15 Июня 2012

В Законодательном собрании. Выпуск № 15, 2012

ЗАКОНЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И РАДИ БУДУЩЕГО

На последней в этом созыве 67-й сессии кубанского парламента был представлен отчет о работе высшего органа законодательной власти края за истекший пятилетний период. В своем докладе председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов отметил, что депутаты все эти годы трудились одним большим и дружным коллективом единомышленников. Разница в политических пристрастиях не мешала работе. Защита интересов избирателей всегда являлась главной целью для законодателей Кубани. И если возникали когда-либо споры и противоречия, то они в основном касались лишь способов ее достижения.

Говоря о том, что сделано за время созыва, председатель ЗСК поблагодарил всех, с кем все эти годы приходилось работать сообща и в единой связке. В первую очередь губернатора А. Н. Ткачева, профильные подразделения администрации Краснодарского края, контрольно-счетную палату и прокуратуру края, различные органы краевой и федеральной власти. А также партии, общественные организации и просто неравнодушных граждан, которые обращались в ЗСК письменно или в устной форме во время выездов депутатов в округа. Люди рассказывали о назревших проблемах, требующих законодательного урегулирования, излагали свои взгляды на то, в какой именно форме данный вопрос может найти свое правовое решение. «Можно смело сказать, что все мы были коллегами по законотворческой работе», — подчеркнул В. А. Бекетов. А сделано действительно немало. За пять лет проведено 67 пленарных заседаний, принято 4747 правовых актов: 1266 законов, 3481 постановление ЗСК, 80 обращений в высшие органы государственной власти. За этими сухими цифрами стоит очень многое. Постоянно совершенствовалось краевое законодательство — разрабатывались новые законы или вносились, по мере необходимости, изменения в уже действующие.

Социальная ориентация бюджета

Предметом самого пристального внимания депутатов было законодательное обеспечение бюджетного процесса. Это естественно, ведь бюджетная политика была, есть и будет основным инструментом реализации всего комплекса государственной социально-экономической политики.

Год от года эта работа становилась все сложнее. Консолидированный бюджет Краснодарского края увеличивался в объеме, появлялись все новые и новые направления финансирования. Для сравнения: если в 2008 году доходная часть консолидированного бюджета края составляла 140 миллиардов рублей, то плановый показатель текущего года более чем в полтора раза выше — 229,5 миллиарда рублей.

Также не раз менялись требования федерального законодательства к организации бюджетного процесса, что требовало оперативного внесения соответствующих изменений в краевое законодательство.

Депутатам предстоящего созыва нужно учесть данный опыт предшественников, а также искать пути реализации новых подходов, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. В нем В. В. Путин помимо прочего потребовал от региональных и муниципальных органов власти придерживаться жесткой финансовой дисциплины и прозрачности в распределении средств.

В частности, Владимир Владимирович отметил следующее: «…бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются….необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности».

Это очень важное замечание. Каждый налогоплательщик должен иметь представление о том, как и на что именно расходуются средства бюджета. Поэтому в прошлом году проект главного финансового документа был вынесен на всенародное обсуждение. На кустовых совещаниях общественность обсуждала проект бюджета края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Каждый житель края мог ознакомиться с законопроектом и высказать депутатам ЗСК свое мнение.

В ходе парламентских слушаний, организованных по итогам обсуждения бюджета, были проанализированы и подытожены все поступившие предложения. И те, что были признаны обоснованными, нашли свое отражение в бюджете 2012 года, индикативном плане социально-экономического развития края либо включены в планы на последующие годы.

Депутатам следующего созыва необходимо продолжить эту практику общенародного обсуждения, а также распространить ее и на вопрос исполнения краевого бюджета.

Важным шагом в совершенствовании краевой бюджетной политики и общей системы межбюджетных отношений стало принятие в 2011 году новой редакции краевого закона «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края». Кстати, в текущем году она отметила 15-летие своей деятельности. За эти годы палата стала важным механизмом системы финансово-бюджетного контроля. В тесном взаимодействии с депутатами Законодательного Собрания и подразделениями администрации края ее сотрудники отслеживают процессы формирования и исполнения краевого бюджета, выявляя и пресекая нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности края. Это позволяет крепить финансово-хозяйственную дисциплину предприятий и организаций различных форм собственности, улучшать эффективность использования бюджетных ресурсов и государственной собственности края, повышать ответственность исполнителей за результаты деятельности.

