11 Июня 2013

В Законодательном собрании. Выпуск № 11, 2013

Улучшение жизни людей — стратегия краевой власти

Говоря о Бюджетном послании на 2014–2016 годы, Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу перед органами власти обеспечить максимальную прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. «Это одно из ключевых условий повышения эффективности бюджетной политики. Нужно в доступной и понятной людям форме показать, на какие цели и в каком объеме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата», — подчеркнул Владимир Владимирович. Власти региона действуют на опережение и уже решают эти вопросы. В тот же день, когда глава государства высказался на эту тему, в Краснодарском крае состоялись первые выездные парламентские слушания по обсуждению исполнения краевого бюджета за 2012 год. С тех пор в пяти зонах края успешно прошел полный цикл слушаний для всей Кубани.
В них приняло участие около трех тысяч человек. Это — уникальный опыт, которого нет ни в одном из субъектов Российской Федерации. Публичный и открытый формат обсуждения важнейшего законопроекта был предложен председателем Законодательного Собрания В. А. Бекетовым и губернатором А. Н. Ткачевым. Хотя выездные парламентские слушания по проекту исполнения краевого бюджета прошли впервые, практика всенародного обсуждения главного финансового документа края прочно вошла в жизнь кубанского сообщества. Население края принимает участие в формировании бюджета, внося конкретные предложения, поднимая проблемные вопросы.

Широко и публично

В зональных парламентских слушаниях по обсуждению проекта закона «Об исполнении краевого бюджета за 2012 год» приняли участие представители всех муниципальных образований Кубани: краевые и местные депутаты, главы районов и поселений, руководители органов ТОС, общественных организаций, средства массовой информации.

— Тем самым мы стремимся обеспечить полную прозрачность бюджетного процесса, чтобы каждый житель и налогоплательщик края видел не только как формируется краевой бюджет, но и как он исполняется, — сказал председатель краевого парламента В. А. Бекетов.

Под его руководством слушания проходили в Армавире, Туапсе и Краснодаре. В Павловской и Старощербиновской слушания провел первый заместитель председателя ЗСК
И. М. Петренко. Отчет об исполнении краевого бюджета за 2012 год представили заместитель главы администрации (губернатора) края, региональный министр финансов И. А. Перонко и первый заместитель министра финансов Кубани С. В. Максименко.

— Из года в год мы делаем информацию о доходах и расходах краевой казны все более прозрачной и доступной для экспертного сообщества и всего населения края, — сказал, обращаясь к участникам слушаний, заместитель главы администрации (губернатора) края И. А. Перонко. — Все аргументированные мнения и конструктивные предложения мы стараемся максимально учесть при подготовке проекта бюджета на следующий год. У нас одна цель — найти наилучшее решение социальных вопросов, сделать бюджет эффективным инструментом развития каждой территории края.

Экономика Кубани

Краевым властям удается многое делать, о чем свидетельствуют показатели развития экономики Кубани. Индекс промышленного производства в регионе составил 103,7 процента, в то время как в среднем по России — 102,6 процента. Выше российского уровня показатели роста оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, ввода жилья. За год в регионе создано почти четыре тысячи новых рабочих мест, при этом в службах занятости на конец года имелось около 62 тысяч вакансий. Валовой региональный продукт края за год увеличился на 1,5 процента. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата выросла за этот период
более чем на 12 процентов.

— Но самый надежный показатель здорового состояния общества — это, на мой взгляд, данные о рождаемости, — отметил в своем выступлении В. А. Бекетов. — За 2012 год родилось более 69 тысяч детей, что более чем на пять тысяч превышает уровень 2011 года. Для одного года — рост весьма значительный. На мой взгляд, это свидетельство того, что в сегодняшней ситуации молодые семьи не боятся будущего, спокойно планируют свою жизнь на долгие годы вперед и уверены, что у них не будет проблем с тем, чтобы дать достойное образование рожденным детям, обеспечить им достойное будущее.

