9 Июня 2013

В Законодательном собрании. Выпуск № 9, 2013

В центре внимания — образование, земля и целевые программы

22 мая 2013 года состоялась очередная 10-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. На ней было рассмотрено более 40 вопросов, которые касались образования, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предоставления земельных участков многодетным семьям, исполнения краевых целевых программ. Вёл пленарное заседание председатель краевого парламента, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в ЗСК В. А. Бекетов.

Собрание фракции

На состоявшемся перед началом сессии собрании фракции депутаты-единороссы в порядке контроля заслушали информацию члена фракции, председателя комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике И. П. Артеменко об организации работы по выполнению партийного проекта «Свой дом».

Принято решение с участием комитетов ЗСК, профильных департаментов краевой администрации проанализировать состояние дел с предоставлением земельных участков для строительства жилья многодетным семьям в каждом муниципальном образовании, в том числе изучить такие вопросы, как наличие свободных земель, их обеспеченность инфраструктурой. После детальной проработки этот вопрос будет вынесен на обсуждение политического совета регионального отделения. Контроль за его исполнением возложен на фракции в представительных органах муниципальных образований.

Собрание фракции также заслушало информацию члена фракции, секретаря комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Ю. В. Чепурного о работе с обращениями граждан. По итогам обсуждения членам фракции рекомендовано продолжить работу по всестороннему и своевременному рассмотрению обращений граждан, а также практику личного рассмот-рения обращений граждан с выездом на место.

Закон об образовании

На сессии в первом чтении был принят Закон «Об образовании в Краснодарском крае».

Это базовый документ, который будет регулировать отношения в сфере образования Кубани. Он определяет основные элементы системы образования, меры социальной поддержки обучающихся и педагогов. Законодательно устанавливается, что оплата труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций не может быть ниже уровня средней зарплаты в крае.

В ближайшее время планируется провести широкое обсуждение принятого в первом чтении законопроекта. Будут проведены выездные парламентские слушания с участием педагогической и родительской общественности, всех участников образовательного процесса.

О земле для многодетных

В числе первых на сессии депутаты рассмотрели контрольное постановление об исполнении статьи 141 краевого закона «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», которая регулирует вопросы предоставления земельных участков многодетным семьям.

С анализом исполнения этой статьи закона перед коллегами выступил председатель комитета по вопросам имущественных и земельных отношений С. А. Тимченко. Он сообщил, что всего за период с сентября 2011 до начала 2013 года муниципалитетами края было сформировано 8075 земельных участков, за получением которых обратились более 10,5 тысячи граждан. По состоянию на начало этого года почти половина заявлений были удовлетворены и более чем с 3,2 тыс. граждан уже заключены договоры аренды.

С. А. Тимченко отметил муниципалитеты, где эта работа поставлена хорошо, и обратил внимание на проблемные территории (Белоглинский, Динской, Ленинградский, Отрадненский, Славянский, Темрюкский районы), где работа по заключению договоров аренды ведётся слабо. Депутаты указали и муниципальные образования, которые изначально планируют в 2013 году формирование недостаточного количества земельных участков (Краснодар, Сочи, Динской, Ейский, Крымский, Отрадненский, Славянский и Туапсинский районы).

Соответствующие рекомендации по устранению недочётов были даны органам исполнительной и представительной власти этих городов и районов в постановляющей части документа.

Проверено выполнение программ

Целевые программы — основной инструмент системного решения экономических и социальных вопросов развития Краснодарского края. О том, как выполнялись они в 2012 году, шла речь на сессии.

Министр экономики Краснодарского края И. П. Галась доложил, что в 2012 году на реализацию 54 долгосрочных краевых целевых программ и 38 ведомственных целевых программ было выделено свыше 147 млрд. рублей, что более чем в полтора раза выше показателей прошлого года.

Депутаты отметили, что реализация целевых программ позволила решить ряд ключевых социально-экономических проблем по улучшению качества жизни населения Кубани, повышения его благосостояния, а также способствовала устойчивому социально-экономическому развитию территорий края.

Отмечено, что по разным причинам средства федерального и краевого бюджета, выделенные на осуществление некоторых программ, не были освоены в полном объеме. В связи с этим депутаты указали на необходимость повышения исполнительской дисциплины.

