

Еще лет восемь назад нередко можно было слышать жалобы на безынициативность молодых, на их равнодушие и нежелание помогать власти. Когда начал действовать закон о местном самоуправлении, многие посчитали, что это не приведет ни к чему хорошему, что, несмотря на желание приблизить местную власть к народу, произойдет обвал экономик небольших поселений, а у людей, особенно молодых, окончательно будет отбито желание сотрудничать с местной администрацией. Однако эти опасения оказались напрасными. В советах депутатов на местах появилась молодежь. Сначала в единичных случаях, а затем в массовом порядке она стала вливаться в органы представительной и исполнительной власти.

Территориальное общественное самоуправление тоже поначалу страдало от нехватки молодежи. Квартальными и председателями квартальных комитетов в подавляющем большинстве были пенсионеры старой, советской закалки, которые не желали мириться с разрухой девяностых и пытались хоть что-то улучшить в своей жизни. Однако постепенно роль ТОСов стала возрастать, ряды общественного самоуправления заметно помолодели, и сейчас ТОСовцев часто называют первыми помощниками местной власти. Действительно, как показывает практика, это самое надежное и необходимое, особенно в условиях глубинки, связующее звено между местной властью и населением.

Не все знают, что орган ТОС, имеющий статус юридического лица, обладает достаточно широкими возможностями, в том числе в экономической сфере. Не случайно многие ТОСы сегодня его обретают, что дает общественникам в дополнение к добровольным обязанностям еще и права, а значит, свободу действий. Конечно, в небольших населенных пунктах ТОСы — юрлица в полном смысле этого слова редки. Унароково — не исключение.

— Ирина, что побудило вас заняться общественной деятельностью, ведь это, как говорят, неблагодарная работа? — спросил я у «общественного» председателя квартального комитета, а по совместительству еще и воспитателя местного детского сада (недавно, кстати, капитально отремонтированного) Ирины Радчук.

— От работы никто благодарности и не должен требовать, — отвечает Ирина Ильинична. — Была активисткой, выбрали квартальной, когда организовывали ТОСы, а несколько лет назад стала председателем квартального комитета. Мне нравится что-то делать для людей и села. И особенно приятно, когда видны результаты работы.

— Как, например, вот эта площадка на улице Молодежной? — показываю я на недавно обустроенную территорию, рядом с которой мы стоим.

— Хотя бы и так, — улыбается Радчук. — Это уже вторая, которую установила администрация поселения по инициативе жителей и непосредственно при участии нашего квартального комитета.

— А что хочется сделать еще? — интересуюсь я.

— Многое, но определяем в порядке очередности, что нам нужнее и что потянет бюджет. Сразу все сделать невозможно.

— А как определяете эту очередность? Выходите с предложениями на депутатов или главу и обсуждаете совместно с ними? Благоустройство, наверное, стоит в списке приоритетов на первом месте?

— Да, это главное направление, в котором мы реально можем помочь нашей администрации. В Унароково одиннадцать квартальных, и каждый прикреплен по месту жительства к депутату. То есть на каждом участке села имеется тандем депутат-квартальный, которому известно все или почти все о территории, на которой он проживает, о людях и о болевых точках этого участка. Традиционно дважды в год — весной и осенью — организуем при помощи жителей уборку на кладбище, сами все обязательно выходим на нее. Проводим субботники, участвуем в сессиях совета поселения, расширенных планерках, проводимых главой администрации поселения Ларисой Николаевной Грищенко, выезжаем в вечерние рейды по проверке соблюдения «детского» закона. Подворные обходы, оповещение населения при угрозе чрезвычайной ситуации — все это наши обязанности. Хорошо то, что и молодежь у нас отзывчивая, и люди постарше идут навстречу.

В Унароково ТОС выполняет все положенные ему функции, и выполняет успешно. Забота о территории начинается с чистоты и порядка, но простирается дальше привычных представлений о благоустройстве. ТОСовцы «подставляют свое плечо» на многих направлениях работы. Конечно, очень многое зависит от личностей главы поселения и председателя ТОСа. С этим в селе все в порядке, и ТОС на деле является так необходимым в нынешнее время связующим звеном между администрацией и сельчанами.

Вот свежий пример. Когда возобновилось движение рейсового микроавтобуса, курсирующего между селом и районным центром, именно квартальные выполняли основную работу по оповещению населения. Обходили каждый двор, информировали жителей, в почтовые ящики отсутствующих опускали записки с сообщением о возобновлении автобусного движения.

Подворовый обход — трудоемкий, затратный по времени процесс и вместе с тем самый эффективный для оповещения населения. Ведь не все жители регулярно бывают в центре села, в администрации и читают информационные стенды, особенно пенсионеры. А если речь идет о какой-либо чрезвычайной ситуации, то для подобных срочных мероприятий, не терпящих отлагательства, есть сотовые телефоны, с помощью которых информация распространяется лавинообразно и довольно скоро может поступить ко всем. На случай ЧС в сельском Доме культуры установлена сирена. Конечно, хотелось бы, чтобы она никогда не пригодилась.

Взаимодействуют ТОСовцы во главе с Ириной Радчук и ее главной помощницей Еленой Даниловой и с участковым Курбаном Мусаевым, и с соцзащитой. Ежедневные рейды по местам скопления молодежи, улицам, питейным заведениям, посещение неблагополучных семей вместе с сотрудниками отдела по защите материнства и детства администрации района, ветеранов войны и пожилых — это уже давно привычная форма работы. Рутина, казалось бы, но ведь и это важнейший пласт труда квартальных. Кто лучше их знает соседей, кто, как не они, дадут характеристику человеку, устраивающемуся на работу (а трудоустройство — одна из больных тем глубинки)?

Один из вопросов, который нужно решать квартальным в тесном взаимодействии с местной властью и полицией, — это борьба с кустарным производством и торговлей нелегальным спиртным. И квартальные, и местная администрация придерживаются единого мнения: налагаемые на самогонщиков или самостийных «бизнесменов» от левой водки штрафы настолько малы, что практически не дают эффекта. Да, продажа и оборот алкогольного «левака» снизились в несколько раз, и в Унароково в том числе, но полностью искоренить зло все же не удается. Поэтому Ирина Радчук не снимает задачу найти альтернативу для потерявших себя на дне бутылки сельчан — в труде, в заботе о родных. А как это приятно — видеть, как совсем недавно еще уходившая в регулярные запои женщина устраивается на работу, начинает водить ребенка в детский сад, а в доме у нее теперь не горы бутылок и грязь, а хотя бы относительный порядок, дети накормлены и умыты. Каждая такая маленькая победа квартальных, соцзащиты, администрации — это шажок в сторону от края бездны, возле которой оказались мы все в бурные девяностые. А фундамент будущего страны, камень к камню, закладывается здесь, на местах, силами таких вот, как в Унароково, квартальных комитетов, местной власти, советов депутатов.

— Наши квартальные — люди неравнодушные, — говорит глава Унароковского сельского поселения Лариса Грищенко. — Общественность вообще — великая сила. Задача для всех одна — двигаться вперед, улучшать жизнь села, пусть это и сложно, пусть на пути встречаются нескончаемые, казалось бы, проблемы. Но ничего никогда не изменится, если сидеть сложа руки и довольствоваться малым. Наши ТОСовцы — беспокойный и очень толковый народ, они занимаются не только информационно-разъяснительной работой, но и в какой-то степени воспитательно-идеологической. Это как раз та помощь, которая необходима совету депутатов и администрации поселения. Такое сотрудничество особенно действенно именно для малых населенных пунктов, так как вся наша жизнь друг у друга на виду. Работаем и над вопросом обмена опытом с ТОСами других муниципальных образований. Такой обмен уже широко практикуется в крае.

Трудно администрации и депутатам найти более активных помощников, чем квартальные. И премия, которую они получили по итогам конкурса за 2011 год, очень пригодилась: на эти средства установили ограду вокруг новой амбулатории и парка на улице Ленина, памятника, купили скамейки, которые также установили на территории амбулатории и парка, саженцы туи. Вроде бы немного, если считать для села в целом, но все большое начинается с малого.

А. Г. ВАРНАЗОВ,
корреспондент газеты «Предгорье»,
Мостовский район.

Порядок организации и проведения массовых мероприятий

На 7-м пленарном заседании ЗСК принят во втором окончательном чтении широко обсуждаемый и резонансный краевой Закон «О порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Краснодарского края».

Основная его цель — защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности при проведении массовых мероприятий на территории Краснодарского края.

В связи с тем, что Краснодарский край является привлекательной территорией для организаторов проведения подобных мероприятий как с точки зрения своего географического расположения, так и климатических условий, краевым парламентом принято решение о необходимости правового регулирования порядка организации и проведения массовых мероприятий, проводимых на открытом воздухе в присутствии более 100 участников (зрителей, посетителей) на территории края.

При этом в преамбуле Закона оговорено, что он не распространяется на публичные мероприятия в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, публичные мероприятия, сочетающие эти формы, религиозные мероприятия, мероприятия, организатором которых являются органы государственной власти Краснодарского края либо органы местного самоуправления в Краснодарском крае, а также мероприятия, проводимые на объектах спорта.

Каков же теперь порядок организации и проведения массового мероприятия в крае? Порядок будет носить заявительный характер, причем заявка о планируемом проведении массового мероприятия будет подаваться, как правило, в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Краснодарского края (муниципального района или городского округа), и только в пяти, закрепленных Законом случаях, — в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края — министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности, а именно в следующих случаях:

1) проведения массового мероприятия одновременно на территории двух и более муниципальных районов или муниципального района и городского округа;

2) проведения массового мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, с учетом особенностей таких объектов и требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края, за исключением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципальных образований Краснодарского края;

3) заявленного количества участников массового мероприятия более одной тысячи человек;

4) продолжительности массового мероприятия более одного дня;

5) если организатором или участником массового мероприятия является иностранная организация и (или) иностранные граждане.

Законом детально урегулирован порядок подачи заявки на проведение массового мероприятия, определен необходимый комплект документов, установлены требования к проведению массового мероприятия, местам проведения массовых мероприятий, в том числе обязательное наличие мест для ночлега в случае проведения мероприятия более 12 часов, обеспечение сохранности зеленых насаждений, санитарного порядка, наличие парковочных мест в достаточном количестве и другие.

Кроме того, установлены права и обязанности организатора и участников массового мероприятия.

Предусмотрено, что недобросовестные организаторы подобных мероприятий, не исполняющие установленные Законом обязанности и не соблюдающие условия проведения мероприятия, будут включаться в Реестр недобросовестных организаторов, и сведения о них будут доступны в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Еще одна норма принятого Закона, на которую хотелось бы обратить внимание, касается порядка финансирования массовых мероприятий, которое должно осуществляться за счет средств организатора и (или) привлеченных средств. При этом в Законе прямо закреплено, что организатору массового мероприятия не предоставляются субсидии из краевого бюджета, не могут предоставляться субсидии из местных бюджетов и не предоставляются гранты администрации Краснодарского края.

И в заключение отметим, что 2 апреля 2013 года Закон Краснодарского края «О порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Краснодарского края» был подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края, и с 14 апреля 2013 года он вступает в силу на всей территории Краснодарского края.