В Законодательном собрании. Выпуск № 1, 2011

1 июня 2011

В Законодательном собрании. Выпуск № 1, 2011

Рабочие кадры для кубанской экономики

На очередном планерном совещании в Законодательном Собрании, которое провел председатель ЗСК В. А. Бекетов, был рассмотрен вопрос о перспективах и задачах развития системы профессионального образования Краснодарского края по подготовке рабочих кадров для реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. В работе совещания приняли участие первый заместитель главы администрации края Д. Х. Хатуов, заместитель главы администрации края Г. Д. Золина, руководители краевых департаментов.

В начале мероприятия В. А. Бекетов отметил, что данное обсуждение — это своего рода «мозговая атака» для того, чтобы найти решение проблемы, принимающей все большую актуальность.

— Еще готовятся кадры, которые не востребованы, которые не отвечают требованиям сегодняшнего дня, — так охарактеризовал ситуацию в профобразовании председатель ЗСК. — Как правильно организовать работу по подготовке кадров рабочих профессий? Как перестраивать систему, чтобы она работала в новых условиях? Нет готового рецепта. Мы должны услышать мнения руководства департаментов, всех заинтересованных лиц.

Первый заместитель главы администрации края Д. Х. Хатуов отметил, что по поручению губернатора края профильными департаментами края были проанализированы потребности экономики для дальнейшей модернизации различных отраслей. И одна из важных проблем, которую необходимо решать, — подготовка достаточного количества рабочих кадров.

— Где тот квалифицированный специалист, который будет работать не только на сегодняшних станках и механизмах, но и на том оборудовании, которое в ближайшие три года нужно внедрить во всех отраслях нашей экономики? По словам Д. Х. Хатуова, такой вопрос задают практически все работодатели. Необходим глубокий, содержательный анализ, который позволит реально спланировать, какие специалисты будут нужны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

С докладом по обсуждаемому вопросу выступила руководитель департамента образования и науки Краснодарского края Т. П. Хлопова. По ее словам, сейчас в крае функционирует 57 учреждений начального и 77 — среднего профессионального образования. Одна из тенденций в развитии этих образовательных учреждений — отказ от их многопрофильности, переход к подготовке в конкретном училище, колледже или лицее на хорошей материальной базе ограниченного перечня специалистов, востребованных на рынке труда. Сейчас в крае уже создано семь ресурсных центров — учреждений образования, в которых сосредоточены новейшее оборудование, технологии.

— Первые ресурсные центры на Кубани доказали свою состоятельность, — заявила Т. П. Хлопова. — В них увеличился набор, установились тесные связи с работодателями, повысилось качество подготовки специалистов, создана комфортная образовательная среда.

Руководитель департамента образования также обратила внимание на отсутствие долгосрочного прогноза потребностей в квалифицированных кадрах. Сами учебные заведения не в состоянии определить, какие специалисты — водители, электрики или автомеханики — будут востребованы через два-три года.

Сейчас в крае распоряжением губернатора образован региональный Координационный совет по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, который возглавил первый заместитель губернатора края Д. Х. Хатуов. В работе совета принимает участие и заместитель председателя Законодательного Собрания края В. В. Чернявский. Муниципальные координационные советы, объединяющие усилия представителей власти, бизнеса и учреждений образования, созданы практически во всех городах и районах края. Они и будут определять стратегию развития профессионального образования. Возглавляют эти советы главы муниципальных образований. Однако председатель ЗСК В. А. Бекетов предостерег от того, чтобы местные главы определяли потребности в подготовке кадров.

— Кто будет принимать на работу, тот и формирует заказ, — сказал В. А. Бекетов. — Это сложный процесс, в котором должны принимать участие представители училищ и работодатели, а главы администраций районов являются координаторами.

Первый заместитель главы администрации края Д. Х. Хатуов отметил, что при разработке методики мониторинга и прогнозирования потребностей экономики края в квалифицированных кадрах должна быть установлена ответственность профильных департаментов. Участвовать в этой работе необходимо и чиновникам районного звена, и депутатам местных советов.

— Не может отрасль модернизироваться, развиваться, если мы не будет вести эффективную подготовку квалифицированных кадров, — подчеркнул Д. Х. Хатуов.

Заместитель председателя ЗСК — председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи В. В. Чернявский выступил с содокладом по обсуждаемой проблеме. Говоря о качестве подготовки кадров, он предложил больше внимания уделять уровню практических навыков специалистов. Для этого нужно делать упор на практическое содержание обучения. Учебные заведения жалуются на сложности с подбором предприятий для организации практики, хотя порой решение этого вопроса лежит на поверхности. Председатель ЗСК В. А. Бекетов призвал активнее использовать возможности, которые есть у нас в крае.

— Например, собираются у нас комбайны «Клаас», — сказал Владимир Андреевич. — Нужно, чтобы сначала преподаватели поработали на сборочном конвейере, рассказали студентам, а на следующем этапе сами учащиеся попадают на конвейер, потом учатся работать на этой технике в хозяйствах. По результатам обучения выпускник получает документ, что он является трактористом такого-то класса, такой-то марки, а не широкого профиля, как это было прежде.