В итоге работу по выполнению долгосрочных краевых и ведомственных целевых программ в 2012 году депутаты признали удовлетворительной и рекомендовали усилить контроль реализации программ как со стороны исполнительной, так и законодательной властей.

Приняты обращения

Депутаты продолжили практику обращений в федеральные органы власти. На сессии было озвучено несколько документов, направляемых в различные инстанции.

Одно из обращений — об установлении единых для России и Украины условий и правил ведения промысла водных биоресурсов в Азовском море — адресовано председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву. В нем выражается тревога по поводу того, что в связи с отсутствием линии государственной границы по акватории оба государства вправе осуществлять добычу водных биоресурсов в Азовском море и Керченском заливе повсеместно. При этом законодательством Украины создаются условия, при которых украинские рыболовецкие организации при ведении промысла изначально оказываются в значительной выгоде. Кубанские депутаты просят оказать содействие, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию.

Причиной появления ещё одного обращения стала обеспокоенность недостаточным количеством пешеходных переходов на дорогах федерального значения, расположенных на территории края. В первую очередь речь идет о трассе от Джубги до границы с Абхазией. В связи с предстоящей Олимпиадой интенсивность движения по этой дороге постоянно возрастает. Поток машин значительно увеличивается в курортный сезон. Дорога проходит через населенные пункты и здесь отмечается высокий уровень аварийности. Летом едва ли не на каждом переходе выставляются регулировщики, что снижает пропускную способность трассы. Депутаты обращаются к руководителю Федерального дорожного агентства Р. В. Старовойту с просьбой оказать содействие в выделении средств для строительства надземных и подземных переходов на автодорогах федерального значения.

Общественный порядок

Рассмотрели депутаты и вопрос о ходе исполнения краевого закона «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» на территории Усть-Лабинского района.

С информацией об этом перед парламентариями выступил глава Усть-Лабинского района А. В. Вороновский. Он рассказал о деятельности добровольных народных дружин, работе штабов по взаимодействию в области охраны общественного порядка, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, работающих в каждом поселении.

Кроме народных дружин общей численностью 310 человек, в районе работают ещё казачьи дружины, насчитывающие 60 казаков. Часть казаков на основе трёхстороннего соглашения между районной администрацией, райотделом полиции и районным казачьим обществом участвуют в охране общественного порядка. Также заключены двусторонние договоры между добровольными народными дружинами сельских поселений и райотделом полиции. Сотрудниками райотдела МВД регулярно осуществляется методическое и оперативное руководство деятельностью граждан, участвующих в работе по охране общественного порядка.

Важным направлением реализации закона края является оказание органами местного самоуправления финансовой поддержки добровольным народным и казачьим дружинам посредством ведомственных муниципальных целевых программ. В общей сложности из средств районного бюджета на их поддержку в 2012 году было выделено 270 тыс. рублей.

В итоге работа властей Усть-Лабинского района признана депутатами удовлетворительной.

***

На сессии депутаты рассмотрели и ряд других вопросов, касающихся разных сфер жизни края.

региональная конференция

ВСМС: новый виток развития

В Краснодаре состоялась пятая отчетно-выборная конференция Краснодарского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС). В зале краевой филармонии собрались представители муниципального сообщества всей Кубани, чтобы подвести итоги работы, обсудить важнейшие вопросы развития местного самоуправления, определить задачи на будущее.

В мероприятии приняли участие руководитель Совета регионального отделения ВСМС, председатель Законодательного Собрания Краснодарского края, руководитель фракции партии «Единая Россия» в ЗСК В. А. Бекетов, депутаты кубанского парламента, директор департамента внутренней политики администрации Краснодарского края В. П. Свеженец, заместитель председателя ЦИК общероссийской общественной организации ВСМС Е. А. Трубицына, представители государственных и муниципальных органов власти, более 500 делегатов от местных отделений ВСМС.

