19 Июня 2011

В Законодательном собрании. Выпуск № 19, 2011

В. А. Бекетов: «Хорош тот закон, который учитывает мнение людей»
Председатель ЗСК — о новой форме обсуждения народного бюджета
Главный финансовый документ края — закон о краевом бюджете на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов — принят краевым парламентом. Впервые принятию бюджета предшествовала его широкая общественная экспертиза. После поступления проекта краевого бюджета в Законодательное Собрание края документ прошел обсуждение на пяти зональных совещаниях, где более трех тысяч кубанцев, представителей практически всех муниципальных образований края имели возможность высказать свои замечания и предложения.

Председатель ЗСК, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в кубанском парламенте Владимир Андреевич Бекетов, инициировавший проведение таких масштабных общественных слушаний, считает, что изучение мнения людей о принимаемом законе — важнейший аспект деятельности власти. Невозможно создать эффективный закон, не зная мнения населения. Законодатель должен четко представлять, чем дышит общество, выявлять его потребности посредством проведения личных встреч и только досконально изучив проблему и поняв социальный заказ преобразовывать его в закон. Лишь тогда этот закон органично впишется в реалии жизни и поможет установить в обществе правила, которые будут понятны людям, а следовательно, будут с пониманием соблюдаться. В свою очередь, изучение проблем позволит корректировать не только бюджет, но и основные направления деятельности власти.

Глава кубанского парламента В. А. Бекетов рассказывает о том, как предложения кубанцев анализировались депутатами ЗСК совместно со специалистами администрации края, какие из них вошли в принятый закон о краевом бюджете. Все, кто внес свои предложения, смогут проследить, как они будут реализовываться в дальнейшем. Такой подход позволит консолидировать общество, сформировать по-настоящему народный бюджет.

Почему вопросы эффективнее решать сообща?
Следует сказать, когда мы общались с гражданами по поводу проекта краевого бюджета, одна и та же мысль четко звучала от представителей разных территорий. Например, директор молзавода «Эконом» Новокубанского района Нонна Викторовна Прокудина, депутат Тихорецкого райсовета Руслан Викторович Климов, зампредседателя Тбилисского райсовета ветеранов Валентина Петровна Мещерякова, зампредседателя Апшеронского горсовета Сергей Степанович Лохачев, руководитель ТОСа № 350 из Краснодара Елена Павловна Литвиненко и представители ряда других муниципалитетов еще раз обратили наше внимание на то, что мы должны планировать финансово-бюджетную, экономическую политику так, чтобы финансирование социально значимых проектов велось сообща краевым и местными бюджетами.

Конечно же, только так сегодня можно эффективно решать проблемы строительства новых детских садов, ремонта поликлиник и больниц, развития автомобильных дорог, строительства новых водопроводов и другие социально-бытовые вопросы. И мы сегодня идем именно по этому пути.

Повышая значение долгосрочного бюджетного планирования, мы делаем целевые бюджетные программы основным инструментом решения социально-экономических задач муниципальных образований и региона в целом. Использование программно-целевого метода позволяет четко установить направления расходования бюджетных средств, определить механизмы финансирования, увязать объемы финансирования с конечными целями и промежуточными результатами. И эта работа по реализации на территории Краснодарского края долгосрочных краевых и ведомственных целевых программ, о необходимости которой говорили выступающие, будет продолжена в очередном финансовом году.

Например, в этом году муниципальным образованиям предусмотрены межбюджетные трансферты по 35 целевым программам. В среднем сегодня муниципальное образование участвует в реализации 17 программ. При этом порядка 20 процентов расходов местных бюджетов осуществляется за счет субсидий из краевого бюджета на реализацию целевых программ. И в краевом бюджете удельный вес расходов на предоставление субсидий тоже имеет значительный вес. Почти 15 процентов или каждый седьмой рубль. Такие подходы сохраняются и в бюджете на 2012 и плановый период 2013–2014 годов.