Все эти годы работа с бюджетом велась в двух направлениях. Во-первых, депутаты стремились формировать бюджет развития, обеспечивающий динамичное развитие основных отраслей экономики края. Во-вторых, не отступали от принципа его социальной направленности.

Приоритет остается неизменным

Каждый год значительные средства в консолидированном бюджете края, более 60 процентов расходной его части, предусматривались на обеспечение социальных отраслей. Профильные комитеты ЗСК постоянно вели работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие систем образования, культуры и спорта, повышение качества медицинского обслуживания, усиление социальной поддержки малоимущих и слабо защищенных слоев населения.

На протяжении всего периода работы текущего созыва в центре внимания депутатов была такая социально значимая отрасль, как образование. Большая работа велась в рамках соответствующего национального проекта. Краевое законодательство оперативно приводилось в соответствие с федеральными нормативными актами, регулирующими те или иные стороны работы отрасли. Ежегодно значительные суммы из краевого бюджета направлялись на обеспечение функционирования и развитие сети образовательных учреждений края: на совершенствование их материально-технической базы, повышение заработной платы учителей и сотрудников.

Депутаты четвертого созыва немало времени и сил потратили на то, чтобы создать в школах края комфортную, дружественную ребенку среду пребывания. С этой целью совершенствовалась система обеспечения учеников горячим питанием, за счет средств краевого и местных бюджетов была организована замена окон, проводилось оснащение школьных мастерских.

Большое внимание было уделено системе профессионального образования в крае. Кубань относится к числу тех регионов, которые наиболее полно сохранили систему подготовки рабочих кадров, но общие для всей страны проблемы проявились и у нас. Развитие реального сектора экономики края выявило нехватку квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий.

Решая эту проблему, парламентарии приняли закон «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае», который позволит вести подготовку кадров в более тесной увязке со складывающейся в крае экономической ситуацией, запросами работодателей.

Планомерно велась работа по обеспечению прав наименее защищенной части детей Кубани. Тех, у кого судьба неожиданно оборвала детство, детей-сирот. Принятые в четвертом созыве краевые законы «О патронате в Краснодарском крае», «О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» позволили многим воспитанникам детских домов и интернатов обрести новую семью. А закон «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — решать их жилищный вопрос.

Не меньшие усилия депутатов четвертого созыва были направлены и на профилактику сиротства. Ведь болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Семей, где родители забывают о своей конституционной обязанности заботиться о детях, заниматься их воспитанием, становится больше и больше. Растет количество детей, являющихся фактически сиротами при живых родителях. Был разработан и принят закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». К его реализации подключились все: правоохранители, работники бюджетной сферы, казачьи организации, общественность. Депутаты ЗСК, администрация Краснодарского края постоянно держали на контроле проведение мероприятий в этом направлении.

Результаты не замедлили сказаться. Статистика органов внутренних дел с первого года действия краевого закона отметила сокращение количества не только правонарушений, совершенных несовершеннолетними, но и преступлений, в которых подростки являлись потерпевшими.

На одной из недавних сессий с анализом работы закона выступил глава администрации края А. Н. Ткачев. Он привел такие данные. За время его применения детская преступность снизилась в крае на 37 процентов. В 2011 году около 10 тысяч родителей были оштрафованы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. И только 600 из них пришлось наказать повторно. Получается, что рецидив составил всего 6 процентов. А 94 процента оштрафованных родителей взялись за ум, стали хоть чуть внимательней относиться к своим детям.

Однако для обеспечения нравственного и физического здоровья наших детей надо менять ситуацию не только в семье. Депутаты четвертого созыва активно выступили против сложившейся практики реализации подросткам тонизирующих, энергетических напитков, за ужесточение ответственности лиц, продающих подросткам спиртное. В Государственную Думу был внесен проект федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков» и принят краевой закон «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков».