От имени общероссийской организации ВСМС и ее руководителя В. С. Тимченко собравшихся приветствовала Е. А. Трубицына. Слова благодарности и напутствия от губернатора Кубани А. Н. Ткачева передал В. П. Свеженец. Он, в частности, отметил, что под эгидой ВСМС проводится планомерная работа. Совет объединяет усилия многих людей для оказания конкретной помощи муниципалитетам. На Кубани 131-й федеральный закон реализуется системно и эффективно. Есть серьезные достижения в самостоятельном решении вопросов местного значения поселениями. Таких высоких результатов нужно добиваться и в дальнейшем.

Центральное место занял доклад В. А. Бекетова о деятельности кубанского отделения за пятилетний период. Владимир Андреевич акцентировал внимание на том, что конференция проходит в преддверии двух знаменательных дат в новейшей истории России, которые тесно связаны друг с другом. Это 20-летие действующей Конституции РФ и десятилетие со дня принятия 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

— С принятием этих основополагающих документов кардинально изменились социально-экономические и производственные отношения в нашем обществе. Было положено начало создания стабильно работающей системы органов местного самоуправления, которые должны самостоятельно и под свою ответственность обеспечивать развитие экономики и социальной сферы, активно включать население в решение местных вопросов, принимать на себя ответственность за жизнь своего дома и в целом муниципалитета, — сказал В. А. Бекетов.

Руководитель краевого отделения ВСМС особо подчеркнул, что местное самоуправление не просто состоялось, оно изменило страну, коснулось практически каждого жителя. Это сегодня признается на всех уровнях власти и самим населением. Всемерно содействует развитию местного самоуправления и созданный в 2006 году по решению первого съезда Всероссийский Совет местного самоуправления. В составе кубанского ВСМС 44 местных отделения и более 31 тысячи членов. Среди них не только главы, депутаты и руководители, но и представители ТОСов, ТСЖ, общественных организаций, молодежи, предприниматели, врачи, работники культуры, учителя, спортсмены, то есть самая широкая общественность. По сути, это и есть тот актив, который инициирует многие позитивные преобразования в муниципалитетах.

Как прозвучало в докладе, региональное отделение ВСМС совместно с органами краевой власти и местного самоуправления делает немало для того, чтобы повысить эффективность экономики, качество жизни людей, сохранить политическую и социальную стабильность на Кубани. Но предстоит работать еще более наступательно, сосредоточившись на ключевых вопросах. Таких, как вовлечение муниципального сообщества в процесс формирования и реализации стратегии развития территорий муниципальных образований, содействие в решении вопросов местного значения. Не менее важные задачи — совершенствование муниципального управления, повышение профессионального уровня кадрового состава, поддержка социальных инициатив населения, развитие гражданской активности на местах. В числе приоритетов остаются повышение эффективности реального сектора экономики, увеличение собственных доходов местных бюджетов, создание новых рабочих мест, решение вопросов занятости, увеличение доходов населения. Исполнением этих задач органам местного самоуправления необходимо заниматься совместно с отделениями ВСМС на местах.

Большой интерес вызвали выступления участников конференции. Председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Н. Н. Петропавловский отметил, что в мировой практике становление местного самоуправления занимало весьма длительный период — многие десятилетия, а в России и, в частности, на Кубани, всего за десять лет удалось существенно продвинуться в этом процессе.

По мнению председателя Совета муниципального образования Абинский район, председателя местного отделения ВСМС Е. А. Шемякиной, ключевой задачей местного самоуправления является забота о жителях, улучшение качества жизни людей. Одно из приоритетных направлений деятельности местного отделения ВСМС — поддержка ЛПХ, которые играют важную роль в занятости сельского населения и пополнении продовольственного рынка. Председатель Совета муниципального образования Калининский район, председатель Калининского местного отделения КРО ООО «ВСМС» А. П. Сидюков и другие выступающие поддержали мысль о том, что содействие в развитии малого предпринимательства в сельскохозяйственном производстве — важнейшая часть работы местной власти и ВСМС.

