11 Июня 2012

В Законодательном собрании. Выпуск № 11, 2012

Новый этап сотрудничества

В Анапе состоялась XVI конференция Южно-Российской парламентской ассоциации. В ней приняли участие делегации законодательных органов власти всех шести субъектов Южного федерального округа, а также представители парламента Карачаево-Черкесской Республики.

Перед началом конференции руководители делегаций собрались на заседание Совета Южно-Российской парламентской ассоциации, которое провел председатель ЮРПА, глава кубанского парламента В. А. Бекетов. Одновременно работали профильные комитеты ассоциации.

В работе конференции принял участие член Совета Федерации Н. И. Кондратенко. От имени губернатора Кубани парламентариев приветствовал заместитель главы администрации края, министр финансов Кубани И. А. Перонко. Он рассказал о приоритетах бюджетной политики региона, о том, что краевые власти придают большое значение вопросам укрепления регионального и местных бюджетов, повышению налоговой базы, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Вице-губернатор обратил внимание на то, что краю удается решать и социальные вопросы, и стимулировать развитие экономики. Со словами приветствия к участникам конференции обратилась и глава администрации муниципального образования город-курорт Анапа Т. И. Евсикова. Она выразила уверенность в том, что конференция в Анапе будет способствовать развитию парламентаризма в Южном федеральном округе и откроет новые горизонты в деятельности законодателей.

От конференции до конференции

Глава ЮРПА В. А. Бекетов выступил с докладом и рассказал о вопросах, ставших приоритетными в работе ассоциации. Он выделил два основных направления, предложения по которым неоднократно обсуждались на заседаниях ЮРПА. Прежде всего это инициативы, влияющие на развитие предпринимательства и на экономику регионов в целом. Другое ключевое направление — законодательное обеспечение проводимой государственной социальной политики. Говоря о задачах на будущее, В. А. Бекетов подчеркнул необходимость усиления обратной связи с обществом, привлечения общественных организаций к законотворчеству, широкого обсуждения наиболее значимых законопроектов с представителями различных слоев населения.

Повестка дня самой конференции была очень насыщенной. Всего 26 вопросов обсудили законодатели Юга России и по каждому приняли решение. Уже стало традицией знакомиться с опытом работы соседей по тем или иным направлениям. Например, ранее на конференции в Туапсинском районе предметом рассмотрения стала организация работы с молодежью в Краснодарском крае, привлечение молодых людей к активному участию в управлении. На этот раз был детально изучен опыт работы Законодательного Собрания Ростовской области по подготовке рабочих кадров и специалистов. Было отмечено, что на Дону удалось создать эффективную систему подготовки и трудоустройства квалифицированных рабочих кадров и специалистов, где профессиональные образовательные учреждения начального и среднего уровня активно взаимодействуют с работодателями. Опыт донских парламентариев по созданию законодательной базы, способствующей решению этих вопросов, рекомендовано использовать и в других субъектах.

Имел продолжение и разговор, который начали на предыдущей конференции в Туапсинском районе, где были приняты рекомендации по развитию молодежного парламентаризма. В период между конференциями собирались молодые законодатели Юга России. Результатом их работы стала новая концепция формирования Совета молодых законодателей при Южно-Российской парламентской ассоциации, которую представили в Анапе. Председателем Совета утвержден депутат кубанского парламента Ю. А. Сапрыкин. В комитете ЮРПА по межнациональным отношениям и межпарламентским связям создан подкомитет по вопросам молодежной политики. Еще один «молодежный» вопрос нашел отражение в обращении к Правительству России, принятом Южно-Российской парламентской ассоциацией. Парламентарии высказались за принятие федеральной целевой программы поддержки молодежи.

Консолидированные обращения

На конференции было принято несколько обращений от имени законодательных органов власти всех субъектов ЮФО к Правительству России, различным должностным лицам по тем или иным вопросам, требующим внимания властей и принятия решений на федеральном уровне. В частности, парламентарии Юга высказались за необходимость разработки федерального закона о государственно-частном партнерстве.

Одно из обращений, адресованных Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву, стало результатом совместной работы парламентов Ростовской области и Краснодарского края и было поддержано коллегами из других субъектов. В нем депутаты обращают внимание на проблемы, возникающие при реализации федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Организацию работы создаваемых многофункциональных центров фактически обеспечивают муниципальные образования, хотя в них предоставляют услуги и государственные органы. При этом в федеральном законодательстве отсутствует конкретный механизм финансирования, в результате все расходы несут муниципалитеты.