В следующем году объем программно-целевых расходов краевого бюджета запланирован в сумме 117,8 млрд. рублей. Это более 66 процентов всех расходов. Бюджетом будет финансироваться 48 долгосрочных и 20 ведомственных программ. Традиционно существенное место в программах занимает финансовая помощь муниципалитетам. И, конечно же, по мере увеличения доходной части бюджета расходы на реализацию мероприятий целевых программ будут расти.

Хочется отметить: придает дополнительную уверенность то, что своими предложениями люди в общем-то поддерживают избранный нами метод организации бюджета — целевое финансирование конкретных программ, решение проблем по конкретным объектам на паритетных началах с муниципальными бюджетами. И значит, этот курс будет продолжен.

Как разделить доходы так, чтоб всем хватило?
Вопросы налогообложения всегда получают самое живое обсуждение, когда речь идет о повышении эффективности бюджетирования. И мне понятна заинтересованность тех, кто предлагает перераспределить какие-то налоги. Например, на общественных слушаниях в Ейске глава Приморско-Ахтарска Валерий Владимирович Спичка предложил рассмотреть вопрос о передаче в 2013 году норматива отчислений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от краевого бюджета в бюджеты поселений в размере 10 процентов вместо запланированных трех.

А в Армавире (мне, к сожалению, неизвестна фамилия человека, так как это было предложение, высказанное прямо из зала) прозвучала инициатива предусмотреть для бюджетов поселений нормативы отчислений от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, зачисляемого в бюджет края, и единого налога на вмененный доход, зачисляемого в бюджет муниципального района.

Вот, например, что касается предложений по изменению нормативов отчислений из краевого бюджета по НДФЛ. Изменение законодательства в области здравоохранения и обязательное создание региональных дорожных фондов значительно повлияло на межбюджетные отношения с муниципалитетами. Потери муниципальных районов и поселений по транспортному налогу, зачисляемому с 2012 года в краевой дорожный фонд, компенсированы закреплением единых нормативов по НДФЛ (семь процентов и три процента соответственно), предусмотренных на 2012 год.

Еще раз повторюсь, мне понятна заинтересованность властей поселений в получении дополнительных финансовых источников для местных бюджетов. Это нормально. Так и должно быть. Но прежде чем принимать подобные решения, необходимо «семь раз отмерить», чтобы не спровоцировать разбалансирования установившейся бюджетной системы края.

Но мы, разумеется, внимательно просчитаем предложение о повышении нормативов отчислений из краевого бюджета в бюджеты поселений при формировании краевого бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов.

На что рассчитывать малому бизнесу?
В ходе общественных слушаний прозвучало огромное количество предложений, касающихся разных аспектов развития малого бизнеса. Это одно из наиболее значимых и перспективных направлений, которым мы занимаемся уже не первый год. Немало эффективных мер поддержки малого бизнеса уже действует. Учитывая предложения людей, мы стараемся расширять формы и направления помощи представителям данного сектора.

Например, на встречах депутатов с гражданами не раз шел разговор о необходимости государственной поддержки тех, кто занимается народными промыслами. В октябре мы приняли такой закон, он позволяет сформировать условия для развития в крае организаций, создаваемых в целях возрождения, сохранения, развития народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.

По-прежнему в центре внимания остается малый бизнес в агропромышленном комплексе края. В текущем году по краевой программе развития малых форм хозяйствования в АПК края в бюджете предусмотрено порядка 566 миллионов рублей. Председатель комиссии Совета муниципального образования Туапсинский район по социальным вопросам, здравоохранению, образованию, культуре, делам семьи, молодежи и спорта Александр Владимирович Ефимов высказался за продолжение действия программы. Владелица ЛПХ из хутора Краснострелецкого Ленинградского района Людмила Владимировна Горбенко предложила не прекращать государственную поддержку ЛПХ. С подобными просьбами обращались и другие. Чтобы успокоить наших земляков, мы дополнили текст закона следующим положением: «Меры финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, в том числе осуществляющим свою деятельность в агропромышленном комплексе, предусмотренные на текущий год в виде субсидий, не могут быть отменены или приостановлены. В плановом периоде объемы бюджетных ассигнований не могут быть снижены.»