На конференции также выступили заместитель главы Выселковского района Н. В. Карабут, глава Стародеревянковского сельского поселения Каневского района С. А. Гопкало, председатель квартального комитета Новокубанского городского поселения А. В. Игнатченко, глава Дмитриевского сельского поселения Кавказского района С. М. Токин, председатель Совета ветеранов Тбилисского района В. Н. Зайцев, председатель органа ТОС станицы Надежной Отрадненского района Л. П. Мишихина. Каждый дал положительную оценку работе ВСМС в крае. Многие отмечали, как стремительно меняется жизнь в поселениях. Поэтому депутатам, органам ТОС и всем, кто трудится в системе местного самоуправления, нужно работать на опережение, уметь предугадывать потребности населения.

Делегаты конференции также рассмотрели ряд организационных вопросов. Были утверждены новые составы руководящих органов регионального отделения ВСМС. По предложению ЦИК председателем Регионального совета Краснодарского регионального отделения ВСМС утвержден депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Г. И. Зезюлин, ранее являвшийся заместителем председателя этой организации. Его заместителем по линии ВСМС избран депутат кубанского парламента А. И. Шустенков.

В рамках конференции прошло награждение. Активисты регионального отделения ВСМС отмечены благодарностью председателя ООО «Всероссийский Совет местного самоуправления» В. С. Тимченко. Председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов награжден Почетным знаком «За заслуги в развитии местного самоуправления».

к 20-летию Конституции РФ

Политический плюрализм и многопартийность

12 декабря 2013 года исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме в 1993 году. Мы продолжаем цикл публикаций об Основном законе государства и его значении для нашей жизни.

Согласно ст. 13 Конституции России, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что в нашей стране на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

Политический плюрализм предполагает многообразие политических взглядов и организаций, возможность свободного участия граждан в политической жизни, а также конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти. Он является общепризнанной основой демократического государства.

Важно, что Конституция России гарантирует партиям и общественным объединениям равенство перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Однако Основной закон запрещает создавать общественные объединения, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политические партии являются особым видом общественных объединений. Их деятельность непосредственно связана с организацией и функционированием публичной политической власти. Они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии. Партии призваны обеспечивать участие граждан в политической жизни общества, а также политическое взаимодействие гражданского общества и государства.

Возможность для граждан свободно объединяться в политическую партию с тем, чтобы действовать коллективно в области реализации и защиты своих политических интересов — одна из необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение, поэтому Конституция России защищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу их создания.

Партии выражают интересы тех слоёв общества, которые они представляют. В соответствии с этим принцип многопартийности предполагает, что каждая партия, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство в свою очередь обязано гарантировать равенство политических партий в борьбе за власть.

Согласно нормам российского законодательства, политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации и состоять не менее чем из 500 членов. Это требование объясняется тем, что политические партии создаются для обеспечения участия граждан в политической жизни всей страны, а не только ее отдельной части. Они призваны формировать политическую волю многонационального российского народа и выражать общенациональные интересы. В то же время, осуществляя свою деятельность непосредственно в регионах, политические партии должны обеспечивать сочетание общенациональных и региональных интересов.

Многопартийная система создает условия для широкого представительства интересов различных групп общества. В этом случае появляется возможность оппозиции правящим структурам, устраняется возможность захвата власти одной партией или группировкой. Однако преимущества принципа политического плюрализма могут быть реализованы исключительно в рамках закона. Политические партии должны добиваться осуществления программных целей только на основе права и нести ответственность за свою политическую деятельность.

Таким образом, развитие многопартийности способствует расширению сферы индивидуальной свободы, укреплению прав и свобод человека и гражданина, защите прав меньшинства, утверждению демократии в стране.

Существование в государстве разнородных общественных элементов, их самостоятельность и равноправие в определении своих целей и действий в обществе создают благоприятную обстановку для поиска наиболее приемлемых путей развития страны. А терпимость к политическим оппонентам, готовность к взаимным уступкам и поиск всеобщего согласия способствуют сплочению общества в целом.

на контроле депутатов

«Детский закон» работает

На очередном планерном совещании в краевом парламенте был заслушан вопрос о ходе реализации Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Совещание провел председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В. А. Бекетов. С основным докладом выступил начальник управления по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края А. П. Резник.