Адресат другого обращения — Государственная Дума. Поводом для него стали происходившие в последнее время провокации в отношении верующих. Депутаты отмечают высокую социальную опасность таких деяний и призывают депутатов Госдумы принять дополнительные меры по защите религиозных чувств представителей всех вероисповеданий. Сейчас за оскорбление религиозных чувств и осквернение почитаемых святынь предусмотрено административное наказание. Парламентарии Юга России предлагают вместо штрафа ввести уголовную ответственность.

Поддержка инициатив соседей

Депутаты поддержали ряд законодательных инициатив, с которыми выступили их коллеги из различных регионов ЮФО. Поддержку соседних субъектов получили отзывы Законодательного Собрания Краснодарского края на проекты федеральных законов, вносящих поправки в Жилищный кодекс РФ и меняющих порядок работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральные законодатели предлагают продлить работу Фонда до конца 2015 года, но уже с будущего года его средства можно будет направлять лишь на переселение граждан из аварийного жилья. Капитальный ремонт многоквартирных домов предполагается осуществлять из средств фондов, создаваемых в субъектах и формирующихся за счет региональных и местных бюджетов, а также из средств жителей многоквартирных домов, обязанных вносить ежемесячную плату на капремонт. Средства граждан должны будут поступать не на счет своего дома, а независимо от состояния дома, его возраста, потребности в ремонте — в общий фонд.

Сейчас уже заложены основы для формирования собственников жилья, готовых финансово участвовать в капитальном ремонте, содержании общего имущества дома, контролировать эти вопросы. Кубанские депутаты считают, что предлагаемые федеральными законодателями изменения не будут способствовать появлению ответственных собственников жилья и могут вызвать волну неплатежей. С позицией кубанских депутатов согласились и коллеги по ЮРПА.

Поддержку соседей получила также инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Сейчас закон предусматривает, что госконтроль могут осуществлять только уполномоченные федеральные и региональные органы государственной власти. Но в сфере пожарного, лесного, портового контроля отдельные полномочия могут осуществлять не только госорганы, но и государственные учреждения.

Однако это исключение не распространяется на ветеринарный надзор. Хотя на Кубани, к примеру, почти на 11 тысяч поднадзорных объектов (рынки, бойни, молзаводы, оптовые базы и прочее) приходится всего 155 специалистов. Поэтому кубанские депутаты предлагают наделить правом ветеринарного надзора и должностных лиц госучреждений, подведомственных соответствующим госорганам.

ЮРПА: преемственность курса

В течение года председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В. А. Бекетов возглавлял ассоциацию. На XVI конференции ЮРПА Краснодарский край передал свои полномочия по председательству Астраханской области. Глава кубанского парламента вручил флаг ассоциации председателю Думы Астраханской области А. Б. Клыканову.

— Для нас это большая честь, тем более что наши коллеги из Краснодарского края, а еще раньше ростовчане, задали очень высокую планку, — отметил А. Б. Клыканов.

В работе ассоциации сохраняется преемственность. Когда ЮРПА возглавил В. А. Бекетов, был сделан упор на работу в комитетах. Депутаты законодательных органов власти субъектов ЮФО решили, что вопросы должны предварительно детально изучаться с привлечением специалистов на заседаниях комитетов, а сами заседания проходить в промежутках между конференциями в разных субъектах. Эти акценты в работе ЮРПА намерен сохранить и новый председатель.

— Мы будем совершенствовать работу в комитетах, поскольку именно профессиональное общение с учетом особенностей и многообразия наших территорий дает нам возможность выходить на более полное понимание существа законов, — сказал А. Б. Клыканов. — Обсуждению вопроса на конференции предшествует его рассмотрение в рабочих группах для глубокого, всестороннего изучения всех моментов, подробностей, нюансов. Главная цель — это улучшение качества принимаемых законов, чтобы они работали на благо наших людей.

Отвечая на вопросы журналистов, В. А. Бекетов отметил, что сейчас регионы в рамках ассоциации выходят на новый уровень сотрудничества. Этому должен способствовать и Совет законодателей, который теперь будет работать при Федеральном Собрании.

— Сейчас создан новый формат Совета законодателей, там будут рассматриваться консолидированные законодательные инициативы, а ЮРПА становится мощной площадкой, где предложения от всего федерального округа будут оттачиваться и консолидированно выноситься на рассмотрение.

