9 Июня 2011

В Законодательном собрании. Выпуск № 9, 2011

Максимально учитывать пожелания населения

25 мая состоялась очередная 47-я сессия Законодательного Собрания Краснодарского края
Вел пленарное заседание председатель ЗСК, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в кубанском парламенте В. А. Бекетов

Перед началом работы сессии прошло собрание фракции партии «Единая Россия» в Законодательном Собрании края. Депутаты заслушали отчеты своих коллег Ю. А. Сапрыкина и С. А. Ендовицкого о работе с обращениями граждан и выполнении наказов избирателей; информацию об исполнении собственниками земельных участков и лицами, не являющимися собственниками земельных участков, своих обязанностей по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Тбилисский район; информацию о состоянии объектов образования, расположенных на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район. По итогам обсуждения вопросов повестки дня собранием фракции приняты соответствующие решения.

Бюджет края продолжает расти

Внесены изменения в закон «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Доходы краевого бюджета выросли почти на 5 млрд. рублей. Это стало возможным благодаря эффективной работе практически всех отраслей экономики.

Дополнительные средства будут направлены, прежде всего, на финансирование социальных программ: модернизацию здравоохранения, оказание жителям края высокотехнологичной медицинской помощи, содержание детей в приемных семьях и оплату труда опекунов, развитие ипотеки и строительство быстровозводимого жилья, переселение из ветхого и аварийного жилья, ремонт учреждений социальной сферы.

Значительные средства (более 3,5 млрд. рублей) пойдут на реализацию краевых целевых программ. В том числе на выполнение программы «Газификация Краснодарского края» дополнительно поступит более 1,5 млрд. рублей.

Депутаты поддержали предложение о дополнительных выплатах в размере двух тысяч рублей с 1 июля 2011 года воспитателям детских садов и повышение заработной платы учителям с 1 сентября текущего года. На детский летний отдых будет направлено более 200 млн. руб. дополнительно, а в целом на эти цели в 2011 году будет затрачено около 1,1 млрд. рублей.

Председатель ЗСК В. А. Бекетов охарактеризовал краевой бюджет как очень напряженный, но максимально учитывающий пожелания населения края.

— Теперь нужно обратить внимание муниципалитетов на то, чтобы принимались меры по освоению финансирования. Если раньше говорили о том, что нет денег, то сегодня встанет вопрос о том, как эти деньги освоить своевременно и, самое главное, с большой эффективностью, — отметил В. А. Бекетов.

Как выполняются планы и программы?

Одним из важнейших направлений работы депутатов является контроль за реализацией планов социально-экономического развития края и отдельных его территорий, а также краевых целевых программ. О том, как выполнялись они в минувшем периоде, шла речь на сессии.

Заслушав отчет руководителя департамента экономического развития Л. Л. Гнетецкой по итогам выполнения индикативного плана края на 2010 год, депутаты в целом оценили основные тенденции в экономике как положительные. В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других базовых отраслях удалось добиться прироста объемов. Край сохраняет лидерство по объему производства сельскохозяйственной продукции среди субъектов Российской Федерации. Вместе с тем по ряду показателей намеченное не было достигнуто (в нефте- и газодобыче, производстве зерноуборочных комбайнов, тракторов, древесноволокнистых плит, стеновых материалов и др.).

Отметив позитивные моменты, депутаты высказали неудовлетворенность уровнем выполнения индикативного плана в ряде важнейших сфер, в том числе и в производстве овощей и фруктов. Председатель ЗСК В. А. Бекетов уверен, что произведенных на Кубани 213 тысячи тонн плодов и ягод и 668 тысячи тонн овощей явно недостаточно, чтобы покрыть потребности населения края. Владимир Андреевич особо подчеркнул, что ситуация, когда за 2010 год и три месяца текущего года через таможню Краснодарского края на территорию России ввезены один миллион 234 тысячи тонн плодов, один миллион тонн овощей и картофеля, заставляет всерьез задуматься и сделать соответствующие выводы. Ведь мы фактически отдаем свой рынок. Ввозим больше, чем производим. Только за последнее время темпы роста ввоза продукции увеличились в полтора раза.

— Я посмотрел сводку Министерства сельского хозяйства, — обратил внимание коллег руководитель кубанского парламента. — За два месяца текущего года на территорию России ввезен один миллион 200 тысяч тонн молока. При этом закупочная цена молока в России сложилась 17 рублей за литр. В Европе, откуда ввозят это молоко, — 13 рублей за литр. А мы с вами знаем, что в Европе в два раза энергоносители дороже, жестче система налогообложения и несравнимо выше заработная плата работающих в селе, чем у нас. Это все, что вкладывается в себестоимость. Им выгодно производить, нам не выгодно.