За время действия закона более чем на 47 процентов снизилась подростковая преступность, на 73 процента сократилось количество семей, которые находятся в социально опасном положении. За нарушение несовершеннолетними положений «Детского закона» с момента его вступления в силу было привлечено к ответственности более 27 тысяч родителей. После этого большинство вспоминает о своих родительских обязанностях и повторно к административной ответственности привлекались немногим более двух тысяч человек. А. П. Резник рассказал о том, как осуществляется контроль за исполнением закона на местном, районном и краевом уровнях, назвал муниципальные образования, где накоплен положительный опыт в реализации закона, и те города и районы, где этому вопросу уделяется недостаточное внимание.

Далее состоялось обсуждение хода реализации закона, во время которого депутаты обратили внимание на различные аспекты правоприменительной практики. В частности, высказались за то, чтобы положения «Детского закона» в обязательном порядке соблюдали не только жители края, но и те, кто приезжает отдыхать на кубанские курорты. Депутаты интересовались эффективностью санкций в отношении продавцов, которые нарушают запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Прозвучало предложение активнее привлекать к работе с неблагополучными детьми психологов.

В целом «Детский закон» на Кубани работает, однако есть факты его неисполнения, и в каждом таком случае нужно от уговоров переходить к делу. Председатель ЗСК В. А. Бекетов отметил важность этой проблемы и подчеркнул роль в её решении советов профилактики в муниципальных образованиях.

— Нужно, чтобы советы профилактики были действенными, — сказал глава кубанского парламента. — Они могут стать мощным инструментом, если в их работе не будет формализма. Необходимо активизировать работу с родителями, которые не занимаются детьми. Кроме того, в вопросах профилактики детской безнадзорности нужно повышать роль казачества.

Вопрос о ходе реализации «Детского закона» был вынесен на сессию кубанского парламента. Постановление содержит конкретный анализ того, что сделано в этом направлении в территориях края, что ещё предстоит сделать. Анализ хода реализации закона должен стать предметом рассмотрения на сессиях представительных органов местного самоуправления. Нельзя успокаиваться на достигнутом, к работе должны подключаться все ведомства, которые занимаются вопросами профилактики.

парламентские слушания

Как учить рабочим профессиям?

На состоявшихся в кубанском парламенте парламентских слушаниях был рассмотрен ход реализации долгосрочной краевой целевой программы «Совершенствование и укреп-ление организационной структуры и материально-технической базы системы начального профессионального и среднего профессионального образования Краснодарского края» на 2010–2014 годы». Слушания провел председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов.

Кроме депутатов кубанского парламента, в них приняли участие члены экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по вопросам образования, науки и делам семьи, представители краевых ведомств, руководители образовательных учреждений. Заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В. В. Чернявский во вступительном слове кратко охарактеризовал основные параметры программы и высказал предложения по расширению её целей и задач. В частности, он считает необходимым придать программе межведомственный характер, привлечь к её реализации, кроме министерства образования и науки, ещё и профильные ведомства, заинтересованные в подготовке кадров для своих отраслей. При оценке выполнения мероприятий программы следует уделять большее внимание практической части обучения, в совершенствовании нуждается система прогнозирования потребности в кадрах, необходим глубокий анализ данных о трудоустройстве выпускников, причем такой мониторинг следует вести на протяжении одного-двух лет.

Обстоятельно о реализации программы рассказала министр образования и науки Краснодарского края Н. А. Наумова. Основные мероприятия предусматривали укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров, корректировку учебных программ с учетом современных потребностей экономики. За три года на эти цели было направлено почти 400 млн. рублей, создано 12 ресурсных центров, появились центры сертификации профессиональных квалификаций. Министр отметила, что наметилась тенденция в изменении отношения выпускников школ к рабочим профессиям. По некоторым специальностям конкурс составил более четырех человек на мес-то, меняется качественный состав учащихся профучилищ, техникумов, лицеев, получать рабочие профессии идут все больше выпускников, имеющих высокий уровень знаний. Образовательные учреждения активнее стали выстраивать отношения с предприятиями реального сектора экономики.

Председатель ЗСК В. А. Бекетов отметил, что министерством проведена достаточно серьёзная работа, есть определённые успехи, но призвал всех участников слушаний высказывать предложения о том, в каком направлении дальше должна развиваться система подготовки квалифицированных кадров.