Подводя итоги исполнения бюджета минувшего года, на парламентских слушаниях как раз и говорили о будущем. Обратили внимание на существующие проблемы, обозначили пути их решения. Одна из них — сохраняющаяся неравномерность экономического развития территорий, в результате возникают сложности с наполнением местных и краевого бюджетов. Больше половины доходов консолидированного бюджета края сформированы всего лишь тремя муниципальными образованиями края — городами Краснодар, Сочи и Новороссийск. И другие города и районы края должны использовать все имеющиеся возможности для развития экономики, создавать новые производства, развивать малый бизнес.

Развитие ради людей

Если проанализировать структуру расходов бюджета, то можно обратить внимание на то, что значительные средства направляются на решение различных задач в образовании, здравоохранении, социальной сфере.

— Мы шли к созданию социально ориентированного бюджета многие годы, наращивая объемы различных форм социальной поддержки. Это был непростой процесс, — подчеркнул В. А. Бекетов. — Все взятые на себя обязательства органы государственной власти Краснодарского края будут выполнять. Но усиление социальной составляющей возможно только лишь на основе здоровой экономики. Не заработав предварительно, ничего и не потратишь, если только не жить в долг. Поэтому мы не должны забывать и о том, что бюджет Краснодарского края должен являться бюджетом развития.

В бюджете минувшего года эта тенденция уже четко прослеживается. Значительная доля средств была направлена на развитие инфраструктуры и экономики края — поддержку агрокомплекса, ремонт и реконструкцию дорог, модернизацию систем водоснабжения.

— Инвестиционную составляющую бюджета мы должны увеличивать, — о таком подходе к формированию главного финансового документа края заявил и И. А. Перонко. — Мы должны давать толчок развитию, бюджет оказывает определенную господдержку, но в основном все-таки инвестиции должны быть коммерческими, внебюджетными.

В экономике все взаимосвязано, и средства, вложенные в производство и инфраструктуру, обязательно должны вернуться, с тем, чтобы наращивалась и социальная составляющая.

— Наша стратегия — это улучшение жизни людей, — подчеркнул В. А. Бекетов, говоря о приоритетах экономической политики. — Что считать стратегией? Например, десятилетиями не ремонтировались должным образом школьные здания. Мы заменили окна, отремонтировали системы отопления, где было необходимо, сделали теплые туалеты в школах. Это обеспечило совершенно другое качество пребывания детей в школах. Стратегией, может, это и не назовешь, но это очень важно. Ремонт клубов, сохранение библиотек, строительство офисов врачей общей практики, спортивных площадок — тоже стратегия, стратегия будущего для населения. Все, что делается в бюджете, — это все стратегия, направлена она на повышение жизненного уровня людей, на улучшение условий проживания.

Деньги должны работать

Поднимался на слушаниях также вопрос эффективности применения выделенных средств. Деньги должны работать — по такому принципу должны использоваться любые средства — как инвестиционные вложения, так и расходы на социальную сферу.

— Чтобы не получалось так: построили ферму, а потом вырезали поголовье. Бывает, что выделяем деньги на строительство теплиц, а человек год-два поработал и бросил дело, но деньги-то затрачены, —
приводил примеры расточительности глава парламента В. А. Бекетов. — Необходимо эффективно использовать деньги, которые были направлены на развитие. И здесь ответственность не только краевой власти, но и органов местного самоуправления. Они должны отслеживать все эти моменты.

В обсуждении исполнения бюджета прошлого года приняли участие представители всех городов и районов края. Свои предложения высказали главы муниципальных образований, местные депутаты, руководители органов ТОС и предприятий, общественных организаций, главы ЛПХ и индивидуальные предприниматели. Замечания и предложения, которые высказали участники выездных парламентских слушаний, будут учтены при подготовке вопроса об исполнении бюджета на очередную сессию Законодательного Собрания края. Но разговор об эффективном использовании бюджетов, как краевого, так и местных, не окончен. Он будет продолжен в каждом городе и районе, в каждом поселении.

— Принцип бюджетной открытости должен распространиться на все уровни власти, — сказал В. А. Бекетов, обращаясь к руководителям органов местного самоуправления. —
Для вас, председателей городских и районных Советов, депутатов и глав всех уровней, это должно быть сигналом, что исполнение своих бюджетов вы должны также рассматривать публично. Вы точно так же должны продемонстрировать своим землякам, что власть ни от кого ничего не прячет и готова дать обществу полную информацию о каждом расходованном рубле.

