1 Апреля 2015

В Законодательном собрании. Выпуск № 1, 2015

на старте года

Депутаты подвели итоги, наметили планы

По сложившейся традиции в декабре–январе депутаты подводят итоги работы Законодательного Собрания края за прошедший период и утверждают планы на перспективу. Результаты деятельности органа законодательной власти региона отражают цифры и факты.

В 2014 году проведено 13 пленарных заседаний. Принято 787 правовых актов: 218 законов, 569 постановлений. Активная работа велась в рамках каждого комитета. Проведено 367 заседаний комитетов, на них рассмотрено 1330 вопросов.

Значительное внимание уделялось контрольной деятельности. За истекший период комитетами организовано 42 проверки соблюдения и исполнения действующего законодательства. Итоги 30 из них были заслушаны на сессиях, по ним приняты постановления.

На 33 планерных совещаниях было рассмотрено 74 вопроса по проблемам исполнения краевого законодательства, эффективности действия ранее принятых нормативных актов.

Обсуждение наиболее актуальных и социально значимых проблем проходило на парламентских слушаниях, совещаниях, «круглых столах», конференциях. Всего проведено 236 таких мероприятий.

Важным направлением работы депутатов в 2014 году являлось взаимодействие с избирателями. Депутаты регулярно выезжали в округа, проводили встречи с населением. За 2014 год проведено более 680 таких встреч, на которых присутствовали в общей сложности 35 123 человека.

Эту работу депутаты будут продолжать и в дальнейшем. Позицию Законодательного Собрания по данному вопросу не раз обозначал его председатель В.А. Бекетов. Владимир Андреевич убежден, что избиратели – самые непосредственные коллеги и соратники в законотворческом процессе. На укрепление связей с местным сообществом, жителями городов и районов он нацеливает и парламентариев.

– Разрабатывая и принимая нормативные правовые акты, мы должны не только ориентироваться на их интересы, но и советоваться с ними. Эффективное законодательное регулирование социально-экономических процессов нельзя выстроить без налаженной системы обратной связи, без постоянного общения с людьми, – считает глава парламента.

В 2014 году комитетами Законодательного Собрания велась работа по развитию федерального законодательства как через институт законодательной инициативы, так и путем направления замечаний и предложений по проектам федеральных законов.

Было подготовлено четыре законодательные инициативы по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов. Также за прошедший год было рассмотрено и подготовлено заключений на 1067 проектов федеральных законов, рассмотрено 345 инициатив субъектов Российской Федерации. Принято 22 обращения в адрес высших органов государственной власти Российской Федерации.

Председатель ЗСК В.А. Бекетов поставил перед депутатами задачу в дальнейшем еще активнее участвовать в совершенствовании федерального законодательства. При формировании плана нормотворческой деятельности на 2015 год необходимо предусмотреть законодательные инициативы, направляемые на федеральный уровень.

– Вы сталкиваетесь с тем, что законодательство несовершенно, нужно вносить изменения, – отметил Владимир Андреевич.

Большое поле деятельности, считает руководитель парламента, в такой, например, сфере, как муниципальное управление. Еще в 2008 году депутаты начали проводить научно-практические конференции по экономическим основам местного самоуправления. Достигнуты реальные положительные результаты. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов сельских поселений увеличились на 52,6 процента. Рост доходов граждан, занимающихся личными подсобными хозяйствами, составил 170 процентов к уровню 2008 года (было 8 тысяч рублей на одного члена семьи, стало более 14 тысяч рублей). Если в нашем регионе наработан определенный опыт, есть удачные формы работы, то почему бы не предложить их для закрепления в федеральном законодательстве, чтобы этими вопросами эффективно занимались и в других субъектах РФ? Подумать об этом более предметно и выйти с соответствующей инициативой В.А. Бекетов предложил двум профильным комитетам ЗСК – по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и по финансово-бюджетной и налоговой политике.

Глава парламента обозначил и ряд других проблем, которые ждут детального изучения в комитетах ЗСК и принятия законодательных решений. Они касаются управления имуществом, развития сельского хозяйства, промышленности и социальной сферы, укрепления позиций казачества, поддержки культуры. Работа краевого парламента по данным направлениям будет усилена.