Но сами по себе запреты мало что решают. Поэтому был принят ряд нормативных актов, ориентированных на развитие в крае массового спорта, создание условий для вовлечения в занятия физической культурой детей и подростков. Это законы «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» и «О социальной поддержке отдельных категорий работников государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций».

Чтобы поставить работу с молодежью на надежную основу, выстроить ее на годы вперед, в четвертом созыве был принят краевой закон «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае». Депутаты не раз обращались к его содержанию, вносили изменения, которых требовала складывающаяся ситуация.

Ни одно пленарное заседание Законодательного Собрания не проходило без принятия нормативных правовых актов или рассмотрения какого-либо проблемного вопроса в области здравоохранения и социальной защиты.

Важным направлением работы законодателей была реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В области здравоохранения был принят ряд значимых для каждого кубанца краевых целевых программ.

Много было сделано депутатами четвертого созыва для совершенствования сельской медицины. Важно, что удалось не только сохранить, но и расширить, переоснастить сеть ФАПов, провести ремонт и реконструкцию поликлиник. Продолжалась подготовка специалистов-врачей для работы на селе в рамках программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения». Данная программа постоянно совершенствовалась. Срок ее действия был продлен до 2020 года, количество набираемых студентов увеличилось, расширилось число категорий обучаемых.

Немало за прошедшие пять лет было сделано в плане совершенствования законодательной базы в области культурной политики. Целый ряд изменений был внесен в законодательные акты Краснодарского края в области охраны памятников, кинематографии и архивного дела. Важной вехой стало принятие закона Краснодарского края «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае».

У местного самоуправления — надежная основа

Большое значение депутаты ЗСК придавали вопросам развития местного самоуправления. Организационные, кадровые вопросы, финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований находились в центре внимания. Была проведена серия зональных научно-практических конференций на тему «Обеспечение экономических основ местного самоуправления». На них отработана модель ускоренного развития экономики на территориях поселений, велся поиск дополнительных источников пополнения местных бюджетов. Итогам выполнения рекомендаций была посвящена вторая волна совещаний, на которых анализировалась эффективность принятых мер.

Серьезное внимание уделялось развитию территориального общественного самоуправления. В целях распространения положительного опыта его работы Законодательным Собранием в 2008 году организован конкурс на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления».

Итоги очередного конкурса подведены в июне на кустовых совещаниях, посвященных работе органов ТОС в 2011 году. На этих встречах можно было наглядно убедиться, что у местного самоуправления на Кубани есть надежная основа. Туда съехались настоящие энтузиасты, люди, готовые делать все от них зависящее, чтобы их малая родина становилась с каждым днем все лучше и краше. Не случайно краевые власти приняли решение о существенном увеличении призового фонда, в соответствии с которым победители конкурса получат на благоустройство своих территорий за первое, второе и третье места по 500, 300 и 200 тысяч рублей соответственно. У этих затрат в итоге будет большой воспитательный эффект. В этом убеждают письма, приходящие с мест. Председатель органа ТОС из села Гусаровского Красногвардейского сельского поселения Отрадненского района, к примеру, написал о том, что за счет денег призового фонда были оперативно начаты работы по благоустройству детской площадки. Это тот результат, который увидят все. Люди приведут туда своих детей, и у всех жителей будет возможность понять простую истину: труд на общее благо дает свои результаты. И каждый из нас способен своими силами менять жизнь к лучшему.

Правовая защита граждан

Одним из главных приоритетов для депутатов четвертого созыва являлись вопросы обеспечения законности, правопорядка и правовой защиты граждан. Профильным комитетом были разработаны законы о внесении изменений в Устав Краснодарского края, в закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края», в краевой закон «Об административных правонарушениях» и целый ряд других.

В целях защиты закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан был принят закон «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае». Важным нормативным правовым актом Краснодарского края, ориентированным на защиту прав и интересов без преувеличения каждого жителя Кубани, стал принятый в четвертом созыве закон «О противодействии коррупции в Краснодарском крае».