В программе развития малых форм хозяйствования в АПК предусмотрены средства и на приобретение племенных животных молочного и мясного направления. О необходимости продолжить такую поддержку говорил индивидуальный предприниматель из Лабинского района Андрей Алексеевич Пищалов.

Предприниматели в сфере АПК намерены осваивать новые направления, об этом свидетельствуют предложения участников общественных слушаний. Глава КФХ Татьяна Борисовна Фисюра из Динского района говорила о необходимости финансовой поддержки предпринимателей для выполнения работ по закладке виноградников и приобретению техники. Средства на мероприятия по закладке многолетних насаждений предусмотрены в краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае», которая будет действовать и в 2012 году. Что касается сельхозтехники, то сейчас идет разработка федеральной целевой программы по поддержке начинающих фермеров, в которой планируется предусмотреть господдержку для тех, кто приобретет технику в лизинг.

Председатель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Каневского района Виктор Семенович Карабутов выступает за развитие различных отраслей животноводства и птицеводства. Краевая целевая программа поддержки малых форм хозяйствования в АПК предусматривает возмещение части затрат на приобретение молодняка кроликов, гусей и индеек, на содержание маточного поголовья племенных овец пород мясного направления. К сожалению, сейчас невозможно учесть предложение жителя Лабинского района Гуркова о субсидировании производства кроличьего мяса. Но в качестве одной из мер государственной поддержки развития кролиководства предусматривается возмещение части затрат на приобретение молодняка кроликов — 20 процентов от фактических затрат, но не более 40 рублей в расчете на одну голову.

Требует изучения вопрос о возмещении транспортных расходов по перевозке кормов. Это предложение озвучил председатель комиссии Совета муниципального образования Туапсинский район Александр Владимирович Ефимов. Такая поддержка, вероятно, в первую очередь нужна хозяйствам, расположенным в отдаленных, труднодоступных поселениях. Чтобы решить, в какой форме и в каком объеме ее оказывать, необходимо проблему тщательно изучить.

Нормы федерального законодательства не позволяют учесть предложения главы крестьянско-фермерского хозяйства Владимира Владимировича Кулика из Тимашевского района. Нельзя передать право на получение субсидии банкам, чтобы предпринимателей кредитовали сразу по льготной ставке — нынешний порядок предусмотрен бюджетным законодательством РФ. Невозможно также увеличить объемы выделяемого по льготной цене топлива — нормативы и порядок утверждает Правительство РФ. А вот его же предложение о финансировании создания опытных участков сельхозкультур, закладываемых вузами и научно-исследовательскими институтами края в кооперации с сельхозтоваропроизводителями, уже возможно реализовать благодаря краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае». В ней предусмотрены средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному заказу в соответствии с приоритетными направлениями исследований в агропромышленном комплексе края.

Целый ряд предложений касался проблемы реализации продукции, произведенной предпринимателями. Глава ЛПХ Любовь Андреевна Бондаренко из Выселковского района говорила о создании системы заготовки и гарантированного сбыта сельхозпродукции через кооперативы. Индивидуальный предприниматель Александр Викторович Людвиг из хутора Братский Усть-Лабинского района обратил внимание на вопросы закупки и переработки молока. Следует отметить, что в крае уже работает 172 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из которых 82 занимаются снабженческо-сбытовой деятельностью. Информацию о таких кооперативах можно получить в районных управлениях сельского хозяйства. Членство в таком кооперативе позволит получать более высокий доход и тем предпринимателям, которые занимаются производством молока. Через кооперативы можно наладить его стабильный сбыт на перерабатывающие предприятия края. Мощностей молокозаводов для этого хватит. Сейчас они загружены не более чем на 60 процентов.