В целом у законодателей Кубани немало интересных задумок и проектов. Они обобщены и включены в План нормотворческой и контрольной деятельности Законодательного Собрания края на 2015 год. Основу его составили предложения и пожелания жителей края, высказанные во время встреч депутатов в избирательных округах, письмах и обращениях, поступивших в их адрес, а также задачи по развитию экономики и социальной сферы края, намеченные органами власти ранее.

Среди приоритетов нормотворческой деятельности – законы и постановления, направленные на развитие агропромышленного комплекса края, предпринимательской деятельности во всех отраслях, регулирование земельных отношений, управление государственной собственностью. Депутатам предстоит серьезно поработать и над документами социального характера – в области образования, здравоохранения, поддержки отдельных категорий населения. Депутаты намерены совершенствовать традиционные парламентские формы работы. Намечено предварительное рассмотрение законопроектов на заседаниях рабочих групп, в комитетах, на конференциях, «круглых столах», парламентских слушаниях, где будут заслушаны и проанализированы различные точки зрения не только депутатов и специалистов, но и представителей широкой общественности, экспертов – членов экспертно-консультативных советов при комитетах ЗСК.

Целый блок вопросов в депутатском портфеле посвящен проблемам развития местного самоуправления. Их основная цель в этой области – создать оптимально благоприятную и сбалансированную среду для муниципалитетов, которая одновременно стимулировала бы их социально-экономическое развитие. Согласно планам, в нынешнем году будет продолжено проведение конкурсов ЗСК среди органов местного самоуправления.

Важнейшим направлением в работе, как и прежде, останется анализ исполнения ранее принятых законов и постановлений.

встречи в округах

Укреплять связь с избирателями

Главное для депутата – деятельность в избирательном округе. Встречи с жителями поселений края стали привычным форматом работы парламентариев Кубани. Недавно они вновь побывали на местах, чтобы узнать, чем живут люди. Общение было приурочено к 20-летнему юбилею Законодательного Собрания края. В течение парламентской недели депутаты ЗСК провели 333 встречи с населением. В них приняли участие 17 668 человек.

Председатель Законодательного Собрания края В.А. Бекетов посетил Отрадненский и Успенский районы, встретился с активом муниципальных образований.

На встречах присутствовали главы и депутаты районов и поселений, представители силовых структур, руководители учреждений здравоохранения и образования, предприятий, органов территориального самоуправления, представители общественных объединений, казачества, духовенства, руководители местных отделений политических партий.

Глава кубанского парламента рассказал об итогах 2014 года, о том, как он складывался для экономики региона, заверил, что поддержка малых форм хозяйствования будет и впредь продолжена, но постепенно предполагается переходить к поддержке «по результату»: владелец хозяйства производит продукцию, реализует ее на рынке, а затем может рассчитывать на возмещение части затрат. Владимир Андреевич отметил, что деньги, которые получают аграрии, должны возвращаться в экономику, чтобы их можно было направлять и на другие цели. Председатель подчеркнул, что необходимо отказываться от иждивенческих настроений.

В последнее время идея кубанских законодателей по созданию оптовых сельскохозяйственных рынков нашла поддержку на федеральном уровне. В правительстве прорабатывается вопрос организации логистических центров, через которые смогут реализовывать свою продукцию владельцы предприятий малых форм хозяйствования. В числе направлений АПК, требующих развития, семеноводство и животноводство нуждаются в первоочередной поддержке.

На встрече шел разговор о важных событиях, которые произошли в 2014 году в нашей стране – зимняя Олимпиада в Сочи и вхождение в состав России Крыма и Севастополя. Крым располагает достаточными ресурсами для того, чтобы стать в один ряд с экономически мощными субъектами федерации, но на данном этапе ему нужна поддержка. Только вместе мы выстоим, подчеркнул В.А. Бекетов.