Устойчивый рост экономики

Главным условием и предпосылкой социально ориентированного бюджета всегда являлось поступательное развитие кубанской экономики. Поэтому вопросы развития ее реального сектора постоянно находились в центре внимания депутатов четвертого созыва.

Были приняты законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», «О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства», «О промышленных парках Краснодарского края», «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае».

Большой объем работы был проделан в области совершенствования инвестиционного законодательства. Как следствие, сегодня Кубань входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объемам привлеченных в экономику средств.

Это способствовало улучшению макроэкономической ситуации. В крае реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, следствием чего стало увеличение количества рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Ставка на малый бизнес

На протяжении всего созыва в центре внимания депутатов постоянно находился сектор малых форм хозяйствования в АПК. Формы и направления его поддержки постоянно совершенствовались. Началась эта работа еще в третьем созыве с принятия в 2004 году краевого закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края».

Разрабатывая этот нормативный акт, депутаты стремились создать условия, необходимые для того, чтобы кубанские рынки заполнялись качественной и недорогой сельхозпродукцией, а сельские жители, желающие повысить уровень своего материального достатка, могли реализовать себя в каком-либо направлении агробизнеса.

На первом этапе у многих в этом отношении был изрядный скептицизм. Но пессимисты всегда проявляются в любом значимом и масштабном деле. В свое время выдающийся русский государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин не раз слышал упреки в адрес своей аграрной реформы. Некоторые коллеги — депутаты Государственной думы — говорили ему, что русская деревня ленива, спивается и к реформам не готова. Петр Аркадьевич отвечал им, что «разумных и сильных» на селе гораздо больше, чем «пьяных и слабых». И призывал депутатов Государственной думы: «Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство».

Вот и депутаты краевого парламента при разработке политики стимулирования малого бизнеса на селе сделали ставку на активных, сильных и умелых, на здоровое ядро нашего кубанского общества.

Прошло совсем немного времени, и всем, включая отъявленных скептиков, стало ясно, что этот выбор был верным. Семейные формы производства начали быстро развиваться, и личные подсобные хозяйства у многих селян превратились из чего-то несущественного, действительно «подсобного» в настоящие мини-фермы. Их владельцы, желая и далее расширять производство, сами поставили вопрос перед органами власти о регистрации их в качестве предпринимателей. На сегодняшний день таковых в крае зарегистрировано уже несколько тысяч человек.

Многочисленные примеры таких успешных, состоявшихся в агробизнесе семей можно встретить в каждом районе. Жизненный путь у них разный, но в основе успеха каждой лежат трудолюбие и желание построить своим близким лучшую жизнь. Чтобы все они имели такую возможность, депутаты четвертого созыва постоянно совершенствовали формы поддержки малого предпринимательства в АПК.

Была предоставлена возможность расширения участка, принята краевая целевая программа, позволившая создать тысячи гектаров пастбищ вблизи сельских поселений. Помощь со стороны краевого бюджета была распространена также на такие подотрасли, как овцеводство, птицеводство и кролиководство, овощеводство закрытого грунта, садоводство, виноградарство, овощеводство. Было начато субсидирование строительства теплиц, закладки садов и виноградников.

Политика государственной поддержки малого бизнеса в АПК нашла свое выражение в принятом депутатами четвертого созыва законе «О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края». Возможность создания животноводческих ферм силами отдельных семей была предусмотрена принятым краевым законом «О семейных животноводческих фермах в Краснодарском крае».

С целью распространения опыта эффективных управленческих решений на местах был учрежден ежегодный конкурс на звание «Лучшее поселение по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края».

Активно велась учеба малых предпринимателей. Был разработан и принят закон Краснодарского края «О создании и деятельности базовых школ в сфере малого предпринимательства по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Краснодарского края». Он позволяет существенно расширить возможности ознакомления сельских жителей с передовыми технологиями, поскольку учебный процесс будет организован на базе хозяйств владельцев ЛПХ, КФХ или индивидуальных предпринимателей, добившихся значимых результатов в своем направлении. То есть мы на новой основе возвращаемся к старому, но в свое время хорошо зарекомендовавшему себя принципу «научился сам — научи другого».