Д. Х. Хатуов также поддержал мнение, что проблема формирования специалиста — это не только задача власти. Он предложил отраслевым департаментам составить перечни предприятий, на базе которых может быть организована практика учащихся профучилищ и ресурсных центров. Органы власти со своей стороны могли бы содействовать заключению договоров между учреждениями образования и предприятиями.

Именно качество подготовки выпускников и, как следствие, уровень их трудоустройства должны стать одним из критериев оценки работы учреждений образования. Сейчас, по словам В. В. Чернявского, в некоторых учебных заведениях даже при наличии договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями от 20 до 50 процентов выпускников не доходят до обозначенного в документах места работы, а еще до 30 процентов увольняются через несколько месяцев работы. Среди причин — уровень подготовки, не устраивающий работодателя. Хотя затраты бюджета на подготовку учреждениями начального профессионального образования каждого специалиста в среднем составляют без малого 50 тысяч рублей в год.

Участники совещания обратили внимание на необходимость раннего тестирования абитуриентов учреждений начального профессионального образования. С одной стороны эти тесты должны показать, способен ли молодой человек овладеть данной специальностью, а с другой, как подчеркнул В. А. Бекетов, — поднять самооценку поступающего, он будет гордиться тем, что ему доверили получить эту профессию. Заместитель главы администрации края Г. Д. Золина отметила, что тестирование активно применяется для профориентации школьников. В дальнейшем процесс тестирования будет расширяться, к этой работе будут привлекать и родителей, поскольку во многом от них зависит, какую профессию выберет ребенок.

Первый заместитель главы администрации края Д. Х. Хатуов обратил внимание участников планерного совещания на некоторые статистические данные, характеризующие вопросы занятости населения. В частности, сейчас в крае около 25,5 тысячи официально зарегистрированных безработных. В то же время работодатели подали заявки на привлечение более 96 тысяч иностранных работников. Благодаря работе, проведенной краевыми властями, федеральные структуры дали согласие на квоту для иностранных рабочих в количестве 43 тысяч человек.

Как отметили участники совещания, работодатели сегодня не всегда занимаются привлечением жителей края на работу. Нужно поднять их ответственность и организовывать все таким образом, чтобы в первую очередь были обеспечены работой те кубанцы, которые в ней нуждаются.

— Нам необходимо выстроить систему подготовки кадров и контроля за использованием трудовых ресурсов, — подвел итоги совещания председатель ЗСК В. А. Бекетов. — Кубань должна быть процветающей территорией. Условия для этого есть.

На планерном совещании были приняты предложения по развитию системы начального профессионального образования Краснодарского края. Они предполагают комплекс мероприятий по разным направлениям — от разработки методических рекомендаций по организации деятельности координационных советов до формирования государственного задания для образовательных учреждений по подготовке рабочих кадров с учетом данных региональной и отраслевой потребности. Реализация этих предложений должна вывести подготовку рабочих кадров для кубанской экономики на качественно более высокий уровень.

заботы комитета

Проблемы территорий — на контроле депутатов

Как известно, 1 января 2009 года завершился этап формирования и становления органов местного самоуправления в формате 131-го Федерального закона. В ведение местной власти перешли такие важные функции, как обеспечение жителей городов, районов и сельских поселений качественными услугами в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, транспорта, социального обеспечения. Комитет Законодательного Собрания по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий в течение года тщательно контролировал, как органы местного самоуправления используют имеющиеся у них возможности для решения вопросов местного значения. Об этом ключевом направлении работы кубанского парламента мы попросили рассказать председателя комитета А. И. Шустенкова.

— Александр Иванович, Вы и Ваши коллеги в составе рабочих групп выезжали в ряд районов края, где изучали обстановку по многим позициям. Как, на Ваш взгляд, муниципалитеты реализуют возложенные на них полномочия по социально-экономическому развитию территорий? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

— В течение 2010 года мы изучали состояние социально-экономического развития поселений на примере Абинского, Брюховецкого и Тбилисского районов в свете требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целом можно сказать, что муниципалитеты по основным направлениям добились определенных успехов. За последние три года многие территории обеспечили рост собственных доходов практически в два раза. Конечно, есть такие поселения, которые остались по этому показателю на прежнем уровне, например, Светлогорское сельское поселение Абинского района. Причины здесь разные. Прежде всего недостаточна работа с налогооблагаемой базой, не создаются условия для развития малого предпринимательства. Но во многих поселениях отмечается положительная динамика роста объема продукции сельского хозяйства, развита потребительская сфера.

Значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции вносят личные подсобные хозяйства граждан. Это отмечается по всем сельским поселениям в исследованных нами районах. На долю ЛПХ приходится более половины объемов производства овощей, картофеля, молока, мяса. Следует также отметить, что основной статьей расходов бюджетов поселений являются расходы на коммунальное хозяйство и благоустройство территорий. В среднем эти расходы составили: по поселениям Брюховецкого района в 2008 году — 64 процента, в 2009 году — 40 процентов; по поселениям Абинского района соответственно — 71 и 65 процентов; по поселениям Тбилисского района — 44 и 56 процентов. В отдельных поселениях выделяются значительные средства на культуру, в том числе и на содержание домов культуры. В Батуринском и Чепигинском поселениях Брюховецкого района, Ловлинском сельском поселении Тбилисского района расходы на эту сферу составили треть бюджета поселений. В поселениях создана и функционирует в интересах населения система социального, медицинского, культурного обслуживания, общего и дошкольного образования. Органами местного самоуправления ежегодно принимаются меры по укреплению материально технической базы учреждений этой сферы в рамках муниципальных и краевых целевых программ.

Наряду с этим в работе органов местного самоуправления еще много нерешенных задач и незадействованных резервов. Несмотря на общий рост средней заработной платы, она еще остается на низком уровне во многих сельских территориях. Необходимо отметить невысокий уровень средней зарплаты, сложившейся в 2009 году, по отдельным поселениям Брюховецкого района — от 6000 до 8000 рублей (Переясловское, Новосельское, Чепигинское, Свободненское), Абинского района — от 8500 до 9000 рублей (Варнавинское, Ольгинское, Светлогорское). Также невысокий уровень средней зарплаты — от 7400 до 9000 рублей — сложился и по отдельным сельским поселениям Тбилисского района (Алексее-Тенгинское, Ванновское, Геймановское, Марьинское, Нововладимирское, Песчаное). Существуют и примеры, когда заработная плата по одной отрасли разнится от 8000 до 20 000 рублей. От подобной практики нужно уходить. В связи с чем главам было рекомендовано принять меры по выравниванию уровня среднемесячной заработной платы работающего населения и ежеквартально через местные СМИ доводить до сведения населения информацию о состоянии средней месячной заработной платы по отраслям экономики территорий.

Общей проблемой для всех поселений являются строительство и предоставление социального жилья для малообеспеченных семей. Сегодня в каждой территории имеется немалое количество нуждающихся в получении жилья, и эти вопросы не решаются годами. Требуются и более эффективные действия органов местного самоуправления по развитию малых форм хозяйствования. В частности, во всех проверяемых нами районах не налажена работа по развитию договорной формы между малыми формами хозяйствования и перерабатывающими предприятиями, в связи с чем жители испытывают определенные трудности по сбыту произведенной продукции. Сегодня необходимо в каждом населенном пункте создать условия по приему у населения молока, реализации комбикормов, поскольку такие пункты, как правило, сосредоточены только в административных центрах поселений. Наряду с этим необходимо совершенствовать культурно-досуговую работу с детьми, молодежью и пожилыми людьми. Как видите, есть куда приложить руки местной власти.

— На ноябрьской сессии 2010 года принято постановление ЗСК, в котором дана оценка работы органов местного самоуправления Брюховецкого района. Этот документ можно считать основополагающим и для других территорий края. Какие показатели включены в критерии оценки деятельности органов местного самоуправления? И какие пути по улучшению социально-экономического развития муниципалитетов предложены в постановлении?

— Да, можно сказать, что постановление Законодательного Собрания «О состоянии и мерах по улучшению социально-экономического развития поселений Брюховецкого района в свете требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является базовым документом при оценке социально-экономического положения других территорий. Поскольку, изучив вопросы в комплексе, мы вышли на характерные недостатки для многих поселений. В частности, одним из критериев оценки деятельности органов местного самоуправления служат планирование и прогнозирование социально-экономического развития территорий. Анализ индикативного планирования показал, что в ежегодных индикативных планах содержатся только типовые показатели, которые не учитывают особенности развития экономики и социальной сферы каждого поселения. В плановых документах отсутствуют позиции, характеризующие развитие предпринимательского сектора, благоустройства территорий, благосостояния населения. Мы рекомендовали адаптировать систему показателей к особенностям развития каждого поселения и включить такие понятия, как «Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций», «Среднедушевые денежные доходы населения в месяц», «Численность поголовья сельскохозяйственных животных по видам и по категориям хозяйств», а также блок показателей по развитию малого предпринимательства, благоустройству поселения и другие. Без учета этих параметров невозможно иметь полное представление о развитии своей территории и принять соответствующие меры. Еще один важный момент: ни в одном поселении не принимались решения Совета о выполнении индикативных планов, содержащих анализ итогов деятельности по их развитию. Кроме того, мы рекомендуем ежегодные отчеты об исполнении индикативных планов территорий публиковать в местной печати.