Пришедшие на встречу задали вопросы Владимиру Андреевичу и как председателю Законодательного Собрания, и как своему депутату. В своих вопросах и выступлениях участники встречи поднимали проблемы, связанные с финансированием тех или иных краевых программ и конкретных объектов, расположенных в их районах. Главу кубанского парламента поздравили с 20-летием Законодательного Собрания и подарили фотоальбом, посвященный контактам двух муниципальных образований. Глава Успенского района И.Е. Акулинин сказал, что идея председателя ЗСК о заключении договоров о сотрудничестве между муниципалитетами прижилась, получила развитие. Сейчас взаимодействие ведется на разных уровнях, в разных сферах – от спортивных межрайонных состязаний до встреч депутатов для обмена опытом. Председатель парламента призвал отрадненцев и успенцев работать так, чтобы не подводить друг друга.

***

На встрече в Горячем Ключе с докладом о деятельности кубанского парламента за годы его существования выступил председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи В.В. Чепель. Председатель комитета ЗСК по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями Т.П. Хлопова встретилась с активом поселений Тимашевского района, представителями образования, культуры, органов общественного самоуправления и местного отделения партии «Единая Россия». Она рассказала о работе Законодательного Собрания, ответила на вопросы избирателей, которые связаны с проблемами благоустройства, ремонта школ, детских садов, учреждений культуры, поддержки личных подсобных хозяйств и финансирования краевых программ. Ряд встреч в своем избирательном округе провел председатель комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике И.П. Артеменко. В Советском и Бесскорбненском сельских поселениях Новокубанского района он побывал на социальных объектах, ознакомился с ходом ремонтных работ. Вместе с местным руководством депутат определил, какие планы удалось реализовать в течение года, а что еще необходимо выполнить, обсудил перспективы развития. Заместитель председателя комитета ЗСК А.И. Шустенков и член комитета В.В. Героев посетили свой избирательный округ, охватывающий территории сразу трех районов. С руководителями органов ТОС Новопокровского района депутаты обсудили изменения в законе о местном самоуправлении, планы на 2015 год. На встрече в Павловском районе главы сельских поселений и депутаты всех уровней высоко оценили итоги 20-летней деятельности Законодательного Собрания края, поддержали решение кубанских законодателей и в будущем оказывать финансовую и правовую помощь сельхозтоваропроизводителям малых форм – крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам. Одной из тем разговора стала работа с молодежью. Члены Совета молодых депутатов Павловского района предложили проводить регулярные обучающие семинары для молодых законодателей, шире распространять опыт работы ЗСК. В Белоглинском районе депутаты А.И. Шустенков и В.В. Героев встретились с работниками образования и социальной защиты населения. Шел разговор о проблемах подрастающего поколения, ветеранов, людей с ограниченными возможностями здоровья.

местное самоуправление

Будем выбирать глав муниципалитетов из депутатов, а глав местных администраций назначать по конкурсу

17 декабря 2014 года депутаты приняли в целом изменения в краевой Закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Он приводится в соответствие с требованиями новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основные нововведения касаются определения порядка формирования в муниципалитетах представительных органов, избрания глав муниципальных образований и назначения глав местных администраций. Ранее эти вопросы регулировались исключительно местными уставами, но с учетом изменений законодательства в области местного самоуправления это праворегулирование своими законами предоставлено субъектам РФ.

На уровне поселений по существу сохраняется старая схема управления. В городском или сельском поселении (не являющемся административным центром муниципального района) глава муниципального образования, как и раньше, будет избираться на муниципальных выборах и возглавит местную администрацию, а в сельских поселениях может возглавлять и представительный орган.

А вот в муниципальном районе, городском округе и поселении, являющемся административным центром муниципального района, Законом края устанавливается, что глава будет избираться представительным органом соответствующего муниципального образования из своего состава и будет исполнять полномочия его председателя. Указанное новшество направлено не только на совершенствование системы управления на местном уровне, но и на оптимизацию количества выборов на территории Краснодарского края и, следовательно, сокращение бюджетных расходов на их проведение.

Соответственно исполнительно-распорядительный орган муниципального района, городского округа и поселения, являющегося административным центром муниципального района, теперь возглавит глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту.