Недостатки системы заготовки и сбыта сельхозпродукции, в том числе и в работе кооперативов, связаны в первую очередь с несовершенством федерального законодательства. Депутаты кубанского парламента вышли с законодательной инициативой и направили в Государственную Думу проект федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках». Принятие данного закона в значительной мере расширит возможности реализации сельхозпродукции представителями малых форм хозяйствования в АПК и защитит их права. Но мы не сидим на месте, до выхода закона вопрос создания оптовых рынков в районах можно решать в порядке эксперимента. Кроме того, наиболее успешные владельцы предприятий малых форм сейчас задумываются о строительстве овощехранилищ.

Проблемы реализации произведенной продукции волнуют и предпринимателей, которые ведут свою деятельность в сфере промышленности. Генеральный директор ООО «Белара» Лариса Васильевна Белова из Славянского района говорила о необходимости создавать условия для расширения сбыта продукции. В рамках реализации плана мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, утвержденных Законодательным Собранием, запланировано привлечение представителей малого бизнеса к участию в краевых отраслевых выставках. Необходимо оказывать содействие в налаживании кооперационных производственных связей, чтобы потенциальные партнеры знали о наших производителях. Если в целом говорить о поддержке предпринимателей, то на эти цели по программе «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» только из краевого бюджета на 2012 год предусмотрено выделение почти 50 млн. рублей и в течение года эту сумму планируется существенно увеличить. Кроме того, будет продолжена работа, чтобы программы поддержки предпринимательства разработали и в каждом муниципальном образовании.

Где учат предпринимателей?
В ходе обсуждения проекта закона жители говорили о вопросах наполнения краевого бюджета через призму своего предприятия, своего поселения. В этой связи актуальными являются вопросы занятости, подготовки квалифицированных кадров. Руководитель КФХ Татьяна Борисовна Фисюра обратила внимание на проблему нехватки специалистов по выращиванию винограда, а председатель Каневского районного Совета ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Вера Федоровна Простихина сказала о необходимости проведения мероприятий, которые бы способствовали созданию на селе новых рабочих мест для молодежи. Краевые программы, посвященные вопросам развития сельского хозяйства, содействию занятости населения, развитию малых форм хозяйствования направлены на решение этих задач. Сегодня самый надежный путь дать работу и стабильный доход тем, у кого их сегодня нет, — развивать сельхозпроизводство.

Сейчас подготовка представителей малых форм хозяйствования идет на базе Брюховецкого аграрного колледжа, садоводов учат в Славянском районе. О своем желании готовить специалистов заявляют и другие учебные заведения. Такие центры для предпринимателей мы будем расширять. Они должны быть в каждой природно-климатической зоне и по всем основным отраслям сельхозпроизводства.

Это могут быть и центры обмена опытом без жестких учебных программ и штатных преподавателей, своего рода клубы, в рамках которых новички могли бы послушать лекции педагогов, пообщаться с людьми, добившимися успеха. Есть задумка на базе Динского училища начать подготовку виноградарей, садоводов и цветоводов. Следует при этом использовать и опыт КФХ Фисюры, где могут многому научить начинающих виноградарей. Мы рассчитываем, что на 2012–2013 учебные годы появятся такие школы и начнут обучать владельцев ЛПХ и предпринимателей новейшим приемам агротехники. Правовую основу для этого мы заложили: принят закон «О создании и деятельности базовых школ в сфере малого предпринимательства по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Краснодарского края». На конкурсной основе будут отбираться наиболее эффективные фермерские или предпринимательские хозяйства, которые станут базовыми школами. В них представители малого предпринимательства смогут овладевать навыками и методами применения современных технологий выращивания сельхозкультур и разведения животных. Владельцам базовых школ за счет средств краевого бюджета будет производиться возмещение затрат на организацию и проведение обучения, подготовку методической литературы, на ряд других расходных статей.