Также одним из критериев оценки деятельности органов местного самоуправления мы считаем показатель принятия и исполнения муниципальных целевых программ по вопросам социально-экономического развития территорий. Муниципальные целевые программы приняты во всех поселениях. Большинство из них направлены на повышение уровня благоустройства, развитие культуры и массового спорта, работу с детьми и молодежью. Типичными недостатками большинства программ является то, что в основном они приняты только по направлениям деятельности, и по ним отсутствуют какие-либо критерии их оценки, а также сведения об ответственных исполнителях, что затрудняет контроль хода исполнения программ и выявления их результативности. В решениях Советов отдельных поселений, утверждающих муниципальные программы, не содержатся пункты по контролю за выполнением принимаемого решения, а также о предоставлении администрацией поселения отчета об их исполнении.

При изучении этих вопросов мы обращали внимание на то, как на территории муниципалитетов развивается малый бизнес, используются производственные мощности предприятий, налажена работа с малыми формами хозяйствования, достаточен ли объем инвестиций в основной капитал, потому что в целом все это влияет на экономику поселений и от этого зависит наполняемость местных бюджетов. Важное значение в работе муниципалитетов имеет степень оказания услуг населению в сфере здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального комплекса, состояние среднемесячной заработной платы, снижение уровня безработицы и т. д. В итоговом постановлении по Брюховецкому району мы отметили все характерные недостатки для большинства поселений и предложили пути по улучшению социально-экономического развития территорий. Прежде всего это меры по поддержке субъектов малого предпринимательства, развитию малых форм хозяйствования, обеспечению контроля за исполнением индикативных планов и муниципальных целевых программ, организации жилищного строительства, улучшению материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры и другие.

— Есть ли положительные сдвиги в развитии малого предпринимательства? Опыт какого поселения в этом плане Вы бы выделили?

— Положительные сдвиги по отдельным поселениям есть, но они пока незначительные. Количество хозяйствующих субъектов малого бизнеса ежегодно увеличивается, но в основном они сосредоточены в потребительской сфере. Мы столкнулись с тем, что многие поселения в проверяемых нами районах только в последнее время стали принимать программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. В основном они направлены на какие-то организационные мероприятия, например, на проведение обучающих семинаров. На исполнение данных программ закладывается недостаточно финансовых ресурсов, порой даже от одной тысячи рублей, либо вообще средства не предусмотрены, как это было, к примеру, в Батуринском сельском поселении Брюховецкого района. В общем, с программами по развитию малого и среднего бизнеса предстоит еще немалая работа. Как положительный пример можно назвать опыт Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района. Два раза в год администрацией проводились совещания с представителями малого бизнеса с целью ухода от монопрофильности в их деятельности, выделено 11 земельных участков под строительство объектов недвижимости, выдано девять рекомендаций для получения субъектами малого предпринимательства кредитов в банке. Принято постановление главы «Об утверждении перечня муниципального имущества, являющегося собственностью сельского поселения, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства». Например, в Ахтырском городском поселении и Холмском сельском поселении Абинского района осуществляется размещение муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства. Действуют некоммерческие организации, выражающие интересы малого и среднего предпринимательства: «Союз Абинских предпринимателей», «Центр содействия развитию малого предпринимательства " при Абинской торгово-промышленной палате, «Союз Ахтырских предпринимателей» и другие.

— На расширенном заседании комитета, состоявшемся в канун нового года, Вы подвели итоги проделанной работы, наметили планы на перспективу. Продолжится ли практика контроля со стороны депутатов за развитием муниципальных образований?

— Прежде всего мы вернемся к рассмотрению вопросов о ходе выполнения рекомендаций о состоянии и мерах по улучшению социально-экономического развития поселений Брюховецкого района. С информацией об этом на пленарном заседании Законодательного Собрания края будет заслушан глава муниципального образования. Ситуацию в Абинском и Тбилисском районах обсудим на заседании комитета.

Комитет также в текущем году планирует продолжить работу по анализу муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства на предмет наличия в них целевых показателей и критериев их эффективности в рамках постановления Законодательного Собрания края «О плане мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае».

практика в кубанском парламенте

Школа для будущих управленцев

В Законодательном Собрании края завершился очередной этап учебной практики студентов ведущих вузов Кубани, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». В течение месяца каждая из групп практикантов предметно знакомилась с работой управлений, обеспечивающих деятельность высшего законодательного органа власти края, их задачами и функциями. Юноши и девушки изучали российское и краевое законодательство, правовую литературу, документы, выполняли конкретные практические задания. За время обучения в стенах кубанского парламента будущие управленцы смогли не только пополнить свой кругозор новыми знаниями, но и получить полное представление о формах и методах работы гражданских служащих края, приобрести многие полезные навыки и умения. В частности, ребята научились планировать и рационально распределять служебное время, искать, находить и систематизировать необходимую информацию, работать с документами, оформлять проекты нормативных правовых актов, готовить и проводить различные мероприятия.

Практиканты проявили большой интерес ко всему, что связано с процессом законотворчества, а также к современным технологиям, применяемым в деятельности органа власти. Дополнительно им было дано задание разработать проект раздела сайта Законодательного Собрания о практике студентов, с которым они успешно справились, подойдя к делу по-настоящему, творчески. Проведенная молодыми презентация модели электронного ресурса заслужила одобрение аттестационной комиссии ЗСК.