На слушаниях в краевом центре оценку исполнению бюджета за 2012 год дал председатель Контрольно-счетной палаты края Ю. А. Агафонов. Свое мнение по организации бюджетного процесса высказали члены экспертно-консультативных советов при комитетах ЗСК, профессора КубГАУ Н. Н. Тюпакова и КубГТУ А. А. Полиди.

На зональных слушаниях в Краснодаре помимо выполнения краевого бюджета участникам представили параметры исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

открытость власти

Итоги исполнения краевого бюджета за 2012 год в цифрах

Экономический рост главных отраслей экономики Краснодарского края во многом определил основные параметры консолидированного и краевого бюджета 2012 года.

Доходы краевого бюджета

Объем доходов консолидированного бюджета края за 2012 год с учетом поступлений из федерального бюджета достиг 245 млрд. рублей (в 2011 году — 216 млрд. рублей, или 13,2 процента). Собственные доходы консолидированного бюджета края составили более 174 млрд. рублей (увеличились на 24 млрд. рублей, или на 16 процентов к уровню 2011 года).

Общий объем доходов краевого бюджета за 2012 год, включая поступления из федерального бюджета, составил 197,5 млрд. рублей (117,5 процента к фактическому исполнению назначений за 2011 год), а без учета безвозмездных поступлений — 126,3 млрд. рублей (124,5 процента).

Расходы краевого бюджета исполнены в объеме 229,8 млрд. рублей, или 130,2 процента к уровню 2011 года.

По сравнению с докризисным 2008 годом отмечено увеличение бюджетных расходов. В частности, с 14,2 процента до 27,1 процента увеличилась доля расходов на экономику. Расходы на здравоохранение выросли с 16,2 процента до 18,7 процента, на социальную политику — с 16,1 процента до 18,5 процента.

В 2012 году до 74 процентов увеличился удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ (в 2011 году он составлял 59 процентов). В прошлом году на территории края действовали 54 долгосрочные краевые целевые программы и 38 — ведомственных. Из краевого бюджета муниципалитетам на реализацию 43 краевых целевых программ было выделено 27 млрд. рублей субсидий.

Расходы на социальную сферу составили свыше 128,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2011 годом на 56,9 процента.

По отраслям социальной сферы:

— на образование — 35,5 млрд. рублей. Из них почти 25,9 млрд. рублей передано муниципальным образованиям в виде субсидий и субвенций.

— на здравоохранение — 42,9 млрд. рублей;

— на социальную политику — 42,6 млрд. рублей.

На помощь населению, пострадавшему в результате наводнения в Крымском и Туапсинском районах, Новороссийске, Геленджике, направлено 15,2 млрд. рублей. Почти 86 тысяч граждан получили финансовую помощь. Всего на устранение последствий наводнения, в том числе восстановление инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, поступило 17,4 млрд. рублей краевых и федеральных средств.

При всей своей социальной направленности краевой бюджет 2012 года оставался бюджетом развития. В последние годы доля расходов инвестиционного характера составляла от 15 до 17 процентов объема краевого бюджета. Значительная часть средств пошла на развитие инфраструктуры и экономики края.

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено
7,6 млрд. рублей, из них на развитие малых форм хозяйствования в АПК —
802 млн. рублей. Финансовая помощь селу распределяется в рамках семи краевых целевых программ в объеме 6,1 млрд. рублей.

Значительные средства выделяются в краевом бюджете на инженерную инфраструктуру.

В 2012 году обеспечены ремонт и реконструкция 90 сооружений водоснабжения и 134 километров сетей водоснабжения, улучшено водоснабжение более чем 500 тысячам человек.

На строительство объектов газификации и водоснабжения в сельской местности из краевого бюджета направлено 230 млн. рублей. Кроме того, на реализацию краевой целевой программы «Газификация Краснодарского края» в муниципальные образования поступило 513 млн. рублей.

Для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда ассигнования из краевого бюджета составили более 1,6 млрд. рублей, привлечены также средства федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Профинансированы в сумме 687,5 млн. рублей мероприятия долгосрочной краевой целевой программы «Жилище».