По итогам обсуждения депутаты констатировали: край вышел на новый этап по индикативному планированию. Теперь стоит задача поднять на качественно более высокий уровень его исполнение, усилив ответственность тех, от кого это зависит. Все эти моменты нашли отражение в принятом постановлении, в котором дается оценка выполнения индикативных показателей и содержатся рекомендации органам исполнительной власти края по обозначенным проблемам.

Депутаты также рассмотрели вопрос о выполнении индикативного плана по итогам первого квартала 2011 года в муниципальном образовании Щербиновский район. Предварительно были проанализированы аналогичные документы всех муниципальных образований Кубани. Выяснилось, что в ряде территорий по основным направлениям экономики и социальной сферы выполнение индикативного плана отстает от запланированных показателей. Что касается Щербиновского района, то здесь недостаточно развит малый бизнес, не выстроена система сбыта произведенной в ЛПХ продукции и продажи кормов для сельскохозяйственных животных, не заключаются договоры с переработчиками, имеется ряд других узких мест. Работа с муниципальными образованиями по совершенствованию индикативного планирования, обеспечению выполнения прогнозных заданий будет продолжена под контролем профильных комитетов ЗСК.

На сессии было уделено внимание и выполнению краевых целевых программ. Благодаря их действию решены ключевые социально-экономические проблемы. Многое сделано в таких важнейших сферах, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, развитие инфраструктуры. Муниципальным образованиям оказана значительная финансовая поддержка из краевого бюджета. В принятом постановлении отмечена работа органов исполнительной власти края по выполнению краевых целевых программ, даны рекомендации по повышению эффективности их реализации.

Об эффективности консультационных центров

Депутаты проанализировали ход исполнения краевого закона «Об информационно-консультационной службе агропромышленного комплекса Краснодарского края».

Сейчас она представлена 40 центрами различных организационно-правовых форм, в которых работают более 200 специалистов. На финансирование их деятельности в минувшем году было выделено более 64 миллионов рублей из средств краевого и муниципальных бюджетов. Платных консультационных услуг центрами было оказано на сумму почти 23 миллиона рублей.

Депутаты считают, что информа-ционно-консультационные центры должны в самое ближайшее время выйти на самофинансирование. Для этого необходимо изменить подходы и методы в работе. Пока консультационные центры работают без учета современных требований, специфики развития сельского хозяйства. Отсутствует согласованность с органами власти, а качество предоставляемых консультационных услуг вызывает справедливые нарекания сельхозтоваропроизводителей. В частности, в перечне оказываемых услуг в недостаточном объеме представлена информация по основным направлениям государственной политики, ориентированным на развитие семейных ферм, альтернативных видов животноводства, овощеводства, садоводства и виноградарства.

В Апшеронском, Ейском, Ленинградском, Приморско-Ахтарском, Тихорецком районах, городах Горячий Ключ, Анапа информационно-консультационные центры вообще отсутствуют, и жители этих муниципалитетов за нужными услугами вынуждены ездить в соседние районы.

По итогам обсуждения депутаты рекомендовали органам исполнительной власти усилить работу по реализации закона, провести анализ эффективности использования краевых бюджетных средств, установить
систематический контроль за качест-вом и полнотой оказания информационных и консультационных услуг и ценообразованием на них.

Законодательная инициатива

Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы. Но далеко не все муниципалитеты пользуются им.

Чаще других со своими предложениями в ЗСК обращаются краснодарцы. На прошедшей сессии была рассмотрена инициатива Городского Собрания Сочи. Сочинские депутаты предложили дополнить краевой закон «Об административных правонарушениях» положениями, устанавливающими штрафы за невыполнение требований по обустройству стройплощадок пунктами мойки колес, за размещение транспортных средств на детских площадках и местах, где они препятствуют уборке и вывозу бытовых отходов. Депутаты ЗСК согласились со своими сочинскими коллегами в том, что установление административной ответственности за эти правонарушения поможет улучшить уровень благоустройства городов и станиц края, улучшить экологическую обстановку.

***
На сессии депутаты одобрили доклад «О состоянии законодательства Краснодарского края в 2010 году», который представил заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан П. М. Курдюк. В нем дана общая характеристика законодательства края, отражены основные тенденции в развитии законотворчества в минувшем году. Всего на пленарном заседании было рассмотрено свыше 60 вопросов.

Фото П. Янеля

сотрудничество

Председатель ЗСК В. А. Бекетов возглавил Южно-Российскую парламентскую ассоциацию

В Ростове-на-Дону прошла XIV конференция Южно-Российской парламентской ассоциации (ЮРПА). В ее работе приняла участие делегация Законодательного Собрания Краснодарского края во главе с председателем ЗСК В. А. Бекетовым.