— На мой взгляд, — подчеркнул В. А. Бекетов, — это будет способствовать скорейшему принятию федеральных законов и лучшей их реализации в территориях. Как до сегодняшнего дня учитывалось мнение регионов, нас не удовлетворяло, потому что большинство законодательных инициатив, которые исходили из субъектов, не находили поддержки в Федеральном Собрании. Сегодня у меня, и у моих коллег есть надежда, что наш голос будет услышан более предметно, и результативность рассмотрения наших инициатив будет выше.

Следующая конференция ЮРПА состоится в сентябре в Астрахани. Но в завершение председательства Краснодарского края в ассоциации депутаты Юга России имели возможность познакомиться с самобытной культурой кубанского казачества. Участники конференции ЮРПА после заседания в Анапе посетили этнографический комплекс «Атамань» в Темрюкском районе. Они побывали на нескольких подворьях, стали свидетелями джигитовки. Молодые казаки станицы Брюховецкой показали сложнейшие элементы и трюки на лошадях, которые вызвали восторг гостей.

Фото С. АНДРЕЕВА

парламентские слушания

Демократия к ветеринарному надзору не применима

В Законодательном Собрании края прошли парламентские слушания по поправкам в краевой Закон «О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае». Вынесенный на парламентские слушания проект закона направлен на то, чтобы выстроить в крае систему государственного надзора от краевого уровня до уровня городского и сельского поселения.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания и руководители исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, представители правоохранительных и контролирующих органов, главы муниципальных образований, руководители управлений ветеринарии районов (городов) края, ветеринарные врачи и заведующие лабораториями ветеринарно-санитарных экспертиз. Вел слушания председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В. А. Бекетов.

С докладом о сути предлагаемых поправок выступил первый заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И. М. Петренко. Он сообщил, что согласно действовавшим до сентября 2011 года нормам краевого Закона «О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае» ветеринарный контроль в крае осуществлялся более чем 400 специалистами, работающими в системе краевого государственного управления ветеринарии. Однако со вступлением в силу федерального закона по вопросам осуществления государственного контроля система государственного ветеринарного надзора была изменена в сторону существенного сокращения количества лиц, наделенных полномочиями ветеринарных инспекторов (до 54 ветеринарных инспекторов, закрепленных за 12 отделами по территории края). Впоследствии количество должностных лиц было увеличено до 114, но ситуацию это не спасло, вовремя доходить до каждого населенного пункта, каждого подворья инспекторы не успевали.

Факты распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории края побудили пристально изучить эффективность сложившейся системы государственного ветеринарного надзора.

— Следует признать, что ветеринарная служба в ее новом формате оказалась явно не готова к борьбе с африканской чумой свиней, — отметил председатель ЗСК В. А. Бекетов.

Администрация и Законодательное Собрание Краснодарского края пришли к мнению, что одной из причин появления и распространения АЧС является ослабление ветеринарного надзора на территории муниципальных образований, и прежде всего сельских и городских поселений. В связи с этим возникла необходимость внесения изменений в краевой Закон «О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае».

Подготовка законопроекта вызвала ряд трудностей и противоречивых мнений. Вынесенный на парламентские слушания проект закона ко второму чтению направлен на то, чтобы выстроить в крае систему государственного надзора от краевого уровня до уровня городского и сельского поселения, наделив ветеринарных врачей учреждений, подведомственных краевому управлению ветеринарии, полномочиями ветеринарных инспекторов. Проект определяет зоны ответственности среди проверяющих органов и должностных лиц и их полномочия по проведению ветеринарного надзора.

Также законопроектом предполагается внедрить систему ветеринарно-санитарного мониторинга, основной формой которого должен быть подворный обход, проводимый не реже одного раза в месяц.

Выступившие на слушаниях руководитель государственного управления ветеринарии Краснодарского края В. А. Гринь, руководитель управления ветеринарии по Красноармейскому району А. А. Прядко, заместитель генерального директора по животноводству ЗАО «Агрокомплекс» А. А. Квашин, ветеринарный врач села Гусаровское Красногвардейского сельского поселения Отрадненского района П. Ф. Кравченко, представители органов муниципальной власти из разных районов края поддержали данный законопроект, а заместитель министра сельского хозяйства Краснодарского края А. И. Высокопоясный заметил:

— Контроль должен быть жесткий. Демократии в вопросе ветеринарного надзора быть не должно.

Все желающие имели возможность высказаться. Во время обсуждения много говорилось о кадровом голоде в ветеринарной службе. В. А. Бекетов обратил внимание руководителей на то, что они должны серьезно заняться решением проблемы, плотнее работать со студентами вузов, организовывать им практику, а муниципальные власти — активнее направлять на обучение целевиков.

Единственная норма, которую долго обсуждали собравшиеся, — периодичность осуществления подворных обходов. За месяц проверить и все крупные хозяйства, и личные подворья физически невозможно. Депутаты взяли это на заметку, но соглашаться на слишком долгие интервалы тоже нельзя: это приведет к бесконтрольности и трагическим последствиям, подобным тем, которые край переживал, когда АЧС подкосила животноводческую отрасль. Так или иначе, но вопрос с периодичностью пока остается открытым.

Завершая парламентские слушания, В. А. Бекетов отметил:

— Задача этого закона — обеспечить нормальные условия жизни для населения: как для сельского, занимающегося животноводством, так и для городского, чтобы горожане имели возможность спокойно приобретать продукты на рынке. Будет решена проблема с ветеринарной безопасностью — будет обеспечена занятость на селе, решен вопрос с достойным заработком людей. Все это и называется повышением уровня жизни.

Проект поправок в краевой Закон «О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае» планируется вынести на очередную июньскую сессию краевого парламента для принятия во втором чтении.

зональные совещания

Голос ТОС на Кубани слышен

На Кубани проходят зональные совещания, посвященные итогам работы территориального общественного самоуправления края в 2011 году и задачам на предстоящий период. Такие мероприятия состоялись в двух муниципальных образованиях края. Совещание в Армавире провел председатель кубанского парламента, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в Законодательном Собрании В. А. Бекетов, а в Кущевском районе — его первый заместитель И. М. Петренко. В работе совещаний приняли участие руководители департаментов краевой администрации В. П. Свеженец и А. Д. Черненко.

На встречу в армавирский городской Дворец культуры собрались руководители органов местного самоуправления, активисты ТОС из 10 муниципальных образований — Армавира, Гулькевичского, Кавказского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Тбилисского, Успенского районов.

Каждый, кто зашел в городской Дворец культуры, мог познакомиться с красочными стендами, представляющими работу органов территориального общественного самоуправления. Фотографии и плакаты зримо свидетельствовали о многих добрых делах и начинаниях ТОСовцев, направленных на решение насущных проблем территорий, их совместную деятельность с органами местного самоуправления. С осмотра этой импровизированной выставки и начали знакомство с итогами работы ТОС многие участники мероприятия. Председатель ЗСК В. А. Бекетов и депутаты уделили внимание не только наглядной агитации, но и побеседовали с представителями общественного самоуправления. Глава кубанского парламента не первый раз встречается с ТОСовцами лично, обсуждает возникающие у общественников проблемы, помогает найти пути их решения.

Законодатели Кубани ведут постоянный конструктивный диалог с активистами движения ТОСов. Создание условий для активного участия жителей края в управлении своим кварталом, многоквартирным домом, улицей, микрорайоном — одно из приоритетных направлений деятельности ЗСК. Депутаты закладывают прочную правовую основу для успешного развития ТОСов, оказания им весомой поддержки. Живой отклик у законодателей вызвали предложения ТОСовцев, высказанные в ходе общественного обсуждения проекта краевого бюджета осенью прошлого года. Благодаря заинтересованному участию руководителя кубанского парламента В. А. Бекетова, депутатов ЗСК, администрации края с нынешнего года существенно увеличена финансовая поддержка ТОСов из краевого бюджета. Если раньше на поощрение лучших органов ТОС выделялось 4,9 млн. рублей, то теперь на эти цели ежегодно предусматривается 46,3 млн. рублей.

Совещание провел В. А. Бекетов. От имени губернатора Кубани А. Н. Ткачева ТОСовцев сердечно приветствовал директор департамента внутренней политики администрации края В. П. Свеженец. Он отметил, что ТОСы являются первыми помощниками местных администраций в работе с населением, поэтому труд ТОСовцев просто неоценим.