Главные задачи, которые удалось решить краевой власти в минувшем году, это финансирование надбавок к заработной плате. Для отдельных категорий работников бюджетной сферы они составили три-шесть тысяч рублей ежемесячно. Обеспечены социальные выплаты с учетом индексации и компенсации по жилищно-коммунальным услугам. Профинансированы краевые целевые программы, государственные инвестиционные проекты, реализуемые на территории края. В Краснодарском крае своевременно приступили к реализации майских Указов Президента России по обеспечению повышения зарплаты.

Расходы на социальную сферу составили свыше 128,8 млрд. рублей

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено 7,6 млрд. рублей

На развитие малых форм хозяйствования в АПК — 802 млн. рублей

Отремонтировано более 800 км дорог местного значения

Ежемесячные выплаты и компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг получили 395 400 человек

Произведен капитальный ремонт в 669 общеобразовательных учреждениях края и 25 детских садах

На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения направлено 6,7 млрд. рублей

Предложения участников парламентских слушаний

По общему признанию участников парламентских слушаний, обсуждение итогов исполнения краевого бюджета за 2012 год проходило в режиме заинтересованного диалога. Каждый, кто хотел, мог дать оценку исполнению бюджета и сделать предложения по формированию краевого бюджета на ближайшие годы.

Председатель Совета Медведовского сельского поселения Тимашевского района, генеральный директор ОАО «Агрофирма «Нива» С. В. Черкасский в своем выступлении подчеркнул, что в крае большое внимание уделяется развитию сельскохозяйственного производства, и высказался о необходимости продолжения действия программ, поддерживающих развитие АПК края, и особенно животноводства, в том числе производства молока и мяса. Для этого, считает С. В. Черкасский, необходимо запланировать в краевом бюджете дополнительные средства на субсидирование сельхозтоваропроизводителей, а также сделать более приемлемые условия для получения субсидий.

Глава ЛПХ из Калининского района М. Г. Орлов, рассказывая о своем опыте выращивания овощей в закрытом грунте, благодарил за предоставленные для этого дела субсидии, а также выразил надежду на то, что в дальнейшем будут субсидироваться и строительство аграриями овощехранилищ, и приобретение холодильного оборудования.

Председатель ТОС «Светлана» Хостинского района города Сочи Е. А. Ярыжко, одобряя направления расходов исполненного бюджета, обратилась к краевым депутатам с просьбой решить проблему строительства новых детских садов и спортивно-игровых площадок, то есть включить в краевой бюджет на 2014–2015 годы строительство этих необходимых для развивающегося курортного города социальных объектов.

Глава МО Туапсинский район В. В. Лыбанев в своем выступлении также вел речь о развитии инфраструктуры своего муниципального образования: «Корректируя бюджетные назначения этого года и проектируя бюджет на будущий год, от лица туапсинцев прошу учесть нашу заявку на финансирование проекта газификации».

Многие выступающие на примере деятельности своих муниципальных образований, хозяйств и предприятий говорили о необходимости продолжения реализации краевых программ, направленных на ремонт дорог, реконструкцию уличного освещения и решение других задач местного значения, предлагали выделять на них больше средств. Участие муниципалитетов в данных программах позволяет заниматься благоустройством территорий, развивать инфраструктуру сел и станиц на качественно новом уровне.

Заместитель председателя комиссии по ЖКХ и благоустройству Совета Белореченского городского поселения, директор МУП «Горводоканал» И. К. Юнусов поблагодарил краевые власти за принятие программ по модернизации и реконструкции коммунального комплекса края. В частности, Белореченское городское поселение участвует в реализации долгосрочной краевой целевой программы «Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2012–2020 годы». А вообще, по словам И. К. Юнусова, на 2013 год в поселении приняты
32 муниципальные программы, в том числе 10 из них по софинансированию с вышестоящими бюджетами.

Белореченский депутат выразил надежду на то, что, выполнив все условия, поселение войдет во все заявленные им краевые программы. Ведь реализация намеченных проектов позволит вовлечь в экономику дополнительные денежные ресурсы. Увеличатся объемы продаж, будут созданы новые рабочие места.