В этом году ассоциации, объединяющей в своих рядах законодателей юга России, исполнилось десять лет. К юбилею она подошла в то время, когда из Южного федерального округа выделился Северо-Кавказский, но, несмотря на это, ассоциация не распалась. Сегодня ЮРПА состоялась как организация межпарламентского сотрудничества, которая помогает донести до федерального центра консолидированное мнение южнороссийских регионов. Председатель ЗСК В. А. Бекетов сказал, что ассоциация помогла состояться парламентам субъектов, входящих в нее, способствовала развитию дружественных отношений между краями, республиками и областями. Сейчас в ассоциацию входит десять парламентов. Кроме шести законодательных органов Южного федерального округа, в состав ЮРПА на правах ассоциированных членов входят парламенты Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Абхазии. На конференции в Ростове к ним присоединился парламент Республики Северная Осетия — Алания.

Первый председатель ЮРПА, много лет возглавлявший Законодательное Собрание Ростовской области, а ныне депутат Госдумы А. В. Попов, присутствовавший на заседании, отметил, что ассоциация стала стабилизирующим элементом политической системы, и призвал беречь этот орган межпарламентского взаимодействия. При этом он высоко оценил вклад Законодательного Собрания Краснодарского края в становление и развитие ЮРПА. Председатель ЗСК В. А. Бекетов, председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения А. Д. Башинский и заместитель председателя комитета по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства С. А. Хобленко за активную и плодотворную деятельность в ЮРПА, большой вклад в развитие и укрепление межрегиональных и межпарламентских связей награждены Почетными грамотами ассоциации.

Председатель кубанского парламента В. А. Бекетов, анализируя десятилетнюю работу ЮРПА, назвал несколько важных вопросов, по которым парламентарии юга России высказывали свою точку зрения и к ней прислушались в федеральном центре:

— Прежде всего, это принятие земельного кодекса РФ, — сказал Владимир Андреевич. — Он формировался, в том числе и при нашем участии. Обоюдная польза была и для субъектов, и для России в целом от решений по воп-росам миграционной политики. ЮРПА в свое время поддержала инициативы кубанских депутатов о запрете на выращивание генномодифицированной продукции, о мерах по развитию малого предпринимательства на селе, об оптовых сельскохозяйственных рынках.

В повестке дня XIV конференции значились различные вопросы, которые поднимают проблемы, волнующие практически все субъекты юга России. Парламентарии одобрили обращения к председателю Госдумы России Б. В. Грызлову о необходимости скорейшего принятия закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» и о ситуации, складывающейся при ведении товарного рыбоводства. Главе российского парламента, а также министру образования и науки А. А. Фурсенко направлено обращение, где выражается обеспокоенность судьбой системы художественного образования в России.

Единогласно на конференции ЮРПА было поддержано обращение Законодательного Собрания Краснодарского края к заместителю председателя правительства России Д. Н. Козаку о необходимос-ти совершенствования федерального
законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг. Заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам экономического развития промышленности, строительства и ЖКХ С. А. Хобленко сказала коллегам из региональных парламентов, что кубанские депутаты считают необходимым изменить ситуацию, когда на граждан, проживающих в помещениях, оборудованных приборами учета, несправедливо возлагается обязанность по оплате сверхнормативного расхода воды и других ресурсов.

— Кроме того, сейчас не предусматривается возможность заключения прямых договоров на поставку коммунальных услуг между потребителями и поставщиками, — сказала С. А. Хобленко. — У товариществ собственников жилья нет механизма влияния на тех, кто не уплатил, поэтому из-за одного-двух неплательщиков страдают жильцы всего подъезда, а то и всего дома.

Позицию депутатов ЗСК поддержали коллеги из других регионов. От имени ассоциации было решено обратиться в правительство РФ с просьбой устранить существующую несправедливость.

На конференции в Ростове-на-Дону полномочия председателя Южно-Российской парламентской ассоциации были переданы главе кубанского парламента В. А. Бекетову. Принимая функции управления и знамя ассоциации от председателя Законодательного Собрания Ростовской области В. Е. Дерябкина, Владимир Андреевич сказал, что успех в деятельности ассоциации зависит от того, как будут работать все регионы. Он призвал коллег из региональных парламентов активно участвовать в заседаниях комитетов, где обсуждаются проблемы, выносимые на конференции ЮРПА. Отвечая на вопрос журналистов о перспективах дальнейшей работы, председатель ЗСК В. А. Бекетов отметил, что ассоциация должна не только обращаться к федеральным властям по вопросам, требующим регулирования, но и заниматься анализом правоприменительной практики в регионах ЮФО, чтобы положительный опыт реализации того или иного закона можно было внедрять в других территориях.

В следующий раз парламентарии юга России соберутся вместе на кубанской земле, где пройдут очередные конференции ЮРПА.

выставка

Большие возможности малого бизнеса

В Краснодаре прошла выставка-форум «Дни малого бизнеса Кубани. Муниципальный и городской заказ — 2011». В церемонии открытия приняли участие председатель Законодательного Собрания края В. А. Бекетов, депутаты кубанского парламента, руководители малых и средних предприятий края, продукция которых представлена на выставке, представители муниципальных образований края — председатели Советов, заместители глав городов и районов.