Председатель ЗСК В. А. Бекетов выступил с основным докладом, в котором проанализировал деятельность ТОСов, их участие в решении насущных проблем территорий. Владимир Андреевич особо отметил важную роль общественного самоуправления в выполнении социальных задач, проведении общественного контроля, вовлечении населения в дела местной жизни. Руководитель краевого органа власти дал высокую оценку работы общественников, нацелил их на выполнение новых задач.

ТОСовцы из Гулькевичского и Отрадненского районов Л. А. Савранова и Т. В. Захарова рассказали о своей работе с молодежью, многодетными семьями, о решении вопросов занятости населения. Председатель городского совета ветеранов Армавира Н. Н. Скрипкин поделился с участниками опытом взаимодействия ветеранской организации с органами ТОС. Старший участковый уполномоченный полиции отдела МВД по Курганинскому району С. Г. Буряченко отметил роль ТОСов в профилактике правонарушений. Председатель ЗСК В. А. Бекетов подчеркнул, что отчеты участковых на сходах граждан должны стать постоянной практикой в работе органов внутренних дел. Участники совещания с интересом узнали об опыте работы Совета Унароковского сельского поселения Мостовского района. Председатель Совета Л. Н. Грищенко рассказала, как местные депутаты привлекают ТОСовцев к решению вопросов местного значения.

В обсуждении доклада, с которым выступил на совещании в Кущевской первый заместитель председателя Законодательного Собрания И. М. Петренко, приняли участие и рассказали о своей работе с населением председатель Совета ТОС хутора Краснострелецкого Ленинградского сельского поселения Лениградского района Л. В. Горбенко, председатель квартального комитета № 8 станицы Новоминской Каневского района, исполняющий обязанности главы Кубанского сельского поселения Новопокровского района А. С. Борисовский.

Участники зональных совещаний в Армавире и Кущевском районе приняли резолюции, в которых признали итоги работы органов ТОС в 2011 году положительными, а также определили задачи на 2012 год и последующий период.

В ходе совещаний состоялись церемонии награждения победителей краевого конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления Краснодарского края» в 2011 году. Занявшие первые, вторые и третьи места определены на муниципальном уровне и утверждены постановлением Законодательного Собрания края. Победителями стали 132 органа ТОС и их руководители. Они представляют все 37 муниципальных районов и семь городских округов Краснодарского края. В Армавире награждены 30 органов ТОС, в станице Кущевской — 36.

Подводя итоги совещания в Армавире, В. А. Бекетов отметил, что еще раз убедился в необходимости и полезности таких встреч. Диалог представителей власти с ТОСовцами и непосредственное общение самих членов ТОС помогают решать злободневные вопросы, позволяют обмениваться опытом и применять наиболее интересные находки на своих территориях.

Согласно ранее внесенным изменениям в постановление ЗСК «О краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления», число призовых мест конкурса с этого года расширено до трех, а его призовой фонд значительно увеличен. Если раньше на благоустройство территории ТОСа-победителя выделялось за призовое место 100 тысяч рублей, то теперь органы ТОС, занявшие первое, второе и третье места, получат по результатам конкурса 500 тысяч рублей, 300 тысяч рублей и 200 тысяч рублей соответственно.

Зональные совещания по итогам работы ТОС в ближайшее время пройдут еще в двух муниципальных образованиях.

победители краевого конкурса

Многое зависит от нас самих

Традиционно считается, что в любом городе первая забота — о его центре и только потом об окраинах. А вот в Армавире красота и ухоженность центральной его части — во многом заслуга жителей. Эту довольно большую территорию охватывает ТОС № 4, вместивший 26 округов, в которых проживает более 30 тысяч населения. По итогам краевого конкурса на «Лучший орган территориального общественного самоуправления Краснодарского края» в 2011 году он занял первое место. И это не первая его победа. В чем секрет успеха?

— Возглавив ТОС, я начала с того, что обошла все округа и лично ознакомилась с имеющимися проблемами, — рассказывает председатель ТОС № 4 С. В. Кузнецова. — Затем мы проработали их вместе с председателями квартальных комитетов. Это золотые люди! Трудятся на общественных началах, многие уже в преклонных годах. Но сколько же в них энтузиазма, желания быть полезными жителям и сделать свой округ образцовым во всем.

Сегодня у каждого председателя квартального комитета имеется «Паспорт округа», где учтено все: границы, улицы, старшие по улицам, многоквартирным домам, одиноко проживающие, семьи асоциальные, малоимущие. Указаны и накопившиеся проблемы, причем отдельно выделены те, которые требуют внимания в первую очередь. С учетом этого и строится наша работа.