Сколько получат лучшие ТОСы?
Прошедшие в городах и районах встречи показали, насколько возросла роль органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в реализации вопросов, которые решает власть всех уровней по основным направлениям повышения качества жизни населения. Выступившие в ходе обсуждения бюджета представители ТОСов не только продемонстрировали свою активную позицию, стремление участвовать в жизни поселений, но и высказали ряд конкретных предложений. Они касаются прежде всего усиления внимания к соревнованию ТОСов, улучшения внешнего вида поселений, благоустройства населенных пунктов. Руководитель ТОСа из Щербиновского района Валентина Васильевна Шуть и ее коллега из села Новоивановского Кущевского района Светлана Михайловна Жеведь говорили о необходимости стимулирования работы органов общественного самоуправления, их финансовой поддержки. Нами был внимательно изучен этот вопрос, и такая возможность изыскана. Поддержка ТОСов в краевом бюджете на 2012 год не просто сохранена, а увеличена более чем в девять раз. Если раньше на поощрение лучших органов ТОС из краевого бюджета выделялось 4,9 млн. рублей, то теперь на эти цели ежегодно будет предусматриваться 46,3 млн. рублей. Согласно внесенным изменениям в постановление ЗСК «О краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления» число призовых мест конкурса расширено до трех, а его призовой фонд значительно увеличен. Если раньше на благоустройство территории ТОСа-победителя выделялось за призовое место 100 тысяч рублей, то теперь органы ТОС, занявшие первое, второе и третье места, будут получать по результатам конкурса 500 тыс. рублей, 300 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно.

Как будет развиваться инфраструктура?
Значительные средства в структуре бюджета 2012 года предусмотрены на общее повышение качества жизни кубанцев, создание бытовой и социальной инфраструктуры, благоприятной для человека окружающей среды. В сферу жилищно-коммунального хозяйства планируется направить 2,2 млрд. рублей. В приемную губернатора А. Н. Ткачева и к нам, в Законодательное Собрание, обращаются кубанцы, у которых до сих пор нет возможности пользоваться газом, не имеющие центрального водопровода, а порой и просто устойчивого водоснабжения и других благ цивилизации. Поэтому в центре внимания краевой и муниципальной власти такие направления, как капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, развитие уличного освещения, благоустройство, вывоз мусора и др.

По-прежнему актуальной проблемой для жителей хуторов и станиц края является газификация и, в частности, строительство разводящих газопроводов. Проблема серьезная. В ХХI веке газовое отопление нужно довести до каждого дома. На решение вопросов обеспечения жителей голубым топливом направлена долгосрочная краевая целевая программа «Газификация Краснодарского края на 2012–2016 годы». И задача муниципалитетов состоит в том, чтобы вовремя подготовить проектно-сметную документацию, направить ее в соответствующий департамент на рассмотрение и обеспечить участие в программе софинансированием. По такой схеме в 2012 году будет построен разводящий газопровод на хуторе Любимов Щербиновского района. Предложение об оказании помощи поселению в его строительстве поступило от руководителя ТОС № 10 Валентины Васильевны Шуть в ходе обсуждения народного бюджета. Сейчас заявка муниципалитета находится на рассмотрении в департаменте по вопросам ТЭК края, и если необходимые процедуры будут пройдены, то в скором времени в поселок придет долгожданное топливо. С предложением о газификации улицы Озерная хутора Большие Челбасы Каневского района обратился Виктор Семенович Карабутов. В настоящее время идет подготовка проектно-сметной документации.