Итоговое тестирование, включающее в себя 50 вопросов, показало в целом высокий уровень подготовки студентов. Будущие управленцы получили хорошие и отличные оценки и по результатам учебной практики рекомендованы для прохождения производственной стажировки в Законодательном Собрании края. Если все этапы будут преодолены успешно, то у выпускников появится шанс получить работу в краевых и муниципальных органах власти.

Как отмечают руководители практики и сами ребята, подготовка к трудовой деятельности, пройденная в краевом парламенте, стала очередной важной ступенью на пути овладения профессией, успешной самореализации. Многие расценивают практику в Законодательном Собрании как первую серьезную жизненную победу. Опыт реальной работы в органах государственной власти пригодится молодым в дальнейшем, когда они получат диплом об окончании вуза. Можно не сомневаться, что, пройдя такую школу, они станут квалифицированными управленцами и смогут принести реальную пользу обществу.

По окончании учебной практики студенты поделились своими впечатлениями. Публикуем некоторые мнения ребят.

Инна Бакумова, КубГТУ:

— В Законодательном Собрании совершенно отличные от вузовских условия получения знаний. Было очень приятно общаться с депутатами и специалистами ЗСК, которые при всей своей занятости уделяли нам много внимания и всегда приветствовали нас улыбкой. Я успела почувствовать себя и финансистом, и журналистом, и документоведом, и даже юристом, так сказать управленцем-универсалом. Практические занятия, которые проводились, помогли открыть в себе неизвестные до этого способности.

Наталья Кондратенко, КубГТУ:

— Иногда нам выпадает шанс, о котором мы даже не мечтали. Это словно вытянуть счастливый билет. Такой шанс выпал мне, когда я прошла по конкурсу и попала на практику в ЗСК. Это дало возможность не только получить определенные навыки и опыт, но и почувствовать особую атмосферу органа государственной власти. Меня поразил механизм работы Законодательного Собрания края. Он настолько четкий и отлаженный, что, кажется, в нем никогда не может наступить сбой. В здании кубанского парламента всегда спокойно и торжественно. Когда идешь по коридорам, чувствуешь, что за дверями кабинетов происходит что-то очень важное, и сам невольно проникаешься ответственностью момента. Впереди нас ждет еще много интересного и сложного, но это не пугает меня. Я знала, что будет нелегко. Ведь для того, чтобы воспользоваться выпавшим шансом, нужно приложить к этому собственные усилия, только тогда можно достичь желаемого результата.

Алена Гудкова, КубГТУ:

— Само название «учебная практика» уже говорило об ответственности и серьезности, с которыми мы должны отнестись к ней. Обилие нормативных правовых актов и индивидуальных практических заданий из разных сфер деятельности пугало своей неизвестностью, все задавались вопросом, как же все успеть. Но когда подходишь к делу с умом и не тратишь зря времени, работа спорится быстрее. Каждое управление через профильные практические задания погружало нас в специфику своей деятельности. Где-то требовалось умение анализировать и преподносить информацию, где-то включался полет фантазии и творчества. Занятия, организованные в ЗСК, дали возможность мне понять, что я приняла правильное решение, выбрав именно эту профессию.

Алексей Гросул, КубГАУ:

— Помню, как два года назад стоял перед выбором: куда поступать, какой профессии отдать предпочтение. Больше всего привлекало государственное и муниципальное управление (еще во втором классе на вопрос, кем ты хочешь стать, я ответил: «Президентом!»). Но это все детские мечты, а сейчас возникало много серьезных вопросов: где смогу работать и будет ли мне это интересно. В общем, принял решение, что надо идти именно на эту специальность. Начались учебные дни, недели. Вот уже и второй курс незаметно подошел. Вроде и учеба нравится, но все равно иногда задумывался, а как это будет в реальности? Ведь одно дело теория и совсем другое практика. Как-то к нам на лекцию пришел декан и объявил об отборе на практику в Законодательное Собрание. Сразу для себя решил: надо цепляться за эту возможность. И не ошибся. Считаю, что практика, пройденная в органе государственной власти, — это большой задел на будущее.

Екатерина Кучерина, КубГАУ:

— Когда впервые пришла в Законодательное Собрание — робко и неуверенно ходила по коридорам, а сейчас для меня ЗСК как родной дом. И теперь, когда практика закончилась, уже невольно начинаешь скучать по той особой атмосфере, которая создана в Законодательном Собрании. Можно бесконечно долго перечислять все плюсы и минусы прохождения практики, жаловаться на трудности, сжатые сроки, усталость, но на то я и студентка, чтобы пройти через все это и в конечном итоге получить хорошие результаты. На данный момент самый лучший результат для меня — это новые знания, которые нигде больше не приобретешь. Так что наш опыт в этом плане бесценен.

Виктория Курьянова, КубГАУ:

— Узнав на деле, что такое практика в ЗСК, я решила выяснить, что же именно оттолкнуло от участия в ней других студентов. Спросив об этом у своих однокурсников, я выделила несколько стандартных ответов: «практика отнимает много времени у учебы», «она слишком сложна», «результаты практики не имеют особой ценности». Хочется опровергнуть мнение этих ребят и доказать им преимущества своего выбора. Большинство посчитало, что теоретические занятия в университете одновременно с практикой будут создавать слишком большие нагрузки. Конечно, это недалеко от истины, но именно это дает шанс узнать предел своих возможностей. Практика оказалась лучшей тренировкой перед поступлением на работу. Многие студенты свой отказ от практики аргументировали тем, что она, мол, оторвет их от учебного процесса и они не получат достаточное количество знаний. Но очевидно: то, что я узнала, находясь в ЗСК, не преподают ни по одной дисциплине! Ты уже по-другому относишься к правотворчеству. Только здесь я получила представление, как много прав я имею и как много существует способов их реализации. Мы увидели деятельность органа власти изнутри, во всех деталях, прониклись уважением к государственной гражданской службе. Дальше мы изучим работу муниципальных образований, что даст нам полную картину функционирования Краснодарского края как субъекта Российской Федерации. В будущем, где бы я ни работала, эти знания помогут мне быстрее «войти в русло», эффективно трудиться в своей должности и знать не только узкий круг своих обязанностей, но и представлять в общем виде работу всех государственных и муниципальных органов власти.

Каждый сам выбирает свои приоритеты. Я выбрала для себя совершенствование своих знаний и умений не только в теории, но и на практике. И уверена, что не ошиблась.

Рита Нач, КубГУ:

— Не могу с уверенностью сказать, что когда я поступала в Кубанский государственный университет на специальность «Государственное и муниципальное управление» я четко представляла себе то, чем буду заниматься и где буду работать после окончания вуза. Сомнения по поводу выбранной специальности окончательно развеяла практика в Законодательном Собрании. Отчетливо помню свой первый день в кубанском парламенте и то волнение, которое я испытала, переступив порог этого величественного здания. Казалось, мы попали в совершенно другой мир. Я поднимаюсь по ступенькам в предвкушении чего-то нового и неизведанного. И хочу отметить, что это маленькое приключение в мир законотворчества меня не разочаровало. Потому что каждый день здесь был по-своему ярким и запоминающимся. Уже от первой — ознакомительной — практики я получила массу впечатлений и эмоций. Мы присутствовали на парламентских слушаниях, которые проходили в режиме видеоконференции, на пленарном заседании, на собрании Совета молодых депутатов. Каждое из этих мероприятий стало для меня своего рода открытием и навсегда останется в памяти. Мы ознакомились со структурой управлений, с их функциями и задачами. Второй этап практики — учебный — оказался для меня намного сложнее предыдущего. Потому что теоретические знания, полученные в ходе ознакомительной практики и в вузе, нужно было преобразовать в систему знаний, умений и навыков. Мы выполнили множество практических заданий.

Горжусь тем, что мне выпала такая возможность. Я поняла, что работа государственного служащего очень ответственна и ее надо выполнять обязательно качественно. Практика научила нас быть внимательными и собранными. Она полностью поменяла мое представление о будущей профессии. Эта деятельность гораздо богаче и интереснее, чем я считала ранее.

Андрей Кузьменко, КубГУ:

— Я — счастливый студент, сумевший благодаря своим успехам в учебе попасть на практику в Законодательное Собрание края. Перед нами, практикантами, ставят сложные, но интересные задачи. В финансово-экономическом управлении, например, мне было поручено проанализировать динамику изменений объема и структуры краевого бюджета за 2006 и 2009 годы. В правовом управлении пришлось побыть в роли юриста: упражнялся в составлении заключения на проект закона и проекта ответа на обращение гражданина в ЗСК. Информационно-аналитическое управление окунуло в море информационных потоков, к которым нужны специфические приемы и технологии. Я подготовил обзор журнальных публикаций, научился оформлять резолюции поручений к письмам граждан, попробовал себя и в журналистике — написании пресс-релизов и статей. В управлении делами мы учились готовить проекты распоряжений, приобщались к организационной работе, выполняли самые разные задания.

Впечатление от практики осталось неоднозначное. Пришло осознание, что быть государственным служащим непросто. Необходимо не только обладать высокой квалификацией, но и владеть ситуацией, быть компетентным во многих вопросах, стрессоустойчивым. Практика изменила наше мировосприятие. Мы теперь представляем машину управления изнутри. Каждый ее винтик собирается в механизм через взаимодействие государственных служащих. Каждый отдел ЗСК, исправно выполняя свои функции, приводит в действие двигатель — сам процесс управления.

Хочется сказать спасибо депутатам и специалистам, отдельно выразить благодарность председателю Законодательного Собрания Владимиру Андреевичу Бекетову, ведь подготовка кадров — его инициатива. Мы постараемся оправдать оказанное нам доверие!