Главное, по мнению Светланы Викторовны, — достучаться до людей, помочь им осознать, что проблемы города — это проблемы его жителей и решать их надо всем миром. Для этого проводятся встречи и собрания с жителями, на которые приглашаются руководители управляющих компаний и служб ЖКХ. На собраниях выбираются старшие по дому, подъезду, улице. Отчитываются председатели квартальных комитетов, ведется разъяснительная работа по вопросам санитарии, социального обеспечения, пожарной безопасности. Обсуждаются вопросы капитального ремонта домов, восстановления детских площадок и размещения новых, организации парковок, установки мусорных контейнеров и многие-многие другие.

— Сегодня на территории ТОС № 4 практически не осталось жителей, которые не знали бы правил санитарного содержания, проведения уборки, поддержания чистоты и порядка, вывоза крупногабаритного и строительного мусора, — говорит Светлана Викторовна. — Спасибо им, что слышат нас, относятся с пониманием и делают все для благоустройства своих домов и прилегающих территорий. Взаимодействие с отделом контроля администрации города, сотрудниками ОВД помогает достучаться и до тех, кто эти правила игнорирует.

Большим стимулом в благоустройстве ТОС № 4 стали общегородские конкурсы: на лучший округ, придомовую территорию, подъезд, клумбу. Сплачивают людей совместные субботники, а сделанное собственными руками и ценится дороже. Много значит поддержка главы города А. Ю. Харченко — это и регулярные сходы граждан с его участием, и ежемесячные Дни общественности с квартальными, и объезды округов с председателями ТОСов, где решаются насущные вопросы.

За минувший год по заявкам нашего ТОС прогрейдировано более 20 дорог, шесть из них — с участием жителей. Отремонтировано более 170 фонарей уличного освещения и установлено более 20 новых. Произведена опиловка аварийных деревьев, отремонтированы все люки. Завезена земля для разбивки 15 клумб, посажено множество саженцев, кустарников.

Решена наболевшая, чуть ли не полувековой давности проблема — подключены к центральной канализации 16 домов по ул. Шевченко. По инициативе жителей, с помощью ТОС и при совместном с администрацией города финансировании выполнены все необходимые работы. Жители улицы оказывали посильную помощь: женщины поили рабочих горячим чаем с пирожками, мужчины участвовали в заключительных работах, разбрасывали гравий, разравнивали и укатывали дорогу.

— Светлана Викторовна, что Вы испытали, узнав о победе в конкурсе?

— Знаете, сегодня для большинства жителей стало нормой, что для решения своих проблем или даже в случае ссоры с соседями можно обратиться к председателю квартального комитета или ТОС. И чем дольше мы работаем, тем больше тянутся к нам люди. А это значит, что мы имеем авторитет. Победа в конкурсе — это огромная радость, дополнительный и очень мощный стимул в работе.

— Это ведь не первая ваша победа?

— Да, в 2009 году мы были признаны лучшими среди ТОСов в этом же конкурсе и поощрены премией в 100 тысяч рублей. На полученные деньги в центре города построена детская площадка и отремонтирована детская площадка в Тихом парке.

— Куда планируете направить премию за новую победу?

— Жители частного сектора по ул. Фрунзе просят обустроить детскую и спортивную площадки и даже — обратите внимание, как выросло самосознание людей! — отдают под них часть своих огородов. Если позволят технические условия, эта просьба будет удовлетворена. Часть средств направим на строительство площадок под мусорные контейнеры по центральной улице. При той красоте, что мы наводим, старые бросаются в глаза своей неприглядностью. Есть в нашем ТОС дом-юбиляр, жители которого хотят подойти к юбилею с выполненным ремонтом и благоустроенной дворовой территорией. Они сами вышли с такой инициативой, и, может быть, совет ТОС поддержит их и направит часть средств из премии.

— Что бы Вы пожелали жителям подведомственной территории?

— Сегодня мы четко представляем задачи ТОСов, видим пути их решения. Очень важно, чтобы люди поняли и поверили в то, что многое зависит от них самих, они сами в силах сделать жизнь вокруг себя красивее, безопаснее и комфортнее. А мы всегда найдем возможность поддержать добрую инициативу и помочь в ее осуществлении.