Выставка проводится уже третий раз. Появилась она как городская, для предприятий Краснодара, но с увеличением количества участников расширилась и география. В этот раз каждое пятое предприятие, участвующее в выставке, расположено за пределами краевого центра.

На открытии выставки председатель ЗСК В. А. Бекетов отметил, что за последние годы продукция кубанских предприятий стала значительно лучше, многие производители доказывают свою конкурентоспособность, но, обращаясь к предпринимателям, глава кубанского парламента сказал о проблемах.

— Давайте научимся выпускать продукцию не только для того, чтобы показывать на выставке, выращивать продукты питания не только для того, чтобы дегустировать, — сказал В. А. Бекетов. — Нужно производить товары массово.

Председатель ЗСК В. А. Бекетов вместе с главой Краснодара В. Л. Евлановым осмотрел выставку. Разговор с предпринимателями подтвердил вывод о том, что очень часто представленная продукция существует едва ли не в единственном экземпляре, серийный ее выпуск не налажен. Спектр товаров — от керамических сувениров, рассчитанных на туристов, до лифтов и подъемников для инвалидов. На кубанских предприятиях производят покрытие и оборудование для детских площадок, тренажеры, уличные светильники и энергосберегающие лампы. Руководители предприятий задавали вопросы о финансировании, о государственной поддержке, сетовали на проблемы с получением кредитов.

— Содействие оказывать будем, и этими вопросами мы всегда занимаемся, — сказал В. А. Бекетов. — Давайте работать вместе, но вы должны знать, что ваше счастье находится в ваших руках и все зависит от того, как вы будете работать.

Председатель ЗСК подчеркнул, что не стоит предпринимателям рассчитывать только на государственный или муниципальный заказ. Находить своего покупателя, своего клиента нужно во всех сферах жизни, во всех отраслях. Помочь в этом могут краевые департаменты, проводя обучающие семинары, организуя встречи предпринимателей для обмена опытом. Владимир Андреевич призвал владельцев предприятий активнее сотрудничать с ведущими кубанскими вузами. В каждом из них есть, по меньшей мере, сотня патентов на изобретения, которые ждут своего внедрения. Кроме того, председатель кубанского парламента отметил, что каждое предприятие малого бизнеса должно найти свою уникальную нишу, которую еще никто не занял.

Участие в выставке представителей муниципальных образований вселяет уверенность в то, что каждый район подберет здесь товары кубанских производителей для нужд своих городов и районов хорошего качества и по приемлемой цене.

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В. А. БЕКЕТОВУ

Продолжают поступать вопросы председателю кубанского парламента, руководителю фракции ВПП «Единая Россия» в ЗСК В. А. Бекетову, на которые он ответит в ходе интернет-конференции. Напомним, что она пройдет в первой декаде июля 2011 года на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края. Тема конференции — подведение итогов парламентского года. На обсуждение выносятся проблемы, связанные с совершенствованием краевой законодательной базы, контролем за исполнением ранее принятых законов. Свои вопросы можно направлять по адресу в интернете: www.kubzsk.ru. После завершения интернет-конференции на официальном сайте ЗСК будет опубликована ее стенограмма.

в сфере особого внимания — вопросы детства

ИТОГ РАБОТЫ — спасенные судьбы

В Законодательном Собрании состоялись парламентские слушания по обсуждению доклада Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае за 2010 год. Их провел заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи В. В. Чернявский. В слушаниях, кроме депутатов Законодательного Собрания, приняли участие представители краевых департаментов, правоохранительных органов, муниципальных образований края, общественных организаций, члены Совета молодых депутатов края.

Доклад представила Уполномоченный по правам ребенка в крае Г. С. Дорошенко. Она отметила, что год от года возрастает количество обращений к Уполномоченному. Это показатель того, что все больше жителей края узнают о деятельности этого правозащитного института. Примечательно, что в прошлом году треть всех обращений поступила через Интернет. Чаще всего к Уполномоченному обращаются по вопросам, связанным с нарушением жилищных прав детей и подростков. Их интересы страдают в ходе семейных споров, при переселении из ветхого и аварийного фонда, в ряде других ситуаций. Каждое десятое обращение касалось нарушений в сфере образования. Здесь аппарату Уполномоченного приходилось разбираться в вопросах, связанных с устройством детей в детские сады, разрешать школьные конфликты. По мнению Г. С. Дорошенко, защитить права ребенка в стенах школы могут помочь уполномоченные по правам участников образовательного процесса. Такие школьные омбудсмены уже есть в краснодарских школах.

Участники слушаний интересовались мнением Уполномоченного о необходимости проведения тестов для несовершеннолетних на употребление наркотиков, о ювенальной юстиции, о разрешении семейных конфликтов, когда предметом спора становится ребенок.