Особенно подчеркну, что органы местного самоуправления несут ответственность не только за своевременную подготовку документации, но и за освоение бюджетных средств. Нам поступило предложение от главы Октябрьского сельского поселения Крыловского района Елены Григорьевны Сидоренко о переносе выделенных району денег по программе газификации на будущий год. С ситуацией неосвоения бюджетных средств, к сожалению, в последнее время мы сталкиваемся все чаще. Этого быть не должно. В вопросах субвенций, субсидий и межбюджетных трансфертов должна соблюдаться жесткая финансовая дисциплина, и неосвоение целевых средств в финансовом году — это ЧП. Вместе с тем возврат неосвоенных целевых средств закреплен в краевом бюджетном законодательстве. Деньги могут направить на те же цели в очередном финансовом году, но сначала проводится тщательный анализ причин их неосвоения в срок и изучается наличие потребности в указанных трансфертах. Поэтому здесь действует и будет действовать строгое правило — выделяемые бюджетные средства должны быть освоены. Депутаты краевого парламента намерены и дальше контролировать соблюдение бюджетного законодательства.

Качество водоснабжения — это наболевшая проблема многих районов нашего края. В целях ее решения принята долгосрочная программа «Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2012–2020 годы». Ежегодный объем финансирования составит 500 миллионов рублей. Все предложения по улучшению водоснабжения, поступившие на бюджетных слушаниях, будут тщательно рассматриваться, в том числе и вопрос, поднятый на слушаниях в Армавире главой Веселовского сельского поселения Успенского района Татьяной Яковлевной Кузнецовой, и предложение, высказанное прямо из зала во время слушаний в Туапсе, — о необходимости ремонта ветхих водопроводных сетей в городе Новороссийске.

Многочисленные обращения граждан поступают по поводу неудовлетворительного состояния дорог, и это стало основанием для принятия краевых целевых программ. Так, на развитие дорог регионального и межмуниципального значения в 2012 году предусмотрено почти 13 млрд. рублей. А на ремонт автомобильных дорог местного значения выделено 2 млрд. рублей. За счет этих средств нам следует довести автодороги местного значения до нормативных требований по состоянию покрытия. Убежден, что будет решена просьба Виктора Семеновича Карабутова из Каневского района по поводу обустройства дороги с твердым покрытием и тротуара в хуторе Большие Челбасы. Сейчас администрация муниципального образования изучает этот вопрос.

Отмечу, что с 1 января следующего года в крае будет действовать региональный дорожный фонд с общим объемом средств краевого и федерального бюджетов почти в 21 млрд. рублей. Уверен, что это позволит нам значительно улучшить качество дорожного покрытия, следить за состоянием трасс и строить новые современные дороги. Ведь улучшение транспортной сети — это важное условие развития экономики конкретных территорий.

На общественных слушаниях Александр Владимирович Ефимов из Туапсинского района предложил продолжить работу по обновлению автобусного парка для пассажирских перевозок пригородного сообщения. Ведь для жителей и гостей края важно не только по каким дорогам ездить, но и на каком общественном транспорте. Идея правильная, но вопрос находится в введении органов местного самоуправления. Поэтому очень важно, чтобы это понимали и на городском, и на поселенческом уровнях и учились зарабатывать средства не только для того, чтобы принимать участие в целевых программах, но и самостоятельно решать вопросы местного значения.

Конечно, для решения некоторых вопросов необходимы большие финансовые вложения, мы это понимаем. Но проблемы в ЖКХ копились не одно десятилетие, и разом их не решить. Поэтому не будем забывать, что и немного всегда лучше, чем ничего. А наличие в доме газа, горячей и холодной воды, центральной канализации, а вне дома — хороших дорог и тротуаров, работающего уличного освещения должно стать нормой современной жизни для каждого человека. И для органов власти — это основные приоритеты деятельности.

В чем социальная направленность бюджета?
Социальная защита населения Кубани — это одна из первоочередных задач органов власти края. По поручению губернатора края А. Н. Ткачева была рассмотрена возможность выделения дополнительных средств в объеме 3 млрд. рублей. Сумма изыскана за счет роста поступлений в доходную часть бюджета от основных отраслей экономики и сокращения расходов по отдельным его статьям. Это позволит в 2012 году повысить заработную плату отдельным категориям работников образовательных учреждений, в том числе учителям, педагогическим работникам детских садов, педагогам учреждений дополнительного образования и музыкальных школ, техническому персоналу школ и ДОУ.