На этой же теме заострил внимание в своем выступлении генеральный директор ООО «Ручеек», член Совета по предпринимательству при главе МО г. Горячий Ключ
Д. Н. Дейкин. По его данным, участие в программах содействия субъектам малого и среднего бизнеса помогает предпринимательству в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг на межрегиональный рынок, повышению конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, увеличению объемов ее производства, а участие безработных граждан в долгосрочной краевой целевой программе «Содействие занятости населения Краснодарского края» дает им возможность найти нишу в предпринимательской среде.

Выступая на парламентских слушаниях в ст. Павловской, председатель Совета ветеранов Новопокровского района В. В. Гаврик отметил, что в средствах массовой информации недостаточно рассказывается о людях, которые вносят свой реальный вклад в развитие экономики и социальной сферы. Ветеран предложил предусмотреть в краевом бюджете средства на эти цели, чтобы героем публикаций стал человек труда, кто добился успехов в своем деле и может стать примером для подрастающего поколения. Председатель Ленинградского районного Совета ветеранов Л. М. Данильченко заострил внимание участников парламентских слушаний, проходивших в Щербиновском районе, на патриотическом воспитании молодежи и необходимости поддержки школьных музеев.

Участники парламентских слушаний были единодушны во мнении: востребованные краевые программы должны продолжить свою работу и в дальнейшем, а все муниципальные образования должны стараться в них участвовать, и не только в них. Глава Апшеронского городского поселения В. А. Бырлов напомнил еще об одном «помощнике» местных властей по благоустройству населенных пунктов — это учрежденный Законодательным Собранием края конкурс на лучший орган ТОС, победители которого получают солидные денежные премии на обустройство своих территорий. Практически те же цели преследуют и другие конкурсы кубанского парламента: на лучшее поселение края и лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе края. На финансирование данных конкурсов также просили предусматривать средства в краевом бюджете на последующий плановый период.

Все поступившие предложения и замечания будут тщательно изучены, и если окажутся обоснованными, то обязательно найдут свое отражение в статьях краевого бюджета, а значит, и в реальных делах.

парламентские слушания

Стимул к развитию сельхозкооперации

В краевом парламенте прошли парламентские слушания по проекту краевого закона «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае».

В слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания края, заместитель главы администрации Краснодарского края, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности С. В. Гаркуша, ректор КубГАУ А. И. Трубилин, сельхозтоваропроизводители и руководители кооперативов, главы и руководители представительных органов муниципальных образований края. Вел слушания первый заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко. Открывая заседание, он отметил:

— Обсуждаемый документ определяет основные направления государственной политики края в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов и основные меры их государственной поддержки.

Основной задачей является стимулирование добровольного объединения сельхозтоваропроизводителей в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Поддерживать этот процесс предполагается за счет:

— предоставления кооператорам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

— предоставления субсидий на оплату услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов первого уровня;

— предоставления земельных участков для организации оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, заготовительных пунктов и пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и кормов для сельскохозяйственных животных и птицы;

— проведения конференций, семинаров, поддержки участия кооператоров в краевых, региональных, общероссийских и международных выставках и ярмарках, подготовки и переподготовки членов и работников кооперативов.

Финансировать эти меры государственной поддержки будут за счет средств краевого бюджета через целевые программы.

В целом участники слушаний законопроект поддержали, отметив его своевременность и необходимость для аграрного сектора Кубани. Вместе с тем был высказан и ряд пожеланий по его совершенствованию. Например, предложено дополнить перечень мер господдержки предоставлением грантов, а также предусмотреть меры господдержки для кооперативов не только для организации сельскохозяйственных рынков, но и логистических центров, которые позволят более эффективно реализовывать произведенную продукцию.

Законопроект с учетом предложений будет доработан профильным комитетом ЗСК и вынесен на рассмотрение сессией краевого парламента.

заботы комитета

С. А. Тимченко: «Задача — не сформировать очередь, а дать землю»

На майской сессии ЗСК депутаты приняли контрольное постановление, где дали оценку исполнению на территории края статьи 14.1 краевого закона «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». Именно она устанавливает основание и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Постановление дает конкретные цифры и четкие формулировки: «5155 заявлений на получение земельных участков от граждан, имеющих трех и более детей, удовлетворено, и уже с 3215 заключены договоры аренды». В этих сухих юридических формулировках важно как то, что закон из разряда просто документов превратился в процесс, так и то, что жизненные перспективы тысяч кубанских семей стали более радужными, — считает председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений С. А. Тимченко.