— Программа выполняется, но мы должны видеть дальше, на перспективу, — сказал В. А. Бекетов. — Учеба нужна не ради учебы, а для того, чтобы специалист мог трудоустроиться, чтобы в экономике повышалась производительность.

Директор профессионального лицея № 3 С. Н. Рябиченко рассказал о независимой профессиональной оценке квалификации выпускников, в которой должны участвовать и эксперты — производственники. В лицее был открыт Центр сертификации профессиональных квалификаций. Сертификация включает проверку теоретических знаний в виде тестирования и практический блок, который предполагает оценку умений и навыков специалиста. По словам директора лицея, молодых людей с такими сертификатами охотнее берут на работу. Но сейчас это не обязательная процедура, отсутствует единая система, в крае пока можно получить сертификаты лишь по профессиям строительного и сельскохозяйственного профиля.

Депутат ЗСК, директор Армавирского электромеханического завода Н. И. Титов рассказал о своем сотрудничестве с местным машиностроительным техникумом. У завода с этим образовательным учреждением заключён договор и не только на подготовку, но и на переподготовку кадров. Переобучение работников завода идёт без отрыва от работы, преподаватели техникума выезжают непосредственно на предприятие. Только во взаимодействии образовательных учреждений, предприятий и обязательно при помощи власти можно изменить систему подготовки кадров, считает Н. И. Титов. Проблему неэффективных образовательных учреждений он предлагает решать, в том числе, путём реорганизации. Также он обратил внимание на вопросы, связанные с закреплением на производстве молодых кадров. По его мнению, в первую очередь это зависит от работодателя.

— Рабочая молодежь разобщена, — сказал Н. И. Титов. — Поэтому мы, кроме наставничества, создали совет молодых работников, организуем для них праздники, например «Праздник первой получки». Мало кадры подготовить, их нужно ещё закрепить на производстве.

Об опыте социального партнерства при подготовке кадров рассказал заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам образования, науки и делам семьи, директор Брюховецкого аграрного колледжа А. В. Югов. Колледж выстраивает взаимодействие с УПХ «Брюховецкое». В хозяйстве имеется современная техника, созданы рабочие места для прохождения всех видов практики учащимися колледжа, здесь же они могут внедрить в производство результаты собственной научно-исследовательской деятельности. По мнению директора колледжа, взаимоотношения с производственным предприятием целесообразно выстраивать на основе договора о государственно-частном партнерстве, где УПХ и колледж объединят усилия и создадут совместный образовательно-производственный участок для осуществления работы по подготовке востребованных на рынке труда специалистов. Такая модель взаимодействия должна получить статус экспериментальной площадки.

В обсуждении также приняли участие заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам образования, науки и делам семьи Ю. А. Сапрыкин, директор Тихорецкого индустриального техникума, председатель президиума Совета директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования края В. Н. Шевцов, депутат ЗСК, генеральный директор ЗАО «Краснодарпроектстрой» Б. З. Тутаришев.

— Проблем достаточно, но есть люди, которые смогут их решить, — отметил председатель ЗСК В. А. Бекетов, подводя итоги разговора на парламентских слушаниях. — Трудности в подготовке кадров для экономики края объективные. В советское время всё было унифицировано, единая техника, единое оборудование, сейчас — пестрота. Поэтому подготовка должна иметь прикладную направленность. Нужно готовить широкий спектр специалистов и гибко подходить к вопросам, с учетом современных требований. Специалист должен быть высокой квалификации, знать все тонкости конкретного узкого направления. И это будет следующий шаг в подготовке кадров. Но уже сейчас мы должны знать конечную цель: кого подготовим, куда они пойдут, как будут строить жизнь.

По итогам обсуждения на парламентских слушаниях были приняты рекомендации. Они учтены при подготовке постановления ЗСК о ходе реализации целевой программы к пленарному заседанию краевого парламента. Доработанный документ принят на майской сессии.

100 лет кубанскому футболу

Кумиры многих поколений

В Законодательном Собрании Краснодарского края состоялась торжественная церемония открытия фотовыставки «100 лет кубанскому футболу». В ней участвовали председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В. А. Бекетов, депутаты, председатель общественной организации «Краснодарская краевая федерация футбола», заместитель главы администрации края, министр финансов И. А. Перонко, заместитель главы администрации края, атаман Кубанского казачьего войска, генерал Н. А. Долуда, министр физической культуры и спорта Кубани Л. А. Чернова.