Уже с 1 июля этого года увеличен размер доплат воспитателям дошкольных учреждений в три раза — до 3000 рублей в месяц. С 1 января 2012 года эти выплаты будут проиндексированы на 6,5 процента, а с 1 октября 2012 года — еще на 6 процентов.

При обсуждении проекта краевого бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов звучали вопросы и предложения, касающиеся мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, увеличения различных выплат и пособий. В частности, об этом спрашивала руководитель ТОСа № 4 Армавира Светлана Викторовна Кузнецова. Хочу подчеркнуть, что в бюджете 2012 года на социальную политику заложено более 25 млрд. рублей. Из них 15,8 млрд. рублей пойдет именно на меры соцподдержки отдельных категорий граждан.

Они будут осуществляться по четырем направлениям: на поддержку ветеранов, тружеников тыла, пенсионеров будет направлено 6,7 млрд. рублей; на помощь инвалидам — 3,2 млрд. рублей; на выплату субсидий по жилищно-коммунальным услугам малоимущим гражданам, пособие по безработице — 1,9 млрд. рублей; на поддержку многодетных семей и детей-сирот- 4 млрд. рублей.

Последнему направлению в проекте бюджета уделено особое внимание. Так, на обеспечение детей сирот жильем предусмотрен 1 млрд. рублей, или в 2 раза больше, чем в текущем году. Примерно тысяча детей-сирот получит жилье. В эту сумму входят и предназначенные для Каневского района на 2012 год субвенции в размере 25 млн. рублей, которые пойдут на решение жилищного вопроса детей-сирот. Об их проблемах высказался молодой депутат из Каневского района, глава КФХ «Темп» Александр Сергеевич Рокотянский, который предложил включить в проект краевого бюджета будущего года строчку о финансировании строительства 36-квартирного дома для детей-сирот в своем муниципальном образовании.

Также на адресную социальную помощь малоимущим гражданам заложено не менее 341 млн. рублей, на оплату проезда отдельных категорий жителей края — около 570 млн. рублей.

Представители общественных объединений Анатолий Кузьмич Атышкин (Гулькевичский район), Александр Авенирович Жуков (Новороссийск), Иван Афанасьевич Рыбалко (Краснодар) считают необходимым в последующие годы продолжить бюджетное финансирование программ поддержки некоммерческих организаций ветеранов, пенсионеров, инвалидов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Могу заверить, что поддержка ветеранских организаций — это приоритет в работе органов власти, как говорится, на все времена. Они не раз доказывали, что способны не только участвовать в жизни края и своих территорий, оказывать качественные социальные услуги населению, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем. Программы государственной поддержки некоммерческих организаций в крае действуют многие годы. Органы власти крайне заинтересованы в дальнейшем укреплении партнерских отношений с такими организациями, и на финансовое обеспечение ведомственной целевой программы, направленной на их государственную поддержку, в 2012 году предусмотрено 49,6 млн. рублей.

Расходы краевого бюджета на социальную сферу увеличиваются на 14,2 процента и составят в 2012 году 95,5 млрд. рублей, из них на образование будет направлено 26,6 млрд., на здравоохранение — 38,5 млрд. рублей, на отрасль «Культура» — 1,6 млрд., на физическую культуру и спорт — более 3,7 млрд. рублей.

Через механизм краевых целевых программ, за счет выделявшихся из краевого бюджета субсидий на дополнительную помощь для решения социально значимых вопросов в муниципальных образованиях края ремонтировались, реконструировались и строились новые учреждения здравоохранения, спорта и образования.