Решение о назначении на должность главы местной администрации будет приниматься депутатами представительного органа муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Кроме того, вносятся изменения по составам комиссий для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации: половина конкурсной комиссии в муниципальном районе и городском округе будет назначаться представительным органом муниципалитета, а другая половина – главой администрации (губернатором) края.

Таким образом, меняется формат формирования исполнительной ветви указанных муниципалитетов, в результате чего усиливается роль и значение местных депутатов, которые на основании постоянной связи с избирателями будут не только непосредственно назначать главу местной администрации, но и контролировать его работу.

Также Законом терминология отдельных норм краевого Закона «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» приводится в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе вводятся нормы, предусматривающие возможность преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением.

Следует отметить, что Закон содержит переходные положения, предусматривающие поэтапный переход к новым формам организации местного самоуправления в крае, в том числе:

– сохраняются полномочия действующего председателя представительного органа муниципалитета до избрания главы из состава представительного органа;

– с учетом требований избирательного законодательства определен день истечения срока полномочий глав конкретных муниципалитетов, избранных до вступления в силу принятого Закона;

– сделаны уточнения об избрании главы муниципального образования и назначении главы местной администрации в случае досрочного прекращения полномочий главы, избранного до вступления в силу принятого Закона, а также о временно исполняющих обязанности главы муниципалитета и главы местной администрации.

Правовое управление

Законодательного Собрания Краснодарского края

Тел. для справок: 268-25-77, 268-40-75

правовая азбука капитального ремонта

Рубрика в помощь

С.А. Хобленко, заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства:

– В конце прошлого года собственники квартир в многоквартирных домах получили квитанции на оплату ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в размере 5 рублей 32 копейки за один квадратный метр общей площади принадлежащего им помещения. Задолго до этого кубанцам было предложено выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов: на счете регионального оператора или на специальном счете. Эта программа начала реализовываться, большинство людей понимают, что их имущество никто, кроме них, в порядок не приведет, содержать его не будет.

Закон о проведении капремонта затрагивает каждого собственника. Но пока далеко не каждый понял все тонкости, связанные с формированием и расходованием средств фонда. Об этом свидетельствует и почта, поступающая в адрес Законодательного Собрания края. Люди беспокоятся о том, не исчезнут ли их средства, будут ли отремонтированы вовремя дома. Чтобы во всех деталях рассказать, как будет работать система по капитальному ремонту многоквартирных домов, на страницах информационного приложения к краевым, городским и районным газетам «В Законодательном Собрании Краснодарского края» вводится новая рубрика «Правовая азбука капитального ремонта». В ней будут публиковаться материалы, разъясняющие порядок использования средств фонда капитального ремонта, кто будет осуществлять контроль за его формированием и использованием, в какой очередности будут ремонтироваться дома, за что отвечает региональный оператор. Надеюсь, эти консультации дадут исчерпывающую информацию и помогут собственникам разобраться в новой системе.

Новое в законодательстве

Новые требования по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок его финансирования определены разделом IX Жилищного кодекса РФ и принятым в соответствии с ним Законом Краснодарского края от 1 июля 2013 года № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края».

В основу новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов положена обязанность собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Проведение капитального ремонта многоквартирных домов согласно Жилищному кодексу РФ должно осуществляться в рамках единой региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включающей все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. При этом в случае соответствия многоквартирного дома указанным требованиям согласие собственников помещений в таком доме для включения дома в региональную программу капитального ремонта не требуется.

Во исполнение действующего законодательства постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 года № 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014–2043 годы (на 30 лет).

На территории Краснодарского края собственники помещений в многоквартирных домах согласно законодательству должны оплачивать взносы на капитальный ремонт с ноября 2014 года. Минимальный размер таких взносов на территории края установлен законом края в размере 5 рублей 32 копейки на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, что составляет 70 процентов от размера федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на один квадратный метр общей площади жилья в месяц, установленного на 2014 год для Краснодарского края постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 года № 146 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013–2015 годы».

До 1 июля 2014 года собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо было на общих собраниях выбрать один из следующих способов формирования фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет дома или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок (например, не открыли счет в кредитной организации), орган местного самоуправления городского округа или поселения принимает решение
о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора.