Затем состоялось обсуждение доклада Уполномоченного по правам ребенка в крае за 2010 год. Выступившие представители правоохранительных органов отметили, что тесное взаимодействие с аппаратом Уполномоченного дает хороший результат. Ведущий специалист администрации Лабинского района Л. В. Вольных-Захарина (по сути, она является уполномоченным по правам ребенка в своем районе) обратила внимание на то, что в настоящее время деятельность уполномоченных в муниципалитетах не регламентируется ни одним нормативным актом, и это создает определенные трудности в работе. Студент юридического факультета Кубанского госуниверситета А. А. Водопьянов рассказал об опыте взаимодействия с аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в рамках так называемых юридических клиник. Они дают гражданам возможность получения бесплатных правовых консультаций по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Президент краевой благотворительной организации «Большая семья» Г. Л. Костина подробно остановилась на проблемах, с которыми сталкиваются приемные семьи. В семье самой Галины Леонидовны воспитывались 22 ребенка — это родные и приемные дети, большинство из них уже стали взрослыми людьми, так что проблемы таких семей ей знакомы. Главный специалист администрации Краснодара О. В. Новикова рассказала об опыте школ краевого центра, где уже работают уполномоченные по правам участников образовательного процесса. Их роль выполняют психологи, социальные педагоги, учителя-предметники. По ее словам, дети при этом чувствуют правовую защищенность, они понимают, что конфликты можно разрешать, договариваясь, родители получают большую уверенность в безопасности детей, а сама школа становится комфортной средой. Первый заместитель председателя комитета Совета молодых депутатов по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи А. В. Лобов заявил о готовности молодых депутатов взаимодействовать с уполномоченными по правам ребенка в каждом муниципальном образовании. Он призвал своих коллег чаще встречаться со школьниками, разговаривать о том, что их беспокоит, рассказывать об их правах, разъяснять способы их защиты. Каждый молодой депутат мог бы курировать две-три семьи, нуждающиеся в помощи государства, помогать им в решении проблем.

Итог обсуждению доклада Уполномоченного по правам ребенка за 2010 год подвел заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи В. В. Чернявский. Он подчеркнул, что сейчас уже все убедились в том, что этот правозащитный институт оправдал себя, с каждым годом растет авторитет Уполномоченного, расширяется спектр методов работы. Роль уполномоченного — увидеть проблемы ребенка и защитить, когда в этом есть необходимость. Результат его работы — это спасенные судьбы. Участники парламентских слушаний предложили одобрить работу Уполномоченного по правам ребенка в крае в 2010 году. Доклад был представлен на сессии ЗСК и поддержан депутатами. Кроме того, основные его положения станут предметом рассмотрения в профильных комиссиях Советов муниципальных образований и поводом для анализа ситуации в каждом городе и районе.

Фото С. АНДРЕЕВА

Главное — не большие цифры, а результат

Председатель ЗСК, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в кубанском парламенте В. А. Бекетов провел совещание, на котором депутаты обсудили ход подготовки и организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в крае.

На Кубани работает межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, она и занимается решением этих вопросов. Координирует ее работу департамент семейной политики края, руководитель которого Т. Ф. Ковалева и выступила с основным докладом. На совещании также присутствовали руководители департаментов образования и науки, а также молодежной политики. По словам Т. Ф. Ковалевой, практически каждый кубанский школьник (почти полмиллиона детей) этим летом получит возможность отдохнуть, пройти курс оздоровления. Около 100 тысяч детей отдохнут по бесплатным путевкам в загородных лагерях или санаториях. Остальные смогут посещать площадки дневного пребывания, ходить на экскурсии и в походы, подросткам при желании помогут трудоустроиться. В среднем на организацию летнего отдыха каждого школьника будет потрачено более трех тысяч бюджетных рублей.

Чтобы охватить максимальное количество детей, решено развивать малозатратные, но приемлемые формы оздоровления и организации досуга. Для этого разработано несколько туристических маршрутов, запланировано участие школьников в культурно-массовых мероприятиях. Пристальное внимание уделяется готовности к летнему сезону детских оздоровительных лагерей. В этом деле нет мелочей. Межведомственная комиссия держит на контроле различные вопросы — от заключения договоров на поставку продуктов питания (стоит задача, чтобы детей кормили овощами и фруктами, произведенными на Кубани) до вопросов безопасности и подготовки педагогических кадров.

При обсуждении вопроса депутаты обратили внимание на проблему переориентации детских здравниц на прием других категорий отдыхающих. Т. Ф. Ковалева заверила участников совещания, что власти края прилагают все возможные усилия для того, чтобы сохранить детские оздоровительные учреждения. Но при этом пожаловалась, что 65 процентов из них сейчас находятся в частной собственности, а с частными владельцами работать достаточно сложно, поскольку для них порой главное — это получение прибыли.

Законодатели высказали предложение, чтобы специалисты департаментов, выезжая с проверками в детские оздоровительные учреждения, обращали внимание не только на внешний вид здравниц, но и на функциональность всей инфраструктуры. Ремонт пищевых, спальных блоков необходимо проводить с использованием материалов, которые будут безопасны и не станут причиной получения травм детьми и персоналом.