Поддержка сельского здравоохранения всегда была социальным приоритетом органов власти края. В 2012 году в связи с модернизацией отрасли и передачей полномочий с муниципального уровня на краевой расходы будут значительно увеличены. В виде краевой субвенции в муниципалитеты будет передано более 4,5 млрд. рублей. Только на проведение капитального ремонта 44 учреждений и закупку оборудования будет направлено 3,1 млрд. рублей.

Продолжится реализация трех основных программ в области культуры: поддержка сельских клубных учреждений, финансирование мероприятий которой в 2012 году будет доведено до 320 млн. рублей; развитие инфраструктуры кинопоказа — 50 млн. рублей; «Культура Кубани» — 60 млн. рублей.

Так же дело обстоит со строительством спортивных сооружений и детских спортплощадок. У нас действует несколько краевых целевых программ: «Развитие сети комплексных спортивно-игровых площадок на территории Краснодарского края», «Площадка нашего двора», «Строительство плавательных бассейнов на 2012–2014 годы», «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2012–2014 годы».

В 2012 году в рамках этих программ планируется капитальный ремонт восьми центральных муниципальных стадионов, а также строительство пяти бассейнов и 30 спортивно-игровых площадок.

По краевой целевой программе «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010–2015 годы из краевого бюджета в ближайшие три года ежегодно будет выделяться 500 млн. рублей на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство пристроек к существующим дошкольным учреждениям.

Член Ейской районной ветеранской организации Валентина Петровна Краснова и представители других общественных объединений из Кущевского, Тихорецкого, Крымского, Каневского районов и города-курорта Анапа предлагали увеличить финансирование краевых целевых программ по поддержке сельских учреждений культуры, образования и спорта. Выделяемых средств, разумеется, недостаточно, чтобы привести в порядок все учреждения социальной сферы края. Но работа в этом направлении продолжается, останавливаться на достигнутом никто не намерен.

Все программы поддержки сельских учреждений социальной сферы будут сохранены в 2012 году. Но, еще раз подчеркиваю, что участие в них требует обязательного софинансирования муниципального бюджета. Поэтому те города и районы края, которые предметно занимаются вопросами ремонта и материально-технического обеспечения этих учреждений, должны заранее планировать расходы — не менее 20 процентов от общего объема необходимого финансирования. Только на таких условиях будут выделяться средства из краевого бюджета.

На мой взгляд, меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов бюджетов всех уровней. Задача власти — создать такие условия, чтобы не только в райцентрах, но и в малых населенных пунктах у людей была возможность получать качественные услуги в области образования, здравоохранения, культуры и спорта. Поэтому хочу сказать главе КФХ «Ермак» Пшехского сельского поселения Белореченского района Антонине Алексеевне Астаховой, которая говорила о сохранении малокомплектной общеобразовательной школы № 28: закрытие школы не планируется.

***

Обсуждение проекта краевого бюджета показало заинтересованность жителей края. Широкое участие кубанцев и характер предложений, которые поступали, свидетельствуют, что меняется отношение людей к главному финансовому документу. Прежнее потребительское отношение к бюджету уходит в прошлое. Люди поднимают не частные вопросы, а говорят о развитии экономики, стремятся зарабатывать средства. Я хочу особо обратить внимание: сегодня появляется новое понимание того, что такое социальный бюджет. Это бюджет, который гарантирует не просто пособия, хотя в нем и вопросы социальной защиты хорошо отражены. Прежде всего он предоставляет широкий спектр возможностей как для общества в целом, так и для развития каждого отдельного человека, для открытия собственного дела, государственной поддержки, для приложения своих талантов и способностей. Именно это мы видим в законе о бюджете на будущий год. О бюджете 2012 года можно говорить как о социальном бюджете развития. Это залог того, что и в будущем социальная составляющая бюджета будет весомой.

Все предложения, поступившие в ходе обсуждения проекта закона о краевом бюджете, о которых я не сказал, прорабатываются в профильных комитетах ЗСК, департаментах края, администрациях муниципальных образований и остаются на контроле Законодательного Собрания.