Обязанность оплаты собственниками помещений в многоквартирных домах ежемесячных взносов на капитальный ремонт предусмотрена федеральным законодательством (ст. 153 Жилищного кодекса РФ). В случае неуплаты собственниками помещений таких взносов взыскания по их оплате будут производиться в судебном порядке. От оплаты взносов освобождены собственники помещений в многоквартирных домах, не включенных в региональную программу.

Взносы на капитальный ремонт в случае, если в настоящее время ремонт дома не требуется, накапливаются на будущие ремонты.

Необходимо отметить, что взносы на капитальный ремонт обязаны оплачивать, в том числе, собственники помещений дома, недавно сданного в эксплуатацию.

Если в многоквартирном доме имеются жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма из государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда, расходы по оплате за капитальный ремонт несут собственники данных жилых помещений – муниципалитет, Краснодарский край, Российская Федерация.

Средства, оплачиваемые собственниками помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, являются целевыми и могут быть направлены только на оплату работ по ремонту многоквартирного дома.

Для получения более подробной информации по вопросу оплаты взносов на капитальный ремонт рекомендуем обратиться к региональному оператору капитального ремонта – некоммерческой организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», (тел. 298-00-01, 298-07-77, г. Краснодар, ул. Северная, 324, литер Н, 6 этаж, адрес электронной почты – info@kapremont23.ru, сайт – www.kapremont23.ru).

Также можно ознакомиться с текстами нормативных правовых актов и региональной программой по капитальному ремонту многоквартирных домов на сайте департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (http://www.gkh-kuban.ru) в разделе «Региональная система капремонта».

Для собственников квартир взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома входит в состав платы за жилое помещение.

Таким образом, все категории граждан, на которых распространяются льготы на оплату за жилое помещение, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством края (в том числе ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие категории граждан), имеют право на предоставление льгот по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт (денежные компенсации).

Кроме того, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ граждане имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения (куда входит и плата на капитальный ремонт) и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В целом в Краснодарском крае эта доля составляет 22 процента, в городе Краснодаре – 15 процентов, а для многодетных семей – 10 процентов, в городе Новороссийске – 19 процентов, а для многодетных семей – 15 процентов.

При этом необходимо отметить, что для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В случае, если граждане имеют право на получение льгот по оплате за жилое помещение или субсидий, им необходимо обратиться в управления социальной защиты граждан по месту жительства.

Правовое управление Законодательного

Собрания Краснодарского края

Тел. для справок: 268-53-57, 268-40-

Оптово-розничные цены

на сельскохозяйственную продукцию, произведенную в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальными предпринимателями на территории Краснодарского края

Комитет Законодательного Собрания края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка организует наблюдение и ежемесячную публикацию средних оптовых и розничных цен, по которым осуществляется реализация продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями, личными подсобными и крестьянскими хозяйствами в Краснодарском крае.

Приведенные данные представлены министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и департаментом потребительской сферы Краснодарского края и отражают состояние цен на дату публикации.

Наименование продукции

Закупочная, оптовая цена (за 1 кг – руб.)

Цена продукции, реализуемой на рынке (за 1 кг – руб.)

Молоко (за 1 кг базисной жирности 3,4%)

16,0-17,0

35-40 (фермерское, бочковое)

КРС (в живом весе):

коровы от 450 кг и выше

50-55


коровы от 400 до 450 кг

45-50


коровы от 350 до 400 кг

40-45


коровы от 300 до 350 кг

35-40


молодняк свыше 450 кг

85-90


молодняк от 400 до 450 кг

80-85


молодняк от 350 до 400 кг

75-80


молодняк от 300 до 350 кг

70-75


куры (мясо)

90-120

150-180

утки (мясо)

150-170

200-250

гуси (мясо)

150-160

220-300

индейка (мясо)

150-180

240-300

кролики (мясо)

150-160

260-320

Продукция растениеводства, закупаемая ООО «Изумрудный город» (8861) 228-96-93):

морковь

18

20-35

лук свежий

15

25-30

картофель

20

25-45

свекла столовая

15

15-25

салат свежий

200

180-200

зелень (укроп, петрушка)

200

150-200

помидоры закрытого грунта

100-105

огурцы закрытого грунта

80-110

опыт

ТОС как гарант благополучия

По итогам учрежденного кубанским парламентом краевого конкурса лучшим органом территориального общественного самоуправления в 2013 году признан ТОС «Самурский» Новополянского сельского поселения Апшеронского района. За первое место самурчане получили пятьсот тысяч рублей на благоустройство и развитие станицы.