опыт

В родном селе хозяевами стать

Депутаты краевого парламента на очередной 42-й сессии проанализировали ход выполнения постановления ЗСК «О создании условий для трудового воспитания и овладения навыками хозяйственной деятельности в общеобразовательных и интернатных учреждениях Краснодарского края». При этом было отмечено, что увеличивается количество школ, где создана соответствующая материальная база. Законодатели подчеркнули, что положительный опыт организации трудового обучения должен широко и активно распространяться. И ученикам, и их наставникам любопытно будет узнать, как работают их сверстники в школьных мастерских или парниках в соседних районах. Сегодня мы рассказываем о том, как организована работа теплицы в одной из муниципальных школ.

Сейчас практически в каждой школе Успенского района есть своя теплица. Где-то этот вид подсобного хозяйства только развивается, где-то — уже приносит прибыль, как говорится, «стал на ноги». А начиналось все еще в конце 80-х годов прошлого столетия, когда наш депутат, земляк, председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В. А. Бекетов, тогда руководивший районом, выступил инициатором и вдохновителем идеи выделять каждому образовательному учреждению землю, на которой силами педагогов и учеников выращивались овощи, зелень, ягоды.

В основном полученный урожай перерабатывался, закладывался на хранение, консервировался, а потом использовался для приготовления блюд горячего питания успенских школьников. Шло время, многое изменилось в нашей стране. Перед системой образования на сегодняшний день поставлены задачи трудового воспитания молодежи в новых экономических условиях, сущность которого заключается в приобщении ребят к профессиональной деятельности и связанным с ней социальным функциям, формировании таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе. И когда-то выделенные земельные участки стали своего рода мини-технопарками подготовки будущих предпринимателей, фермеров, агрономов.

В России проблема продовольственной безопасности существует большей частью из-за того, что на рынки городов и сел в огромном количестве завозятся сомнительного качества импортные овощи и фрукты. А ведь у нас на юге — прекрасные природные условия, климат, благодаря которым жители Кубани могут успешно развивать тепличное хозяйство. Круглый год можно неплохо зарабатывать, выращивая и реализуя эту продукцию. И если уже со школьной скамьи на наглядном примере ребятам показывать, как, вкладывая знания, умения и труд, получать прибыль, занимаясь, скажем, овощеводством, то, получив аттестат, они будут готовы применить это на практике.

По инициативе нашего депутата, руководителя парламента Кубани В. А. Бекетова успенской средней школе № 2 год назад была передана теплица площадью 200 квадратных метров. Конечно, чтобы начать эксплуатировать ее, необходимы были деньги для закупки пленки, семян, труб, на монтаж систем отопления, водоснабжения, освещения. Но, как говорится, кому дана цель, тому даются и средства. И словом, и делом помогли руководители, специалисты ЗАО «Успенский сахарник», Краснодарской СПХГ, «Энергосервиса». Так, общими усилиями школа обрела клуб «Юный овощевод», возглавляет который учитель истории и обществознания Е. Н. Беляева, а 15 ребят с удовольствием занимаются выращиванием овощей.

Рядом с высокой красавицей-теплицей парник, где раньше в зимнее время возделывались рассада, зелень и лук, кажется совсем маленьким. Когда в феврале 2010 года еще только монтировали новую конструкцию, юные предприниматели не теряли даром драгоценного времени — в стаканчики высеяли рассаду огурцов сорта «Артист». В середине апреля миновала угроза заморозков, тогда в теплице в прогретый грунт высадили более трехсот кустов. Ухаживая за растениями, изучали технологию возделывания огурцов по книгам и на сайтах, в газетах, консультировались с агрономами агрофирм, входящих в холдинг ЗАО «Успенский сахарник», владельцами личных подворий. Ребята делали подробные конспекты о том, как бороться с вредителями и болезнями, правильно поливать, вносить удобрения, проветривать, регулировать температуру, познавали прочие премудрости.

Пришло время собирать первый урожай. Результат порадовал всех. Щедро отозвались растения на заботу, ведь их подкармливали и обрабатывали от вредных насекомых, подвязывали, пропалывали. Школьники и сами вдоволь наелись, и реализовали немало — около 380 килограммов. Когда первый раз вывезли продукцию на рынок, аппетитные зеленцы уходили всю неделю по 100 рублей за килограмм! На «школьный» товар даже появился «свой» покупатель. Конечно, весной цена на овощи быстро падает, потому что продавцов добавляется: так огурцы последней завязи продавали по 20 рублей за килограмм. В целом первая овощная кампания принесла доход в 50 тысяч рублей. Каждый из юных овощеводов получил первую зарплату. И нужно было видеть ту радость, гордость на лицах ребят, которую они испытали от осознания хорошо выполненного своими руками реального дела. Да и хрустели они витаминным, экологически чистым лакомством с не меньшим удовольствием!

Летом теплица «отдыхала». С первого сентября сюда на экскурсии приходят ученики начальной школы. Малышей не задействуют в работах, но тем не менее они всем живо интересуются: «Что это там выросло у вас?» — спрашивают у старших. На стенде «Уголок юного овощевода» вся нужная и постоянно обновляющаяся информация — здесь и правила техники безопасности, и фотоотчеты, и сроки, в которые нужно успеть выполнить определенные агроприемы.