На совещании также был поднят вопрос о необходимости более широкого использования для оздоровления детей возможностей Краснодарской бальнеолечебницы. По словам Т. Ф. Ковалевой, в настоящее время материально-техническое оснащение оздоровительного учреждения не позволяет этого делать. Председатель ЗСК В. А. Бекетов подчеркнул, что нужно проверить работу бальнеолечебницы, а в случае, если там выявят какие-либо нарушения, необходимо потребовать от ее руководителей наведения порядка, но потенциал этого учреждения необходимо с максимальной пользой использовать для оздоровления детей.

Владимир Андреевич также призвал объективно оценивать возможности по организации туристических походов и экскурсий. К примеру, трехчасовая экскурсия, безусловно, полезна с познавательной точки зрения, но вряд ли от нее будет оздоровительный эффект. В многодневных же походах по родному краю смогут принять участие только старшеклассники, и то далеко не все. Сейчас в крае всего 230 преподавателей, которые сами прошли по этим маршрутам и смогут повести в походы детей. Председатель ЗСК рекомендовал подойти к организации летнего детского отдыха с точки зрения потребностей детей: кто-то нуждается просто в отдыхе, а кому-то необходимо пройти и оздоровительные процедуры.

— Главное — не большие цифры, а результат, — подчеркнул В. А. Бекетов, — главное — это здоровье детей.

Глава кубанского парламента рекомендовал специалистам ответственных за это направление департаментов со следующего года проработать возможность организации в летний период на базе школ лагерей круглосуточного пребывания. В большинстве школ работают пищеблоки, в районах есть возможность собрать парк автобусов для того, чтобы вывозить детей на экскурсии или какие-либо оздоровительные мероприятия. Кроме того, необходимо использовать местные ресурсы при оздоровлении детей, учитывая их возраст и состояние здоровья. В целом работа в этом направлении организована неплохо, но теперь, как отметил В. А. Бекетов, нужно тщательно продумывать детали.

актуальная тема

Управление многоквартирным домом: вопросы и ответы

Жилищный кодекс предлагает гражданам выбрать одну из форм управления жилым многоквартирным домом: создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), выбрать управляющую компанию (УК) или использовать возможности непосредственного управления. Но инертность жителей многоквартирных домов, к сожалению, достаточно велика, они часто уповают на власть и не спешат воспользоваться преимуществами самоуправления. Иногда люди боятся самостоятельно управлять своим многоквартирным имуществом, порой не верят в то, что это даст им преимущества. Как эффективно управлять многоквартирным домом? Почему люди неохотно создают ТСЖ, с какими проблемами при этом сталкиваются? Об этом рассказывает заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства С. А. Хобленко.

Какой выбрать способ управления домом?

После приватизации жилья у нас появилось огромное количество неэффективных собственников, которые не привыкли к тому, что нужно заботиться о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. Каждый владелец отвечал только за то, что находится за дверью его квартиры. Это, безусловно, грозило возникновением большого количества аварийных ситуаций, ухудшением технического состояния жилого фонда и требовало принятия соответствующих мер. Тогда и было принято решение, что жильцы каждого многоквартирного дома должны выбрать один из трех способ управления. Если у людей есть желание управлять своим домом, содержать его, ухаживать за ним, то при соблюдении необходимых условий любой способ может быть эффективным. Но наиболее профессиональный — через управляющую компанию. Многоквартирный дом — это очень сложный механизм, и, чтобы управлять им, нужно иметь талант, специальные знания и умения, поэтому разумно доверить эту работу профессионалам. На первоначальном этапе полноценных управляющих компаний еще не было. Работали РЭКи, РЭПы со своим отношением к труду. И собственники жилья зная, как работают эти конторы, относились к ним соответствующим образом. Профессиональных управляющих было очень мало, рынка управляющих компаний еще не существовало.

В тот момент товарищество собственников жилья стало формой управления, которая вызывала доверие у людей. Высшим органом ТСЖ является общее собрание жильцов, это соседи, они живут в этом доме, обеспокоены проблемами содержания одного комплекса имущества, хорошо знают друг друга. Они выбирают правление, как правило, из жильцов дома, которым доверяют. И спросить с них просто, нужно только постучать в дверь.

Непосредственное управление — этот способ хорош для домов, где всего несколько квартир. Люди заключают прямые договоры с поставщиками услуг, но интересы свои отстаивают, практически, в одиночку. Управлять в целом таким домом сложно, поэтому этот способ управления считается неперспективным и малоэффективным. Сейчас в крае 74 процента домов обслуживаются управляющими компаниями, 17 процентов находятся под управлением ТСЖ.

Нужно ли бояться ТСЖ?