Почетными гостями на открытии выставки были живые легенды спорта, чемпионы: участник Великой Отечественной войны, чемпион РСФСР 1959 года в составе краснодарской команды «ЗИП — Энергия» А. И. Жуковский, мастер спорта СССР, чемпион РСФСР 1962 г., капитан «Кубани» в 60-е годы, тренер «Кубани»- чемпиона РСФСР в 1973 году, один из лучших игроков в истории команды В. С. Будагов, капитан команды «Кубань» в 80-е годы, воспитанник новороссийского футбола, лучший пенальтист команды «Кубань» в ее истории В. И. Лагойда и ряд других героев кубанского футбола.

С приветственным словом к гостям выставки обратился председатель Законодательного Собрания В. А. Бекетов. Он поблагодарил ветеранов футбола за победы и за то, что благодаря их первоклассной игре этот вид спорта всегда был очень популярным на Кубани.

— Наша задача — сделать всё, чтобы как можно больше мальчишек, играющих сегодня в дворовой футбол, приходили в юношеские, а потом и во взрослые команды профессионалов и сами становились кумирами для новых поколений. Российскому футболу необходимо, чтобы на наших полях играли наши, российские спортсмены, — сказал Владимир Андреевич.

Председатель общественной организации «Краснодарская краевая федерация футбола» И. А. Перонко в своем выступлении подчеркнул, что Кубань сегодня в числе регионов, где футбол наиболее развит, традиционно популярен и является массовым видом спорта.

Выставка должна напомнить о славных страницах кубанского футбола, например, таких, как победа футбольного клуба «Кубань» в чемпионате страны в 1973 году. Заместитель главы администрации края, атаман Кубанского казачьего войска, генерал Н. А. Долуда от лица всех болельщиков края поблагодарил организаторов выставки и лично В. А. Бекетова за возможность увидеть историю развития футбола на Кубани.

— Эти фотографии ждали своего зрителя. Замечательно, что теперь их смогут увидеть все, кто любит и ценит футбол, — сказал Николай Александрович.

Со словами благодарности за внимание к футболу, его истории выступил в ответном слове мастер спорта СССР, чемпион РСФСР 1962 года И. Н. Ковалёв. Он отметил, что сегодня в крае очень многое делается для поддержки и развития спорта, в том числе и на законодательном уровне.

После показа фильма об истории кубанского футбола была проведена экскурсия по фотовыставке. Экспозиция охватывает период от зарождения кубанского футбола до нынешних дней. На стендах — фотографии любимых команд миллионов кубанцев, портреты спортсменов, чьи имена гремели в разные годы. Здесь же горделиво возвышаются сверкающие кубки, завоеванные в горячих футбольных баталиях. История громких побед, ярких взлетов, красочных сражений — все это летопись кубанского футбола, которая едва ли кого-то может оставить равнодушным. Именно поэтому фотовыс-тавку решено сделать передвижной, чтобы на ней смогли побывать как можно больше жителей края.

После осмотра выставки парламентарии и представители Краснодарской краевой федерации футбола обменялись памятными подарками.

дела молодых

Знание закона применяем на практике

Молодые депутаты активно принимают участие не только в законотворческой, но и общественной работе, делятся опытом, рассказывают о своей деятельности, в том числе и о практическом применении законов, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей.

Председатель Совета молодых депутатов Приморско-Ахтарского района Сергей Костко в числе тех, кто в полной мере реализует на практике все преимущества, которые сегодня дает аграриям краевое законодательство. В качестве примера он приводит свое крестьянско-фермерское хозяйство «Анна», основанное в станице Ольгинской в 1994 году. Это семейное предприятие, в котором заняты родные Сергея, изначально располагало всего ста двадцатью гектарами земли. Сейчас их — три с половиной тысячи.