Так как первый блин вопреки правилу получился удачным, ребята продолжили дело с воодушевлением, составили новый бизнес-план. Кстати, и маленький парник не был заброшен, в нем вырастили и затем продали на рынке рассаду капусты, томатов. А в конце октября, засеяв сто килограммов лука на зелень, юные овощеводы уже реализовали урожай населению. Все вместе потянуло еще на 8 тысяч рублей! Из общей выручки ежемесячно, по ноябрь включительно, каждому члену клуба перечислялось от 800 до 4300 рублей. Личный доход зависел только от собственного трудового вклада. И здесь никто не обижался, понимая, что получил честно заработанное. Предвидя большой спрос на зелень к новогодним праздникам, школьные бизнесмены снова высадили лук, укроп, кинзу и успешно реализовали их, получив еще 4 тысячи рублей дохода. К слову сказать, согласно финансовым расчетам членов клуба, затраты на запуск теплицы должны полностью окупиться в течение года.

Основной задачей, которую ставили перед собой педагоги школы, было показать подросткам перспективность и прибыльность этого вида бизнеса. Кроме того, здесь девочки и мальчики не только узнают основы агротехники и технологии, экономики и организации сельхозпроизводства, они учатся доводить начатое дело до конца. И пока все у них получается.

Когда в августе прошлого года краевым департаментом молодежной политики был объявлен конкурс на лучшее новаторское решение в области социально-экономического развития территории «От идеи к делу», руководитель клуба Е. Н. Беляева предложила ребятам поучаствовать в создании проекта «В родном селе хозяевами стать». Много интересных идей было разработано учащимися. Лучшим признали проект ученицы 11 «Б» класса средней школы № 2 Александры Борзенко. В октябре прошлого года работа Александры была представлена на конкурс лучших новаторских решений в области социально-экономического развития территории в «Молодежный центр инноваций и технологий «Инвентум». Успешно защитив свой проект в номинации «Новаторство в области экономики», А. Борзенко стала обладательницей диплома второй степени. Важно отметить, что проект, представленный успенской школьницей, рекомендован для внедрения в образовательные учреждения края. И уже в январе 2011 года с опытом юных успенских предпринимателей в школах № 2, 4, 6, 12 (там тоже развивается тепличное овощеводство) приезжали знакомиться из Тбилисского района.

Т. Пильникова,

корреспондент газеты «Рассвет»,

Успенский район

разъясняет юрист

Земельный контроль на Кубани должен быть эффективным

Комитет ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений провел работу по детальному изучению механизма осуществления земельного контроля на территории Краснодарского края.

Существует несколько субъектов, осуществляющих земельный контроль: так, муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления, государственный контроль — государственным учреждением Краснодарского края «Кубаньземконтроль», территориальными управлениями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора).

По итогам проведенной работы было установлено, что в отличие от городских и сельских поселений Краснодарского края в городских округах: Анапа, Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск, Сочи — утверждены положения о муниципальном земельном контроле, созданы отделы муниципального земельного контроля.

Вместе с тем, несмотря на созданную в крае систему муниципального и государственного земельного контроля, проведение большого количества контрольных мероприятий, их эффективность по наведению должного порядка в использовании земельных ресурсов остается на низком уровне.

Анализ выявленных нарушений показывает, что из года в год органами земельного контроля при проверке почти в каждом втором случае выявляются факты неэффективного использования земель. Владельцы допускают зарастание участков сорной растительностью, замусоренность, в том числе полиэтиленовой пленкой, не используют землю в производстве сельскохозяйственной продукции. В среднем каждой третьей проверкой устанавливаются случаи несоблюдения сроков строительства жилых домов на выделенных земельных участках, нарушения градостроительного и налогового законодательства. Во многих случаях граждане и организации продолжают использовать земельные участки не по целевому назначению, не соблюдают агрономические требования периодичности севооборота сельскохозяйственных культур и повышения плодородия почв. Указанное выше в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» может являться основанием для принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Недостаточная эффективность по наведению порядка в использовании земельных ресурсов связана с тем, что органы муниципального и государственного земельного контроля слабо осуществляют последующий контроль за устранением выявленных нарушений, не проводят совместных проверок.

Законодательное Собрание Краснодарского края считает, что собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны эффективно использовать земельные участки и исключительно в соответствии с требованиями земельного законодательства.

К лицам, неэффективно использующим земельные участки, с нарушениями требований земельного законодательства, будут применяться меры административного воздействия. При этом следует отметить, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размер налагаемых штрафов может устанавливаться до трех тысяч рублей на граждан и до ста тысяч рублей на юридические лица. А в случаях совершения неоднократных нарушений земельного законодательства органам власти следует решать вопрос по досрочному расторжению договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной собственности, вплоть до изъятия земельных участков в судебном порядке у физических и юридических лиц.