14 Июня 2014

В Законодательном собрании. Выпуск № 14, 2014

Приоритет — экономике и молодежной политике

В нашей стране сентябрь традиционно знаменует не только календарный приход осени и начало очередного учебного года, но и нового парламентского года. Хотя, как известно, общественная и политическая жизнь не имеет ни каникул, ни отпусков, и депутаты Законодательного Собрания края в перерыве между пленарными заседаниями активно в ней участвовали.

Новые задачи Палаты

Торгово-промышленная палата Краснодарского края отметила 45-ю годовщину со дня образования. В торжествах по случаю этой даты приняли участие председатель Законодательного Собрания Кубани В. А. Бекетов, первый заместитель главы администрации края Д. Х. Хатуов.

Палата содействует развитию деловой инициативы в регионе, представляет интересы предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности и вида деятельности, способствует взаимодействию предпринимательского сообщества с государством. Сегодня краевая Палата является координирующим центром сети торгово-промышленных палат Кубани, объединяющей 32 межрайонные торгово-промышленные палаты и 6 их представительств. Торгово-промышленная палата края наделена правом законодательной инициативы и может участвовать в разработке и экспертизе краевых законопроектов. Этот процесс был бы невозможен без активной поддержки со стороны Законодательного Собрания и администрации края.

— Не каждый регион, не каждая Палата может похвастаться такими отношениями с властью, — сказал президент Торгово-промышленной палаты России С. Н. Катырин, — не просто внимательным или доброжелательным, а, я бы сказал, ответственным отношением.

Сегодня приоритетными задачами Палаты остаются поддержка кубанских предприятий-товаропроизводителей, содействие развитию малого и среднего бизнеса, интеграция с регионами России. В нынешних условиях Палата должна внести свой вклад в сохранение экономической стабильности в Краснодарском крае в связи с введением санкций.

— Санкции, которые введены против России, ответные санкции — они ко многому обязывают, — сказал председатель ЗСК В. А. Бекетов. — Мы сегодня должны сделать все, чтобы обеспечить не только продовольствием население страны, население Краснодарского края, но и товарами народного потребления.

В краевой ТПП работают высокопрофессиональные сотрудники, которые вносят свой вклад в укрепление экономики региона, способствуют развитию предпринимательства в крае. В. А. Бекетов и Д. Х. Хатуов наградили отличившихся работников Торгово-промышленной палаты благодарностями и почетными грамотами Законодательного Собрания и администрации края.

Председатель кубанского парламента В. А. Бекетов провел встречу с президентом Торгово-промышленной палаты России С. Н. Катыриным. Во время заинтересованного разговора стороны обсудили участие ТПП Краснодарского края в нормотворческой деятельности по развитию предпринимательства и другие актуальные вопросы взаимодействия бизнеса и власти.

Важный день сентября

12 декабря прошлого года, обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В. В. Путин заявил, что местная власть, самая близкая к людям, должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой.

В связи с этим глава государства призвал обеспечить организацию местного самоуправления в соответствии со здравым смыслом. При этом Президент поручил начать эту работу и обеспечить ее законодательно уже в 2014 году.

Государственной Думой в весеннюю сессию текущего года были приняты поправки в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нацеленные на решение трех основных блоков вопросов: институциональных преобразований, упорядочивания полномочий, финансового обеспечения деятельности муниципалитетов. Кроме того, изменениям подверглось и федеральное выборное законодательство.

В единый день голосования 14 сентября 2014 года в Российской Федерации по новым правилам прошли выборные кампании различного уровня. Для Краснодарского края прошедшие выборы стали одними из самых массовых за последнее время. Так, на Кубань пришлось почти 15% от всех распределяемых в нынешнем году в целом по стране мандатов.

Всего в выборах в регионе приняли участие 15 политических партий и одна общественная организация. Были зарегистрированы около 12 тысяч кандидатов, наибольшее количество выдвинули «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». ВПП «Единая Россия» шла на выборы с конкретной программой действий на ближайший период. Она закреплена в планах социально-экономического развития Кубани, бюджетах, краевых и местных программах, приоритетом которых была и остается позиция — каждый рубль дополнительных бюджетных средств инвестировать в человека, в его здоровье, образование и материальное благополучие.

Именно об этой программе, значении и важности предстоящих выборов рассказывали депутаты-члены фракции Партии «Единая Россия» в Законодательном Собрании Краснодарского края, находясь в избирательных округах. Они также оказывали муниципальным образованиям методическую и практическую помощь в подготовке и проведении избирательных кампаний в органы местного самоуправления.

Открытый диалог с молодежью

Председатель Совета молодых депутатов Кубани, председатель комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по физической культуре, спорту и делам молодежи Д. В. Ламейкин возглавил делегацию Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ, принявшую участие в международном молодежном форуме «Таврида-2014».

Форум проходил в селе Орловка недалеко от Севастополя. Организаторы мероприятия — Общероссийский Народный Фронт, Федеральное агентство по делам молодежи и общественная организация «Опора России». Участниками этого события стали около 2000 человек из России, СНГ и дальнего зарубежья, среди них — журналисты, молодые предприниматели, руководители и лидеры молодежных общественных организаций, представители военно-патриотических клубов, руководители молодежных парламентов и правительств.

В рамках работы форума депутаты, представители Палаты молодых законодателей в качестве экспертов провели площадку, на которой презентовали работу Палаты.

Д. В. Ламейкин рассказал участникам форума о развитии молодежного парламентаризма в России, где в качестве примера был рассмотрен опыт успешной работы в ряде регионов, в том числе и на территории Краснодарского края. Особое внимание собравшихся руководитель молодежной парламентской делегации обратил на сферу законодательного регулирования прав и законных интересов граждан. Реалии сегодняшнего дня, по мнению кубанского депутата, диктуют необходимость повышения качественного участия молодежи в данной области. И ключевым инструментом, созданным на федеральном уровне для поддержки и выдвижения законодательных инициатив от молодежи регионов, является Палата молодых законодателей при Совете Федерации страны.

На встрече говорилось также о том, что молодежный парламентаризм в России приобрел широкое распространение в качестве института представительства интересов молодежи во властных структурах: за последнее десятилетие в регионах сложилась стройная система молодежных консультативных и совещательных органов. Активными участниками молодежного парламентаризма являются не только представители общественных молодежных объединений, но и растущее с каждым созывом количество молодых депутатов различного уровня.

Встреча прошла в широком формате обсуждения — рассматривались вопросы развития кадрового резерва страны, реформы местного самоуправления, проблемы законодательного регулирования продажи энергетических напитков и многие другие. Молодежным лидерам были также интересны критерии политического успеха, важность личностных качеств и просто отправные точки, помогающие стать политиком.

Руководитель делегации Палаты молодых законодателей Д. В. Ламейкин отметил позитивный настрой участников «Тавриды-2014» и заинтересованность в будущем России: «И форум в целом, и встреча с его участниками подтвердили, что молодежь не только хочет, но и может менять жизнь в стране к лучшему».

официально

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПЯТОГО СОЗЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О практике проведения на территории муниципального образования Абинский район форумов территориального общественного самоуправления

Заслушав и обсудив информацию главы муниципального образования Абинский район А. А. Чабанца о практике проведения на территории указанного муниципального образования форумов территориального общественного самоуправления, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает положительный опыт работы органов местного самоуправления Абинского района по созданию условий для развития территориального общественного самоуправления (далее также — ТОС) и осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Во всех органах ТОС муниципального образования Абинский район зарегистрированы уставы, утверждены организационные структуры управления и границы территорий ТОС, приняты программы поддержки ТОС, в рамках которых осуществляются компенсационные выплаты и поощрения органам ТОС, проводится учеба органов ТОС.

В результате проведенной работы в настоящее время на территории поселений Абинского района действуют 5 советов микрорайонов с правом юридического лица и 108 квартальных комитетов, актив ТОС составляют более 300 человек, имеющих опыт общественной деятельности от 3 до 25 лет. Компенсационные выплаты руководителям ТОС составляют в среднем 1845 рублей в месяц.

Органы ТОС в Абинском районе проводят определенную работу по наведению санитарного порядка и благоустройству территорий, привлекают к реализации инициатив населения руководителей предприятий и организаций, принимают участие в выборе способа управления многоквартирными домами, возглавляют товарищества собственников многоквартирного жилья, организуют и проводят различные праздничные мероприятия в жилых кварталах и на улицах, участвуют в работе детских площадок в летний период, являются активными участниками добровольных народных дружин по охране общественного порядка, тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции.

Для улучшения форм организации работы органов ТОС, их более эффективного участия в решении вопросов местного значения, обмена опытом работы с 2011 года на территории Абинского района ежегодно проводится форум ТОС под названием «Мы вместе, мы рядом, мы сила!» Инициаторами его проведения являются депутаты поселений и районного совета, а также актив территориального общественного самоуправления Абинского района.

19 июня 2014 года в Абинском районе был проведен III форум ТОС, который был приурочен ко дню празднования 90-летия со дня образования Абинского района. Ежегодно растет количество участников и гостей форума ТОС. Так, в 2014 году в форуме ТОС Абинского района приняли участие более 800 человек. Его гостями стали делегации муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район, Кореновский район, Ленинградский район и Славянский район. Почетными гостями форума стали члены делегации Глазовского сельского совета Ленинского района Республики Крым.

Традиционно в рамках форума работали площадки всех поселений Абинского района. В театрализованной форме органы ТОС рассказывали о своей работе, о достижениях. Были представлены выставки художественного творчества, гончарных изделий, кулинарного искусства, фотовыставки, посвященные истории семей кубанских казаков. Каждый орган ТОС подготовил интересные наглядные материалы: буклеты, методички, листовки, альбомы, газеты. Полезный обмен мнениями проходил в рамках работы дискуссионной площадки, где обсуждались проблемные вопросы, возникающие в работе ТОС, такие как повышение активности населения, особенно среди молодого поколения, в осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения, повышение информированности граждан, квалификации активистов-общественников по вопросам ведения хозяйственной деятельности, финансовой обеспеченности органов ТОС и другие вопросы.

Возросло количество органов ТОС, участвующих в краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления». По итогам 2013 года в конкурсе приняли участие все поселения Абинского района, неоднократным его победителем являлся ТОС № 5 города Абинска. Полученные бюджетные средства по инициативе органов ТОС используются на решение социально значимых вопросов местного значения. Так, с 2011 года органами ТОС Абинского района в рамках краевого конкурса было получено 3 млн рублей, за счет этих средств по инициативе ТОС удалось произвести отсыпку гравием и асфальтирование дорожного покрытия протяженностью более 2 тыс. кв. м, приобрести оборудование для 9 детских игровых площадок и построить 3 новых, приобрести специализированный сельскохозяйственный инвентарь для проведения работ по благоустройству территорий в количестве 8 штук (бензопилы, косы, газонокосилки).

Полезен опыт работы органов ТОС — юридических лиц Абинского городского поселения. В рамках проведения форумов многие органы ТОС советуются по вопросам, касающимся опыта работы ТОС в статусе юридического лица. Органы ТОС — юридические лица созданы в Абинском городском поселении с 2011 года, активно участвуют в исполнении муниципального заказа по благоустройству территорий микрорайонов. В Абинском городском поселении среди органов ТОС — юридических лиц с 2012 года дополнительно проводится конкурс «Клумба мечты». За период их работы в микрорайонах удалось разбить 28 клумб, высадить 143 дерева и 217 кустарников.

Объединяющей силой является и совместная работа органов местного самоуправления и органов ТОС в период подготовки к проведению форумов ТОС. В рамках подготовительной работы утверждаются состав организационного комитета и план мероприятий по подготовке форума ТОС, разрабатываются сценарий, макеты рекламных конструкций, изготавливаются приглашения, благодарственные письма, сувенирная продукция, значки поселений.

По итогам работы каждого форума ТОС принимается общественная резолюция, которая служит практическим пособием в работе ТОС до следующего форума, издается специальный выпуск газеты «Абинский муниципальный вестник», эти материалы доводятся органами ТОС до каждого жителя своей территории.

Основной целью проведения форумов ТОС является популяризация деятельности органов ТОС (привлечение внимания жителей поселений к тому, что она полезна и значима для каждого жителя), распространение и поощрение лучшего опыта и инициатив ТОС. К ним можно отнести акции по благоустройству территории ТОС: «Абинск — город роз», «Хозяйки города, наведем порядок в нашем общем доме!», «Отцы города — чистоту и порядок на улицы города», «Город нашей общей заботы», «Пенсионеры — пионеры чистоты и порядка», «Даешь чистоту городу!» и другие.

Убранная территория и посаженные деревья, отремонтированные скамейки, малые архитектурные формы поднимают настроение и приучают каждого жителя к порядку. Люди понимают, что они делают общее дело как для общего блага, так и для себя лично. Если такие мероприятия становятся регулярными и воспринимаются как необходимость, к тому же подкрепляются различными конкурсами, то порядок на территории будет обеспечен.

По мнению участников мероприятия, форумы ТОС дают сильный импульс для дальнейшей активизации общественной деятельности. Полученные знания позволяют применять в работе с населением новые формы работы, привлекать свежие силы. Кроме того, возникает дух соревнования, желание быть лучшими. От форума к форуму органы ТОС имеют возможность накапливать методический материал и приобретать практический опыт.

Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отметить положительную работу органов местного самоуправления муниципального образования Абинский район (А. А. Чабанец) по проведению на территории муниципального образования Абинский район форумов территориального общественного самоуправления.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края проводить ежегодно в мае — июне на территориях муниципальных образований форумы территориального общественного самоуправления в целях популяризации и распространения положительного опыта работы органов территориального общественного самоуправления.

3. Предложить департаменту внутренней политики администрации Краснодарского края совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий проводить краевой фестиваль территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае один раз в пять лет начиная с 2016 года.

4. Опубликовать настоящее постановление в информационном приложении к городским и районным газетам «В Законодательном Собрании Краснодарского края».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий.

Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края
В. А. Бекетов

г. Краснодар. 16 июля 2014 года

№ 1157-П

актуальное интервью

Санкции как шанс для кубанских аграриев

Ответные меры России по ограничению импорта сельхозпродовольствия из стран Евросоюза и США стали одним из самых обсуждаемых событий последнего времени. Большинство потребителей и производителей сельхозпродукции в нашей стране поддерживают эти вынужденные решения руководства России. Вместе с тем возникают вопросы, как замещать запрещенные к ввозу продукты питания, сможет ли Россия самостоятельно обеспечить себя и как в этих условиях будет работать агропромышленный комплекс Кубани.

Прокомментировать ситуацию мы попросили первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко.

— Иван Михайлович, на Ваш взгляд, как отразятся меры по ограничению ввоза сельхозпродукции из стран ЕС и США на агропромышленном комплексе края?

— Те меры, которые сейчас приняты по ограничению импорта продовольствия из отдельных стран, конечно, вынужденные и, безусловно, потребители продовольствия в нашей стране в какой-то степени их ощутят. Но, в целом, агропромышленный комплекс и Российской Федерации, и Краснодарского края производит львиную долю продовольствия, представленного на внутреннем рынке, и особого дефицита, недостатка продовольствия, в том числе и мясных продуктов, особенно у нас, в Краснодарском крае, я думаю, не будет.

— В последнее время, еще до объявления санкций обеими сторонами, много говорилось и писалось о том, что Кубань не полностью обеспечивает себя свининой и говядиной.

— По производству говядины мы себя обеспечиваем процентов на 50–55. По свинине, действительно, в связи с АЧС у нас производство упало, но мы производим порядка 40 процентов. Я с вами согласен в том плане, что самое узкое место, которое нас ждет в продовольственном обеспечении, это, конечно, обеспечение мясными продуктами и мясом. Действительно, ряд наших мясокомбинатов работали на импортном сырье. Теперь им придется теснее работать с нашими кубанскими производителями. А у нас есть и крупные холдинги, и малые сельхозпредприятия, специализирующиеся на производстве мяса.

Большой резерв, мы считаем, — в производстве мяса птицы. Кубань в этом сегменте ежегодно прирастает на 15, в отдельные годы на 20 процентов. Поэтому, думаю, проблем, в том числе с мясными продуктами, не будет.

Что касается дальнейших действий власти. Сейчас органам власти края, местного самоуправления предстоит работать над стимулированием производителей увеличивать производство животноводческой продукции, и прежде всего мяса. Нам нужны объемы. То же самое касается овощей и фруктов. Вы сами видите, что все эти яблоки, груши, виноград и пр., завозимые из Европы, — это оплачиваемый спрос. И сейчас у отечественного производителя появился шанс его удовлетворить, при этом заработав, обеспечив работой своих земляков.

— А если говорить о молочной продукции, мы себя полностью обеспечиваем?

— Что касается молочной продукции, то мы ежегодно производим более 1 млн 300 тыс. тонн молока. Это достаточно для того, чтобы обеспечить физиологическую потребность каждого жителя Кубани (280 кг — это физиологическая норма). Следовательно, мы производим достаточно, чтобы рынок стабильно, независимо от импортных поставок, обеспечивался натуральными кубанскими молочными продуктами.

— Вы упомянули о малых сельхозтоваропроизводителях, которые должны закрывать потребности по мясу. На самом деле на них мы надеемся и по другим группам товаров. Но мы также помним о том, что именно мелкие производители на протяжении целого ряда лет сталкиваются с проблемой сбыта. В частности, крупные торговые сети отказывают многим из них в том числе и потому, что они не могут обеспечить круглогодичных бесперебойных поставок своей продукции на прилавки. Как Вы считаете, в условиях отсутствия импорта наши производители всё-таки смогут втиснуться на полки гипермаркетов?

— Эта проблема, действительно, имеет место. Но, думаю, те меры, которые введены, повлияют на эту ситуацию. Мне кажется, через розничную сеть, оптовые рынки сейчас пойдет больше продукции отечественных производителей, в том числе и малых.

Кроме того, у нас же еще сложилась хорошая система сельскохозяйственных ярмарок. Я думаю, в этих условиях мы все больше будем культивировать в том числе и ярмарки выходного дня.

к 20-летию краевого парламента

Четвертый созыв: верность традициям и новые формы работы

За два десятилетия Законодательным Собранием Краснодарского края совместно с администрацией края, представительными органами местного самоуправления создана нормативная правовая база, способствующая развитию экономики, социальной сферы и улучшению качества жизни населения края. Серию публикаций к юбилею краевого парламента мы продолжаем рассмотрением итогов деятельности депутатов четвертого созыва.

Досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края четвертого созыва состоялись 2 декабря 2007 года. Они проходили по смешанной системе: 35 депутатов были избраны по одномандатным округам, еще 35 депутатов — по партийным спискам. Предпочтения избирателей были отданы кандидатам от Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Первая сессия Законодательного Собрания четвертого созыва состоялась 11 декабря 2007 года. На ней были образованы три фракции: ВПП «Единая Россия» (61 депутат), КПРФ (6 депутатов), «Справедливая Россия» (3 депутата).

Возглавить Законодательное Собрание края парламентарии снова, в четвертый раз, доверили В. А. Бекетову. Первыми заместителями председателя Законодательного Собрания были избраны А. Г. Билалов и И. М. Петренко, заместителями председателя Законодательного Собрания — П. М. Курдюк и В. В. Чернявский.

В краевом парламенте четвертого созыва были образованы 14 постоянных комитетов: по вопросам аграрной политики и потребительского рынка (председатель — И. М. Петренко); по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан (председатель — П. М. Курдюк); по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи (председатель — В. В. Чернявский); по финансово-бюджетной и налоговой политике (председатель — И. П. Артеменко); по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (председатель — В. А. Волчихин); по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения (председатель — А. Д. Башинский); по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи (председатель — В. А. Науменко); по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями (председатель вначале — Г. А. Рыжкова, затем — Н. И. Осадчий); по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности (председатель вначале — Е. В. Громыко, затем — А. Н. Кондратенко); по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма (председатель — М. Е. Миленин); по вопросам имущественных и земельных отношений (председатель — С. А. Тимченко); по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества (председатель — И. И. Балабаев); по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям (председатель — Н. П. Кравченко); по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий (председатель — И. Д. Конограева, затем — А. И. Шустенков).

В составе парламента нового созыва депутатские мандаты получили руководители предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, строительства, педагоги, представители научной, творческой интеллигенции и других профессий.

Ключевыми направлениями в деятельности депутатов стали: дальнейшая реализация законов о местном самоуправлении, о развитии личных подсобных хозяйств, об эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения; укрепление материально-технической базы учебных заведений, участковых больниц, амбулаторий, фельдшерских акушерских пунктов; мероприятия по контролю за здоровьем подрастающего поколения.

В области развития агропромышленного комплекса края продолжилась реализация принятых ранее краевых законов и целевых программ. Многолетняя работа по государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств привела к качественным позитивным изменениям в этом сегменте АПК края. Владельцы крупных ЛПХ стали официально оформлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организовывать фермерские хозяйства. Это значительно расширило их возможности ведения агробизнеса.

Депутатами профильных комитетов проводились мероприятия по сохранению и увеличению площадей особо ценных земель в Краснодарском крае и контролю за эффективностью их использования. Парламентарии способствовали усилению контроля за соблюдением земельного законодательства.

Содействие развитию местного самоуправления осталось одним из важнейших направлений работы краевого парламента. В рамках краевой целевой программы «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края» ЗСК проводил учебу руководителей и депутатов представительных органов местного самоуправления, руководителей органов муниципальных образований, сельских поселений и общественных объединений. Это управленческие кадры, которые непосредственно участвуют в реализации реформы местного самоуправления.

Понимая, что местное самоуправление должно основываться на надежном финансовом фундаменте, депутаты четвертого созыва инициировали новую форму работы — проведение в поселениях края научно-практических конференций на тему «Обеспечение экономических основ местного самоуправления». Депутаты и сотрудники аппарата ЗСК, представители органов исполнительной власти края, ученые ведущих кубанских вузов изучали экономические основы территорий и вырабатывали практические рекомендации по развитию экономики и бюджетной обеспеченности конкретных поселений, поиску дополнительных резервов развития территорий. Осуществлялся и контроль за выполнением этих рекомендаций. Поселениям также оказывалась помощь в обеспечении сельскохозяйственной техникой для их нужд за счет средств краевого бюджета.

Традиционным стало проведение в стенах Законодательного Собрания торжественного приема молодых офицеров, начиная с 2008 года, накануне Дня защитника Отечества, проявивших себя при исполнении обязанностей военной службы. Представители различных родов
войск из воинских частей и соединений, дислоцированных на территории Краснодарского края, ежегодно становятся участниками приема. Они принимают активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Воспитание патриотизма — это одно из главных направлений деятельности депутатов краевого парламента.

Еще одной новой формой работы, введенной в регулярную практику в четвертом созыве, стало участие депутатов ЗСК в открытых сессиях представительных органов местного самоуправления. Такие мероприятия с привлечением широкого круга общественности предоставили возможность эффективнее выявлять и решать насущные проблемы территорий.

Депутаты Законодательного Собрания в рамках подготовки к проведению Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи осуществляли контроль за исполнением краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», а также производили оперативную корректировку краевого бюджета для строительства олимпийских объектов. Реализация программы способствовала развитию сочинской части Черноморского побережья и подготовке части олимпийских объектов. Парламентарии осуществляли непосредственный контроль за ходом подготовки к Олимпиаде, неоднократно посещали строительство.

Приоритетными направлениями остались социально-экономическое развитие региона, поддержка предпринимательства. В этой области значимыми стали краевые законы «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае».

Совершенствовалась нормативная правовая база в области инвестиционной политики. Изменениями в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» отдельные формы государственной поддержки распространены не только на юридических лиц, зарегистрированных на территории края, но и на отдельные категории юридических лиц, состоящих на налоговом учете в Краснодарском крае, инвестиционные проекты которых имеют высокую социально-экономическую значимость и направлены на увеличение и создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, объемов производства продукции и платежей в бюджет.

Полностью сохранена социальная направленность бюджетной политики. В крае приняты такие важные нормативные акты, как «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об образовании». Принятие краевого закона «О лекарственном обеспечении» способствовало установлению системы социальной защиты кубанцев, имеющих право на меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению. Изменения в краевой закон «О дополнительных льготах донорам крови в Краснодарском крае» не только сохранили, но и увеличили денежные выплаты безвозмездным донорам.

Много было сделано депутатами четвертого созыва для совершенствования сельской медицины. Удалось сохранить и переоснастить сеть ФАПов, провести ремонт и реконструкцию поликлиник. Продолжилась работа в рамках программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения», содействующей подготовке специалистов-врачей для работы на селе. Традиционным стало проведение в стенах Законодательного Собрания торжественной встречи с выпускниками этой программы.

Особое внимание парламентариев было уделено антикоррупционному направлению. Так, в 2009 году был принят Закон края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае». Ряд поправок внесены в краевые законы «О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края», «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае», «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае», «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края» и другие. Поправки касались уточнения статуса и установления ограничения для ряда категорий должностных лиц и лиц, занимающих государственные посты.

В депутатском корпусе ЗСК четвертого созыва из 70 депутатов — семеро были моложе 35 лет. Существенный акцент в своей работе парламентарии ставили на привлечении молодежи в законотворческую деятельность. Эффективное взаимодействие молодых депутатов всех уровней власти продолжилось в рамках Совета молодых депутатов Краснодарского края. Депутатская деятельность, общение с коллегами из других муниципалитетов, более опытными товарищами из Законодательного Собрания края стали для них своеобразной школой мастерства. Увеличились активность и эффективность деятельности СМД на местах, расширились направления и формы работы молодых депутатов.

Депутаты четвертого созыва провели 67 пленарных заседаний, приняли 3481 постановление и 1266 законов. Все это создало основу для стабильного развития Краснодарского края, повышения благосостояния кубанцев.

опыт

Мастер-класс от абинских тосовцев

Крепкая система ТОС сложилась в Абинском районе, став реальной опорой местной власти. Не случайно опыт развития общественного самоуправления в данной территории был в центре внимания на прошедшей сессии краевого парламента. Депутаты признали эту форму работы интересной и своевременной и рекомендовали распространить по всей территории края. По примеру абинчан муниципальные форумы ТОС пройдут в других территориях Кубани. А начиная с 2016 года, у тосовцев появится свой фестиваль и на краевом уровне. О начинаниях местных активистов, из которых складываются кубанские традиции, рассказывается в нашем материале.

Еще в 1982 году квартальные комитеты решали вопросы санитарного содержания придомовых территорий, урегулирования конфликтных ситуаций между соседями, оказывали помощь престарелым и одиноким гражданам и, конечно, являлись помощниками органам местного самоуправления. Работа велась, но не хватало опыта, знаний и системного подхода.

Сегодня в системе ТОС Абинского района действуют 113 органов ТОС — это пять советов микрорайонов, 108 квартальных комитетов. Золотым фондом районного актива общественного самоуправления называет тосовцев глава Абинского района А. А. Чабанец.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», претерпевший на сегодняшний день множество поправок и изменений, по-новому расставил акценты, позволил заново осмыслить имеющийся богатый практический опыт на местах.

— Квартальные комитеты объединили в советы микрорайонов, которые были зарегистрированы как юридические лица, создали в поселениях общественные советы, избрали в составы органов ТОС депутатов, руководителей предприятий и организаций, руководителей домкомов, определили помещения для работы органов ТОС, организовали общественные приемные, — рассказывает А. А. Чабанец. — Именно ТОС позволяет строить конструктивный диалог между органами местного самоуправления и населением, сглаживать всевозможные шероховатости. Без активного участия жителей в реализации программ по развитию территории местное самоуправление, на мой взгляд, осталось бы просто формальностью.

Примером работы органов ТОС может служить совет микрорайона № 5 Абинского городского поселения, дважды становившийся победителем конкурса на звание «Лучший орган ТОС» (2007 г. и 2013 г.). Его председатель Л. Г. Шевчук работает в органах территориального общественного самоуправления 18 лет, из них девять лет как председатель совета микрорайона.

— За эти годы менялись законы, менялись мы, расширялся круг нашей деятельности, — рассказывает Лидия Григорьевна. — Главное, что мы поняли: работа не должна иметь спонтанный характер, необходимо выстраивать систему. На каждом заседании совета мы составляем подробный план работы, определяем основные направления и расставляем приоритеты. Это, прежде всего, работа с населением по месту жительства и взаимодействие с главой поселения, депутатами и общественными организациями.

Совместно с жителями проводятся субботники по благоустройству микрорайона, рассматриваются конфликтные ситуации между соседями. Тосовцы помогают выявлять семьи из группы социального риска, осуществлять контроль за лицами, состоящими на профилактическом учете. Вошло в практику проводить совместные приемы граждан главами с участием тосовцев. Девять руководителей органов ТОС являются депутатами Советов поселений. Это помогает в решении вопросов по всем направлениям.

— А еще — пропаганда здорового образа жизни, организация работы на детских дворовых площадках, содействие правоохранительным органам в охране порядка, взаимодействие с санитарной и административной комиссиями администрации поселения, депутатами, органами социальной защиты, — добавляет Л. Г. Шевчук.

На территории поселения построено 50 детских игровых площадок, и сегодня на плечах активистов — ремонт оборудования, покос травы, подбор волонтеров для работы с детьми.

Ежегодно в поселении проводятся конкурсы: «Дом образцового содержания», «Предприятие образцового содержания» и «Лучший квартальный комитет». Есть такая программа «Абинск — чистый город», в рамках которой тосовцы проводят не просто субботники по наведению чистоты в городе, а акции определенных групп населения — женщин, членов общественных объединений, молодежи, пенсионеров. Когда такие мероприятия становятся регулярными и воспринимаются как необходимость, да еще и подкреплены различными конкурсами, то порядок на территории будет обеспечен, уверены квартальные.

Поскольку с годами система ТОС в районе доказала свою активность, действенность и силу, пришло время представить накопленный опыт, расширив, так сказать, рамки. У тосовцев должен быть свой праздник. Так родилась идея ежегодно проводить районный форум территориального общественного самоуправления «Мы вместе, мы рядом, мы сила!» Дважды он проходил на живописном берегу Кубани, в станице Федоровской, а в этом году по инициативе главы района А. А. Чабанца развернулся в станице Шапсугской — одном из любимейших мест отдыха абинчан и гостей района.

19 июня здесь, на берегу Абина, вокруг главной площади форума расположились площадки всех восьми поселений района. Мероприятие было посвящено 90-летию Абинского района и по своей масштабности и воплощению идей стало выдающимся событием в его жизни. Почетными гостями праздника стали председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов, заместитель директора департамента внутренней политики администрации края А. В. Пчёльник, депутаты ЗСК Н. Н. Петропавловский и И. А. Лобач. Приехали представители Ленинградского, Успенского, Славянского, Крымского, Кореновского районов, Новороссийска и Геленджика, а также Ленинского района Республики Крым.

Форум собрал не только активистов ТОС, но и представителей администраций и депутатских корпусов поселений, общественных организаций, творческих объединений и спорта. Участники обменивались опытом воплощения в жизнь социальных и гражданских инициатив, взаимодействия с органами власти в плане развития территорий. Теплое общение способствовало единению. Баннеры и выставки повествовали об истории Абинского района. А на дискуссионной площадке люди могли выразить свое мнение на тему: «ТОС — школа гражданской активности».

— Труд тосовцев неоценим, они — первые неравнодушные помощники во всех делах и начинаниях, — подчеркнул на открытии форума председатель ЗСК В. А. Бекетов, — связующее звено между властью и людьми.

Владимир Андреевич знает Абинский район более тридцати лет, помнит и времена, когда территория переживала период спада. Сегодня район на подъеме, и в этом немалая заслуга населения, которое объединилось, в том числе, чтобы принять участие в реализации закона о местном самоуправлении.

В завершении официальной части — хоровод дружбы вокруг огромного именинного каравая.

Гости побывали на каждой площадке форума. Именно площадки, а не курени представили поселения. Здесь и оформление соответствующее: яркие стенды, фотовыставки и документы, рассказывающие об их истории и сегодняшней жизни, о связи поколений, о работе на благо малой родины. А кубанские мотивы, казачьи костюмы и обряды добавляли праздничного настроения.

Главы и представители ТОС говорили о совместно достигнутых результатах и задачах на будущее, о том, как возрождают когда-то утраченные традиции, как ремонтируют дома и благоустраивают дворы. Как водится, гостей радушно приглашали к столу — отведать борща, разносолов или ухи, приготовленных, конечно же, квартальными.

— В нашем районе ТОС — авторитетный общественный институт, — рассказал журналистам председатель Совета органов ТОС Холмского сельского поселения С. И. Логинов. — Работаем в тесном контакте с местной властью, для которой важно наше мнение. Мы всегда подаем пример: берем метлы, лопаты, ведра — и на субботник. Благодаря этой работе наша Холмская становится уютнее и красивее. Уже и смена нам подрастает — новое поколение тосовцев.

Ахтырские квартальные проделали большую подготовительную работу, чтобы с помощью федерального бюджета в поселке были отремонтированы многоквартирные дома. А жители Мингрельской, например, делают ставку на воспитание молодого поколения в духе казачьих традиций. Что еще в силах наших квартальных? Принимают участие в выборе способа управления многоквартирным домом, помогают в реализации программы газификации, работают летом на детских площадках, выходят в рейды по охране общественного порядка, контролируют исполнение властью данных избирателями наказов, организуют и проводят праздники улиц, заботятся о ветеранах. Наши тосовцы активно взаимодействуют с депутатами Советов, заметную роль в этом играют молодые депутаты района. В общем, это не просто работа, это настоящее взаимопонимание и дружба.

— Именно здесь мы впервые увидели, как слаженно работают общественники и местная власть и что из этого получается, — поделились своими впечатлениями гости из Крыма.

Безусловно, абинчане гордятся той высокой оценкой, которую дал форуму ТОС Владимир Андреевич Бекетов, и тем, что по его предложению этот опыт теперь будет внедрен во всех муниципальных образованиях Кубани. Процесс совершенствования системы местного самоуправления продолжается, и одна из основных его задач — максимально вовлечь жителей в решение проблем станиц и поселков. Кому, как не им, лучше знать, как содержать и обустраивать придомовую территорию, на каком транспорте ездить и как подружить между собой соседей. Только вместе можно добиться результатов!

В резолюции III районного форума ТОС отмечены не только положительные стороны работы, о которых говорилось выше, но и проблемы: недостаточный уровень информированности граждан о своих правах и обязанностях в сфере общественного самоуправления, пока еще низкая активность, особенно молодого поколения, слабая финансовая обеспеченность органов ТОС для эффективной реализации идей. Поэтому участники форума договорились: повышать информированность населения о совместной работе органов местного самоуправления и органов ТОС; находить инновационные пути решения вопросов местного значения; выстраивать новую информационную политику, более эффективно используя интернет-ресурсы. Каждый день делать шаг вперед на пути реализации полезных инициатив.

И. Ю. ОРЛОВА,
главный редактор
газеты «Восход», Абинский район.

консультирует юрист

Дополнительные меры соцподдержки

На каждой сессии Законодательного Собрания Краснодарского края социальные вопросы ставятся во главу угла. Не стало исключением сессионное заседание, состоявшееся 25 июня 2014 года, на котором был рассмотрен целый пакет законодательных инициатив, направленных на увеличение мер социальной помощи за счет средств краевого бюджета.

Особо хочется отметить принятый депутатами краевой закон «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006–2015 годы», положениями которого установлена дополнительная мера социальной поддержки по компенсации стоимости проезда на междугородном транспорте к месту реабилитации (в реабилитационные центры) инвалидов по зрению и лиц, сопровождающих инвалидов по зрению 1 группы, при их сопровождении к месту реабилитации (в реабилитационные центры) и от места реабилитации (из реабилитационных центров).

В связи с тем, что принятый Закон повышает уровень доступности инвалидов по зрению к приоритетным объектам и услугам в сфере их жизнедеятельности, его действие распространено на прошлый период, а именно — с 1 января 2014 года.

Денежные средства краевого бюджета на компенсацию расходов проезда в реабилитационные центры в сумме 137,8 тысячи рублей предусмотрены в рамках государственной программы Краснодарского края «Социальная поддержка граждан».

Кроме того, принятым 25 июня 2014 года Законом Краснодарского края «О внесении изменений в статью 19 Закона Краснодарского края «Об охране здоровья населения Краснодарского края» закреплено, что дети первых шести месяцев жизни из малоимущих семей, родившиеся не ранее 1 августа 2014 года и находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании, имеют право по заключению врача на обеспечение полноценным питанием посредством бесплатного предоставления специализированных продуктов детского питания.

Обеспечение специализированными продуктами детского питания таких детей будет осуществляться государственными учреждениями, подведомственными министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края. Порядок обеспечения детским питанием будет установлен администрацией Краснодарского края. В соответствии с информационным письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации рассчитан необходимый размер средств на выдачу продуктов детского питания на одного ребенка, который составит не более 2500 рублей ежемесячно (конкретный расчет суммы на основании заключения врача).

Также был принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», которым установлено право учащихся муниципальных общеобразовательных организаций из многодетных семей на льготное питание из расчета 10 рублей на одного учащегося в день. Данное положение вступит в силу с начала нового учебного года — с 1 сентября 2014 года.