Безусловно, за ТОСами будущее, растут их авторитет и доверие к ним. Приведу только один пример. На недавних выборах жители, встречая Светлану Викторовну, спрашивали: «Вы ведь Кузнецова? За кого будете голосовать? Мы проголосуем так же…». Такое доверие действительно дорогого стоит.

Л. КОЛЬЦОВА, корреспондент газеты «Армавирский собеседник»
Фото П. Янеля.

актуальное интервью

Право на «рыбу своей мечты»

В последнее время часто приходится слышать о том, что действующее законодательство, регулирующее вопросы рыбной ловли, несовершенно. Об этом говорят и любители, которые сталкиваются со шлагбаумами, перекрывающими проходы к водоемам, и специалисты рыбоводческих хозяйств, которые вкладывают немалые деньги в свое дело, но при этом испытывают ряд сложностей, связанных как с незаконным выловом рыбы, так и с рядом непонятных административных запретов. Юристы отмечают необходимость принятия федерального закона об аквакультуре. Кубанские законодатели в этой ситуации пытаются решить проблему в рамках имеющихся полномочий. На 62-й сессии ЗСК принят соответствующий региональный закон, который поможет отрегулировать многие имеющиеся спорные моменты. Мы попросили председателя комитета ЗСК по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности А. Н. Кондратенко ответить на наиболее острые вопросы по данной теме.

— Алексей Николаевич, в чем причина противоречий между интересами водопользователей, рыболовов-любителей и государства? Почему такая система смогла сложиться и какие конкретно шаги Вы собираетесь предпринять, чтобы эти противоречия если не устранить, то хотя бы сгладить?

— Основная проблема — несовершенство, а иногда и полное отсутствие нормативной базы в этой области. До сих пор на рассмотрении Государственной Думы находятся проекты федеральных законов «Об аквакультуре» и «О любительском и спортивном рыболовстве». Неоднозначны и некоторые положения Водного кодекса. Большая часть нормативных актов Росрыболовства основывается на принципах «рыболовства», которые подразумевают добычу естественного ресурса. Отсюда и понятие «водные биологические ресурсы». В то же время очевидно, что рыбоводство (аквакультура) должно являться частью животноводства, и принципы организации и правового регулирования должны быть иные. В частности, необходимо прямыми нормативными актами закрепить «право собственности» на искусственно разводимые водные объекты животного мира (рыба, моллюски, водоросли и т. д.).

Вторая причина — «громоздкость» механизмов закрепления водных объектов за потенциальными пользователями. Согласитесь, что решение по закреплению водных объектов, не имеющих рыбохозяйственного значения, должны принимать специально уполномоченные органы субъектов РФ. Сложившаяся практика согласования образования рыбоводных участков в территориальном управлении Росрыболовства (Ростов), далее непосредственно в Росрыболовстве (Москва) затянута во времени и должна, по мнению депутатов Законодательного Собрания, быть усовершенствована.

Отсюда и необходимость разработки и принятия специализированного краевого закона. Помимо этого требуется и внесение изменений в существующие нормативные акты (правила рыболовства, порядок проведения конкурсов и т. д.)

Немаловажным является и изменение мировоззрения значительной части граждан, в первую очередь рыболовов-любителей. Большинство считает возможным вылавливать разводимую их же односельчанами рыбу, не соблюдать правила рыболовства (вылов маломерной рыбы). Они считают водные биоресурсы неисчерпаемыми. Это не так, и это уже доказано на других объектах животного мира (я имею в виду охоту). Необходимо прививать гражданам не потребительское, а хозяйское, рачительное отношение к общественным естественным водоемам и обитающей в них рыбе.

— В последнее время мы то тут, то там слышим о недовольствах рыбаков, связанных с тем, что их не допускают на водоемы. Людям сложно понять ситуацию, когда они много лет подряд рыбачили на этом месте, а теперь приходят и сталкиваются со шлагбаумом. Как сегодня законодательство регулирует вопросы доступа любителей к водоемам? Поясните, пожалуйста, для читателей, на каких водоемах они могут спокойно рыбачить, на каких — нет.

— На сегодняшний день доступ всех граждан России к водоемам общего пользования — а это все естественные водные объекты — свободен и бесплатен. Так же бесплатным является и любительское рыболовство. Количественных ограничений в вылове аборигенных видов рыб (густера, сазан, карась, окунь, плотва, щука, сом и др.) нет. Ранее действующая норма — пять килограммов — была отменена, по моему мнению, напрасно.

Рыболовы-любители обязаны соблюдать правила рыболовства в отношении:

— используемых орудий лова — разрешено использовать не более 10 крючков. Запрещены электролов, сети, «телевизоры» и т. д.

— размера вылавливаемой рыбы (для каждого вида рыб существуют минимальные размеры вылавливаемой рыбы). Если пойманная рыба меньше этой величины — необходимо выпустить ее в водоем.

Все это отражено в Правилах рыболовства, которые необходимо знать каждому рыболову-любителю и соблюдать их (ведь мы все знаем Правила дорожного движения и соблюдаем их). Для справки: Правила рыболовства для Краснодарского края утверждены приказом Федерального Агентства по рыболовству № 149. С ними можно подробно ознакомиться в Интернете (http://fish.gov.ru).

— Хорошо. Но, с одной стороны, задача власти — защитить права граждан, с другой — обеспечить развитие рыбоводческой отрасли. Насколько эффективно она развивается сегодня в крае? Объемы производства товарной рыбы сегодня и, скажем, 20 лет назад сопоставимы? И что Вы как законодатель планируете сделать для развития рыбоводства на Кубани?

— К сожалению, пока эти объемы несопоставимы. Еще 20 лет назад в крае выращивалось свыше 20 тысяч тонн товарной рыбы. Сегодня это более 10 тысяч тонн. Причины всем известны — полностью прекратили деятельность рыбхозы на русловых водоемах. Ранее практически в каждом муниципальном образовании было специализированное рыбоводное хозяйство. После прошедшей приватизации подавляющая их часть была расчленена на мелкие предприятия (ИП, ООО, КФХ). Не имея соответствующих средств, они перешли на экстенсивное рыбоводство, основанное на выращивании рыб на естественной кормовой базе (только растительноядные рыбы). Естественно, произошло резкое снижение рыбопродуктивности. В среднем по русловым водоемам края она не превышает одного центнера с гектара. А потенциальные возможности — 10 и более центнеров с гектара.

Первоочередные действия — это финансирование действующей ведомственной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края на 2012–2014 годы». Ее мероприятия предполагают поддержку основных направлений рыбоводного процесса (приобретение рыбопосадочного материала, извести, минеральных удобрений, комбикормов). Реализация программы позволит уже к 2014 году увеличить общее производство продукции рыбоводства до 15 тысяч тонн.

Также на майской сессии Законодательного Собрания был принят закон, разработанный нашим комитетом совместно с департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края — «О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства». Его реализация, по нашему мнению, позволит увеличить производство товарной рыбы для нужд населения края, а также эффективно использовать участки степных рек Кубани.

консультирует юрист

Оградить кубанцев от беды

Одними из актуальнейших задач на современном этапе являются профилактика алкоголизма, формирование здорового образа жизни, прежде всего, в подростковой и молодежной среде. Как известно, злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида. Снизить масштабы беды, защитить нравственность, здоровье, права и законные интересы населения Краснодарского края призвана принятая Законодательным Собранием края новая редакция краевого Закона «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», основные положения которого вступают в силу 1 июля 2012 года.

Принятие данного Закона направлено, прежде всего, на снижение объемов реализации алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ограничение потребления населением указанной продукции и, как следствие, улучшение демографической ситуации в крае.

Законом определены места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. К таким местам отнесены: оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения, места проведения публичных и культурно-массовых мероприятий во время проведения указанных мероприятий, границы территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, границы иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

С 1 сентября 2012 года на территории Краснодарского края установлен полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Установление данного запрета, прежде всего, связано с тем, что в настоящее время нет достоверных научных данных об отсутствии отрицательного воздействия слабоалкогольных тонизирующих напитков на здоровье людей, особенно детей и подростков, о возможных изменениях психофизиологического поведения человека при одновременном потреблении тонизирующих веществ и алкоголя. Не проведена комплексная токсикологическая оценка безопасности рецептур этих напитков, отсутствуют данные об объемах производства и потребления слабоалкогольных тонизирующих напитков. Употребление слабоалкогольных энергетических напитков влияет на характер алкогольного опьянения и снижает его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя. Сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков усиливает пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

В целях недопущения причинения вреда здоровью населения в Законе сохранены ранее установленные ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.

Ответственность за нарушения требований Закона Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.