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются владельцы товарных ЛПХ, предприниматели, фермеры, — это сбыт произведенной продукции. Депутатами четвертого созыва был разработан проект федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». В 2008 году он был внесен в Государственную Думу. К сожалению, несмотря на ожидаемую высокую социально-экономическую эффективность, целый ряд положительных заключений и поддержку всеми субъектами, ознакомившимися с его содержанием, до настоящего времени закон на федеральном уровне так и не принят. Задачи по его продвижению в Государственной Думе придется решать новому созыву депутатов Законодательного Собрания края.

Важным и знаковым событием в жизни края стала агропромышленная выставка «Кубанская ярмарка». В прошлом году она впервые была проведена на ипподроме краевой столицы. Мероприятие вызвало такой интерес у краснодарцев и гостей города, что в отдельные дни даже столь масштабная площадка не могла вместить всех желающих.

В отличие от всех иных ярмарок у нее не только торговое назначение. Она задумывалась и как центр общения, в рамках которого участники смогут поучиться на примере других, повысить свою квалификацию, обменяться опытом. Поэтому в павильонах развернуты мастер-классы лучших в своем деле практиков. Ученые проводят «круглые столы», обучающие семинары и читают лекции.

Состоявшаяся буквально на днях вторая агропромышленная выставка, «Кубанская ярмарка-2012», оказалась еще более представительной и масштабной. Она закрепила и приумножила успехи предыдущего форума. В числе ее участников было много новых лиц.

Работа на перспективу

Еще один важный закон, принятый в четвертом созыве, — «О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края». Его принятие вызвало огромный всплеск энтузиазма не только в крае, но и по всей России. На сайт Законодательного Собрания поступило такое количество комментариев и откликов, какого не имел ни один из ранее принимавшихся законов. Причем сообщения приходили не только из самых дальних уголков России, но и из стран СНГ.

Кто-то был готов создавать свою усадьбу прямо сейчас, кто-то предварительно просил указать места, где предполагается выделять землю. Чем-то это напомнило намного более раннюю эпоху — тот душевный порыв, с которым люди ехали поднимать целину. Такой энтузиазм нужно поддерживать. Тем более что закон о сельских усадьбах — это работа на будущее, на перспективу.

Не так давно ФАО, продовольственная сельскохозяйственная организация при ООН, опубликовала прогноз: к 2050 году человечество может столкнуться с острой нехваткой пищи. Население Земли к этому времени вырастет до девяти миллиардов человек. И тогда, чтобы обеспечить всех жителей Земли пищей, нужно будет производить продовольствия на 70 процентов больше, чем сейчас.

Приметы обострения продовольственной ситуации в мире видны уже сегодня. Голодают десятки миллионов людей, в то время как растут цены на мировом рынке продовольствия. При этом, по оценкам экспертов, до четверти сельскохозяйственных площадей планеты предельно истощены. И надо уже сейчас думать, как с наибольшей эффективностью использовать те уникальные природно-климатические условия, которые мы имеем. Без всякого преувеличения это ресурс мировой значимости.

Сегодня налицо отток трудоспособного населения из сельской местности в города. У нас в крае около полутора сотен населенных пунктов, которые по различным причинам покинуло большинство прежних жителей. И еще несколько сотен таких, где жизнь еле теплится.

Депутаты рассчитывают, что закон о сельских усадьбах сможет возродить их: сначала замедлить, а потом и прекратить отток населения с отдаленных сельских территорий, позволит поднять заброшенные земли. По ходу его реализации практика будет выявлять отдельные шероховатости и недочеты. Закон о сельских усадьбах должен стать предметом неустанной работы депутатов следующего созыва.

Закрепить лучшее, продолжить традиции

Помимо перечисленных направлений законотворческой деятельности работа парламентариев включала и целый ряд иных направлений. Одно из них — активное участие в федеральном законодательном процессе. Четвертым созывом ЗСК в Государственную Думу была направлена 31 законодательная инициатива, подготовлено 3244 заключения по проектам федеральных законов, рассмотрено 1269 инициатив субъектов Российской Федерации.