— Сергей Александрович, достаточное ли количество земельных участков для граждан, имеющих трех и более детей, формируют сегодня к предоставлению органы местного самоуправления, и как это количество соотносится с количеством заявлений на получение участков в аренду?

— Более половины муниципальных образований сформировали земельных участков больше, чем у нас есть на сегодня желающих. Но в крупных городах, таких как Краснодар, Сочи, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Туапсе, вопрос решается непросто. В том числе и по объективным причинам, например, ввиду отсутствия свободных земель.

Однако было принято волевое решение. Через администрацию края мы Горячему Ключу и Геленджику выделили землю из краевой собственности, и они «закрыли» имеющиеся потребности. К сожалению, далеко не во всех муниципалитетах у края в собственности есть земли, которые бы прилегали к населенным пунктам и отвечали бы требованиям, предъявляемым к участкам под застройку. Но мы находим решения и в таких случаях.

Например, сейчас принято решение о том, что Краснодару из федеральной собственности будет передано 150 гектаров земель, то есть 1100–1200 участков будет сформировано на этой площади. Они также будут предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей. Эти земли останутся в федеральной собственности, право распоряжаться ими будет передано субъекту РФ, он и будет заключать договоры по материалам, подготовленным муниципалитетами.

В целом по краю, кроме Краснодара и Сочи, с учетом планируемых на 2013 год, земельных участков будет сформировано столько, чтобы удовлетворить все заявления. Но так как эти земельные участки формируются на разных территориях и отдельные граждане отказываются от участков, предлагаемых им в тех местах, где они изысканы, все пожелания, конечно, удовлетворены не будут.

Но чтобы немножко разрядить обстановку в крупных городах, мы сейчас готовим изменения в закон, которые будут позволять жителям одного муниципального образования получать земельный участок в другом.

— Сталкиваются ли многодетные граждане с отказами в предоставлении участков или какими-либо иными сложностями? С чем это связано?

— В целом, на сегодняшний день у нас по краю отказано почти четверти заявителям.

Части из них отказано, потому что они не подпадают под норму закона. Или дети уже подросли, или не проходят по так называемому 5-летнему сроку оседлости, или кому-то из родителей земельный участок ранее уже бесплатно предоставлялся.

Основной части граждан отказано с связи с тем, что на один и тот же участок было подано несколько заявлений. Соответственно, удовлетворяется только заявка, поданная первой.

— Кстати, от граждан поступает масса жалоб по поводу порядка подачи заявлений на предоставление участков. Собственно, они хотят видеть конкретную очередь, потому что не успевают реагировать на публикации в прессе. С чем связан именно такой порядок, какой действует сейчас, и нет ли планов его как-то изменить?

— Предложения по формированию очереди мы рассматриваем регулярно. Но самое интересное, что по процедуре постановки на очередь проблем нет. А вот как вести эту очередь и исключать из нее, никто толком предложить не может. Сейчас объясню почему.

Например, опубликовали информацию о 800 земельных участках. Получается, что очередник может выбирать любой из них? Тогда ущемим граждан, находящихся в конце списка, ведь им достанутся самые неудобные. А если ему ни один не понравится? Что тогда? Или ответственное должностное лицо будет распределять участки между гражданами? Тут коррупционная составляющая.

Если взять за основу практику распределения квартир по очереди, при которой отказавшегося от квартиры перемещали в конец очереди, мы столкнемся с возможностью такого злоупотребления, когда очереднику будут предлагать самый неудобный участок.

Дальше. Если мы говорим об очереди, получается, каждый год нужно будет носить какие-то справки, подтверждающие права заявителя на пребывание в очереди. Это будет абсурд. Если человек не принес документы, его что, из очереди исключать? Или человек уехал. Его же надо исключить. То есть с каждым индивидуально нужно вести разговор. Но мы же хотим максимально исключить контакт заявителя с чиновником.

Может возникнуть и такая ситуация, когда за время пребывания в очереди основания на получение участка у заявителя отпадут (например, дети достигнут соответствующего возраста). Как его исключить из очереди? Ведь по большому счету отсутствие на момент подачи им заявления в наличии участков — не его вина.

Мы все это широко обсуждали. Пять общественных организаций многодетных семей сегодня поддерживают нашу позицию и действующий порядок, потому что прекрасно понимают, какие проблемы будут возникать.

Нынешний порядок, при котором граждане подают заявления на конкретный предлагаемый участок, и побеждает тот, кто подал первый, признан оптимальным. Вопрос решается здесь и сейчас. Все предельно ясно и четко. И мы определились, что нужно сосредоточиться на том, чтобы не очередь вести, а участки предоставлять. Исходя из этого, мы и ориентируем муниципалитеты на то, чтобы у них всегда в резерве были сформированные участки, готовые к предоставлению. Чтобы, как только гражданин обращается, его заявление сразу удовлетворялось, и никакие очереди не накапливались.

Думаю, до конца года мы добьемся того, чтобы на территории края перечни предлагаемых участков всегда были в достаточном объеме. Поправки, позволяющие предоставлять участки в любой территории края, снимут большинство напряженных вопросов. И если и будут где-то проблемы, то это будут единичные случаи, требующие индивидуального подхода.

— Можно ли сегодня выделить: муниципалитеты-фавориты, где количество желающих получить земельные участки зашкаливает; муниципалитеты-лидеры, где работа по выделению участков поставлена хорошо, удовлетворяются все обоснованные заявления и проблем практически не возникает; муниципалитеты-аутсайдеры, где работа ведется вяло (мало участков изыскивается, плохо заключаются договоры, много отказов в предоставлении)?

— Если заявок нет, как например, в Белоглинском районе, это не говорит о том, что там власти плохо работают. У них 16 участков есть — желающих нет. А вот после тех изменений, о которых я говорил, не исключено, что кто-то из других районов захочет взять участок в Белой Глине.

Но мы, конечно, отмечаем те муниципалитеты, где удовлетворяются все правомерные заявления. Это Горячий Ключ, Армавир. Я даже могу отметить Геленджик, где изначально-то земель не было свободных, но они не сидели на месте, а вышли с предложением к краю по поводу передачи им земель из регионального фонда перераспределения, и сейчас там, хотя и не все заявления удовлетворены, но по крайней мере острота вопроса снята.

К аутсайдерам сегодня мы относим районы, где затягиваются процедуры заключения договоров: например, Отрадненский, Динской.

Мы сейчас еще законодательно закрепим сроки заключения договоров и с помощью прокуратуры понудим эти муниципалитеты сроки соблюдать.

— Как Вы в целом оцениваете исполнение ст. 14.1 Закона и что рекомендуете по его исполнению муниципалитетам?

— Разумеется, и муниципальные власти, и граждане по-разному оценивают действие этого закона. Я скажу о своей оценке.

Самое главное — закон начал работать. Если уже решен вопрос по пяти с лишним тысячам земельных участков на территории края, это судьба пяти с лишним тысяч семей!

А если смотреть глобально… Если на хуторе многодетная семья берет земельный участок, туда идут бюджетные инвестиции. Детвора будет ходить в детский сад — наполняемость детского сада больше, в школу — наполняемость школы, соответственно, и бюджетные деньги сюда пойдут. И в образование, и в здравоохранение. А в перспективе это ж подрастает поколение, которое дальше будет поднимать экономику этих поселений.

В конце концов, если на хуторе стоят особняки, это еще не говорит о том, что у него есть какая-то перспектива. Перспектива появляется, когда в хуторах звенят детские голоса.

официально

Запрет на продажу «энергетиков» поддержан судом

14 июня 2013 года Арбитражный суд Краснодарского края рассмотрел дело по заявлению Федеральной антимонопольной службы о признании недействующими статей 5 и 6 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков».

Указанными нормами Закона Краснодарского края установлен запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Краснодарского края, а также ограничения на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним; в детских, образовательных и медицинских организациях; в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.

Судебный процесс привлек внимание представителей кубанского казачества и общественных организаций, которые пришли в суд, чтобы поддержать краевой закон.

Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение, которым отказал в удовлетворении заявления Федеральной антимонопольной службы и установил соответствие оспариваемых статей 5 и 6 Закона Краснодарского края федеральному законодательству.

депутаты решают проблему

Сочи — территория агробизнеса

В активной фазе — работа депутатов ЗСК в сельских округах Сочи по решению проблем малого агробизнеса.

Напомним, в начале апреля этого года делегация депутатов Законодательного Собрания совместно с Минсельхозом края, учеными, руководителями крупнейших хозяйств провела на территории Большого Сочи ряд семинаров-совещаний с привлечением жителей сельских округов, депутатов Городского собрания Сочи, представителей окружных администраций. Обсуждались проблемы, препятствующие малым сельхозтоваропроизводителям Сочи развивать свой бизнес.

В ходе встреч сочинцы обрисовали краевым депутатам круг вопросов, требующих первоочередного решения. Среди них: отсутствие достаточного количества земель для сельхозпроизводства, неурегулированность вопросов использования земель Сочинского национального парка для выпаса и прогона скота, обеспечения сельхозтоваропроизводителей кормами для сельхозживотных, отсутствие боен и прочие проблемы ветеринарного обслуживания, сложность с доступом сельхозтоваропроизводителей на рынки.

После общения с населением в краевом парламенте под руководством председателя ЗСК В. А. Бекетова прошло совещание, куда пригласили руководство Сочинского национального парка, краевых департаментов имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, представителей сочинской администрации. В результате разработан план мероприятий по оказанию содействия сочинским властям в том, чтобы разобраться с накопившимися проблемами, создав группы, которые сегодня работают в Сочи.

Под руководством первого заместителя председателя ЗСК, председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко уже изучены и по большей части решены вопросы, связанные с доступом на территорию национального парка, на местные рынки.

Продолжает работу группа первого заместителя председателя комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Д. М. Козаченко, изучающая ситуацию с эффективностью использования земель сельскохозяйственного назначения крупными арендаторами-производителями чая.

Параллельно работает группа под руководством председателя комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений С. А. Тимченко, которая изучает проблемы разграничения земель и вникает в имеющие там место земельные споры.

спрашивали — отвечаем

Земельные участки для пастбищ и организация потребительских кооперативов

По поручению Законодательного Собрания края Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание» активно разъясняет краевые законы, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства. В ходе реализации первого этапа проекта от жителей городских и сельских поселений поступил ряд вопросов и предложений. По самым актуальным из них Законодательным Собранием подготовлены разъяснения. Такие консультации впредь будут проводиться регулярно.

Наиболее часто задаваемыми вопросами на указанных выше лекциях, прошедших в марте — апреле 2013 года, были, в частности, такие:

— выделение земельных участков для пастбищ;

— организация потребительских кооперативов.

Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

В целях получения участка для пастбища граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в зависимости где расположен земельный участок — в пределах или за пределами населенного пункта.

В заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), расположенный в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края. В Краснодарском крае создан и функционирует Единый портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (www.e-mfc.ru), на котором размещена актуальная информация о действующих в крае МФЦ (тел. справочной службы 8-800-1000-900).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Законом Краснодарского края от 07.06.2004 № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» предусмотрены организационные меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств, одним из которых является, в частности, содействие в выделении в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков для сенокошения, пастбищ.

Согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», минимальный срок аренды земельного участка, передаваемого для пастбищ, 7 лет.

Чтобы пастбище эффективно использовалось, гражданам необходимо осуществлять уходные работы, перечень которых определяется в соответствии с условиями договора аренды.

Одним из наиболее надежных способов коллективного использования пастбища является создание животноводческого кооператива либо вступление граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в уже созданные кооперативы.

Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов определены Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы.

Так, в частности, животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции животноводства.

Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Граждане или юридические лица, изъявившие желание вступить в кооператив после его государственной регистрации, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в члены кооператива. Решение правления кооператива о приеме нового члена подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива, а при его отсутствии — общим собранием кооператива.

Заявление с просьбой о приеме в члены кооператива должно содержать обязательства соблюдать требования устава кооператива, в том числе вносить предусмотренные уставом кооператива паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива и другие.