Этот ТОС создан всего несколько лет назад, но полезных дел в его активе уже немало. Объединиться неравнодушные жители решили для того, чтобы улучшить условия своей жизни. Бюджет поселения небольшой, а многое хочется поменять, не дожидаясь финансирования сверху. На общем собрании выбрали председателем А.Л. Прокопенко и, не теряя времени, с чувством патрио-тизма и любви к своему дому совместно с главой Новополянского сельского поселения А.В. Кусакиным приступили к работе. Начали с простого – уборки территории, побелки деревьев, стали лучше ухаживать за памятниками. Потом решили своими силами ремонтировать дороги.

– Самое трудное в нашем деле – сделать первый шаг, – говорит А.Л. Прокопенко. – А когда люди видят, что ты действительно работаешь, они тоже подключаются, помогают. Несмотря ни на что, мы не опускаем руки, а двигаемся дальше.

Под словом «дальше» Александр Леонидович подразумевает активную и результативную деятельность во благо станицы и ее жителей.

Члены ТОСа стараются уделять много внимания ветеранам и престарелым, проводят работу среди молодежи. Регулярно полным составом выходят на субботники. Администрация поселения всегда идет им навстречу, выделяет необходимые материалы, помогает всем, чем может. Не остаются в стороне и депутаты, предприниматели.

Для детей, чтобы они не были предоставлены сами себе, заинтересовались полезным делом, самурчане создали автомотоклуб широкого профиля. Помимо того, что ребята здесь вместе со взрослыми изучают разную технику, они еще и в походы ходят, занимаются туризмом. Сейчас организаторы ищут спонсоров, которые смогут подарить несколько неликвидных мотоциклов, а может быть, даже автомобиль. Делают дорогу, пригодную для занятий. Одна из главных задач клуба – познакомить молодых с устройством транспортных средств, дать им необходимые навыки, привить основы безопасности, чтобы в будущем ребята могли получить автоправа и сесть за руль.

Совместно со станичниками тосовцы собрали большую библиотеку самых популярных изданий – от детской литературы до любовных романов и детективов. Также есть большой выбор книг по выращиванию сельскохозяйственных животных и растений, которые сейчас стали пользоваться повышенным спросом.

Усилиями жителей пополняется и коллекция музея, посвященная, в основном, истории казачества. Много материалов, связанных с Великой Отечественной войной, другими ратными событиями. Среди редких экспонатов есть даже ядра времен обороны Севастополя (Крымская война), которым более 160 лет.

Еще одна интересная находка ТОСа «Самурский» – налаженный своеобразный взаимообмен между жителями станицы. У каждого в семье есть ненужные вещи, которые обычно накапливаются и в итоге выбрасываются, а это неправильно, ведь кому-то они необходимы. Вот и задумали самурчане создать место, где можно оставить ненужную вещь и взять то, что понравится и будет полезным. Самые востребованные здесь детские вещи, чаще других взаимообменом пользуются молодые родители.

Вполне по силам станичникам оказалось и другое нужное дело. Учитывая, что пожарная машина добирается до здешних мест минут за 20–30, самурчане организовали свою добровольную пожарную дружину. Первое боевое крещение получили, когда оперативно потушили лесной пожар. Пригодились огнеборцы и в других нештатных ситуациях.

Так как крупных производств в округе нет, местные жители стараются развивать личное подсобное, фермерское хозяйство. ТОС всячески этому способствует, помогает тем, кто не сидит сложа руки. Селяне выращивают кроликов, птицу, коз, наращивают растениеводство, для чего ставят новые теплицы. Хотят производить экологически чистые продукты не только для себя, но и на продажу. Это – хорошее подспорье семьям в финансовом отношении. Планируют серьезно заняться пчеловодством, также есть люди, готовые разводить лошадей. На общем собрании решено шире использовать коневодство для нужд казачества.