Активно налаживались рабочие контакты с органами представительной власти из других субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Польза от такого взаимодействия законодателей не вызывает сомнений. Оно позволяет учиться друг у друга, внедрять те передовые идеи, которые наработаны коллегами. В первую очередь это касается рабочего общения с ближайшими соседями из тех регионов, с которыми у Кубани не только общие границы и один федеральный округ, но и общий набор проблем.

Важным инструментом консолидации интересов субъектов Южного федерального округа стала Южно-Российская парламентская ассоциация. Пятнадцатая и шестнадцатая конференции ЮРПА прошли на территории Краснодарского края в прошлом и нынешнем году, а семнадцатая состоялась совсем недавно, 5 октября, в Астрахани. Общение с коллегами в ходе их работы дало возможность глубже и с различных сторон увидеть предмет обсуждения, найти новые подходы к законодательному регулированию многих вопросов.

Одной из форм работы депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва оставалась деятельность комитетов. За созыв проведено 1209 их заседаний, в том числе 168 выездных, на них рассмотрено 5653 вопроса.

Обсуждение наиболее актуальных и социально значимых проблем проходило на парламентских слушаниях, совещаниях, «круглых столах», конференциях. Всего проведено 986 таких мероприятий.

Значительное внимание уделялось контрольной деятельности. На пленарных заседаниях принимались постановления ЗСК о ходе реализации краевых законов, вырабатывались рекомендации эффективного правоприменения в различных сферах экономики или общественной жизни. Было проведено 224 проверки исполнения действующего законодательства.

С целью дальнейшего совершенствования этой работы был принят закон Краснодарского края «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Краснодарского края». Он позволит вывести работу по контролю за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов Краснодарского края на новый уровень, сделает ее более планомерной и масштабной. Но лучше всего «коэффициент полезного действия» закона виден при обсуждении его эффективности с теми, на кого он непосредственно направлен, кто в повседневной работе и жизни на себе проверяет его сильные и слабые стороны.

В течение всего созыва депутаты систематически выезжали в округа для проведения встреч с избирателями, на которых рассказывали о текущей и предстоящей законотворческой деятельности, а также выслушивали различные предложения. Наиболее существенные из них брались на заметку, становились предметом обсуждения на заседаниях комитетов и планерных совещаниях. Во многих случаях рассмотренные проблемы легли в основу новых нормативных правовых актов или стали поводом для корректировки статей действующих законов.

Всего за четвертый созыв было проведено 6178 встреч с населением. В них приняли участие около 410 тысяч человек.

В избирательных округах депутатами Законодательного Собрания края принято с обращениями по различным вопросам около 17,5 тысячи человек.

Кроме того, за период созыва в адрес ЗСК поступило более десяти тысяч письменных обращений граждан. На личном приеме в ЗСК депутатами было принято свыше двух с половиной тысяч человек. На каждое обращение в определенные законом сроки заявитель получал аргументированный ответ. Тесное взаимодействие с избирателями позволяло внимательно отслеживать ситуацию в крае, своевременно определять болевые точки и искать пути эффективного решения возникающих проблем.

Тем самым совершенствовалась система обратной связи депутатов с жителями края, и это позволяло оперативно получать информацию об общественном мнении, о явлениях и событиях общественной и экономической жизни, требующих законодательного регулирования.

Депутатами текущего созыва проделана большая законотворческая работа по самым разным направлениям социальной и экономической сфер. И это принесло свои плоды. За прошедшие пять лет в крае существенно изменилась социально-экономическая ситуация. Наблюдается положительная динамика практически во всех базовых секторах экономики, растут уровень и качество жизни кубанцев.

Избиратели рассчитывают, что депутаты пятого созыва — те, кто придет в Законодательное Собрание края по итогам октябрьских выборов, продолжат традиции своих предшественников, закрепят все лучшее из того, что уже сделано, и смогут двигаться дальше, совершенствуя законодательство, способствующее развитию края и укрепляющее социальную защищенность всех жителей Кубани.