Создание ТСЖ простимулировал 185-й федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Суть закона в следующем. Если вы собственники, будьте ими: выбирайте способ управления — ТСЖ или УК (на непосредственное управление действие закона не распространяется), бережно относитесь к своему имуществу, благоустраивайте и обустраивайте проживание в доме, несите ответственность за сохранение своего имущества и своевременную оплату потребленных коммунальных услуг. При соблюдении этих требований государство выделит средства на капитальный ремонт вашего дома. Конечно, на том этапе и сегодня эта задача удачнее всего реализуется в коллективе собственников — товарищей, где сложились понимание необходимости и взаимопонимание. Как результат, с момента действия 185-го закона количество товариществ собственников жилья увеличилось. Если в 2007 году только в Краснодаре их было чуть больше трехсот, то сегодня под управлением 700 с лишним товариществ собственников жилья находится свыше девятисот домов. Мы понимаем, что сами по себе ТСЖ не появятся, нужна помощь органов местного самоуправления в их создании, нужны соответствующие нормативные акты. Законодательное Собрание принимало меры по поддержке товариществ собственников жилья. Были решения об упрощении системы налогообложения, когда ТСЖ получили льготы по уплате некоторых видов налогов, был разрешен переход на упрощенное налогообложение. Это все делалось для того, чтобы создать эффективного собственника.

Как происходит все на практике? В доме появляется два-три инициатора, которые решили создать ТСЖ. Сразу собирают собрание и «навязывают» свою идею. Часто это приводит к разногласиям, несогласию, спорам. На наш взгляд, начинать надо с подготовительной поквартирной работы, с разъяснения: какая есть необходимость в создании ТСЖ, в чем преимущества, какие проблемы могут возникнуть, как их можно решить именно в рамках ТСЖ. На этот этап часто не обращают внимания, и получается, что на собрание приходят со своим мнением, с ним и уходят. И только когда чувствуешь, что люди созрели для создания ТСЖ — вот тогда мы рекомендуем собирать общее собрание, тогда оно будет более успешным. Можно пригласить для участия в собрании собственников из другого ТСЖ, представителей корпорации жилищного самоуправления, чтобы они поделились опытом.

Во время недавнего визита в край депутатов Госдумы, которые изучали и вопросы, связанные с созданием органов самоуправления жилыми домами, мы общались с руководителями некоторых товариществ собственников жилья. Это преуспевающие ТСЖ, которые добились хороших результатов, люди им доверяют. Члены правления этих ТСЖ говорили о том, что дома 50-60-х годов, которые им были переданы, находились в таком техническом состоянии, что требовали очень внимательного, профессионального отношения к их содержанию, особенно к инженерным сетям. Правления этих ТСЖ нашли управленцев, заключили с ними договоры. Сегодня инфраструктура этих домов выведена на должный уровень, а сами ТСЖ приросли еще и соседними домами.

Закон предусматривает, что ТСЖ может заключить договор с управляющей компанией на обслуживание инженерных коммуникаций. ТСЖ — контролирующий орган, который должен следить за правильностью выполнения задач, которые ставят собственники жилья по содержанию своего дома. Рынок сегодня обеспечивает возможность выбора вариантов, как правильно следить и ухаживать за своим домом.

Проблемы коллективного управления

Сегодня товариществам собственников жилья дали статус исполнителя коммунальных услуг. На мой взгляд, это неправильно, но таковы нормы федерального закона. Люди, которые объединились в ТСЖ, не знают, как этими вещами правильно заниматься, а ресурсоснабжающие организации уходят от решения вопросов. Они говорят, что их задача — поставить воду, газ, электроэнергию, тепло, а ТСЖ должно собрать все средства и оплатить коммунальные услуги. Собственнику жилья не дают права выбора, как ему рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией — через ТСЖ и управляющую компанию или заключить договор напрямую. По нашему мнению, прямые договоры, прямое взаимодействие с организацией-поставщиком ресурсов дало бы возможность ликвидировать понятие коллективной ответственности. Если сегодня в подъезде один нерадивый гражданин не платит в течение двух-трех месяцев, то отключают всех. Это неправильно и вызывает справедливое возмущение людей, противоречит самому смыслу самоуправления.

Много вопросов к постановлению правительства, предписывающему производить доначисления по общедомовым приборам учета тем гражданам, которые оснастили свои квартиры счетчиками. Они оплачивают разницу между объемами, которые поставляются в целом на дом, и суммой показаний индивидуальных приборов учета. Эта жуткая несправедливость приводит к тому, что люди начинают снимать счетчики и переходят на оплату по нормативу, что в свою очередь противоречит законодательству об энергосбережении. Мы неоднократно обращали внимание на эту проблему и надеемся, что находящийся в данный момент в Министерстве юстиции РФ на регистрации проект изменений в правила предоставления коммунальных услуг гражданам устранит эту несправедливость.

Что делать, если правление ТСЖ вас не слышит?