— Но дело даже не в площади участка, — говорит Сергей. — Есть в районе примеры, когда земли достаточно, а ее владелец едва концы с концами сводит. Важно уметь грамотно ресурсы применять, использовать законодательство, которое обеспечивает поддержку сельхозтоваропроизводителям. Рассчитывать больше на себя, а не на кредиты, которые потом надо возвращать.

КФХ «Анна» наращивало обороты постепенно, не залезая в долги. То, что удавалось заработать, вкладывали в развитие. Старую технику своими силами ремонтировали в заброшенной мастерской, взятой в аренду. Высшее образование пригодилось на практике — Сергей по профессии инженер-механик, выпускник КубГАУ. Сегодня в хозяйстве семь комбайнов, выращиваются пшеница, подсолнечник. Особая гордость — своя фирменная мука, которую производят на собственной мельнице из выращенной на полях хозяйства пшеницы. Фасуют тоже сами. По словам Сергея, раскупают муку в основном жители района, соседи, потому что знают — качество продукта гарантировано. Также хозяйство поставляет свою продукцию на ярмарки выходного дня в краевой столице.

Зная, что аграриям в крае оказывается активная поддержка, Сергей смог оформить субсидии на закупку семян, компенсацию расходов на ГСМ. Некоторые считают, что оформление документов для получения субсидий — хлопотное дело, дескать, больше времени потратишь. На самом деле это большое подспорье, главное — начать вникать и заниматься развитием хозяйства.

В своей деятельности Сергей рассчитывает сделать упор на развитии животноводства. Отара в 70 овец уже есть, недавно закупили бычков. Срочно восстанавливается корпус под крупный рогатый скот.

— Не понимаю, как может быть невыгодным сельское хозяйство. Главное, было бы желание работать, а не мечтать о красивой жизни. Мы успеваем не только зарплату вовремя выдавать, но и налоги платить сполна, — говорит Сергей Костко.

Свое участие в СМД он расценивает как дело полезное: стал больше знать, лучше разбираться в правовых вопросах. Сергей оказывает помощь детским садам, школам, жителям района. Есть средства, есть разного рода техника, нужная на селе. Всем этим, а также грамотным советом депутат Костко всегда готов помочь.

консультирует юрист

Бесплатная юридическая помощь

На 8 пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края, состоявшемся 16 апреля 2013 года, принят краевой закон «О бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края». Он разработан во исполнение и в целях реализации на территории края положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Согласно принятому документу, правом на получение бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края будут пользоваться в случаях, установленных частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», все категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 20 указанного Федерального закона, а именно:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По данным министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края и министерства здравоохранения Краснодарского края, численность граждан, зарегистрированных в крае и относящихся к указанным категориям, составляет свыше 900 тыс. человек. И эта цифра рассчитана без учета числа граждан, ежегодно приезжающих в Краснодарский край, и которые в случае, если они относятся к соответствующим категориям, также имеют право на получение бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края.

Согласно принятому Закону края о бесплатной юридической помощи, в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края входят:

— администрация Краснодарского края — высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и подведомственные ему учреждения;

— органы исполнительной власти Краснодарского края и подведомственные им учреждения;

— территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края;

— государственное юридическое бюро Краснодарского края, подведомственное администрации Краснодарского края и создаваемое в форме краевого государственного казенного учреждения.

Законом края о бесплатной юридической помощи предполагается, что основную нагрузку по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи будет нести государственное юридическое бюро Краснодарского края и в дальнейшем его филиалы в муниципальных образованиях Краснодарского края.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин, имеющий право на ее получение, обращается:

1) в случаях и порядке, предусмотренных Законом Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1170-КЗ «О порядке и условиях осуществления материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях и компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь бесплатно отдельным категориям граждан в Краснодарском крае» — к адвокату;

2) в иных случаях — в государственное юридическое бюро Краснодарского края.

Законом края о бесплатной юридической помощи детально расписан перечень документов, предъявляемых гражданами, имеющими право на получение бесплатной юридической помощи, установлены полномочия органов государственной власти по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, закреплен порядок привлечения адвокатов и иных субъектов к оказанию бесплатной юридической помощи, а также порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи.

Запланировано, что расходы краевого бюджета в 2013 году на реализацию Закона края о бесплатной юридической помощи составят 13 277 тыс. рублей.