Есть, конечно, и немало проблем, но постепенно они решаются. Остается проблемной ситуация с Интернетом и телефонной связью. Зато улучшилось положение с пассажирскими перевозками: автобус стал чаще заходить в станицу, преобразились улицы и дороги, появляются новые объекты благоустройства.

В основе работы – костяк активистов. Тосовцы благодарны жителям Самурской за проявленное ими неравнодушие, за активную жизненную позицию, желание сделать что-то хорошее для своей родной земли. Именно от их кропотливого и порой тяжелого труда зависит успешное процветание Самурской.

– Работы по благоустройству мы не прекращаем никогда, – говорит заместитель председателя ТОС В.И. Значковский, активный общественник, заряжающий своей энергией народ на субботниках и других совместных работах. – Большую помощь оказывает нам глава поселения. Мы все хотим, чтобы наша станица была лучше, чтобы можно было пройти и проехать по улицам в любую погоду.

– Не секрет, что работа напрямую с населением является одной из самых сложных, – рассказывает глава Новополянского сельского поселения А.В. Кусакин.– У каждого жителя свой характер и претензии, сложно учесть все устные и письменные пожелания. ТОСы и квартальные помогают в этом. Всегда легче определить проблему, поставить задачи, выбрать пути решения, общаясь с одним человеком, представляющим большой коллектив. Одним из самых активных помощников стал для меня председатель ТОСа «Самурский» Александр Леонидович Прокопенко.

– Если мы будем так же держаться и дальше, то, безусловно, можем рассчитывать на новые победы. А останавливаться мы не собираемся, – уверен председатель ТОСа. – Мне бы хотелось, чтобы на нашем примере поднимались и другие поселки, станицы, не боясь конкуренции с более крупными населенными пунктами.

Чувствуется, что жители вдохновились, видя активную работу своего ТОСа. Говорят, что им стало легче, многие, как признаются, поверили в свои силы.

П.Ю. АРЕСКИН,

корреспондент газеты «Апшеронский рабочий».

На снимке: глава поселения А.В. Кусакин и председатель ТОС А.Л. Прокопенко.

консультирует юрист

Земля для многодетных: по новым правилам

С 1 марта 2015 года вступает в силу Закон Краснодарского края «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Концепция действующего законодательства, связанного с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей (далее – граждане), земельных участков на территории Краснодарского края, не изменилась: первоначально граждане получают земельный участок в аренду, строят на нем жилой дом, и только после возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом вправе оформить земельный участок в собственность бесплатно.

Вместе с тем к действующим условиям предоставления земельного участка гражданам добавилось два новых условия: гражданин должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), а также дети гражданина не должны быть переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая назначения ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам родители не могут исполнять свои родительские обязанности (например, в случае болезни родителей, их командировки).

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских и сельских поселений (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения), городских округов. В случае отсутствия в городских и сельских поселениях утвержденных правил землепользования и застройки поселения земельные участки гражданам предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят такие поселения.

Законом установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду. Для постановки на учет гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту жительства (форма заявления о постановке на учет определена в приложении к Закону) с приложением документов (в том числе паспорта гражданина; судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации гражданина на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, или в случае наличия спора о месте регистрации; документов, подтверждающих наличие у гражданина трех и более детей на момент подачи заявления; свидетельства о браке в случае несовпадения фамилии гражданина и ребенка (детей); справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации).

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края сверяют представленные гражданами для постановки на учет копии документов с их оригиналами и принимают решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке его на учет по основаниям: представление неполного пакета документов; несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям для предоставления земельных участков; уже принято решение о предоставлении другому родителю в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей.

Органы местного самоуправления формируют перечни земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам. После ознакомления с перечнем и местоположением земельного участка гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление (по форме согласно приложению 2 к Закону) только на один земельный участок.

В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду либо об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа. Гражданин, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.

Правовое управление Законодательного

Собрания Краснодарского края

Тел. для справок:

268-45-66, 268-40-75