Совсем недавно появился очень хороший закон о раскрытии информации. Он содержит перечень вопросов, на которые жители дома должны получить в обязательном порядке ответы от своей управляющей компании. На ее сайте должна быть размещена информация относительно управления домом. К сожалению, пока этот закон не коснулся ТСЖ, но сейчас внесена поправка, которая такие требования будет предъявлять и к товариществам собственников жилья. Неосведомленность жильцов часто порождает недоверие. Возникает конфликтная ситуация, начинается сбор подписей с требованием сменить правление. Но если перестало существовать одно ТСЖ, создано другое, то непонятно, что делать с долгами. Кто обанкротился: ТСЖ или граждане этого дома? Это норма, которую надо регулировать. Мы знаем проблемы и по мере возможности принимаем меры для их решения.

Недоверие людей порождают имеющие место «уловки» некоторых членов правлений ТСЖ в целях стимулирования «своих» сотрудников. В комитет обращались собственники одного из ТСЖ, которые жаловались на то, что ревизионная комиссия в их товариществе, по их словам, прикормлена. Выясняется, что люди видели платежки, где у членов ревизионной комиссии по оплате за коммунальные услуги стоят прочерки. Я знаю муниципальные образования, где УК не начисляли оплату за жилищные и коммунальные услуги председателям ТСЖ и старшим по дому. Я хочу сказать с полной ответственностью: этого делать категорически нельзя. Каждый, кто работает и управляет домом на профессиональной основе или на общественных началах, должен за это получать хотя бы минимальную оплату. Но это решение должно приниматься на общем собрании с утверждением обязанностей и суммы вознаграждения. Тогда будет всем все понятно и не возникнет разнотолков и недоверия.

Вот если подобные ситуации имеют место внутри товарищества, если использованы все возможные внутренние ресурсы по устранению подобных фактов, если избранные руководящие органы ТСЖ исчерпали доверие собственников и игнорируют их предложения по созыву общего собрания, то, конечно, надо обращаться за помощью. Либо в краевую корпорацию жилищного самоуправления, либо в администрацию муниципального образования. Если чувствуете, что результат не достигнут, обращайтесь в прокуратуру или решайте вопрос в судебном порядке. Но в каждом конкретном случае должны быть убедительные факты незаконных действий лиц, к которым предъявляются претензии. К сожалению, еще очень много случаев, когда во главе угла стоит личная неприязнь или просто позиция «не знаю как, но не так». В таком случае результата не будет.

Мы сейчас идем по пути создания советов домов. Они должны объединять наиболее авторитетных людей, которым доверяют, которые могут отследить все процессы в товариществах собственников жилья, предупредить негативные процессы или вовремя их остановить. Самоуправление должно быть реальным.

разъясняет юрист

Безопасность публичных мероприятий

Любое публичное мероприятие должно отвечать прежде всего требованиям безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в целях обеспечения безопасности граждан. Субъекту РФ предоставлено право устанавливать порядок проведения публичных мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований — на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено.

Законодательным Собранием Краснодарского края в развитие норм федерального законодательства 20 апреля 2011 года был принят Закон Краснодарского края «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», определяющий основные условия и требования к организации проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры.

Такими условиями являются:

— выполнение организатором публичного мероприятия требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия;

— бесперебойное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и физкультурно-спортивных организаций, а также функционирование объектов, подлежащих государственной охране, коммуникаций, связи и иных объектов обеспечения жизнедеятельности населения в месте проведения публичного мероприятия;

— беспрепятственный доступ граждан к зданиям (помещениям), в которых находятся вышеназванные органы, учреждения и организации;

— обеспечение выполнения регулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа в соответствии с ранее установленным расписанием.

Законом определено, что ответственными за проведение публичного мероприятия являются уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края или орган местного самоуправления в Краснодарском крае в зависимости от места проведения публичного мероприятия, которые определяют возможность проведения публичного мероприятия с использованием транспортных средств, место и время его проведения, а также устанавливают предельное количество транспортных средств, которые могут осуществлять движение в составе одной организованной транспортной колонны.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия с использованием транспортных средств организаторы публичного мероприятия дополнительно указывают: общее количество и категории транспортных средств, которые предполагается использовать при проведении публичного мероприятия; маршрут их движения, включая протяженность; место начала и окончания маршрута; среднюю скорость движения транспортных средств.

Использование участниками публичного мероприятия на транспортных средствах звукоусиливающих технических средств, светотехнических и иных устройств в целях оформления транспортных средств, а также устанавливаемого на транспортные средства оборудования должно соответствовать правилам дорожного движения и требованиям безопасности дорожного движения.

При проведении публичных мероприятий не могут использоваться:

1) транспортные средства, эксплуатация которых запрещена правилами дорожного движения;

2) транспортные средства, создающие опасность перевозимым грузом;

3) транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых, а также перевозимые ими крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы могут повредить дорожное покрытие, подземные и наземные пешеходные переходы и коммуникации, тоннели, мосты и иные инженерно-технические объекты;

4) транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов.